Осознанные сновидения с точки зрения религии и науки
Осознанные сновидения с точки зрения религии и науки
Осознанные сновидения (ОС) активно изучаются с прошлого века, но гораздо дольше ими интересуются различные религии - от индуизма и буддизма на Востоке до католиков и спиритов на Западе. А что может извлечь наука из этих религиозных практик? Мы подготовили для Вас пересказ обзора бразильских ученых, посвященного исследованиям осознанных сновидений в религии.
Термин «осознанное сновидение» ввел Фредерик ван Иден в 1913 году для описания разновидности сна, во время которого «реинтеграция психических функций настолько полна, что спящий помнит дневную жизнь и свое собственное состояние, достигает совершенного осознания, способен направлять внимание и совершать различные действия, пользуясь свободой воли». Согласно другим определениям, ОС - это просто сон, когда человек осознает, что он спит. Объективное изучение ОС началось благодаря работам Кита Хирна и Стивена Лабержа, которые разработали методику, заключающуюся в том, что сновидцам дается указание двигать глазами в момент наступления осознанности.
Хотя первые научные данные появились относительно недавно, ОС описывались различными религиями с древности. Далее мы рассмотрим, как индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам и спиритизм интерпретируют сны, ОС и другие состояния сознания во время сна...

Индуизм

Истоки практик и верований, объединенных в XIX веке под именем «индуизм», зародились на северо-западе Индии примерно 3,5 тыс. лет назад. Его название — Санатана-дхарма — означает «Вечный закон». Как и большинство древних обществ, индусы считали сновидения божественными и пророческими, а также одним из самых надежных источников прозрения. Индуисты рассматривают окружающий мир и сновидения как иллюзии бога Вишну. Мистические тексты, Упанишады, описывают сновидения как личный опытный путь к осознанию иллюзорности себя и всей реальности.

Интересно, что индуисты делят сознание на бодрствование, сновидения и глубокий сон и считают, что и сновидения, и глубокий сон важнее первого. Это противоположно западной культуре, где бодрствование утверждается как основное состояние — синонимом «реального», сон — лишь дополнительное состояние, а сновидения — «нереальное».

Некоторые индуисты верят, что только в глубоком сне человек может быть полностью свободным от мыслей, но не во время бодрствования или сновидений. Они также полагают, что в процессе глубокого сна тоже работает некая форма сознания, но в нем невозможно достичь ОС. Однако исследования показали, что ОС, объективно обозначенные техникой движений глаз, присутствуют во время начала сна (стадия N1), легкого сна (N2) и фазы быстрого движения глаз (REM), но не во время глубокого сна (N3). Этот вопрос всё еще остается спорным, особенно если учесть индуистскую традицию духовного сна — йогу-нидру. Современные тексты рассматривают йогу-нидру как своего рода состояние ОС, в котором практикующему являются сновидческие образы. Сновидец не идентифицирует себя и не привязывается к содержанию, оставаясь «объективным наблюдателем».

Также известная как «йогический сон», йога-нидра означает «блаженное расслабление» и считается одним из путей достижения состояния самадхи, или самореализации. Йога-нидра впервые упоминается в Упанишадах, которые являются частью Вед — текстов на санскрите, содержащих древнейшие священные писания индуизма. Интересно, что части мантры ОМ/АУМ относятся к разным состояниям сознания: «А», «У» и «М» — бодрствование, сновидения и глубокий сон соответственно. Четвертое — турия, или трансцендентальное состояние — представлено комбинацией АУМ.

Один из главных споров в классической индийской философии заключается в том, присутствует сознание в глубоком сне или нет. Философские школы адвайта-веданта и йога утверждают, что сознание присутствует во сне без сновидений, в то время как школа ньяя говорит, что нет. С другой стороны, термин «сон-наблюдение» описывает сосуществование трансцендентального сознания и сна. Согласно другим источникам, есть три типа сознания во сне: ОС; наблюдение сновидения — опыт тихого, мирного внутреннего осознания или бодрствования, полностью отделенного от сновидения; созерцание глубокого сна — аналогично, но без сновидений.

Недавние исследования также приходят к выводу, что в бессонном сне присутствует некоторая форма сознания. В одном из экспериментов с йогом Свами Рамой ученые обнаружили, что он помнил всё происходившее с ним в состоянии йогического сна, когда электроэнцефалограмма регистрировала 40% активности дельта-волн, характерной для глубокого сна.

Йог пересказал 9 из 10 фраз, озвученных ему во сне. Это подтверждает идею, что информация способна достигать человека, даже когда он находится в «бессознательном» состоянии.
Аналогичный результат получили с помощью техники, использующей мантры, под названием «трансцендентальная медитация». Исследователи, сравнивая между собой три группы, обнаружили, что все 11 человек, длительно практикующих медитацию, смогли сообщить о том, что осознают себя во время сна, в отличие от полного отсутствия ОС у краткосрочно практикующих и не практикующих вовсе. Записи электроэнцефалограмм показали, что во время глубокого сна у экспериментальной группы длительно медитирующих наблюдалась высокая тета-альфа-активность одновременно с дельта-активностью и более низкий мышечный тонус по сравнению с группами краткосрочно практикующих медитацию и не практикующих ее. Авторы исследования предположили, что трансцендентальное сознание во время сна отличается от ОС, поскольку последнее возникает почти исключительно во время активации REM-фазы и чаще — в более поздние периоды REM. Наконец, исследования практик безоценочного осознанного наблюдения также обеспечивают эмпирическую поддержку возможности существования некоего сознания в глубоком сне. Опытные медитаторы иногда сообщают о «наблюдении сна», когда они не имеют конкретных мыслей или образов. У этих участников наблюдались различия в активности по электроэнцефалограммам во время сна по сравнению с немедитирующими и неопытными медитаторами, например повышенная активность гамма-диапазона.


В другом исследовании было обнаружено, что в группе с высокой ясностью мышления увеличился объем серого вещества в префронтальной коре мозга по сравнению с группой с низкой ясностью мышления. Кроме того, сигнал, зависящий от уровня кислорода в крови, увеличивался в этой области во время МРТ-мониторинга в обеих группах, причем особенно — в группе с высокой степенью ясности. Ученые предполагают, что метакогнитивные практики и ОС имеют общие нейронные системы, в частности согласно данным мониторинга мыслительной деятельности. Также сообщалось, что частота ОС более позитивно связана с состоянием осознанного присутствия, чем с состоянием сознания. Однако остается неясным, влияет ли на связь между осознанностью и ОС реальная практика медитации, а не индивидуальная предрасположенность.

Буддизм

Буддизм зародился около 2,5 тыс. лет назад в Индии и сегодня делится на три ветви: тхеравада (школа старейшин), махаяна (великий путь) и ваджраяна (алмазный путь). Школа ваджраяны основана в Тибете в VIII веке и дала начало тибетскому буддизму, который практикует йогу сновидений, технику медитации, направленную на развитие осознанности во время сна. Интересно, что самого Будду называют Пробужденным и Просветленным.
Йога сновидений включает четыре этапа. Как описывает Лаберж, на подготовительном этапе сновидец должен осознать сон по мере его развертывания, и в этом может помочь медитация о нем перед засыпанием. Затем, когда сон становится осознанным, сновидец должен постараться преодолеть все страхи, а также избежать пробуждения — распространенный нежелательный результат, особенно у новичков. После такой подготовки сновидец приступает к первому этапу, на котором необходимо созерцать сон и размышлять о том, насколько он похож или не похож на реальную жизнь, поскольку и то и другое — постоянно меняющиеся иллюзии, что является основополагающей концепцией буддизма. Благодаря достигнутому пониманию сновидец должен стараться контролировать онейрическое содержание. Этот этап особенно важен для тех, кто страдает от повторяющихся кошмаров, поскольку осознанность во время такого сна помогает избавиться от страха, так как ничто не способно причинить реальный физический вред внутри сна. Другие возможности включают трансформацию кошмара в хороший сон или просто пробуждение. На третьем этапе сновидец должен признать, что тело сновидения не имеет материальной субстанции — ни другие люди, ни объекты во сне. Наконец, на четвертом и последнем этапе сновидец должен попытаться визуализировать божество, Будду, чтобы получить откровение.

Установлена связь между практикой медитации и возникновением ОС.

Одно из вероятных объяснений заключается в том, что у опытных медитаторов увеличивается степень быстрых движений глаз во время REM-сна. Это может повысить частоту ОС, поскольку ОС связаны с REM-сном, то есть с периодами сна с быстрыми движениями глаз. Нейропсихологические механизмы, лежащие в основе этого открытия, еще не ясны, но, возможно, обусловлены тем, что фаза быстрого сна имеет вегетативную активацию, напоминающую бодрствование, и что ОС, по-видимому, представляют собой смесь или переходную фазу между быстрым сном и бодрствованием. Другое объяснение заключается в том, что ОС увеличивают мощность в альфа-диапазоне (8–12 Гц) — это также встречается в состоянии расслабленного бодрствования с закрытыми глазами и во время медитации. Более того, медитативные состояния «сфокусированного внимания» (гималайская йога), «открытого наблюдения» (випассана) и «открытого осознания» (иша-шунья-йога) демонстрируют повышенную глобальную согласованность в гамма-диапазоне, что также бывает во время ОС. Более высокая способность к ментальному контролю проявляется как у опытных практиков медитации, так и у тех, кто часто видит осознанные сны. Наконец, связь между медитацией и ОС осуществляется через развитие метакогнитивных способностей, таких как сосредоточенность и внимательность. Эти различные альтернативные объяснения не обязательно являются взаимоисключающими.
Тензин Гьяцо, Далай-лама XIV, поддержал западные исследования ОС как потенциальный мост между современной наукой и древней религиозной мудростью. Когда Далай-ламу попросили описать его взгляды на ОС, он ответил:

«Говорят, что есть связь между сновидениями, с одной стороны, и грубым и тонким уровнями тела — с другой. Но также говорится, что существует такая вещь, как „особое состояние сновидения“. В этом состоянии „особое тело сновидения“ создается из ума и жизненной энергии (праны) внутри тела. Это особое тело сновидения способно полностью отделяться от грубого физического тела и путешествовать в другие места. Один из способов развития этого особого тела сновидений заключается в том, чтобы прежде всего осознать сон как сон, когда он происходит. Затем вы обнаружите, что сновидение податливо, и приложите усилия, чтобы обрести контроль над ним. Постепенно вы станете очень искусны в этом, увеличивая способность контролировать содержание сновидения так, чтобы оно соответствовало вашим собственным желаниям. В конце концов, можно отделить тело сновидения от грубого физического тела».

Другая буддийская йога рассматривает полезные техники для достижения ОС. В так называемой тибетской йоге сна сон-наблюдение и ОС используются для развития гибкости ума. Гибкость ума является важнейшей характеристикой для перехода от абсолютности к относительности того, как устроен мир, и, таким образом, для лучшего управления чувствами и привязанностью к материальному. Как следствие, культивирование наблюдения сна в начале и ОС в конце ночи может привести к благосклонности, прокладывающей путь к просветлению. Занимающиеся йогой сна могут собрать полезные для просветления плоды с помощью практики, являющейся разумной альтернативой в сравнении с упражнениями без соответствующего акцента и без культивирования особых сновидений. Преимущество тибетской йоги заключается в том, что соответствующая тренировка доступна даже в собственной постели.

Тибетские йоги разработали особую классификацию сновидений:
1) обычные сновидения, осознанные и неосознанные (сансарные сновидения);
2) сны с ясным сознанием, как осознанные, так и неосознанные (сны ясности);
3) сны Ясного Света, проявляющиеся только как ОС.

Отличия снов ясности от обычных заключаются в большей стабильности практикующего, а также в появлении особых образов и следов, которые «представляют доступное знание непосредственно из сознания ниже уровня обычной самости». Наконец, сны Ясного Света — это особый вид сна, который «возникает, когда человек находится далеко на пути».

Такой сон формируется, когда человек переживает недуалистические состояния сознания, и также является недуалистическим сном: практикующий «не воссоздается ни как наблюдающий субъект по отношению к сну в качестве объекта, ни как субъект в мире сна», интегрированный с недуальным состоянием.

Чтобы культивировать состояния осознанных и неосознанных снов, практикующий использует различные техники йоги: спокойную медитацию, гибкость ума в течение дня (например, воображение мира и себя как сновидения), осознание и воспоминание снов, а во время сна — визуализацию тибетских символов (тинглов) и слогов, связанных с частями тела в четыре различных момента в течение ночи. Согласно этой традиции, осознанные сны возникают именно в последней части ночи, что четко совпадает с классическим физиологическим возникновением более сильных эпизодов REM-сна.
В этом контексте научное изучение тибетских практик йоги сна может дать ответы на некоторые актуальные вопросы нейронауки. С помощью электроэнцефалограмм и сканирования функциональной анатомии возможно лучше понять нейронную динамику этих состояний как у опытных практиков, так и у новичков. Кроме того, интересно выяснить, каким образом практики, связанные с ОС, могут влиять на нейропластичность мозга и облегчать состояния тревоги и депрессии или стать полезным инструментом для развития большей эмоциональной стабильности и самоконтроля. Как и в случае с классическими техниками управления вниманием (mindfulness), которые произошли от древних азиатских традиций и распространились в повседневной практике, подобная адаптация тибетских вариантов йоги сна и сновидений могла бы снизить распространение психических заболеваний.
Описанные восточные экспериментальные подходы к сновидениям, рассматривающие их как сферу сознания, которую надо активно исследовать и намеренно тренировать, сильно отличаются от традиционных авраамических религий.


Иудаизм и христианство

Иудаизм и христианство монотеистичны и имеют общие истоки в Ветхом Завете. В иудаизм знаки от бога можно получить через видения, голоса и, конечно же, через сны. Подход к снам в иудаизме и христианстве явно отличается от традиционных индийских религий. В буддизме и индуизме сны используются как инструменты для расширения сознания и обретения самоконтроля, как часть пути к просветлению или овладению телом и разумом. В иудаизме и христианстве сновидения служат прежде всего средством общения между людьми и богом. Сновидения могут принимать различные формы — визуальные образы, слуховые команды, пугающие кошмары, но общей чертой является откровение божественного послания сновидцу.

В Ветхом и Новом Заветах слово «сон» встречается более ста раз. Евреи, вавилоняне и древние египтяне имели общие традиции толкования снов. Как видно из толкования снов египетского фараона Иосифом и сна Навуходоносора Даниилом, еврейский народ был чрезвычайно успешен в получении милостей от иностранных правителей благодаря мастерству толкования снов, что влияло на государственную политику. Однако, несмотря на исключительную важность снов в библейских текстах, исследователи не нашли ни одного прямого намека на ОС.

То же самое относится и к упоминаниям о снах в Новом Завете, которых меньше, чем в Ветхом, но они раскрывают ту же основную тему общения человека и божества. В богословском контексте ОС представляются менее значимыми, поскольку божественные послания могут эффективно передаваться в неосознанных снах. Высшие уровни сознания в состоянии сна не имеют значения; главное — вспомнить сон после пробуждения и правильно истолковать его значение. Например, в Числах:

«И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (12:6).

Это различие показывает раннехристианский богослов Блаженный Августин в письме, в котором упоминает о случае ОС у друга, сомневавшегося в доктрине о вечной душе, — во сне ему явился ангельский юноша, привел его в состояние осознанного сновидения и рассказал о бессмертии.

Августин ясно признает феномен ОС, и всё же в его религиозном мировоззрении это имеет совершенно иное значение, чем в индуистской и буддийской традициях. Для Августина ОС — своего рода преддверие загробной жизни, когда душа полностью отделяется от тела.

Это различие показывает раннехристианский богослов Блаженный Августин в письме, в котором упоминает о случае ОС у друга, сомневавшегося в доктрине о вечной душе, — во сне ему явился ангельский юноша, привел его в состояние осознанного сновидения и рассказал о бессмертии.

Августин ясно признает феномен ОС, и всё же в его религиозном мировоззрении это имеет совершенно иное значение, чем в индуистской и буддийской традициях. Для Августина ОС — своего рода преддверие загробной жизни, когда душа полностью отделяется от тела.

Опыт ОС подтверждает лишь то, что христиане уже должны знать. Здесь нет цели исследовать ОС за пределами теологических рамок, и, возможно, именно поэтому в христианстве и иудаизме недостаточно работ об этих переживаниях.

Ислам

Последователи ислама верят, что слово Аллаха передано человечеству пророком Мухаммедом в 610 году н. э., продолжая и завершая откровения, начатые в иудейской и христианской религиях. Важно отметить, что это случилось после того, как архангел Гавриил явился Мухаммеду, по мнению многих, во сне. Более того, считается, что до первого откровения Мухаммед видел множество снов, наполненных духовным смыслом, которые побудили его начать проповедь. В Коране, священной книге ислама, сны выступают как способ общения бога с людьми, как это происходит и в еврейской Торе, и в христианском Новом Завете. Сны также упоминаются в некоторых отрывках Корана, и, несмотря на то что они встречаются значительно реже, чем в Библии, их применение зависит от способности правильно интерпретировать метафорическое содержание в силу личных и косвенных знаний сновидца. Позже это было отмечено Фрейдом и признано современной нейронаукой. Как сказал пророк, «сон реализуется так, как ты его трактуешь». С другой стороны, есть сны, которые являются более прямыми и не нуждаются в толковании, как, например, знаменитый сон, где Аллах велит Аврааму принести в жертву своего сына. Кроме того, существуют стратегии для создания хороших снов. Например, тексты хадисов (предания или рассказы о жизни пророка Мухаммеда) призывают практикующих стараться спать в состоянии ритуальной чистоты, чтобы видеть хорошие сны.
Таким образом, в исламе сны имеют такое же назначение, как и в библейских текстах: служить объектами для толкования или восприниматься как прямые послания. Кроме того, в некоторых исламских традициях не поощряется обсуждение снов, содержащих что-то явно плохое или неприятное, поскольку такие сны интерпретируются как вызванные Сатаной. Если человек столкнулся с плохим сном, ему рекомендуется читать Коран и делать пожертвования, чтобы избавиться от содержания сна, вместо того чтобы обсуждать его с другими людьми.
В исламской традиции есть несколько упоминаний об ОС, в основном они принадлежат суфийскому богослову Ибн Араби (1165–1240). Ибн Араби утверждал, что у него случалось множество визионерских опытов, например видение архангела Джибриля (Гавриил). Ибн Араби делил сны на три основных типа. Первый — «обычные» сны, которые создаются воображением на основе повседневного жизненного опыта, но с символическим содержанием, представляющим наши желания, что очень похоже на психоаналитический подход Фрейда и Юнга. Второй тип сновидений гораздо более важен и отражает «вселенскую душу» — абстрактные идеи, которые могли бы раскрыть фундаментальные истины о реальности, но при этом искажены человеческим воображением и поэтому требуют интерпретации, чтобы раскрыть истинное значение символических образов. Последний тип сновидений подразумевает ясное видение божественной истины без искажений и символизма. Что касается ОС, Ибн Араби считал, что они также очень важны:

«Человек должен контролировать мысли во сне. Тренировка такой бдительности… принесет человеку огромную пользу. Каждый должен прилагать усилия для приобретения столь ценной способности».

Суфийская традиция специально культивировала сохранение способности наблюдателя во время сна с помощью техник физической депривации — поста и бодрствования в течение всей ночи — и упражнений на самовоспоминание. Большое количество тренировок ОС также разработано индийскими суфийскими орденами, которые мигрировали на Запад.

Сновидец, который может сохранять сосредоточенность и ясность, способен работать с символами мира образов и осознанно участвовать в процессе собственного духовного развития.

Другое движение, «Золотой суфийский центр», включило в свои традиции работу со снами — совместное и коллективное их толкование, а также индукцию ОС. Более ранние корни ОС восходят к средневековым исламским культурным традициям и обнаруживаются в суфизме, который имел контакты с индуистскими учениями и практиками. Безусловно, прослеживаются некоторые параллели между аспектами индуизма и суфийским стремлением культивировать необычные состояния сознания в бодрствовании и во сне с конечной целью прямой встречи с божественными силами. К сожалению, научных работ об этих опытах недостаточно.

Спиритизм

Помимо трех известных авраамические религий существует ряд относительно второстепенных эзотерических течений, таких как спиритизм, частично основанный на христианстве и развитый Алланом Кардеком. В настоящее время спиритизм распространен в основном в Бразилии, благодаря деятельности многочисленных медиумов. Медиумы — это люди, которые якобы могут установить контакт между живыми людьми и духами умерших. Спиритизм утверждает, что человеческая душа (или дух) может «покидать физическое тело», как во внетелесном опыте (ВТО), и создавать «астральные проекции». ВТО обычно вызывается опытом аутоскопии («наблюдение за самим собой»). ВТО определяют как видение двойника, то есть другого «я», которое менее реально, чем исходное «я», или как опыт видения собственного тела во внеличностном пространстве.
Основываясь на сообщениях о переживаниях аутоскопии во время сна, особенно тех, в которых сновидец видит себя лежащим на кровати и спящим, спиритизм утверждает, что дух естественным образом отделяется от тела во время сна, что объясняет несколько аспектов феноменологии сновидений. Например, иррациональный и запутанный аспект сновидений был бы воспоминанием о том, что видел дух, но грубое физическое тело не сохранило впечатления, воспринятые духом, — это объясняет огромные пробелы в памяти о снах. Кроме того, спиритисты утверждают, что во время сна наш дух общается с другими духами, а также может посещать иные миры, видеть прошлое и будущее. Интересно, но в некоторых ветвях спиритизма полагают, что ОС является последней стадией перед опытом «оставления физического тела». Однако для тех, кто верит в спиритизм, ОС не будет «реальным» по сравнению с астральной проекцией, потому что это всего лишь сон. Еще одно отличие заключается в том, что во время ОС возможен контроль над онейрическим содержанием, чего не происходит в «настоящем» ВТО, происходящем во время сна.
Современные исследования подтвердили, что ощущение ВТО встречается в состоянии бодрствования, сна или сновидения. ВТО также случается во время некоторых ОС, и оба явления имеют некоторые общие черты, такие как сонный паралич, вибрации и ощущение парения вне тела. Связь между ВТО и ОС изучали в двух экспериментах. В первом исследовании авторы проанализировали содержание сновидений и отметили, что из 107 эпизодов ОС, записанных в лаборатории, 10 (9,3%) квалифицировались как ВТО. Во втором — провели опрос среди 604 испытуемых и отметили, что частота ВТО оказалась схожей с той, что наблюдалась в первом исследовании, подтвердив тем самым ассоциацию между ВТО и ОС.

Основной вывод заключается в том, что любое состояние, сочетающее высокую активацию коры головного мозга с низким уровнем осознания тела, способно вызвать ощущение ВТО.

ВТО связан с функцией височно-теменного соединения, мультимодальной области мозга, которая объединяет визуальную, тактильную, проприоцептивную, слуховую и вестибулярную информацию, обрабатываемую затылочной, теменной и височной корой, внося вклад в самосознание и внутреннее восприятие образа тела. ВТО можно вызвать искусственно, нарушив височно-теменную область магнитной или электрической стимуляцией. Гораздо более простой способ испытать ВТО разработан Хенриком Эрссоном, который использовал стекло, показывающее участникам изображение с камер, расположенных на их спинах. Стоя позади испытуемого, Эрссон манипулировал двумя пластиковыми палочками, одна из которых касалась груди участника, а другая совершала аналогичное действие перед камерами, направляя палочку в место под ними. Такое синхронное движение вызывало некоторый когнитивный диссонанс или неправильную интерпретацию: подопытные чувствовали, что «иллюзорное тело», созданное камерами, являлось их реальным телом, и сообщали о ВТО. Вполне вероятно, что ощущения ВТО вызываются в практиках спиритизма.


Подобные исследования показывают, какую информацию дают научные методы, примененные к изучению сновидений в эзотерическом контексте. Это особенно верно, когда мы выходим за пределы основных мировых религий. Для небольших религиозных течений сновидения служат очень привлекательным ресурсом — они могут обеспечить прямое, глубоко персонализированное средство доступа к мощным духовным энергиям и состояниям высшего сознания.

Антропология сновидений подтверждает практику ОС в малых обществах и коренных общинах по всему миру.

В этих традициях акцент в практике ОС часто делается на шаманской работе по исцелению, предсказаниям и расширению духовных возможностей. Во время шаманских ритуалов часто наблюдается использование веществ, изменяющих сознание, и существует тесная феноменологическая связь между сновидениями, в частности ОС, и психоделическим опытом. Такой активный, целенаправленный подход к сновидениям ближе к индуизму и буддизму, чем к авраамическим религиям, но с меньшим интересом к метафизике и большим — к прагматическим вопросам.

Заключение

В трех авраамических религиях — иудаизме, христианстве и исламе — основное внимание уделяется толкованию снов для понимания настоящего и предсказания будущего. С другой стороны, в индийских буддизме и индуизме содержатся конкретные техники вызывания ОС. Если монотеистические религии связаны с пониманием воли бога, то в политеистических или атеистических течениях в Индии основное внимание уделяется культивированию самосознания. В коренных культурах или спиритизме подход к ОС менее абстрактный и более сфокусированный на получении ответов на личные и общественные вопросы. В свете этих различий было бы интересно исследовать, коррелируют ли религиозные убеждения и практика людей с частотой возникновения ОС. Вероятно, представители авраамических традиций реже сталкиваются с ОС, а индуисты, буддисты и спиритисты — чаще. Однако необходимо также учесть значительное количество людей, которые не принадлежат ни к одной религиозной традиции. Нерелигиозные люди составляют значительную часть современных обществ, и вполне возможно, что частота ОС среди них выше, чем среди верующих.
История четко показывает, что ОС не является современным изобретением. Человеческое осознание ОС и эксперименты с ним насчитывают тысячи лет. Эти данные подтверждают идею о том, что ОС — естественная, хотя и довольно редкая особенность человеческого сна. Интересно, что ОС часто вызывает духовные реакции даже у нерелигиозных людей. Есть нечто в появлении сознания во сне, что почти автоматически стимулирует чувство глубокого удивления и порождает мысли о фундаментальной природе разума и космоса. Один из вопросов, стоящих перед современными научными исследователями, заключается в том, как объяснить мощное воздействие ОС на высшие уровни абстрактного мышления.Автор: И.Чикунов
Источник: "Нож"
Опубликовано 23 января 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 628

Ещё по теме...
Добавить комментарий