По настоящему ужасающие ветхозаветные Ангелы
Что-то древнее, безмолвное, находящееся сразу в десятке измерений и предвидящее все твои шаги наперёд. Нечто, похожее на создателя и одновременно на разрушителя. Нечто, что может причинить тебе вред, но даже не пытается этого сделать.
О чём идёт речь? Сначала может показаться, что мы описываем одного из монстров Говарда Лавкрафта, но на самом же деле - это «ветхозаветных ангелов», которых вы могли видеть на многочисленных мемах...
Согласно библейскому представлению все бытие состоит из двух сфер: неба и земли. Земля представляет собой область видимого бытия, где обитает все живое. Над нею же высится свод небесный, обиталище Творца. Небо представляет собой не тот космос, который мы способны наблюдать, а мир незримый, противоположный миру видимому, то есть земле. Творца в небесах окружают ближайшие к нему существа, орудия выполнения Его воли в мире. Ангельские чины. Об ангелах, или же, согласно переводу с греческого, посланниках Божественной воли будет наше повествование.
Точного ответа на вопрос о появлении ангельских чинов нет, так как в Ветхом завете нет прямого указания на это. Существует несколько точек зрения относительно момента сотворения ангелов. Блаженный Августин утверждал, что создание ангелов приходится на первый день творения, то есть совпадает с моментом сотворения света. В его трактовке ангелы представляют собой «умный свет Божественного». Великие отцы Церкви, такие как Св. Василий Великий, Иоанн Богослов, Амвросий Медиоланский и Григорий Богослов, полагали, что ангельские чины существовали до сотворения мира – эта версия так или иначе согласуется с первой книгой Бытия.
В Библии присутствуют описания отдельных ангелов и ангельских чинов, но отсутствует их иерархическая структура. Одну из первых классификаций ангельских чинов можно найти в Третьей книге Еноха, которая не относится к священным текстам, а является апокрифом. Однако данный текст не был широко известен – куда большее распространение получил труд Псевдо-Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии», в котором автор создал классификацию с довольно подробным описанием предназначений и образов ангельских чинов. Этот труд значительно повлиял на развитие схоластики и богословия Восточной Православной церкви. Автор изначально оговаривает, что изображения ангелов не могут быть достоверны, так как человеку не дано увидеть существо небесного мира и постигнуть его суть: «Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа.» (О Небесной иерархии. Гл. 1.) Забегая вперед, следует также упомянуть, что согласно Псевдо-Дионисию даже не все небесные существа способны лицезреть друг друга – это объясняется иерархией ангельских чинов и их приближенностью к Богу.
Из этого можно сделать вывод, что ангел не может открыть свою истинную форму человеку, чье существо, чувства и органы восприятия принадлежат только миру земному, в котором нет средств познать ангельскую сущность. Ангелы принадлежат другому измерению, даже когда являются людям в той или иной форме. Тем не менее, ангелы открывают свое естество людям одним из двух способов: первый – через видение пророка, провидца или святого – то есть через опыт человека, принадлежащего высшему уровню; другой – через изолированное откровение обычного человека, внезапно получившего привилегию получать благодать верховных сфер.
Когда такой человек или пророк каким-то образом переживает реальность ангела, его восприятие, ограниченное человеческими чувствами, остается привязанным к материальным структурам, и его язык неизбежно стремится к выражению реальных или воображаемых физических форм. Поэтому, когда пророк пытается описать или объяснить другим свой опыт встречи с ангелом, это описание граничит с жутким и фантастическим. Такие термины, как «крылатое создание небес» или «глаза верховной колесницы», могут быть только бледным и едва приближенным к сущности представлением того, что было явлено. Искажение восприятия неизбежно, так как этот опыт принадлежит другому царству с иной системой образов. Описание обязательно будет антропоморфным, и для его изложения человеку придется пользоваться несовершенными инструментами, которые априори неспособны передать природу небесных созданий.
Теперь перейдем к описанию иерархии небесных существ. Согласно Псевдо-Дионисию существует девять ангельских чинов, которые разделяются на тройственные степени: «Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу (Ис. VI, 2, 3. Иезек. I.), теснее и без посредства прочих с Ним соединены: ибо святейшие Престолы, многоочитые и многокрылатые чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Священного Писания, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу. Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы; третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал.» (О Небесной иерархии. Гл. 4.)
Начнем с описания и характеристики чинов первой триады. Первыми и наиболее близкими к Творцу являются Херувимы. Одно из первых упоминаний о Херувимах в Библии приходится на Книгу Бытия, а именно – на момент изгнания Адама и Евы из рая: «И пристави Херувима, и пламенное оружие, обращаемое хранити путь древа жизни. Нет сомнения, по устроению небесных Властей и в видимом раю была некоторая огненная стража при посредстве ангельского служения» (Быт. 3:24.). В псалмах Давида Херувимы упоминаются как средство передвижения: «Воссел на Херувимов и полетел.» (Пс. 17:11.) Пророк Иезекииль говорит о Херувимах как об удивительных живых существах, с трудом поддающихся словесному описанию: «из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол.» (Иез. 1, 4-28.)
Следующими в триаде первых чинов являются серафимы. В Библии они упоминаются лишь однажды в описании видения пророка Исаии, где были представлены как шестикрылые существа, окружавшие Божественный престол: «…у каждого из них по шесть крыльев: двумя они закрывают свои лица, двумя — ноги, двумя летают. Серафимы окружают престол Господа и, не умолкая, поют песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его.» (Ис. 6:2.)
Помимо Херувимов и Серафимов к первой триаде принадлежат также Престолы. Изначально данный ангельский чин представлял собой часть атрибутики Херувимов, подтверждение чему можно встретить в описании видения пророка Исаии: «все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей.» (Иез. 10, 12.) О некоторой несамостоятельности данного чина свидетельствуют существующие вариации их наречения: Троны и Офанимы (офаним переводится с еврейского как «колесо»).
Изображаются Престолы в виде переплетенных огненных колец с крыльями и глазами, и, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, служат Творцу подножием для осуществления верховного правосудия. Поэтому они живут там, где материальные вещи начинают обретать форму. В христианстве тронный ангел помогает низшим ангелам получить доступ к Богу. Следовательно, они являются своего рода посланниками между Богом и ангелами, живущими в нижних сферах, а также восстанавливают и поддерживают божественную справедливость в высшей сфере. Но их самая главная миссия – внушать веру.
Первое упоминание Престолов относят к книге пророка Иезекииля, в первой главе которой описывается явление тетраморфного Херувима в их окружении: «4 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, 5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; 6 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; 7 а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. 8 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; 9 и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. 10 Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. 11 И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. 12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. 13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. 14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. 15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. 16 Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их, и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. 17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. 18 А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. 19 И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. 20 Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. 21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. 22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. 23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.» (Иез. 1:4-23.) Именно это видение стало основой представления о ветхозаветных ангелах как о существах, не имеющих ничего общего со стереотипным и обывательским образом ангела.
В апокрифической Третьей книге Еноха также имеется описание ангельской иерархии, где отдельная глава посвящена престолам (офанимам): «(1) Над ними князь великий, приводящий в трепет, могучий, возвышенный, выдающийся, ужасающий, умудренный и сильный: его имя Офанниэл. (2) У него шестнадцать ликов, по четыре с каждой стороны, и по 100 крыльев с каждой стороны. У него 8766 глаз, соответственно числу часов в году, [232] по 2191 — с каждой стороны. (3) В каждой паре глаз на каждом лике сверкают молнии; из каждого глаза пылают факелы (огня), и никто не может смотреть [233] на них, ибо, кто взглянет на них, тотчас будет сожжен. (4) Высота его тела — на 2500 лет ходьбы; глазом его нельзя обозреть. Ни одни уста не могут выразить могучую силу его мощи, только лишь (может) Царь царей над царями, Святой, будь Он Благословен. (5) Почему его зовут Офанниэл? Потому что он назначен управлять офаннимами, [234] и офаннимы доверены его попечению.» (3 Енох 25:1-5.)
Вторую триаду ангельских чинов составляют Господства, Силы и Власти. Описание данных ангелов не встречается в Священном Писании, но имеется в труде Псевдо-Дионисия. Иконография ангелов второй триады четко не утверждена.
Последняя триада наиболее приближена к земному миру, поэтому ангельские чины максимально похожи на людей, к ним относятся Начала, Ангелы и Архангелы. Иконография ангелов является наиболее простой – их изображения можно встретить в катакомбных церквях периода раннего христианства. Некоторые ангелы изображались даже без крыльев и были максимально похожи на людей, однако в дальнейшем их символическая атрибутика стала более богатой. Помимо внешности прекрасных юношей и могучих крыльев им добавили зерцало, в котором могли изображать как лик самого Христа, так и его монограмму, а также трубы, свитки, жезлы и так далее.
Следует помнить, что иконографические изображения ангелов формировались постепенно, в некоторых случаях это могло происходить случайно или вследствие неправильного перевода священных текстов. Помимо этого, как уже было сказано ранее, форма представления ангельских чинов в мире земном не является абсолютной, так как истинную сущность божественных посланников не дано постичь ни разумом, ни слабыми и ограниченными человеческими органами чувств.
О чём идёт речь? Сначала может показаться, что мы описываем одного из монстров Говарда Лавкрафта, но на самом же деле - это «ветхозаветных ангелов», которых вы могли видеть на многочисленных мемах...
Согласно библейскому представлению все бытие состоит из двух сфер: неба и земли. Земля представляет собой область видимого бытия, где обитает все живое. Над нею же высится свод небесный, обиталище Творца. Небо представляет собой не тот космос, который мы способны наблюдать, а мир незримый, противоположный миру видимому, то есть земле. Творца в небесах окружают ближайшие к нему существа, орудия выполнения Его воли в мире. Ангельские чины. Об ангелах, или же, согласно переводу с греческого, посланниках Божественной воли будет наше повествование.
Точного ответа на вопрос о появлении ангельских чинов нет, так как в Ветхом завете нет прямого указания на это. Существует несколько точек зрения относительно момента сотворения ангелов. Блаженный Августин утверждал, что создание ангелов приходится на первый день творения, то есть совпадает с моментом сотворения света. В его трактовке ангелы представляют собой «умный свет Божественного». Великие отцы Церкви, такие как Св. Василий Великий, Иоанн Богослов, Амвросий Медиоланский и Григорий Богослов, полагали, что ангельские чины существовали до сотворения мира – эта версия так или иначе согласуется с первой книгой Бытия.
В Библии присутствуют описания отдельных ангелов и ангельских чинов, но отсутствует их иерархическая структура. Одну из первых классификаций ангельских чинов можно найти в Третьей книге Еноха, которая не относится к священным текстам, а является апокрифом. Однако данный текст не был широко известен – куда большее распространение получил труд Псевдо-Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии», в котором автор создал классификацию с довольно подробным описанием предназначений и образов ангельских чинов. Этот труд значительно повлиял на развитие схоластики и богословия Восточной Православной церкви. Автор изначально оговаривает, что изображения ангелов не могут быть достоверны, так как человеку не дано увидеть существо небесного мира и постигнуть его суть: «Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа.» (О Небесной иерархии. Гл. 1.) Забегая вперед, следует также упомянуть, что согласно Псевдо-Дионисию даже не все небесные существа способны лицезреть друг друга – это объясняется иерархией ангельских чинов и их приближенностью к Богу.
Из этого можно сделать вывод, что ангел не может открыть свою истинную форму человеку, чье существо, чувства и органы восприятия принадлежат только миру земному, в котором нет средств познать ангельскую сущность. Ангелы принадлежат другому измерению, даже когда являются людям в той или иной форме. Тем не менее, ангелы открывают свое естество людям одним из двух способов: первый – через видение пророка, провидца или святого – то есть через опыт человека, принадлежащего высшему уровню; другой – через изолированное откровение обычного человека, внезапно получившего привилегию получать благодать верховных сфер.
Когда такой человек или пророк каким-то образом переживает реальность ангела, его восприятие, ограниченное человеческими чувствами, остается привязанным к материальным структурам, и его язык неизбежно стремится к выражению реальных или воображаемых физических форм. Поэтому, когда пророк пытается описать или объяснить другим свой опыт встречи с ангелом, это описание граничит с жутким и фантастическим. Такие термины, как «крылатое создание небес» или «глаза верховной колесницы», могут быть только бледным и едва приближенным к сущности представлением того, что было явлено. Искажение восприятия неизбежно, так как этот опыт принадлежит другому царству с иной системой образов. Описание обязательно будет антропоморфным, и для его изложения человеку придется пользоваться несовершенными инструментами, которые априори неспособны передать природу небесных созданий.
Теперь перейдем к описанию иерархии небесных существ. Согласно Псевдо-Дионисию существует девять ангельских чинов, которые разделяются на тройственные степени: «Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу (Ис. VI, 2, 3. Иезек. I.), теснее и без посредства прочих с Ним соединены: ибо святейшие Престолы, многоочитые и многокрылатые чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Священного Писания, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу. Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы; третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал.» (О Небесной иерархии. Гл. 4.)
Начнем с описания и характеристики чинов первой триады. Первыми и наиболее близкими к Творцу являются Херувимы. Одно из первых упоминаний о Херувимах в Библии приходится на Книгу Бытия, а именно – на момент изгнания Адама и Евы из рая: «И пристави Херувима, и пламенное оружие, обращаемое хранити путь древа жизни. Нет сомнения, по устроению небесных Властей и в видимом раю была некоторая огненная стража при посредстве ангельского служения» (Быт. 3:24.). В псалмах Давида Херувимы упоминаются как средство передвижения: «Воссел на Херувимов и полетел.» (Пс. 17:11.) Пророк Иезекииль говорит о Херувимах как об удивительных живых существах, с трудом поддающихся словесному описанию: «из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол.» (Иез. 1, 4-28.)
Следующими в триаде первых чинов являются серафимы. В Библии они упоминаются лишь однажды в описании видения пророка Исаии, где были представлены как шестикрылые существа, окружавшие Божественный престол: «…у каждого из них по шесть крыльев: двумя они закрывают свои лица, двумя — ноги, двумя летают. Серафимы окружают престол Господа и, не умолкая, поют песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его.» (Ис. 6:2.)
Помимо Херувимов и Серафимов к первой триаде принадлежат также Престолы. Изначально данный ангельский чин представлял собой часть атрибутики Херувимов, подтверждение чему можно встретить в описании видения пророка Исаии: «все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей.» (Иез. 10, 12.) О некоторой несамостоятельности данного чина свидетельствуют существующие вариации их наречения: Троны и Офанимы (офаним переводится с еврейского как «колесо»).
Изображаются Престолы в виде переплетенных огненных колец с крыльями и глазами, и, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, служат Творцу подножием для осуществления верховного правосудия. Поэтому они живут там, где материальные вещи начинают обретать форму. В христианстве тронный ангел помогает низшим ангелам получить доступ к Богу. Следовательно, они являются своего рода посланниками между Богом и ангелами, живущими в нижних сферах, а также восстанавливают и поддерживают божественную справедливость в высшей сфере. Но их самая главная миссия – внушать веру.
Первое упоминание Престолов относят к книге пророка Иезекииля, в первой главе которой описывается явление тетраморфного Херувима в их окружении: «4 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, 5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; 6 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; 7 а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. 8 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; 9 и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. 10 Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. 11 И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. 12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. 13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. 14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. 15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. 16 Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их, и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. 17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. 18 А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. 19 И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. 20 Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. 21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. 22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. 23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.» (Иез. 1:4-23.) Именно это видение стало основой представления о ветхозаветных ангелах как о существах, не имеющих ничего общего со стереотипным и обывательским образом ангела.
В апокрифической Третьей книге Еноха также имеется описание ангельской иерархии, где отдельная глава посвящена престолам (офанимам): «(1) Над ними князь великий, приводящий в трепет, могучий, возвышенный, выдающийся, ужасающий, умудренный и сильный: его имя Офанниэл. (2) У него шестнадцать ликов, по четыре с каждой стороны, и по 100 крыльев с каждой стороны. У него 8766 глаз, соответственно числу часов в году, [232] по 2191 — с каждой стороны. (3) В каждой паре глаз на каждом лике сверкают молнии; из каждого глаза пылают факелы (огня), и никто не может смотреть [233] на них, ибо, кто взглянет на них, тотчас будет сожжен. (4) Высота его тела — на 2500 лет ходьбы; глазом его нельзя обозреть. Ни одни уста не могут выразить могучую силу его мощи, только лишь (может) Царь царей над царями, Святой, будь Он Благословен. (5) Почему его зовут Офанниэл? Потому что он назначен управлять офаннимами, [234] и офаннимы доверены его попечению.» (3 Енох 25:1-5.)
Вторую триаду ангельских чинов составляют Господства, Силы и Власти. Описание данных ангелов не встречается в Священном Писании, но имеется в труде Псевдо-Дионисия. Иконография ангелов второй триады четко не утверждена.
Последняя триада наиболее приближена к земному миру, поэтому ангельские чины максимально похожи на людей, к ним относятся Начала, Ангелы и Архангелы. Иконография ангелов является наиболее простой – их изображения можно встретить в катакомбных церквях периода раннего христианства. Некоторые ангелы изображались даже без крыльев и были максимально похожи на людей, однако в дальнейшем их символическая атрибутика стала более богатой. Помимо внешности прекрасных юношей и могучих крыльев им добавили зерцало, в котором могли изображать как лик самого Христа, так и его монограмму, а также трубы, свитки, жезлы и так далее.
Следует помнить, что иконографические изображения ангелов формировались постепенно, в некоторых случаях это могло происходить случайно или вследствие неправильного перевода священных текстов. Помимо этого, как уже было сказано ранее, форма представления ангельских чинов в мире земном не является абсолютной, так как истинную сущность божественных посланников не дано постичь ни разумом, ни слабыми и ограниченными человеческими органами чувств.
Опубликовано 26 февраля 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 1578
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: