Откуда Моисей взял чудесный, превращающийся в змея жезл, и где этот жезл находится сейчас
В богословии пророк Моисей известен, прежде всего, как Законодатель. Именно "кротчайшему" из всех людей на земле (Чис.12:3), то есть Моисею, Бог доверил получить на горе Синай скрижали с 10 основными заповедями (613 других заповедей Бог продиктовал пророку чуть позже).
Однако в Священной истории Ветхого Завета Моисей, конечно, известен, как легендарный вождь Израиля, который вывел избранный народ из египетского рабства. 40 лет в земле Мадиамской Моисей готовился к выполнению своей исторической миссии. 40 лет пророк Божий выполнял ее: ходил по Аравийской пустыне с избранным народом, духовно и телесно питая его. Всего же Моисей прожил 120 лет (Втор.34:7).
Исход из Египта никогда бы не удался Моисею без его чудесного артефакта - жезла (или посоха, трости), обладающего сверхъестественными свойствами. По желанию владельца жезл мог превращаться в змея и обратно (Исх.4:3-4). По мановению жезла Моисей производил гром и град (Исх.9:23). И обращал воду в кровь (Исх.7:9).
В связи с этим возникают вопросы: 1. Откуда у Моисея появился жезл? 2. Как он (жезл) выглядел? 3. Когда приобрел чудесные свойства? 4. Где жезл Моисея находится в настоящее время? Давайте разбираться...
Происхождение жезла Моисея
В настоящее время существует три версии происхождения жезла Моисея. Первая версия Библейского характера. Она восходит к Книге Исход. Согласно этой версии, Моисей получил жезл от Бога, ибо о жезле говорится, что он " Божий" (Исх.4:20).
Вторая версия принадлежит иудейскому преданию. И здесь жезл Моисея оказывается жезлом патриарха Иакова, некой семейной реликвией, которая передавалась по наследству: из поколения в поколение (вплоть до Иосифа). Мидраш (толкование Письменной Торы) Еламмедену говорит:
Согласно раввинистической литературе, Моисей получил жезл Иакова из рук тестя - Иофора, князя и жреца мадиамского племени кенеев (Суд.1:16). Иофор будто бы ранее был египетским жрецом и принес этот жезл из Египта, где в свое время подвизался Иосиф (Пиркей Авот 5: 9).
Согласно третьей версии, Моисей сделал свой жезл сам. И этот жезл был обыкновенным пастушеским посохом, котором следует погонять овец.
Как выглядел жезл Моисея?
Если верить иудейскому преданию, то на посохе Моисея должна была быть надпись "דצ״ך עד״ש באח״ב", состоящая из первых букв названий еврейских казней. Но если считать, что Моисей сделал себе посох сам, то его посох должен был выглядеть как простая деревянная палка со следами от сучков. Именно таким - простым и безыскусным - посох Моисея (?) предстает в Стамбуле во дворце Толкапы.
В православной экзегете вопрос происхождения жезла Моисея практически не рассматривается. У прп. Нила Синайского можно найти косвенное подтверждение того, что Моисей, скорее всего, сделал свой жезл сам из первого попавшегося куска дерева. Прп. Нил говорит: "Всемогущий Бог и засохший, остроганный Моисеев жезл чудесно превратил в одушевленное пресмыкающееся живое существо".
Когда жезл приобрел чудесные свойства?
Чудесные свойства присваиваются жезлу Моисея в 4 главе Книги Исход. В это время пророк живет в стране Мадиамской у своего тестя Иофора. Моисей еще не знает, что его ждет. Он рождает детей с женой Сепфорой и пасет овец тестя.
Однажды Моисей приводит стадо к горе Божией Хорив. Там, у Хорива, пророк видит знамение горящего, но не сгорающего куста (неопалимой купины). В кусте Моисей обретает Бога, Который возлагает на него миссию Исхода. Пророк всячески пытается уклониться от полученной миссии. Он напоминает о своем незнании Бога, косноязычии и неверии иудеев, которых ему придется вести за собой... Но Бог рассеивает сомнения Моисея и дает ему три знамения (Исх.4:1-9). Первым из знамений становится превращение жезла Моисея в змея и обратно:
В этом фрагменте весьма любопытным представляется поведение Моисея. Пророк бежит от змея, явно испугавшись пресмыкающееся.
Прп. Ефрем Сирин объясняет поведение Моисея страхом пророка не перед змеем, но перед фараоном. Святой отец говорит: "Как боишься ты (Моисей - Христофор+) фараона, так убоялся теперь змия". Почему перед фараоном? Потому что, во-первых, именно фараон вынудил Моисея бежать из Египта из-за убийства египтянина. А, во-вторых, головные уборы только египетских фараонов украшались золотыми кобрами, которые означали верховную власть и силу египетских царей.
Заставляя взять змея за хвост, Бог прообразует перед пророком картину ближайшего будущего. Моисей "возьмет за хвост" фараона, и тот "не ужалит" его, ибо будет бессильным (Новая Женевская учебная Библия).
Однако еще более любопытным представляется само обретение Моисеем чудесного жезла, способного творить чудеса. Ибо Бог обещает, что в руках Моисея жезл станет символом Божественной власти и присутствия Божия. Бог говорит: "И жезл сей [который был обращен в змея] возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения." (Исх.4:17).
Что и происходит в дальнейшем... С помощью жезла Божия пророк Моисей творит многие чудеса: убеждает фараона отпустить избранный народ в пустыню, обращает воду Нила в кровь, переходит посуху через Чермное море, источает из скалы воду, побеждает амаликитян.
Где жезл Моисея находится в настоящее время?
Пророка Моисея одинаково почитают в монотеистических конфессиях: в иудаизме, мусульманстве и христианстве. И о местонахождении посоха пророка-Законодателя существует несколько мнений. В иудаизме посох Моисея считается утерянным. Он будто бы передавался из поколения в поколение: от Иакова до Моисея, от одного иудейского царя до другого. Пока вавилоняне не разрушили Первый храм. Тут-то жезл и потерялся.
В мусульманстве посох Моисея не потерялся. Артефакт будто бы находится в Стамбуле, во дворце-музее Толкапы (картинку с изображением посоха можно найти выше). Турки совершенно уверены (без всяких аргументов), что у них находится подлинный посох пророка.
В христианстве посох Моисея также не считается утерянным. Католики-христиане убеждены, что посох, хранящийся в сокровищнице капеллы Сент-Шапель в Париже, действительно принадлежал пророку Моисею.
В защиту подлинности этого посоха приводится несколько аргументов. Во-первых, свидетельство настоятеля бенедиктинского монастыря Тингейрара, который в 1150 году видел посох Моисея в Константинополе. Во-вторых, купчая французского короля Людовика Святого, который в XIII веке выкупил посох Моисея у рыцарей-крестоносцев (ограбивших Константинополь). Наконец, в-третьих, свидетельство епископа Невелона, который из собора в Суассоне передал посох в Сент-Шапель.
Таким образом, Моисей, скорее всего, делает себе жезл сам, как только начинает пасти овец. После богоявления у Хорива жезл приобретает чудесные свойства и становится проводником божественной силы (Божиим). Если жезл не утерян, он хранится во Франции, в Сент-Шапель.
А что думаете о жезле Моисея Вы? Откуда Моисей взял жезл: получил от Иофора или выстрогал сам? Где сейчас может находиться посох пророка?Источник: "Христофор +"
Однако в Священной истории Ветхого Завета Моисей, конечно, известен, как легендарный вождь Израиля, который вывел избранный народ из египетского рабства. 40 лет в земле Мадиамской Моисей готовился к выполнению своей исторической миссии. 40 лет пророк Божий выполнял ее: ходил по Аравийской пустыне с избранным народом, духовно и телесно питая его. Всего же Моисей прожил 120 лет (Втор.34:7).
Исход из Египта никогда бы не удался Моисею без его чудесного артефакта - жезла (или посоха, трости), обладающего сверхъестественными свойствами. По желанию владельца жезл мог превращаться в змея и обратно (Исх.4:3-4). По мановению жезла Моисей производил гром и град (Исх.9:23). И обращал воду в кровь (Исх.7:9).
В связи с этим возникают вопросы: 1. Откуда у Моисея появился жезл? 2. Как он (жезл) выглядел? 3. Когда приобрел чудесные свойства? 4. Где жезл Моисея находится в настоящее время? Давайте разбираться...
Происхождение жезла Моисея
В настоящее время существует три версии происхождения жезла Моисея. Первая версия Библейского характера. Она восходит к Книге Исход. Согласно этой версии, Моисей получил жезл от Бога, ибо о жезле говорится, что он " Божий" (Исх.4:20).
Вторая версия принадлежит иудейскому преданию. И здесь жезл Моисея оказывается жезлом патриарха Иакова, некой семейной реликвией, которая передавалась по наследству: из поколения в поколение (вплоть до Иосифа). Мидраш (толкование Письменной Торы) Еламмедену говорит:
"Посох, с которым Иаков перешел Иордан, идентичен посоху, который Иуда дал своей невестке Фамарь (Бытие 32:10, 38:18).Это также святой жезл, которым действовал Моисей (Исход 4:20, 21), которым Аарон творил чудеса перед фараоном (Исход 7:10)".
Чудесное превращение жезла в змея
Согласно раввинистической литературе, Моисей получил жезл Иакова из рук тестя - Иофора, князя и жреца мадиамского племени кенеев (Суд.1:16). Иофор будто бы ранее был египетским жрецом и принес этот жезл из Египта, где в свое время подвизался Иосиф (Пиркей Авот 5: 9).
Согласно третьей версии, Моисей сделал свой жезл сам. И этот жезл был обыкновенным пастушеским посохом, котором следует погонять овец.
Как выглядел жезл Моисея?
Если верить иудейскому преданию, то на посохе Моисея должна была быть надпись "דצ״ך עד״ש באח״ב", состоящая из первых букв названий еврейских казней. Но если считать, что Моисей сделал себе посох сам, то его посох должен был выглядеть как простая деревянная палка со следами от сучков. Именно таким - простым и безыскусным - посох Моисея (?) предстает в Стамбуле во дворце Толкапы.
Посох Моисея во дворце Толкапы
В православной экзегете вопрос происхождения жезла Моисея практически не рассматривается. У прп. Нила Синайского можно найти косвенное подтверждение того, что Моисей, скорее всего, сделал свой жезл сам из первого попавшегося куска дерева. Прп. Нил говорит: "Всемогущий Бог и засохший, остроганный Моисеев жезл чудесно превратил в одушевленное пресмыкающееся живое существо".
Когда жезл приобрел чудесные свойства?
Чудесные свойства присваиваются жезлу Моисея в 4 главе Книги Исход. В это время пророк живет в стране Мадиамской у своего тестя Иофора. Моисей еще не знает, что его ждет. Он рождает детей с женой Сепфорой и пасет овец тестя.
Однажды Моисей приводит стадо к горе Божией Хорив. Там, у Хорива, пророк видит знамение горящего, но не сгорающего куста (неопалимой купины). В кусте Моисей обретает Бога, Который возлагает на него миссию Исхода. Пророк всячески пытается уклониться от полученной миссии. Он напоминает о своем незнании Бога, косноязычии и неверии иудеев, которых ему придется вести за собой... Но Бог рассеивает сомнения Моисея и дает ему три знамения (Исх.4:1-9). Первым из знамений становится превращение жезла Моисея в змея и обратно:
"И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его" (Исх.4:2-4).
В этом фрагменте весьма любопытным представляется поведение Моисея. Пророк бежит от змея, явно испугавшись пресмыкающееся.
Прп. Ефрем Сирин объясняет поведение Моисея страхом пророка не перед змеем, но перед фараоном. Святой отец говорит: "Как боишься ты (Моисей - Христофор+) фараона, так убоялся теперь змия". Почему перед фараоном? Потому что, во-первых, именно фараон вынудил Моисея бежать из Египта из-за убийства египтянина. А, во-вторых, головные уборы только египетских фараонов украшались золотыми кобрами, которые означали верховную власть и силу египетских царей.
Заставляя взять змея за хвост, Бог прообразует перед пророком картину ближайшего будущего. Моисей "возьмет за хвост" фараона, и тот "не ужалит" его, ибо будет бессильным (Новая Женевская учебная Библия).
Однако еще более любопытным представляется само обретение Моисеем чудесного жезла, способного творить чудеса. Ибо Бог обещает, что в руках Моисея жезл станет символом Божественной власти и присутствия Божия. Бог говорит: "И жезл сей [который был обращен в змея] возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения." (Исх.4:17).
Что и происходит в дальнейшем... С помощью жезла Божия пророк Моисей творит многие чудеса: убеждает фараона отпустить избранный народ в пустыню, обращает воду Нила в кровь, переходит посуху через Чермное море, источает из скалы воду, побеждает амаликитян.
Изведение воды из скалы
Где жезл Моисея находится в настоящее время?
Пророка Моисея одинаково почитают в монотеистических конфессиях: в иудаизме, мусульманстве и христианстве. И о местонахождении посоха пророка-Законодателя существует несколько мнений. В иудаизме посох Моисея считается утерянным. Он будто бы передавался из поколения в поколение: от Иакова до Моисея, от одного иудейского царя до другого. Пока вавилоняне не разрушили Первый храм. Тут-то жезл и потерялся.
В мусульманстве посох Моисея не потерялся. Артефакт будто бы находится в Стамбуле, во дворце-музее Толкапы (картинку с изображением посоха можно найти выше). Турки совершенно уверены (без всяких аргументов), что у них находится подлинный посох пророка.
В христианстве посох Моисея также не считается утерянным. Католики-христиане убеждены, что посох, хранящийся в сокровищнице капеллы Сент-Шапель в Париже, действительно принадлежал пророку Моисею.
В защиту подлинности этого посоха приводится несколько аргументов. Во-первых, свидетельство настоятеля бенедиктинского монастыря Тингейрара, который в 1150 году видел посох Моисея в Константинополе. Во-вторых, купчая французского короля Людовика Святого, который в XIII веке выкупил посох Моисея у рыцарей-крестоносцев (ограбивших Константинополь). Наконец, в-третьих, свидетельство епископа Невелона, который из собора в Суассоне передал посох в Сент-Шапель.
Таким образом, Моисей, скорее всего, делает себе жезл сам, как только начинает пасти овец. После богоявления у Хорива жезл приобретает чудесные свойства и становится проводником божественной силы (Божиим). Если жезл не утерян, он хранится во Франции, в Сент-Шапель.
А что думаете о жезле Моисея Вы? Откуда Моисей взял жезл: получил от Иофора или выстрогал сам? Где сейчас может находиться посох пророка?Источник: "Христофор +"
Опубликовано 29 декабря 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1071
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: