Мода и красота древних цивилизаций
Мода и красота древних цивилизаций
Внимательные исследователи прошлого часто убеждаются в том, что наши представления об "отсталости" древних цивилизаций, мягко говоря, неправильны. Многое из того, что кажется нам исключительно современным либо вошедшим в быт относительно недавно, на самом деле было известно очень давно. Правда, не всюду на Земле цивилизации были достаточно развитыми - вот нынешняя глобализация действительно не имела аналогов. Одним словом, часто известные предметы повседневного обихода предстают перед нами в неожиданном ракурсе.
Современницы не всегда ясно представляют себе, сколь давними являются, в частности, традиции украшать себя. Начнем с косметики. В Древнем Египте уже пользовались черной тушью для ресниц, причем не только женщины, но и мужчины. Кроме того, были уже и тени для век на основе зеленой ляпис-лазури. Самые большие модницы использовали разные цвета для верхних и нижних век. Так, Клеопатра, по свидетельствам современников,подводила нижние веки желто-зеленой краской,а верхние - голубой. Косметические наборы находят в гробницах, относящихся к времени, отстоящем от нашего более чем на четыре тысячи лет. В том же Древнем Египте женщины красили хной ногти. В кожу втирали желтую охру, в щеки - красную. Мужчины тоже втирали охру в кожу, но использовали оранжевые оттенки, чтобы казаться более смуглыми.
Вообще в древности самыми популярными были охристые тона. В Древней Персии мужчины красили бороды в огненно-красный цвет. Так что современная иранская хна имеет древнюю историю. Не везде косметические рецепты были столь безобидными. Так, сначала жители древних городов долины Инда, а затем и римляне применяли для отбеливания кожи лица свинцовые белила, которые весьма токсичны. Выражение "голубая кровь" применительно к представителям знати нам теперь кажется восходящим к временам Средневековья. Но это не так - еще в Древнем Риме была мода подкрашивать места, где на запястье просматриваются кровеносные сосуды, голубой краской. Вряд ли нашим современникам покрытые свинцовыми белилами лица знатных римлянок, с аяыми губами, черными бровями и голубыми прожилками крупных сосудов, показались бы привлекательными... Но вкусы, как известно, меняются. К тому же о них не принято спорить. Случались в Древнем Риме и нестандартные истории. Так, небезызвестный император Гелиогабал не только пользовался женской косметикой, но и ввел в нее "усовершенствования": он красил губы голубой краской, ступни ног окрашивал хной, в вокруг его глаз сверкали круги из голубой и золотой краски. Неудивительно, что этому размалеванному властителю в конце концов перестали подчиняться, и он был убит. Вообще некоторая изнеженность элиты римской империи сыграла с ней злую шутку - сначала завивавшиеся и красившиеся римляне передоверили охрану границ империи наемникам из покоренных народов, а затем потеряли и власть.
Однако падение Рима не остановило самоприукрашивание. Уже через несколько столетий мода на косметические ухищрения вновь вернулась. Появились даже специализированные салоны красоты. Они обычно ассоциируются с нашим временем. Однако уже в 840 году на территории Кордовского халифата приехавший на Пиренеи из Багдада музыкант по прозвищу Черная Птица организовал курсы, на которых учили приемам, которыми ныне пользуются визажисты и стилисты. Правда, развитие моды в Средневековой Европе периодически прерывалось гонениями.
А как шли дела в эти же века в других краях? Как правило, моде не препятствовали. Особенно своеобразными, как и другие стороны их цивилизации, были косметические предпочтения дам из Мезоамерики. Там популярным был желтый цвет лица. Поэтому ацтекские дамы прожаривали и перетирали в порошок мелких насекомых, а затем готовили из этого вещества воскоподобный крем, которым и натирали свои щеки.
Но вот лицу придан нужный цвет. Однако прическа, возможно, еще недостаточно хороша. Да еще волосы кое-где мешают...
Издревле дамы выщипывали волосы на теле, используя пинцеты. Они уже в Древнем Риме входили в косметические наборы. Мужчины также осваивали методы избавления от излишних волос. Например, в Древней Греции такая мода пошла со времен Александра Македонского. В Древнем Египте мода на бритых мужчин появилась еще раньше. Даже не знавшие колеса и изделий из железа цивилизации Мезоамерики использовали бритвы, которые изготавливали из вулканического стекла - обсидиана. Впрочем, именно из обсидиана там делали и кинжалы... Ношение бород или их бритье часто регламентировалось. Так, римляне начинали бриться ровно в 21 год. Не брить бороды имели право только солдаты и философы. В более поздние времена, как известно, солдат, напротив, брили - все течет, все меняется...
Бритье бород не мешало пользоваться париками. В Древнем Египте у мужчин они были даже более пышными, чем у женщин. Наиболее крупные парики изготавливали, сочетая человеческие волосы в верхней части изделия с волокном, приготовленным из ветвей финиковой пальмы, которое "создавало объем". Парики завивали, а получавшиеся колечки закрепляли с помощью пчелиного воска. Мода на парики распространялась "сверху" - сначала такие украшения на голове носили только фараоны и жрецы, затем - представители знати, а еще позднее - и простые граждане. Фараону полагалось иметь и искусственную бороду. Когда фараоном была женщина по имени Хатшепсут, то и ей на официальных церемониях приходилось нацеплять искусственную бороду - фараон должен был быть бородатым.
Современные исследователи полагают, что мода на парики широко распространилась именно из Древнего Египта. Впрочем, в других странах парик часто был характерен только для артистов или "дам полусвета". Скажем, в Древней Греции рыжий парик был обязателен для комического персонажа, светлый - для положительного, черный - для негодяя. В Риме парики были "визитной карточкой" дам из тамошних публичных домов - лупанариев. Ценились светлые парики, волосы для которых привозили из завоеванных германских земель. Кстати, черные волосы для париков экспортировали из Индии, откуда их и поныне массово ввозят в Европу. Так что даже характерные направления торговых потоков не меняются тысячелетиями. Носили парики и римляне, включая многих императоров.
Раннее христианство осуждало парики, как и все неестественное. В 692 году на Константинопольском соборе было даже произведено массовое отлучение от церкви за ношение париков. В Средние века церковники также осуждали и парики, и косметику. Этими средствами украшения пользовались чаще всего артисты, которых, впрочем, тоже осуждали. Реформация возродила моду на парики в среде знати. Уже в XVI веке английская королева Елизавета I имела коллекцию из 80 париков. А о моде на парики во Франции XVII века, когда их стали носить и все знатные мужчины, мы все прекрасно знаем по экранизациям романов А. Дюма.
Однако вернемся в древние времена. На все собственноручно созданное великолепие начиная от пышного парика и подведенных бровей до крашенных охрой ногтей надо было, естественно, посмотреть в зеркало.
Со стеклянными зеркалами в далекой древности еще не были знакомы, однако они появились уже в Римской империи. Сначала их прикрепляли к тонкому металлическому листу и еще не умели полировать. Поэтому изображение было не очень четким, и полированные металлические зеркала ценились куда больше. На закате Рима в галльских землях изобрели полукруглые зеркала - разрезали стеклянный шарик, предварительно для прочности вплавив в него капельки свинца. Получалось что-то вроде заполненной блестящей ложки - смотрелись в ее тыльную сторону. Почему же мы ассоциируем стеклянные зеркала с современностью? Все очень просто - в отличие от большинства военных новинок зеркала, видимо, были не столь уж нужны завоевавшим Западную Римскую империю бородачам (варвар - от латинского "бородатый"). И о них прочно забыли. Когда секретами изготовления стеклянных зеркал овладели в Венеции (XIII век), венецианцы сумели надолго удержать за собой монополию на это производство, собрав мастеров на острове. На Руси венецианское стекло называли "леденецким". А стеклянные бусы ценились иногда даже больше, чем бусы из драгоценных и полудрагоценных камней.
Во что же смотрелись модницы и модники, как до изобретения стеклянных зеркал в Римской империи, так и после временного исчезновения этих изделий? Разумеется, в зеркала из отполированной бронзы. Разве что в Мезоамерике опять все было не как у всех - применяли черные зеркала из отполированного до блеска обсидиана. Даже в глазах идолов сверкали черные полированные обсидиановые зрачки. Для магических целей это, видимо, лучше. Но страшновато вглядываться в такую бездонную черноту модницам...
В Старом Свете уже пять тысяч лет назад смотрелись в бронзовые или медные зеркала - и в Древнем Египте, и в городах долины Инда. Несколько позднее такие зеркала стали изготавливать и в Древнем Китае. Причем китайские зеркала славились в течение многих столетий - их, в частности, в Средние века ввозили на Русь через Среднюю Азию. Китайские мастера снабжали свои изделия изящными ручками, выполненными весьма искусно. Впрочем, ручными бронзовыми зеркалами славились и этруски, и кельты. Последние часто гравировали свои изделия, помещая на их обратной стороне многочисленные спиралевидные узоры - кельтские символы времени.
Вернемся к более привычным нам культурам. Древнеегипетская или древнеримская модница, будучи вполне удовлетворенной своим внешним видом, должна была подумать еще и об ароматах. Чтобы избавиться от необходимости часто пользоваться духами, древние египтянки применяли весьма оригинальный метод. На парик водружал и кусок ароматизированного жира, сделанный в виде твердого конусообразного украшения. Такая "ароматическая свечка" постепенно таяла под лучами жаркого солнца, жир растекался не только по волосам парика, но и по плечам, покрывая тело пахучим составом. Как видно, выдержка у тогдашних красавиц была куда большей, чем у часто падавших в обморок средневековых дам,
Греки и римляне применяли более привычные способы ароматизации. Очень любили благовония в Китае и Индии, любят там их и ныне. Однако запахи незримы, и теперь нам трудно судить о том, насколько они сочетались с внешностью древних людей, которую мы можем оценить благодаря сохранившимся фрескам, росписям и скульптурам. Поэтому завершим наше краткое путешествие афоризмом, напоминающим о том, что не стоит давать излишнюю волю собственному тщеславию и придавать внешности слишком большое значение. Вольтер: "Самолюбие есть надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают".
Опубликовано 19 марта 2008 | Комментариев 0 | Прочтений 9421

Ещё по теме...
Добавить комментарий