Opus Dei: стражи веры или зловещая секта?
Образ католического ордена «Опус Деи» в настоящее время во многом сформирован под воздействием книги Дэна Брауна «Код да Винчи» и её экранизации. Но кто же они на самом деле, эти живущие в миру монахи: «диверсанты Ватикана», хладнокровные убийцы, занимающиеся ритуальными самоистязаниями, или добропорядочные христиане, ищущие в повседневной жизни свои пути к Богу?
Следы босых ног монаха
Основатель «Опус Деи» Хосе Мария Эскрива де Балагер родился в 1902 году. Помимо Хосе Марии в семье было ещё пятеро детей. Всем родители дали христианское воспитание. Ещё совсем ребёнком Хосе Мария Эскрива избежал смерти от менингита, чудом выздоровев после того, как мать отвезла его в скит Девы Торресьюдадской. Спустя несколько лет Хосе Мария увидел на снегу отпечатки босых ног и решил, что перед ним — следы монаха. Он воспринял это как знак, свидетельствующий о том, что Господь ждёт от него служения. В чём будет заключаться его миссия, Хосе Мария тогда ещё не знал, но твёрдо решил стать священником. Добившись этого, он сначала работал в деревенском приходе, затем в Сарагосе.
Позже, с разрешения епископа, он переехал в Мадрид, чтобы защитить там докторскую диссертацию по праву. 2 октября 1928 года во время молитвенного уединения де Балагер, как ему показалось, постиг волю Божью и решил основать орден «Опус Деи». По его замыслу, орден должен был дать возможность самым разным людям прийти к Богу, исполняя свой повседневный долг христианина и обыденную работу. Название «Опус Деи» возникло несколько позже, но уже с первых дней отец Хосе Мария Эскрива в записках и беседах с людьми говорил о Деле Божьем (именно так переводится и название ордена).
Спустя полтора года де Балагер во время литургии получил откровение свыше, что весть «Опус Деи» обращена не только к мужчинам, но и к женщинам. В 1933 году в столице Испании был открыт первый центр «Опус Деи» — Академия DYA, где студентам читали лекции по праву и архитектуре. Основатель ордена и его последователи распространяли весть «Опус Деи» среди молодёжи. Катехизация и уход за нищими и больными в трущобах Мадрида были немаловажной частью их работы. Хосе Мария Эскрива регулярно сообщал о своей деятельности мадридскому епископу, чьим благословением и поддержкой он заручился с самого начала.
Начавшаяся в 1936 году гражданская война стала для де Балагера временем испытаний. С небольшой группой последователей ему пришлось бежать в Андорру, откуда они переместились в Бургос. Там «Опус Деи» смог возобновить свою деятельность, которая после победы франкистов охватила всё большие города Испании. С помощью «Опус Деи» режим Франко смог опереться на поддержку технократов и экономистов, связанных с орденом. Благодарный каудильо одарил основателя ордена дворянским титулом и новым написанием его имени: отныне лидер «Опус Деи» стал зваться Хосе Мария Эскрива де Балагер и Альбас, маркиз де Перальта. Отец Хосе Мария Эскрива, кроме того, наконец-то защитил докторскую диссертацию по праву.
Крёстный путь Хосе Марии Эскрива де Балагера
В 1946 году де Балагер перебрался в Рим. Оттуда он ездил по разным европейским странам, стремясь и там положить начало деятельности ордена. «Опус Деи» получает официальное признание со стороны Папы. Этот шаг Пия XII позволил принимать в орден людей, живущих в браке и одновременно открыл туда доступ епархиальным священникам. Стараниями Хосе Марии Эскривы были открыты Римский колледж Святого Креста и На-варрский университет в Памплоне (Испания). Сам основатель ордена продолжал самосовершенствование и защитил диссертацию по богословию в Латеранс-ком университете. Он стал консультантом двух Ватиканских конгрегации, почётным членом Академии теологии и почётным прелатом его святейшества.
В 1953 году свершилось событие, уникальное для истории католицизма. Был основан Римский колледж Святой Марии, международный центр обучения женщин-членов «Опус Деи». С тех пор около 800 женщин с пяти континентов прошли там полный курс обучения, получив доктринально-богословское образование на университетском уровне. Хосе Мария Эскрива был родоначальником воистину революционных начинаний. Под конец жизни он совершил ряд «катехизаторских путешествий»: по Южной Америке, Мексике, Гватемале, Испании и Португалии. Умер де Балагер в Риме в 1975 году. К тому времени дело всей его жизни — орден «Опус Деи» — насчитывал около 60 000 человек, преимущественно разделённых на три категории: нумерарии, аггрегати и супернумерарии. Среди них было немало весьма могущественных людей, а в ордене царила железная дисциплина.
Освящение через труд
Принято считать, что «Опус Деи» — это консервативная организация, созданная, чтобы сохранить в неприкосновенности исконный католицизм. Орден действительно крайне болезненно реагирует на то, что окружающий мир, с точки зрения христианской морали, становится все более безнравственным. Зато сам метод борьбы за сохранение моральной чистоты, который избрал Хосе Мария Эскрива, воистину революционен. Ведь он посчитал, что путь к святости должен проходить не через монастырь, а через реальную жизнь со всеми её нечистотами. Попробуйте, говорил де Балагер, стать честным адвокатом, бизнесменом или журналистом. Сохранить чистоту в этом случае намного тяжелее, чем сидеть в келье, искусственно отгородившись от мира. Эскрива прекрасно понимал, что именно это — не брать взяток, не жульничать с налогами и тому подобное — куда сложнее, чем «умерщвлять плоть». Недаром один из главных символов «Опус Деи» — крест внутри круга — означает освящение мира изнутри. Впрочем, без консерватизма, в том числе в деле укрощения плоти, в ордене тоже не обходится. Подобно средневековым монахам, подвижникам «Опус Деи» рекомендуется по два часа в день носить на бедре вериги — металлические цепочки с небольшими шипами. Считается, что вериги помогают укрепить характер и дают шанс пострадать за Господа. По субботам рекомендуется некоторое время заниматься самобичеванием. Используемая для этого плётка называется «дисциплина». Сам де Балагер по молодости лет пользовался плёткой столь усердно, что стены его комнаты были забрызганы кровью.
Орден под подозрением
Зачастую вокруг деятельности ордена возникают всевозможные подозрения. Так, в 1941 году, во времена диктатуры Франко, учреждённый им трибунал для подавления масонства начал официальное расследование, базирующееся на обвинениях, что «Опус Деи» — «масонская ветвь, связанная с иудейскими сектами». Примерно годом позже своё расследование начал губернатор Барселоны Антонио Коррера Веглисон. Он вызвал к себе функционера «Опус Деи» Альфонсо Балсельса и потребовал, чтобы тот объяснил, что происходит за закрытыми дверями ордена. По воспоминаниям Балсельса, губернатор утверждал, что «Опус Деи» — это «секта иллюминатов или что-то подобное». В 1986 году итальянский парламент занимался расследованием деятельности «Опус Деи» в рамках широких национальных дебатов о подпольном влиянии на страну тайных обществ, таких как, например, скандально известная масонская ложа П-2, которую неоднократно уличали в связях с ЦРУ и террористическими «красными бригадами». В январе 1996 года французская парламентская комиссия составила список из 172 «сект» и опасных религиозных движений Франции, в число которых попал и «Опус Деи». Тем не менее, ряды «Опус Деи» продолжают шириться год от года. В настоящее время его численность перевалила за 85 000 человек, проживающих в 87 странах мира. Наибольшее их количество — 48 700 — приходится на Европу. Ещё 29 000 — на Америку. Считается, что в Перу католическая церковь полностью находится под контролем ордена. Его представительства появились в странах СНГ: Литве, Эстонии, Латвии и Казахстане. 6 октября 2002 года во время божественной литургии, отслуженной Папой Римским на площади Святого Петра в Риме, отец Хосе Мария Эскрива был причислен к лику святых. На торжественной церемонии тогда присутствовало до 300000 человек.Автор: А.Чинаев
Следы босых ног монаха
Основатель «Опус Деи» Хосе Мария Эскрива де Балагер родился в 1902 году. Помимо Хосе Марии в семье было ещё пятеро детей. Всем родители дали христианское воспитание. Ещё совсем ребёнком Хосе Мария Эскрива избежал смерти от менингита, чудом выздоровев после того, как мать отвезла его в скит Девы Торресьюдадской. Спустя несколько лет Хосе Мария увидел на снегу отпечатки босых ног и решил, что перед ним — следы монаха. Он воспринял это как знак, свидетельствующий о том, что Господь ждёт от него служения. В чём будет заключаться его миссия, Хосе Мария тогда ещё не знал, но твёрдо решил стать священником. Добившись этого, он сначала работал в деревенском приходе, затем в Сарагосе.
Позже, с разрешения епископа, он переехал в Мадрид, чтобы защитить там докторскую диссертацию по праву. 2 октября 1928 года во время молитвенного уединения де Балагер, как ему показалось, постиг волю Божью и решил основать орден «Опус Деи». По его замыслу, орден должен был дать возможность самым разным людям прийти к Богу, исполняя свой повседневный долг христианина и обыденную работу. Название «Опус Деи» возникло несколько позже, но уже с первых дней отец Хосе Мария Эскрива в записках и беседах с людьми говорил о Деле Божьем (именно так переводится и название ордена).
Спустя полтора года де Балагер во время литургии получил откровение свыше, что весть «Опус Деи» обращена не только к мужчинам, но и к женщинам. В 1933 году в столице Испании был открыт первый центр «Опус Деи» — Академия DYA, где студентам читали лекции по праву и архитектуре. Основатель ордена и его последователи распространяли весть «Опус Деи» среди молодёжи. Катехизация и уход за нищими и больными в трущобах Мадрида были немаловажной частью их работы. Хосе Мария Эскрива регулярно сообщал о своей деятельности мадридскому епископу, чьим благословением и поддержкой он заручился с самого начала.
Начавшаяся в 1936 году гражданская война стала для де Балагера временем испытаний. С небольшой группой последователей ему пришлось бежать в Андорру, откуда они переместились в Бургос. Там «Опус Деи» смог возобновить свою деятельность, которая после победы франкистов охватила всё большие города Испании. С помощью «Опус Деи» режим Франко смог опереться на поддержку технократов и экономистов, связанных с орденом. Благодарный каудильо одарил основателя ордена дворянским титулом и новым написанием его имени: отныне лидер «Опус Деи» стал зваться Хосе Мария Эскрива де Балагер и Альбас, маркиз де Перальта. Отец Хосе Мария Эскрива, кроме того, наконец-то защитил докторскую диссертацию по праву.
Крёстный путь Хосе Марии Эскрива де Балагера
В 1946 году де Балагер перебрался в Рим. Оттуда он ездил по разным европейским странам, стремясь и там положить начало деятельности ордена. «Опус Деи» получает официальное признание со стороны Папы. Этот шаг Пия XII позволил принимать в орден людей, живущих в браке и одновременно открыл туда доступ епархиальным священникам. Стараниями Хосе Марии Эскривы были открыты Римский колледж Святого Креста и На-варрский университет в Памплоне (Испания). Сам основатель ордена продолжал самосовершенствование и защитил диссертацию по богословию в Латеранс-ком университете. Он стал консультантом двух Ватиканских конгрегации, почётным членом Академии теологии и почётным прелатом его святейшества.
В 1953 году свершилось событие, уникальное для истории католицизма. Был основан Римский колледж Святой Марии, международный центр обучения женщин-членов «Опус Деи». С тех пор около 800 женщин с пяти континентов прошли там полный курс обучения, получив доктринально-богословское образование на университетском уровне. Хосе Мария Эскрива был родоначальником воистину революционных начинаний. Под конец жизни он совершил ряд «катехизаторских путешествий»: по Южной Америке, Мексике, Гватемале, Испании и Португалии. Умер де Балагер в Риме в 1975 году. К тому времени дело всей его жизни — орден «Опус Деи» — насчитывал около 60 000 человек, преимущественно разделённых на три категории: нумерарии, аггрегати и супернумерарии. Среди них было немало весьма могущественных людей, а в ордене царила железная дисциплина.
Освящение через труд
Принято считать, что «Опус Деи» — это консервативная организация, созданная, чтобы сохранить в неприкосновенности исконный католицизм. Орден действительно крайне болезненно реагирует на то, что окружающий мир, с точки зрения христианской морали, становится все более безнравственным. Зато сам метод борьбы за сохранение моральной чистоты, который избрал Хосе Мария Эскрива, воистину революционен. Ведь он посчитал, что путь к святости должен проходить не через монастырь, а через реальную жизнь со всеми её нечистотами. Попробуйте, говорил де Балагер, стать честным адвокатом, бизнесменом или журналистом. Сохранить чистоту в этом случае намного тяжелее, чем сидеть в келье, искусственно отгородившись от мира. Эскрива прекрасно понимал, что именно это — не брать взяток, не жульничать с налогами и тому подобное — куда сложнее, чем «умерщвлять плоть». Недаром один из главных символов «Опус Деи» — крест внутри круга — означает освящение мира изнутри. Впрочем, без консерватизма, в том числе в деле укрощения плоти, в ордене тоже не обходится. Подобно средневековым монахам, подвижникам «Опус Деи» рекомендуется по два часа в день носить на бедре вериги — металлические цепочки с небольшими шипами. Считается, что вериги помогают укрепить характер и дают шанс пострадать за Господа. По субботам рекомендуется некоторое время заниматься самобичеванием. Используемая для этого плётка называется «дисциплина». Сам де Балагер по молодости лет пользовался плёткой столь усердно, что стены его комнаты были забрызганы кровью.
Орден под подозрением
Зачастую вокруг деятельности ордена возникают всевозможные подозрения. Так, в 1941 году, во времена диктатуры Франко, учреждённый им трибунал для подавления масонства начал официальное расследование, базирующееся на обвинениях, что «Опус Деи» — «масонская ветвь, связанная с иудейскими сектами». Примерно годом позже своё расследование начал губернатор Барселоны Антонио Коррера Веглисон. Он вызвал к себе функционера «Опус Деи» Альфонсо Балсельса и потребовал, чтобы тот объяснил, что происходит за закрытыми дверями ордена. По воспоминаниям Балсельса, губернатор утверждал, что «Опус Деи» — это «секта иллюминатов или что-то подобное». В 1986 году итальянский парламент занимался расследованием деятельности «Опус Деи» в рамках широких национальных дебатов о подпольном влиянии на страну тайных обществ, таких как, например, скандально известная масонская ложа П-2, которую неоднократно уличали в связях с ЦРУ и террористическими «красными бригадами». В январе 1996 года французская парламентская комиссия составила список из 172 «сект» и опасных религиозных движений Франции, в число которых попал и «Опус Деи». Тем не менее, ряды «Опус Деи» продолжают шириться год от года. В настоящее время его численность перевалила за 85 000 человек, проживающих в 87 странах мира. Наибольшее их количество — 48 700 — приходится на Европу. Ещё 29 000 — на Америку. Считается, что в Перу католическая церковь полностью находится под контролем ордена. Его представительства появились в странах СНГ: Литве, Эстонии, Латвии и Казахстане. 6 октября 2002 года во время божественной литургии, отслуженной Папой Римским на площади Святого Петра в Риме, отец Хосе Мария Эскрива был причислен к лику святых. На торжественной церемонии тогда присутствовало до 300000 человек.Автор: А.Чинаев
Опубликовано 25 января 2022
| Комментариев 0 | Прочтений 976
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: