Какого змея убил Святой Георгий
В нашем воображении Георгий, рыцарь-мученик, является святым, убивающим дракона, но его самые древние представления рассказывают нам совершенно другую историю...
Как символ зла и язычества, дракон часто появляется в рассказах о средневековых святых. Список святых убийц драконов, безусловно, очень длинный: Теодор, Сильвестр, Маргарет и Марта (которые, однако, только что приручили монстра) – это только самые известные. Рядом с ними святой Михаил Архангел вел битву против этого посланника Апокалипсиса.Тем не менее, ни один из всех истребителей драконов не стал объектом такого же народного почитания, как Святой Георгий, избранный в качестве покровителя Англии, Португалии и многих других стран.
Мы только знаем о нем, что он был каппадокийским солдатом, замученным при Диоклетиане, но у нас нет никакого другого исторического источника о его жизни. Поэтому все рассказы о нем являются результатом средневековых дополнений, которые обогащали первоначальный рисунок на протяжении веков.
Традиционная иконография Георгия основана на его самом известном чуде – убийстве дракона. Как повествует в “Золотой легенде” Якобус де Ворагин, это событие хорошо известно: город был осажден ужасным монстром, и, чтобы держать его подальше, граждане тянули жребий, чтобы решить, кого из самых молодых в городе принести в жертву монстру.
Поскольку на дочь короля пал жребий, Святой Георгий появляется верхом на своем коне, и ему удается нейтрализовать дракона (сцена увековечена художниками). Затем он предлагает принцессе привязать дракона, теперь одомашненного, чтобы привести его в город: свидетель этого удивительного события, король и все население обратились в христианство и, в конце концов, дракон был убит.
Начиная с 12 века, образ борьбы с сатанинским существом становится все более распространенным по всей Европе, как это показано в живописи. В западной культуре иконография этого святого основана главным образом на этом эпизоде, а другие чудеса и его мученик изображаются редко: дракон становится его характерной чертой. Однако он не всегда был представлен в соответствии с этой моделью: напротив, в начале его культа в его рассказах не было дракона, не говоря уже о его представлениях.
Самое древнее изображение Святого Георгия восходит к первой половине 10 века и было найдено в Армении, в церкви Святого Креста, построенной на острове Акдамар. Здесь барельеф изображает трех святых верхом, и среди них можно выделить Георгия. Другие два рыцаря-святой Сергий, убивающий свирепое животное и святой Феодор, который определенно сражается против дракона.
На самом деле в то время святым убийцей дракона был Феодор, святой рыцарь, известный с 7-го века за то, что победил монстра. По этой причине в раннем Средневековье драконы ассоциировались только с этим святым. В последующие века художники будут продолжать изображать Святого Феодора вместе с драконом (как в статуе над колонной на площади Сан-Марко в Венеции), но эта иконография будет становиться все менее и менее распространенной.
До XI века ни в одном рассказе о Святом Георгии никогда не упоминалось убийство дракона: его почитали просто как воина-мученика, обращавшего неверные народы. По этой причине традиционный образ, который представлял его до этого момента, был рыцарем, пронзающим копьем человека, символом языческого гонителя и ереси.
Именно в этот момент в восточной культуре возникла легенда о том, что Георгий тоже столкнулся с чудовищем, возможно, основанная на тех самых иллюстрациях. Собственно говоря, на фресках и барельефах святой всегда изображался вместе с Феодором, сражавшимся против дракона: художники раннего средневековья иногда изображали двух святых, убивающих одного змея на двоих.
Но потом постепенно именно Георгий стал ассоциироваться с драконом. Первые тексты, связанные с этим эпизодом, относятся к 11 веку и включают уже все известные нам элементы: озерное чудовище, принцесса, спасенная из его пасти, приручение дракона, приведшее в город, обращение его жителей. История святого Георгия и дракона распространялась повсюду, но она еще долго оставалась бы связанной с восточными регионами, если бы не крестовые походы.
Христиане легко отождествляли себя с торжествующим святым, освободившим регион от неверных: как покровитель крестоносцев, никто не был более подходящим, чем Георгий. В очень короткое время культ Святого Георгия распространился по всей Европе, как и одновременно изображение рыцаря, убивающего дракона – в Англии первое изображение такого рода датируется началом XII века. В то время как в восточных регионах монстр больше походил на змею, его версия, принесенная крестоносцами в западные земли, выросла в размерах, и он приобрел лапы и крылья, став драконом, которого мы все знаем.
Как символ зла и язычества, дракон часто появляется в рассказах о средневековых святых. Список святых убийц драконов, безусловно, очень длинный: Теодор, Сильвестр, Маргарет и Марта (которые, однако, только что приручили монстра) – это только самые известные. Рядом с ними святой Михаил Архангел вел битву против этого посланника Апокалипсиса.Тем не менее, ни один из всех истребителей драконов не стал объектом такого же народного почитания, как Святой Георгий, избранный в качестве покровителя Англии, Португалии и многих других стран.
Мы только знаем о нем, что он был каппадокийским солдатом, замученным при Диоклетиане, но у нас нет никакого другого исторического источника о его жизни. Поэтому все рассказы о нем являются результатом средневековых дополнений, которые обогащали первоначальный рисунок на протяжении веков.
Традиционная иконография Георгия основана на его самом известном чуде – убийстве дракона. Как повествует в “Золотой легенде” Якобус де Ворагин, это событие хорошо известно: город был осажден ужасным монстром, и, чтобы держать его подальше, граждане тянули жребий, чтобы решить, кого из самых молодых в городе принести в жертву монстру.
Поскольку на дочь короля пал жребий, Святой Георгий появляется верхом на своем коне, и ему удается нейтрализовать дракона (сцена увековечена художниками). Затем он предлагает принцессе привязать дракона, теперь одомашненного, чтобы привести его в город: свидетель этого удивительного события, король и все население обратились в христианство и, в конце концов, дракон был убит.
Начиная с 12 века, образ борьбы с сатанинским существом становится все более распространенным по всей Европе, как это показано в живописи. В западной культуре иконография этого святого основана главным образом на этом эпизоде, а другие чудеса и его мученик изображаются редко: дракон становится его характерной чертой. Однако он не всегда был представлен в соответствии с этой моделью: напротив, в начале его культа в его рассказах не было дракона, не говоря уже о его представлениях.
Самое древнее изображение Святого Георгия восходит к первой половине 10 века и было найдено в Армении, в церкви Святого Креста, построенной на острове Акдамар. Здесь барельеф изображает трех святых верхом, и среди них можно выделить Георгия. Другие два рыцаря-святой Сергий, убивающий свирепое животное и святой Феодор, который определенно сражается против дракона.
На самом деле в то время святым убийцей дракона был Феодор, святой рыцарь, известный с 7-го века за то, что победил монстра. По этой причине в раннем Средневековье драконы ассоциировались только с этим святым. В последующие века художники будут продолжать изображать Святого Феодора вместе с драконом (как в статуе над колонной на площади Сан-Марко в Венеции), но эта иконография будет становиться все менее и менее распространенной.
До XI века ни в одном рассказе о Святом Георгии никогда не упоминалось убийство дракона: его почитали просто как воина-мученика, обращавшего неверные народы. По этой причине традиционный образ, который представлял его до этого момента, был рыцарем, пронзающим копьем человека, символом языческого гонителя и ереси.
Именно в этот момент в восточной культуре возникла легенда о том, что Георгий тоже столкнулся с чудовищем, возможно, основанная на тех самых иллюстрациях. Собственно говоря, на фресках и барельефах святой всегда изображался вместе с Феодором, сражавшимся против дракона: художники раннего средневековья иногда изображали двух святых, убивающих одного змея на двоих.
Но потом постепенно именно Георгий стал ассоциироваться с драконом. Первые тексты, связанные с этим эпизодом, относятся к 11 веку и включают уже все известные нам элементы: озерное чудовище, принцесса, спасенная из его пасти, приручение дракона, приведшее в город, обращение его жителей. История святого Георгия и дракона распространялась повсюду, но она еще долго оставалась бы связанной с восточными регионами, если бы не крестовые походы.
Христиане легко отождествляли себя с торжествующим святым, освободившим регион от неверных: как покровитель крестоносцев, никто не был более подходящим, чем Георгий. В очень короткое время культ Святого Георгия распространился по всей Европе, как и одновременно изображение рыцаря, убивающего дракона – в Англии первое изображение такого рода датируется началом XII века. В то время как в восточных регионах монстр больше походил на змею, его версия, принесенная крестоносцами в западные земли, выросла в размерах, и он приобрел лапы и крылья, став драконом, которого мы все знаем.
Опубликовано 09 декабря 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1746
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: