Любовный четырехугольник, породивший зловещих монстров. Сводные сестры: соперницы или подруги? Призраки и тайны виллы Диодати
Все участники этой истории - англичане, хоть и не раскапывали египетских гробниц, погибли в течение нескольких лет и не своей смертью. Был ли тому причиной нездоровый образ жизни – кое-кто злоупотреблял опиумом – или это было следствием попрания моральных норм и последующего справедливого возмездия, или просто так сложились обстоятельства – кто же теперь скажет. Но результатом безумных ночей стали книги, которые оставили яркий след в мировой литературе.
Может быть, если бы в Женеве летом 1816 года стояла ясная, теплая погода и наши герои могли гулять, любоваться живописными окрестностями озера, устраивать лодочные прогулки и пикники, мы бы лишились такого шедевра литературы, как «Франкенштейн» Мэри Шелли, и не шедевра, но знаковой книги Полидори «Вампир» - она была первой из серии книг о вампирах, которые позже прославили Брэма Стокера и ввели в литературу новый тип героя.
Англичане в окрестностях Женевского озера
Летом 1816 года лорд Байрон снял виллу на берегу Женевского озера и поселился в ней со своим личным врачом и другом Полидори. Неподалеку, минутах в десяти ходьбы, остановился другой великий английский романтический поэт Перси Биш Шелли. Он приехал с Мэри Годвин, дочерью известной писательницы Мэри Уолстонкрафт и знаменитого философа и журналиста Уильяма Годвина.
Мэри познакомилась с Шелли в 1814 году, когда ей шел семнадцатый год. Шелли был женат. Их связь стала вызовом обществу и самым настоящим скандалом. Через два года они сбежали во Францию, и к ним присоединилась сводная сестра Мэри – Клер Клэрмонт. Характер отношений Шелли с Клер был не совсем ясен: ходили слухи об их романе, который то угасал, то вновь разгорался. Считается, что поэма Шелли «К Констанции» посвящена именно ей. Но Мэри не верила или не хотела верить сплетням, и сестры всю жизнь оставались подругами.
Вообще-то, Клер была влюблена в Байрона и уехала в Европу ради него. В Швейцарии их роман ярко вспыхнул, но тут же погас: для Байрона Клер ровным счетом ничего не значила, хотя он и посвятил ей «Стансы для музыки». Она родила от него ребенка, девочку, которая прожила всего пять лет. В Англии все они: и гениальные поэты, и их женщины – считались людьми аморальными, даже порочными, и неблагонадежными.
Полидори и его родственники
Личный врач и секретарь (а возможно, и любовник) Байрона Джон Вильям Полидори тоже был человеком необычным. Его отец одно время служил секретарем у Альфиери, «отца итальянской трагедии». Гаэтано Полидори сумел привить детям любовь к литературе и искусству. Сестра Джона – мать художников-прерафаэлитов Данте Габриэля и Уильяма Майкла Россетти и их сестер – поэтессы Кристины и писательницы Марии Россетти, которые внесли огромный вклад в английскую культуру.
Но и сам Полидори был человеком непростым. В колледже он был одним из первых учеников. В 1810 году поступил в Эдинбургский университет, где написал диссертацию по лунатизму и получил учёную степень доктора медицины в возрасте девятнадцати лет. В 1816 году сопровождал Байрона в путешествии по Европе. Он был самоуверенным, заносчивым, и к тому же болезненно самолюбивым человеком. Очень хотел стать литератором, но не обладал большими способностями, и это, по-видимому, стало для него источником комплексов. Не исключено, что неудовлетворенное честолюбие позже привело его к самоубийству.
Блестящая идея
Было холодно, шли бесконечные дожди, и наши герои коротали дни в дружеских беседах и чтении книг. Все были увлечены французским переводом немецких новелл о духах и привидениях.
И вот в один прекрасный, то бишь ненастный, день Байрон предложил друзьям придумать свои истории о привидениях. Беседы велись в полночь – время явления потусторонних сил. Байрон начал пересказывать начало «Кристабели», поэмы Колриджа о встрече невинной молодой девушки с духом зла. Рассказ Байрона так сильно подействовал на Шелли, что с ним случился нервный припадок.
Доктор Полидори написал об этом в своем дневнике – он ведет рассказ от третьего лица, изображая себя как знакомца автора.
Однако Шелли и сам Байрон быстро забросили работу над рассказами – Шелли вообще ничего не написал, Байрон создал три блестяще написанных листка об Августе Дарвелле, который, по-видимому, и должен был стать вампиром. Судя по этому фрагменту, рассказ обещал быть захватывающе интересным, но, к сожалению, Байрон не захотел продолжить работу. Поэт увлекся другим произведением, примерно в это же время он посетил с Шелли Шильонский замок и, впечатленный всем, что увидел там, за два дня написал одну из известнейших поэм – «Шильонский узник».
Рождение "Франкенштейна" и "Вампира"
А Мэри начала писать свой знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» – произведение об ученом, создавшем искусственного человека. В уме её рисовалась повесть, от которой кровь стынет в жилах и стучит сердце. Но произведение не складывалась. Мери была близка к отчаянию.
Как-то вечером речь зашла об экспериментах врача, философа и поэта XVIII века Эразма Дарвина, кстати, деда Чарльза Дарвина. Считалось, что он занимался вопросами гальванизации и возвращения мертвых тел и даже разрозненных останков к жизни. Ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Мэри не вступала в разговор, но слушала с необычайным вниманием. Ночью ей приснился странный сон, о котором она рассказала в воспоминаниях:
Так родился «Франкенштейн» — одно из выдающихся созданий романтической литературы, блистательное по замыслу и выполнению, не утерявшее своего жуткого обаяния и по сей день. Хотя что такое Франкенштейн, если вдуматься? Не что иное, как материальное воплощение бездны отчаяния и одиночества, которые испытывает каждый человек в этом мире.
А Полидори, сочинив сначала какой-то странный, чтобы не сказать больше, рассказ о женщине, подглядывающей в замочные скважины, позже, опираясь на замысел Байрона, создал повесть «Вампир».
Повесть Полидори «Вампир», довольно слабая, но тем не менее, именно она положила начало литературе о вампирах.
В конце августа Шелли, Мэри Годвин и Клер Клэрмонт покинули Женеву. Через некоторое время, в этом же году, Байрон расстался с Полидори.
Скандал в благородном семействе
Но спустя три года разразился скандал. Полидори напечатал своего «Вампира» под именем Байрона.
Байрон был в бешенстве, он потребовал у издателей снять своё имя. Что могло так взбесить великого поэта? Художественная слабость приписываемого ему произведения? Или в главном герое он узнал себя – безжалостного вампира, отнимающего жизни у окружающих его людей? Как бы то ни было, Полидори выкручивался как мог. Издателю он написал следующее: «Дело в том, что, хотя основа повести в самом деле принадлежит Лорду Байрону, развитие ее — мое».
В конце концов Байрон послал Меррею, издателю, несколько страниц своей версии «Вампира». Она была озаглавлена «Фрагмент» и имела дату: «17 июня 1816 г.» В том же 1819 году «Фрагмент» был напечатан как приложение к поэме «Мазепа».
А в 1821 году Байрон получил известие о том, что Полидори отравился.
Байрон был уверен, что «причиной этого отчаянного поступка было разочарование» и что Полидори «возлагал слишком большие надежды на литературную славу из-за успеха его «Вампира».
За несколько лет трагически погибли почти все участники вечерних бесед на вилле Диодати: в 1821-м —покончил жизнь самоубийством Полидори, в 1822-м — утонул Шелли, в 1824-м — умер от болезни Байрон.
Мэри Шелли так и не оправилась после кончины любимого мужа.
Клер Клэрмонт в России
Клер из-за безденежья вынуждена была искать службу и в поисках работы отправилась в Россию, где она провела несколько лет и оставила интересные дневниковые записи о жизни в нашей стране. Она служила гувернанткой в знатных семьях. Записи её носили в общем нейтральный характер. Ей нравилось, что русские ценят творчество Байрона. А вот что возмущало и вызывало досаду - так это пренебрежительное отношение к Шелли, которого она обожала. Прошлое: связь с Байроном и Шелли - Клер скрывала, но слухи все равно просочились.
Сами вечера на Женевском озере стали историей.
"Готические" вечера на киноэкране
Памятный «готический» вечер на вилле Диодати неоднократно изображался на киноэкране.
В 1986 году вышел фильм «Готика» Кена Рассела (есть в Интернете), интересный фильм, в котором экзистенциальные страхи, ощущение вины и глубИны подсознания героев воплощаются в монструозных существах, механических куклах, змеях, страшных видениях, вызывающих отвращение явлениях. Сейчас, возможно, эти страшилки кажутся в какой-то степени наивными, но в девяностые очень даже впечатляли. Мэри Шелли играла Наташа Ричардсон, дочь Ванессы Редгрейв. В картине появляется картина Генри Фюзели «Ночной кошмар», репродукция которой, как говорят, висела в кабинете или прихожей Фрейда, что, в общем-то, логично. Интересное совпадение, Генри Фюзели был любовником матери Мэри Шелли Мэри Уолстонкрафт.
В 1988 появился фильм «Лето призраков» Ивана Пассера - чешского кинорежиссера, эмигрировавшего в Америку. В Интернете я нашла только четырнадцатиминутный отрывок на английском языке, возможно, кому-то повезет больше.
«Грести по ветру» (1988) Гонсало Суареса посвящен монстру, созданному Мэри, который поочередно уносит жизни её близких. Байрона играет неописуемо красивый Хью Грант, которому не хватает, на мой взгляд, ощущения тайны и очарования порока (просто очарования в избытке). К сожалению, в фильме много исторических неточностей, впрочем, это можно сказать почти обо всех фильмах, посвященных этой теме.
В 2017 году Хайфа аль-Мансур сняла фильм, который в русском прокате назвали «Красавица для чудовища» – довольно-таки нудный (исключительно моё мнение) байопик. И наконец, в 2020 году появляется фильм «Призраки виллы Диодати» - восьмая серия двенадцатого сезона научно-фантастического сериала «Доктор Кто», героями которого становятся Мэри, Байрон, Шелли.
Одинокий поврежденный киберчеловек, который называется именем Ашад, говорит, что прибыл обратно во времени, чтобы отыскать потерянный кибериум — необычный металл, необходимый для восстановления расы киберлюдей… Этот кибериум находится в теле Шелли. Я думаю, подобный сюжет вызвал бы у героев не только нервный припадок, но и легкое сумасшествие. Хотя как знать... Ведь Шелли была в некоторой степени родоначальницей фантастического жанра. Вспомним "Последнего человека"...
События на вилле Диодати также являются основой сюжета романа аргентинского писателя Федерико Андахази «Милосердные», изданного в 1998 году.Автор: Н.Александрова
Может быть, если бы в Женеве летом 1816 года стояла ясная, теплая погода и наши герои могли гулять, любоваться живописными окрестностями озера, устраивать лодочные прогулки и пикники, мы бы лишились такого шедевра литературы, как «Франкенштейн» Мэри Шелли, и не шедевра, но знаковой книги Полидори «Вампир» - она была первой из серии книг о вампирах, которые позже прославили Брэма Стокера и ввели в литературу новый тип героя.
Вилла Диодати, на которой происходили события
Англичане в окрестностях Женевского озера
Летом 1816 года лорд Байрон снял виллу на берегу Женевского озера и поселился в ней со своим личным врачом и другом Полидори. Неподалеку, минутах в десяти ходьбы, остановился другой великий английский романтический поэт Перси Биш Шелли. Он приехал с Мэри Годвин, дочерью известной писательницы Мэри Уолстонкрафт и знаменитого философа и журналиста Уильяма Годвина.
Т. Филлипс. Лорд Байрон в албанском костюме
Мэри познакомилась с Шелли в 1814 году, когда ей шел семнадцатый год. Шелли был женат. Их связь стала вызовом обществу и самым настоящим скандалом. Через два года они сбежали во Францию, и к ним присоединилась сводная сестра Мэри – Клер Клэрмонт. Характер отношений Шелли с Клер был не совсем ясен: ходили слухи об их романе, который то угасал, то вновь разгорался. Считается, что поэма Шелли «К Констанции» посвящена именно ей. Но Мэри не верила или не хотела верить сплетням, и сестры всю жизнь оставались подругами.
А это Хью Грант в роли Байрона в фильме "Грести по ветру" 1988. О фильме читайте в конце статьи
Вообще-то, Клер была влюблена в Байрона и уехала в Европу ради него. В Швейцарии их роман ярко вспыхнул, но тут же погас: для Байрона Клер ровным счетом ничего не значила, хотя он и посвятил ей «Стансы для музыки». Она родила от него ребенка, девочку, которая прожила всего пять лет. В Англии все они: и гениальные поэты, и их женщины – считались людьми аморальными, даже порочными, и неблагонадежными.
Полидори и его родственники
Полидори. В 1816 году был молод и красив. В фильмах почему-то изображается уродом средних лет
Личный врач и секретарь (а возможно, и любовник) Байрона Джон Вильям Полидори тоже был человеком необычным. Его отец одно время служил секретарем у Альфиери, «отца итальянской трагедии». Гаэтано Полидори сумел привить детям любовь к литературе и искусству. Сестра Джона – мать художников-прерафаэлитов Данте Габриэля и Уильяма Майкла Россетти и их сестер – поэтессы Кристины и писательницы Марии Россетти, которые внесли огромный вклад в английскую культуру.
Д.Г. Россетти "Леди Лилит"
Но и сам Полидори был человеком непростым. В колледже он был одним из первых учеников. В 1810 году поступил в Эдинбургский университет, где написал диссертацию по лунатизму и получил учёную степень доктора медицины в возрасте девятнадцати лет. В 1816 году сопровождал Байрона в путешествии по Европе. Он был самоуверенным, заносчивым, и к тому же болезненно самолюбивым человеком. Очень хотел стать литератором, но не обладал большими способностями, и это, по-видимому, стало для него источником комплексов. Не исключено, что неудовлетворенное честолюбие позже привело его к самоубийству.
Блестящая идея
Было холодно, шли бесконечные дожди, и наши герои коротали дни в дружеских беседах и чтении книг. Все были увлечены французским переводом немецких новелл о духах и привидениях.
И вот в один прекрасный, то бишь ненастный, день Байрон предложил друзьям придумать свои истории о привидениях. Беседы велись в полночь – время явления потусторонних сил. Байрон начал пересказывать начало «Кристабели», поэмы Колриджа о встрече невинной молодой девушки с духом зла. Рассказ Байрона так сильно подействовал на Шелли, что с ним случился нервный припадок.
Доктор Полидори написал об этом в своем дневнике – он ведет рассказ от третьего лица, изображая себя как знакомца автора.
Ж. Дельвиль "Медуза"
Когда лорд пересказал начало «Кристабели», тогда неизданной, это произвело столь сильное впечатление на мистера Шелли, что он внезапно вскочил и выбежал из комнаты. Врач и лорд Байрон последовали за ним и нашли его прислонившимся к каминной доске; по лицу его стекали капли холодного пота. Ему дали освежающего и, расспросив о причинах его тревоги, узнали, что его пылкое воображение нарисовало ему глаза на груди одной из дам (в окрестностях его жилища рассказывали о такой женщине), и он вынужден был покинуть комнату, чтобы рассеять впечатление.
Этот жуткий момент нашел отражение к фильме "Готика", 1986 г.
Однако Шелли и сам Байрон быстро забросили работу над рассказами – Шелли вообще ничего не написал, Байрон создал три блестяще написанных листка об Августе Дарвелле, который, по-видимому, и должен был стать вампиром. Судя по этому фрагменту, рассказ обещал быть захватывающе интересным, но, к сожалению, Байрон не захотел продолжить работу. Поэт увлекся другим произведением, примерно в это же время он посетил с Шелли Шильонский замок и, впечатленный всем, что увидел там, за два дня написал одну из известнейших поэм – «Шильонский узник».
Э. Делакруа "Шильонский пленник"
Рождение "Франкенштейна" и "Вампира"
А Мэри начала писать свой знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» – произведение об ученом, создавшем искусственного человека. В уме её рисовалась повесть, от которой кровь стынет в жилах и стучит сердце. Но произведение не складывалась. Мери была близка к отчаянию.
Гальвани "Опыты с лягушкой"
Как-то вечером речь зашла об экспериментах врача, философа и поэта XVIII века Эразма Дарвина, кстати, деда Чарльза Дарвина. Считалось, что он занимался вопросами гальванизации и возвращения мертвых тел и даже разрозненных останков к жизни. Ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Мэри не вступала в разговор, но слушала с необычайным вниманием. Ночью ей приснился странный сон, о котором она рассказала в воспоминаниях:
"Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нём проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца".
Так родился «Франкенштейн» — одно из выдающихся созданий романтической литературы, блистательное по замыслу и выполнению, не утерявшее своего жуткого обаяния и по сей день. Хотя что такое Франкенштейн, если вдуматься? Не что иное, как материальное воплощение бездны отчаяния и одиночества, которые испытывает каждый человек в этом мире.
А Полидори, сочинив сначала какой-то странный, чтобы не сказать больше, рассказ о женщине, подглядывающей в замочные скважины, позже, опираясь на замысел Байрона, создал повесть «Вампир».
Повесть Полидори «Вампир», довольно слабая, но тем не менее, именно она положила начало литературе о вампирах.
В конце августа Шелли, Мэри Годвин и Клер Клэрмонт покинули Женеву. Через некоторое время, в этом же году, Байрон расстался с Полидори.
Скандал в благородном семействе
Но спустя три года разразился скандал. Полидори напечатал своего «Вампира» под именем Байрона.
Обложка "Вампира", правда, уже с именем Полидори
Байрон был в бешенстве, он потребовал у издателей снять своё имя. Что могло так взбесить великого поэта? Художественная слабость приписываемого ему произведения? Или в главном герое он узнал себя – безжалостного вампира, отнимающего жизни у окружающих его людей? Как бы то ни было, Полидори выкручивался как мог. Издателю он написал следующее: «Дело в том, что, хотя основа повести в самом деле принадлежит Лорду Байрону, развитие ее — мое».
В конце концов Байрон послал Меррею, издателю, несколько страниц своей версии «Вампира». Она была озаглавлена «Фрагмент» и имела дату: «17 июня 1816 г.» В том же 1819 году «Фрагмент» был напечатан как приложение к поэме «Мазепа».
А в 1821 году Байрон получил известие о том, что Полидори отравился.
Байрон был уверен, что «причиной этого отчаянного поступка было разочарование» и что Полидори «возлагал слишком большие надежды на литературную славу из-за успеха его «Вампира».
За несколько лет трагически погибли почти все участники вечерних бесед на вилле Диодати: в 1821-м —покончил жизнь самоубийством Полидори, в 1822-м — утонул Шелли, в 1824-м — умер от болезни Байрон.
Перси Биш Шелли. На вид сущий ангелок. Внешность, как известно, обманчива. Умер на тридцатом году жизни
Мэри Шелли так и не оправилась после кончины любимого мужа.
Клер Клэрмонт в России
Клер из-за безденежья вынуждена была искать службу и в поисках работы отправилась в Россию, где она провела несколько лет и оставила интересные дневниковые записи о жизни в нашей стране. Она служила гувернанткой в знатных семьях. Записи её носили в общем нейтральный характер. Ей нравилось, что русские ценят творчество Байрона. А вот что возмущало и вызывало досаду - так это пренебрежительное отношение к Шелли, которого она обожала. Прошлое: связь с Байроном и Шелли - Клер скрывала, но слухи все равно просочились.
Сами вечера на Женевском озере стали историей.
"Готические" вечера на киноэкране
Памятный «готический» вечер на вилле Диодати неоднократно изображался на киноэкране.
В 1986 году вышел фильм «Готика» Кена Рассела (есть в Интернете), интересный фильм, в котором экзистенциальные страхи, ощущение вины и глубИны подсознания героев воплощаются в монструозных существах, механических куклах, змеях, страшных видениях, вызывающих отвращение явлениях. Сейчас, возможно, эти страшилки кажутся в какой-то степени наивными, но в девяностые очень даже впечатляли. Мэри Шелли играла Наташа Ричардсон, дочь Ванессы Редгрейв. В картине появляется картина Генри Фюзели «Ночной кошмар», репродукция которой, как говорят, висела в кабинете или прихожей Фрейда, что, в общем-то, логично. Интересное совпадение, Генри Фюзели был любовником матери Мэри Шелли Мэри Уолстонкрафт.
Г. Фюзели "Ночной кошмар"
В 1988 появился фильм «Лето призраков» Ивана Пассера - чешского кинорежиссера, эмигрировавшего в Америку. В Интернете я нашла только четырнадцатиминутный отрывок на английском языке, возможно, кому-то повезет больше.
Кадр из фильма
«Грести по ветру» (1988) Гонсало Суареса посвящен монстру, созданному Мэри, который поочередно уносит жизни её близких. Байрона играет неописуемо красивый Хью Грант, которому не хватает, на мой взгляд, ощущения тайны и очарования порока (просто очарования в избытке). К сожалению, в фильме много исторических неточностей, впрочем, это можно сказать почти обо всех фильмах, посвященных этой теме.
В 2017 году Хайфа аль-Мансур сняла фильм, который в русском прокате назвали «Красавица для чудовища» – довольно-таки нудный (исключительно моё мнение) байопик. И наконец, в 2020 году появляется фильм «Призраки виллы Диодати» - восьмая серия двенадцатого сезона научно-фантастического сериала «Доктор Кто», героями которого становятся Мэри, Байрон, Шелли.
"Доктор Кто"
Одинокий поврежденный киберчеловек, который называется именем Ашад, говорит, что прибыл обратно во времени, чтобы отыскать потерянный кибериум — необычный металл, необходимый для восстановления расы киберлюдей… Этот кибериум находится в теле Шелли. Я думаю, подобный сюжет вызвал бы у героев не только нервный припадок, но и легкое сумасшествие. Хотя как знать... Ведь Шелли была в некоторой степени родоначальницей фантастического жанра. Вспомним "Последнего человека"...
События на вилле Диодати также являются основой сюжета романа аргентинского писателя Федерико Андахази «Милосердные», изданного в 1998 году.Автор: Н.Александрова
Опубликовано 21 декабря 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 913
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: