Пиранези рисовал руины. Без сомнения
Пиранези рисовал руины. Без сомнения
Надеюсь, вам не надо представлять, кто такой Пиранези? Джованни Батиста, живший в 18-м веке в Италии, художник и гравер, запечатлевший римские древности. Наверняка все, кто хоть раз прочитал альтернативные теории, знают, что именно его гравюры приводятся в доказательство глобального катаклизма, случившего лет 200, а может и 300 назад. Дата расплывчата, но это не важно. Потому что ничего в тот период глобального, подчеркиваю - глобального, не было.
Скажу честно, меня сначала заинтересовала эта теория (всемирный потоп, руины, атомная война, занесенные грунтом первые этажи зданий). Но… Чем дальше я в нее погружался, тем больше находил доказательств, что это все… как бы помягче сказать… о, точно – сова на глобусе...
Рассматривая европейские события 18-го века, нашел много удивительного, что пропустили приверженцы данной теории. Оказалось, что действительно в те времена случилось много знаменательных событий. Здесь и мощное Лиссабонское землетрясение 1755 г., и цунами, докатившееся до Америки, и пожары, превратившие в руины известные города. Но это не было глобальным, хотя и принесло много бед. Всего лишь частные местечковые катаклизмы, описанные в литературе и запечатленные на картинах известных художников.

В. Баженов. Итальянский пейзаж. Рим. ...
В. Баженов. Итальянский пейзаж. Рим. 1762-1764 гг.

В свое время нашлись теоретики, которые стали утверждать, что Пиранези рисовал свои развалины с натуры, изображая то, что осталось от строений древней цивилизации, разрушенных потопом (или все-таки атомной войной) 200 лет назад. А выжившие после катаклизма люди постепенно заселили пустующие города. Теория, конечно, имеет место быть, если бы не многочисленные “но”.

С. Воробьёв. Сипорские ворота в Риме....
С. Воробьёв. Сипорские ворота в Риме. 1838 г.

Докажу это на примере гравюр Пиранези.
Дж.Б.Пиранези стал весьма популярен после того, как начал детально зарисовывать городские пейзажи Рима, при этом уделяя большое внимание древней архитектуре. Первое, что бросается в глаза на его картинах – гуляющие среди развалин хорошо одетые люди. Вряд ли после потопа все одевались сразу же так красиво. Скорее всего, были в лохмотьях и уж никак не с тросточками. Это мне напомнило туристов, приезжающих в Европу на экскурсии в старинные замки.
Но громкие заголовки приверженцев той теории звучат так: «Пиранези рисовал правду». И пишут: «Рисунки и гравюры Дж.Б.Пиранези явно свидетельствуют о сильном и разрушительном потопе в средние века в Италии». И часто в пример приводится вот это изображение. Примечание одного автора: «На строении большой слой грунта – явно не на пыли там растительность выросла».

Дж.Б.Пиранези. Вид на Понте Соларио. ...
Дж.Б.Пиранези. Вид на Понте Соларио. 1756 г.

И это неверное доказательство. Потому что деревца на руинах нисколько не подтверждают, что выросли после потопа. На многих строениях, даже не слишком древних, даже современных, растительность растет частенько. Ниже пример моста в Неаполе на рисунке С.
Щедрина в 1819 г. Как видите, там растут кусты, а рядом с мостом деревья. Просто мост к тому времени забросили, и он зарос, как все, куда не добирается рука человека с метлой...

С. Щедрин. В Неаполе. Красный мост. К...
С. Щедрин. В Неаполе. Красный мост. Карандаш. 1819 г.

А еще художникам свойственно приукрашать свои произведения. Вот так нарисовал падающую Пизанскую башню художник П.Корин в 1932 г. Видно, что башня уж очень сильно наклонена, что никак не соответствует действительности.

Слева рисунок П.Корина
Слева рисунок П.Корина

Много рисунков было сделано о Лиссабонском землетрясении. В данном случае интересен тот факт, что изображали это событие художники того времени, непосредственные свидетели катаклизма. Много разрушенных строений и оставшихся руин изображались раз за разом.

Лиссабонское землетрясение, 1755 г.
Лиссабонское землетрясение, 1755 г.

Хотелось бы напомнить, что вслед за Пиранези стали писать подобные картины другие художники, впоследствии названные руинистами. Причем данное направление развилось только после того, как стало приносить неплохие деньги. В биографии Пиранези об этом сказано вполне конкретно. Он действительно изображал реальные руины заброшенных зданий Римской империи, к его времени никому не нужных. Только и всего.
Вывод: альтернативные историки правы только лишь в одном – Пиранези и его последователи рисовали руины с натуры. Но это не развалины зданий, оставшиеся после потопа 18-го века, а другие, более древние строения, заброшенные и никому не нужные уже к тому времени. Потому что на виллах жить гораздо комфортнее, чем откапывать доримские развалины. А мода на руинистические рисунки – это всего лишь мода, когда богатые люди стали украшать свои дома подобными гравюрами.Источник: "Ломая копья"
Опубликовано 25 ноября 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1727

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия