25 декабря: Рождество или Sol Invictus?
25 декабря: Рождество или Sol Invictus?
Одно из самых распространенных заблуждений, связанных с Рождеством Христовым - языческое происхождение его даты, якобы Рождество Христово - не что иное, как Dies Natalis Solis Invicti (день рождения непобедимого солнца), официальный римский праздник конца III века, введенный одним из первых императоров домината - Аврелианом. Некоторые современные христиане (и не только) считают, что празднуют Рождество 25 декабря, потому что отцы Церкви взяли дату у языческого праздника.
На деле это утверждение не имеет под собой никаких оснований и легко опровергается источниками.
На момент введения языческого праздника «Dies Natalis Solis Invicti», учрежденного римским императором Аврелианом 25 декабря 274 года, дата 25 декабря уже имела свое значение для римских христиан. Таким образом, «языческое происхождение Рождества» - это просто миф.
Откуда же вообще взялось данное заблуждение?

Возникновение мифа

Впервые информация о том, что празднование Рождества Христова 25 декабря имеет языческие корни появилось у Пауля Эрнеста Яблонского, немецкого протестантского теолога, который искал в истории проявления "паганизации" католической церкви. Ему вторил французский иезуит Жан Гардуэн, считавший (в отличии от протестантов), что выбор даты языческого праздника не подразумевает никоим образом не подразумевает паганизацию.
В юлианском календаре, созданном в 45 г. до н.э. при Юлии Цезаре зимнее солнцестояние приходится на 25 декабря, и поэтому Яблонскому и Гардуэну казалось очевидным, что этот день имел языческое религиозное значение, а не христианское. Но на самом деле эта дата не имела никакого религиозного значения в классической Римской империи и получила его только в 274 году.
В Риме было два храма солнца, один из которых проводил празднества 9 августа (он поддерживался "родом" (gens), в котором состоял Аврелиан), а другой - 28 августа. Но оба этих культа оказались в запущенном состоянии к третьему веку, когда восточные культы солнца стали завоевывать последователей в Риме. В любом случае ни у одного из этих культов, старых или новых, нам не известно праздников, связанных с солнцестоянием или равноденствием.


Аврелиан по-видимому, способствовал учреждению фестиваля «Рождение непобедимого Солнца» как средства объединения различных культов. Именно при нем Римская империя начала праздновать ежегодно «день рождения непобедимого солнца». Аврелиан возглавлял империю, которая, казалось, рушилась перед лицом внутренних волнений, восстаний в провинциях, экономического упадка и варварских набегов германских племен на севере и новоперсидской империи на востоке.
Создавая новый праздник, он выбирал дату, связанную с началом удлинения дневной части суток и отступлением тьмы. Таким образом было избрано 25 декабря как символ ожидаемого «возрождения» или вечного омоложения Римской империи благодаря поклонению богам, чья опека привела Рим к величию и правлению Ойкуменой. Этот праздник совпадал с христианским Рождеством.

Дата Рождества

Действительно, первые многочисленные данные касательно празднования 25 декабря как даты Рождества Господня появились в Риме уже при императоре Константине, в 336 году. Однако есть упоминания как на греческом Востока, так и на латинском Западе того, что христиане пытались выяснить дату рождения Христа задолго до того, как они начали праздновать его литургически, даже во II-III веках. Назначение этой датой именно 25 декабря появилось в результате долгих поисков.
Вскоре после убийства Коммода 31 декабря 192 года Климент Александрийский предоставляет первую дошедшую до нас датировку Рождества. Он пишет, что с того времени прошло 194 года, 1 месяц и 13 дней, что соответствует 19 ноября в александрийском календаре и 6 января в нашем (в александрийском календаре отсутствуют промежуточные 49 дней).
Ипполит Римский, младший современник Климента, отнес Рождество к 25 декабря в своем «Толковании на книгу пророка Даниила», IV.23.3. Позднее он повторил это утверждение в 235 году, сказав что Иисус был рожден спустя девять месяцев после годовщины сотворения мира, которое он относил к 25 марта («Пасхальная хроника», 686ff). Таким образом Рождество выпадало на 25 декабря.

Ипполит Римский
Ипполит Римский

25 марта и 6 апреля были не только предполагаемыми датами смерти Христа, но также Его зачатия или Рождества. Есть некоторые свидетельства того, что, по крайней мере, некоторые христиане первого и второго веков считали 25 марта или 6 апреля датой рождения Христа, но довольно быстро преобладало назначение 25 марта как даты зачатия Христа.
Латинские христиане второго века в Риме и Северной Африке хотели установить историческую дату смерти Иисуса. Юлий Секст Африканский обозначил 25 марта как дату зачатия в своей «Хронографии» около 221 года. (последняя дата в его труде). Это привело некоторых христиан к мысли, что Рождество приходится на 25 декабря более чем за два десятка лет до учреждения культа Sol Invictus императором Аврелианом в 274 году. Ко времени Тертуллиана (середина III века) они пришли к выводу, что он родился в пятницу 25 декабря. Это было основано на Евангелии от Луки:

Шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария Лк 1:26-27


Еврейский Новый год (Рош ха-Шана) приходится на сентябрь-октябрь, значит послание Гавриила в шестой месяц соответствует концу марта-началу апреля.
Какова продолжительность беременности? Девять месяцев. Добавьте девять месяцев к 25 марта, и вы получите 25 декабря; добавьте его к 6 апреля, и вы получите 6 января. 25 декабря - Рождество, а 6 января - Богоявление.

Заключение

Дата Рождества Христова не была «ответом» или попыткой заместить некий языческий праздник — исторических свидетельств празднования 25 декабря каких-либо праздников до 274 года попросту не существует. Датировка рождения Иисуса появилась в результате сравнительно долгих исследований датировок Библии в предшествующие Аврелиану десятилетия, причем христиане достигли схожих заключений как в Египте, так и в Африке и Риме. Легализация христианства в Римской империи в начале IV века позволила твердо прийти к консенсусу касательно даты рождения Иисуса, что было лишь окончательно закреплено в 336 году. Сам же праздник, как мы показали, появился значительно ранее.Источник: "Adeptus Historicus | Basilica"
Опубликовано 02 января 2022 | Комментариев 0 | Прочтений 775

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия