Древние Боги. Кто они?
Давайте поговорим по поводу кровожадности народов Древней Месоамерики, вернее о том, что преувеличения на эту тему не только искажают историю, но и вообще заслоняют сам процесс развития этих древних культур. Уместно вспомнить, что Кетцалькоатль – бог-цивилизатор древней Мексики вообще запрещал человеческие жертвоприношения. И никаких принципов, привычных нам из истории, типа огнём и мечом, никаких усилий заставить дикарей подчиняться себе в мифах о нем не наблюдается. И так же у его Перуанских коллег Виракочи, Кон-Тики, Манко-Капака и других...
Читая легенды о них, создается впечатление, что любое применение силы по отношению к дикарям у них было запрещено. А у их коллег в Египте и Индии военное вмешательство разрешалось только в самых крайних случаях и то лишь для защиты этих же самых людей от своих более агрессивных сородичей.
Из огромной массы преданий становится ясно, что такой подход не чьи-то капризы, а непременное условие – иначе ничего не выйдет в цивилизаторской миссии. Кстати, этот принцип ясно изложен и в знаменитом романе братьев Стругацких “Трудно быть Богом”. И это вполне логично. Насильно мил не будешь. Можно заставить силой раба – бери больше, кидай дальше. А вот заставить думать, учиться делать что-то лучше, совершенствоваться и т.д. можно только пробуждая абсолютно добровольное желание. И никак иначе. Тут способ только один – собственный пример и помощь только тем, кто сами что-то спрашивают или хотят обучаться. Но таких всегда меньшинство. А для всех остальных – законы и обычаи.
И, что тоже важно, все легендарные цивилизаторы древности были реальными историческими персонажами. Вот, например что пишет старейший российский американист, историк Валерий Иванович Гуляев:
Валерий Иванович Гуляев рассказывал об этом и в эксклюзивном интервью для нашего цикла, он автор многих книг на тему истории древних цивилизаций. У него есть труд, посвященный роли религии во время конкисты: «Под личиной ацтекского бога. Испанское завоевание Мексики».
Сколько бы мы не крутились в путанном лабиринте современных представлений о древних традициях и искаженных интерпретациях, это простое условие нельзя не учитывать. Ведь по представлению тех же индусов и египтян, боги на заре цивилизации жили рядом с людьми, и любой желающий мог их видеть. У индусов эта эпоха называется Сатья-Юга, а у египтян Зеп-Тепи (Первое Время).
Примерно такие же представления можно найти и в индийской традиции. Там, например, описывается несколько десятков признаков, по которым можно этих высоких существ отличить от обычного человека: на них не садится пыль, у них нет пота даже в сильную жару, они, если внимательно приглядеться, не стоят полностью на земле, а как бы чуть-чуть парят над ней и т.д. При всем этом, внешне они на первый взгляд, от людей почти ничем не отличаются. Но самое главное, что следует понимать под этим словом? Если считать богами древние развитые цивилизации людей, то окажется, что и все людские пороки им не чужды. Но здесь примешалось уже совсем другое понимание самого термина «боги», да еще с нашими более поздними добавками, типа добрые или злые.
Современная наука уже работает над управлением природными стихиями и в частности для их военного применения. Однако в древности такое «оружие» было хорошо известно и применялось много раз. Можно вспомнить немало примеров.
При нашествии монгольской армии Хубилай-хана на Японию в 1274 году, чуть ли не все население страны молилось богине Аматерасу, в итоге налетела буря, которая разметала и потопила корабли захватчиков.
Затем история повторилась в 1281 году в еще больших масштабах. Два монгольско-корейско-китайских флота — из Кореи и из Южного Китая — направились к острову Кюсю. Численность флота достигала 100 000 человек. Первым прибыл малочисленный восточный флот, который японцы сумели отразить. Затем с юга приплыл основной флот, но повторившаяся история с тайфуном уничтожила большую часть флота завоевателей.
Кстати, слово «камикадзе» стало известно именно с тех пор, но оно означает вовсе не летчик-смертник, как сейчас принято воспринимать, а «божественный ветер» (ками — «божество», кадзэ — «ветер»), стоящий на защите страны и несущий смерть врагам. И лишь в середине XX века это слово стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников во время войны в Тихом океане. А первоначально его смысл означал, что это божественная помощь японскому народу.
Какой теперь считать богиню – злой или доброй? Одних она уничтожила, а других спасла. Все двойственно в проявленном мире, как и стихии, как и обычная спичка, которая может и помочь согреться, и устроить пожар.
И боги, обычно олицетворяющие стихии, также могут казаться двойственными. Но при этом у них есть своя четкая Иерархия.Автор: А.Петросян
Читая легенды о них, создается впечатление, что любое применение силы по отношению к дикарям у них было запрещено. А у их коллег в Египте и Индии военное вмешательство разрешалось только в самых крайних случаях и то лишь для защиты этих же самых людей от своих более агрессивных сородичей.
Из огромной массы преданий становится ясно, что такой подход не чьи-то капризы, а непременное условие – иначе ничего не выйдет в цивилизаторской миссии. Кстати, этот принцип ясно изложен и в знаменитом романе братьев Стругацких “Трудно быть Богом”. И это вполне логично. Насильно мил не будешь. Можно заставить силой раба – бери больше, кидай дальше. А вот заставить думать, учиться делать что-то лучше, совершенствоваться и т.д. можно только пробуждая абсолютно добровольное желание. И никак иначе. Тут способ только один – собственный пример и помощь только тем, кто сами что-то спрашивают или хотят обучаться. Но таких всегда меньшинство. А для всех остальных – законы и обычаи.
Боги Египта
И, что тоже важно, все легендарные цивилизаторы древности были реальными историческими персонажами. Вот, например что пишет старейший российский американист, историк Валерий Иванович Гуляев:
“Еще меньше оснований связывать этого таинственного «повелителя вселенной» с Кецалькоатлем индейских мифов. Показательно, что ни Кортес, ни Берналь Диас ни разу не упоминают имени Кецалькоатля, хотя оба не прочь «щегольнуть» при случае своими «познаниями»: конкистадоры попросту не знали этого мифа. Для Кортеса «повелитель вселенной» был не богом, а земным правителем, который привел когда-то ацтеков и другие народы нахуа в Центральную Мексику, а теперь вернулся с востока обратно. Отождествление кортесовского «повелителя вселенной» с ботом Кецалькоатлем — дело рук следующих поколений испанских хронистов, главным образом служителей католической церкви. Цель этой нехитрой комбинации до удивления проста — подкрепить права Испании на мексиканскую землю ссылками на индейские же мифы и предания и одновременно ускорить и облегчить христианизацию основной массы туземцев.” (По следам конкистадоров. Глава 3. Мотекухсома и Кортес)
Валерий Иванович Гуляев рассказывал об этом и в эксклюзивном интервью для нашего цикла, он автор многих книг на тему истории древних цивилизаций. У него есть труд, посвященный роли религии во время конкисты: «Под личиной ацтекского бога. Испанское завоевание Мексики».
Валерий Гуляев «Под личиной ацтекского бога. Испанское завоевание Мексики»
Сколько бы мы не крутились в путанном лабиринте современных представлений о древних традициях и искаженных интерпретациях, это простое условие нельзя не учитывать. Ведь по представлению тех же индусов и египтян, боги на заре цивилизации жили рядом с людьми, и любой желающий мог их видеть. У индусов эта эпоха называется Сатья-Юга, а у египтян Зеп-Тепи (Первое Время).
«Вот что говорили древние египтяне о Первом Времени, Зеп Тепи, когда в их стране правили боги: они говорили, что это был золотой век, когда отступили воды бездны, пропала первобытная тьма и вышедшему на свет человечеству были предложены дары цивилизации. Они говорили также о посредниках между богами и людьми — Уршу, божествами более низкого разряда, чье название означает “Следящие”. Особенно яркие воспоминания у них сохранились о самих богах, могущественных и прекрасных существах, называемых Нетеру, которые жили на земле вместе с людьми и осуществляли свою власть из Гелиополя и других святилищ, расположенных вдоль Нила.
Среди этих Нетеру были и мужчины, и женщины, но все они обладали рядом сверхъестественных способностей, в том числе могли приобретать по своему желанию облик мужчин, женщин, животных, птиц, рептилий, деревьев и трав. Парадоксальным образом их слова и дела отражали страсти и заботы людей. Не менее странно, что, хотя их изображали более сильными и мудрыми, чем люди, существовало поверие, что они могли болеть и даже умирать, а при определенных обстоятельствах их могли убить». (Грэм Хэнкок. Следы Богов).
Современное изображение Изиды
Современные статуэтки Изиды
Современные статуэтки Изиды и Осириса
Примерно такие же представления можно найти и в индийской традиции. Там, например, описывается несколько десятков признаков, по которым можно этих высоких существ отличить от обычного человека: на них не садится пыль, у них нет пота даже в сильную жару, они, если внимательно приглядеться, не стоят полностью на земле, а как бы чуть-чуть парят над ней и т.д. При всем этом, внешне они на первый взгляд, от людей почти ничем не отличаются. Но самое главное, что следует понимать под этим словом? Если считать богами древние развитые цивилизации людей, то окажется, что и все людские пороки им не чужды. Но здесь примешалось уже совсем другое понимание самого термина «боги», да еще с нашими более поздними добавками, типа добрые или злые.
Современные изображения древних богов нередко больше похожи на костюмированных статистов
Современная наука уже работает над управлением природными стихиями и в частности для их военного применения. Однако в древности такое «оружие» было хорошо известно и применялось много раз. Можно вспомнить немало примеров.
При нашествии монгольской армии Хубилай-хана на Японию в 1274 году, чуть ли не все население страны молилось богине Аматерасу, в итоге налетела буря, которая разметала и потопила корабли захватчиков.
При первом нападении, произошедшем в 1274 году, действовал монгольско-корейский флот с численностью до 23-37 тысяч человек. Монголы с лёгкостью разбили японские отряды на островах Цусима и Ики и опустошили их. После чего подошли к острову Кюсю и начали атаку, включавшую обстрел из огнеметательных орудий. Однако начался тайфун, к тому же погиб главнокомандующий Лю, в результате чего монголы вынуждены были отступить
Затем история повторилась в 1281 году в еще больших масштабах. Два монгольско-корейско-китайских флота — из Кореи и из Южного Китая — направились к острову Кюсю. Численность флота достигала 100 000 человек. Первым прибыл малочисленный восточный флот, который японцы сумели отразить. Затем с юга приплыл основной флот, но повторившаяся история с тайфуном уничтожила большую часть флота завоевателей.
По легенде, сильнейшие тайфуны, возникшие во время высадки захватчиков на Японские острова и уничтожившие большинство кораблей, были названы японскими историками «камикадзе», что значит «божественный ветер», давая понять, что это божественная помощь японскому народу
В Японии существует мнение, что два поражения без боя остановили монголов. С националистической точки зрения, таким образом боги Японии защитили её от врага. Возникший в связи с этим термин камикадзе впоследствии использовался во Второй мировой войне
Кстати, слово «камикадзе» стало известно именно с тех пор, но оно означает вовсе не летчик-смертник, как сейчас принято воспринимать, а «божественный ветер» (ками — «божество», кадзэ — «ветер»), стоящий на защите страны и несущий смерть врагам. И лишь в середине XX века это слово стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников во время войны в Тихом океане. А первоначально его смысл означал, что это божественная помощь японскому народу.
Какой теперь считать богиню – злой или доброй? Одних она уничтожила, а других спасла. Все двойственно в проявленном мире, как и стихии, как и обычная спичка, которая может и помочь согреться, и устроить пожар.
Аматэрасу, А́матэрасу-о́-миками (яп. 天照大御神 Аматэрасў о̄миками, «великая священная богиня, сияющая на небе», либо «владычествующая на небе») — богиня-солнце, одно из главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто, согласно синтоистским верованиям, прародительница японского императорского рода. Считается, что первый император Дзимму был её прапраправнуком. Правительница Небесных полей Такамагахара (яп. 高天原)
И боги, обычно олицетворяющие стихии, также могут казаться двойственными. Но при этом у них есть своя четкая Иерархия.Автор: А.Петросян
Опубликовано 03 декабря 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 926
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: