Кем были Библейские рефаимы (исполины) и кто из них оказался "последним из могикан"?
Кем были Библейские рефаимы (исполины) и кто из них оказался "последним из могикан"?
Традиционно гиганты и исполины считаются мифическими существами. Однако Библейский текст (а также археологические раскопки) свидетельствует об обратном. Люди 2-3-метрового роста действительно существовали. О Библейских рефаимах мы сегодня и поговорим...
Рефаимы - это ‏‎русская калька еврейского слова "רפאים". В Септуагинте и Вульгате слово "рефаим" (רפאים) означает "гигант", "тиран", "нечестивец". Исторически рефаимы относятся к породе "плохишей". В Библии они постоянно противостоят Израилю и тиранят лучших его представителей.
Впервые племя рефаимов упоминается в Книге Бытия в ранний послепотопный период (при патриархе Аврааме). В это время рефаимы пребывают в трансиорданском Аштероф-Карнаиме (Быт.14:5) и поклоняются ханаанской богине Луны Астарте (отсюда город "Аштерот").
Согласно Книге Бытия, рефаимы - "народ великий, многочисленный и высокий" (Быт.2:21). Рефаимы проигрывают войну великому и ужасному царю Кедорлаомеру. Однако окрестные народы все равно их очень боятся. Ибо рефаимы - страшные гиганты, настоящие великаны.

Великан. Картинка помещена для нагляд...
Великан. Картинка помещена для наглядности

Рефаимы находятся в близком родстве с другими высокорослыми хананейскими племенами: зузимами, эмимами и сынами Енаковыми. И, скорее всего, происходят не от Сима, как ошибочно полагает Кук (А. П. Лопухин), а из допотопного племени древних исполинов (Быт.6:4).
Эти исполины, как мы помним, возникают после смешения сынов Божиих с дочерями человеческими. Иначе говоря, от смешения потомков Сифа (сынов Божиих) с потомками Каина (дочерями человеческими).

Для справки. Некоторые церковные авторы (Климент Александрийский, Тертуллиан, даже свт. Амвросий Медиоланский) возводят происхождение допотопных исполинов к Ангелам... Однако автор данной статьи не разделяет этого теологумена о происхождении исполинов. Последние, как полагает большинство православных экзегетов, происходят не от Ангелов, а от благочестивых «сифитов» (блвж. Иероним, Августин, свт. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит и др.).

Во время потопа исполины каким-то чудесным образом спасаются и расселяются по всей Палестине. Зузимы (zozim (זּוּזִ֖ים) - "ужасный" в переводе блаженного Иеронима) и эмимы ("Emim" - "устрашающий") оседают в Аре, в пределах Моавитских (Втор.2:9-10). Дети Енаковы "от исполинского рода" (Чис.13:34) - Ахиман, Сесай и Фалмай - селятся в Хевроне (Чис.13:29). Там, в "южной стране", рослых потомков Енака замечают разведчики пророка Моисея, посланные в Ханаан (Чис.13:34).
Что же касается рефаимов, то они избирают для жительства землю Васанскую и проживают в уже упомянутом Аштероф-Карнаиме. Проживают однако совсем недолго: от эпохи патриархов до эпохи вождей.
В эпоху вождей рефаимам не везет... Из Египта (точнее, из Аравийской пустыни) приходит многочисленный избранный народ с Моисеем во главе. Ханаан обещан этому народу единым Богом. Рефаимы же остаются верны своей двурогой богине Астарте и ополчаются против Израиля. На войну выступает "Ог, царь Васанский, сам и весь народ его" (Чис.21:33).

Земля обетованная
Земля обетованная

Ог - очень богатый и могущественный повелитель рефаимов. В распоряжении Васанского царя находится шестьдесят (!) городов. Многие из них "укреплены высокими стенами, воротами и запорами" (Втор.3:5).
Сам Ог славится феноменальным, фантастическим ростом. О высоте рефаимского царя дают понятие размеры его ложа (кровати). Согласно Книге Второзаконие, ложе царя Ога имело в длину 342-405 см. (если считаем по короткому локтю (38 см.), получаем 342 см., если по "обычному" локтю (54 см.) - 405 см. Это ложе Ога мастерили не столяры, а кузнецы. Оно было сделано из железа, чтобы выдерживать вес великана:

"Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских" (Втор.3:11).

Ог хитрый политик. Он заключает военный союз с соседним Аморрейским царем Сигоном. Ога весьма опасается сам Моисей, так что Бог лично является вождю Израиля и говорит: "Не бойся его (Ога - Христофор+), ибо Я предам его и весь народ его и всю землю его в руки твои" (Чис.21:34).
Все происходит по слову Господа. Великана не защищает ни его рост, ни его великая сила (Пс.32:16). Бог поражает Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. А их царства отдает Израилю (Пс.134:11-12).
Все рефаимы из Васанского царства погибает в сражении у Едреи (Втор.3:3). Последним из рефаимов уходит Ог, царь Васанский.
Навин, вспоминая бой у Едреи, называет "последним из могикан" именно Ога, царя Васанского. Навин говорит: "Он (Ог - Христофор+) был "последний из Рефаимов, живший в Астарофе и в Едреи" (Иис. Нав.12:4).
Однако род рефаимов в сражении при Едреи полностью не угасает... Ибо тот же Иисус Навин свидетельствует, что кого-то из Рефаимов Моисей поражает, а кого-то - прогоняет (Иис.Нав.13:12). Вероятно, кто-то из проигравших бой великанов спасается и бежит в Филистею. Почему? Потому что ко времени правления царя Саула рефаимы уже составляют основу вооруженных сил Пентаполиса - союза 5 филистимских городов.
Самым известным великаном среди них, конечно, является Голиаф.
Кроме Голиафа против Израиля на стороне филистимлян сражаются, как минимум, еще четыре рефаима. Самым известным является Иесвий, "один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом" (2Цар.21:16). Этот Иесвий, хорошо понимал, какую популярность приобрел Давил после победы над Голиафом. И во время сражения специально хотел уничтожить Давида. Уповая на то, что Давид сильно утомился в бою. Но Давида спас Авесса, сын Саруин. Авесса и поразил Иесвия (2Цар.21:17).
Не менее известным является брат Голиафа Лахмий, которого поражает Елханам (1Пар.20:5). Сражается за филистимлян и воин-рефаим Сафа (или Сафут), которого побеждает Совохай Хушатянин (1Пар.20:4).
Четвертый рефаим в армии филистимлян не называется по имени. Зато Библия говорит об анатомическом отклонении - полидактилии - его тела. Воин-филистимлянин имеет не 5 пальцев на руках и ногах, а 6. Этот воин - человек "рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов" (2Цар.21:20). С этим великаном "разбирается" Ионафан, сын Сафая, брата Давидова.

Великаны. Арт
Великаны. Арт

Таким образом, рефаимы бесславно проигрывают в Библии все войны филистимлян с израильтянами. Им не помогает ни их огромный рост, ни, сила, ни оружие. Они падают "от руки Давида и слуг его" (2Цар.21:22), поскольку единый Бог оказывается на стороне избранного народа.
Однако род рефаимов на этом не пресекается... "Последним из могикан" в роду исполинов, если верить Септуагинте, становится некий Дан, сын Иои из потомков исполинов (2Цар.21:11). Этот Дан, судя по контексту, не входил в филистимскую армию и не участвовал в войне. Во 2 Книге Царств рефаим Дан забирает кости родственников царя Саула (этих родственников повесили жители Гаваона). Это говорит о том, что Дан служил, скорее, Саулу, чем филистимлянам. Этот Дан и есть последний из рода рефаимов. Причем, последний оставшийся в Библии в живых.
Дальнейшая судьба Дана, сына Иои, неизвестна. Может быть, потомки Дана смешались с обычными людьми и совершенно утеряли доминанту роста. А может быть, сохранили эту доминанту и, оторвавшись от человеческого общества, трансформировались в "снежных людей"...
А что думаете о рефаимах Вы, дорогие читатели? Как им удалось спастись во время Всемирного потопа? После сражения при Едреи? Существуют ли рефаимы в настоящее время или их род пресекся на Дане? Источник: "Христофор +"
Опубликовано 29 декабря 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1079

Ещё по теме...
Добавить комментарий