Монстры глазами науки: кто такие зомби?
Монстры глазами науки: кто такие зомби?
Зомби - классический персонаж современной культуры. Армии ходячих мертвецов появляются и в фильмах ужасов, и в комедиях, и в видеоиграх. Мы знаем, что укус зомби ведет к заражению, а уничтожить монстра можно, отделив его голову от тела. Но откуда вообще взялся этот образ ходячего мертвеца? Разбираемся в запутанных корнях, из которых вырос знакомый нам образ.

Как зомби появились в мировой культуре

Знакомый нам образ зомби появился относительно недавно, но общие черты у всех описаний этого существа есть.
Зомби — это ходячий мертвец, воскрешенный при помощи магии (в более ранних версиях и в жанре фэнтези) или в результате научного эксперимента. Такое существо может быть подконтрольно своему создателю или же повиноваться только своим инстинктам, среди которых основной (и зачастую единственный) — это голод.
Зомби в таком виде проникли в мировую культуру из США, а там они впервые появились из гаитянских диалектов французского и креольского языков. Впервые зомби описал американский писатель, путешественник и оккультист Уильям Сибрук в книге «Волшебный остров» 1929 года. Там герой-рассказчик, оказавшись на Гаити, становится свидетелем превращения человека в зомби с помощью ритуала вуду.
Само слово «зомби» пришло к нам, по мнению ученых, с просторов африканского континента. Похожие или созвучные слова существуют в языках Конго и других странах Западной и Центральной Африки и обозначают «nzambi» — божество-создателя. Хотя за пределами африканских культур похожие образы ходячих мертвецов, питающихся человеческой плотью, прекрасно существовали. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» богиня Иштар грозит Гильгамешу поднять армию мертвецов, что будут питаться плотью живущих. И в более поздних культурах есть образы неупокоенных мертвецов, в чей рацион также входят живые люди: вурдалаки из славянской мифологии (представляли собой что-то среднее между вампирами и зомби), румынские стригои, индуистские существа прета.
Люди во всех культурах боялись неупокоенных мертвецов, но почему именно зомби победили в этой гонке за славой?

Кино как главный источник зомбимании

В 1932 году выходит фильм, который производит культурный взрыв на территории США, — кинолента Виктора Хьюго Гальперина «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли. Сюжет картины на сегодняшний день довольно прост: молодая пара собирается пожениться на плантации на Гаити, но плантатор так сильно влюблен в прекрасную невесту, что просит помощи у колдуна вуду. Тот предлагает не тратить время на ухаживания, цветы и прочий конфетно-букетный период, а просто превратить девушку в зомби, чтоб она точно никуда не делась, что герой и делает. А жениху предстоит спасти невесту от проклятья.

Постер к фильму "Белый зомби"
Постер к фильму "Белый зомби"

Хотя отзывы критиков были смешанными, фильм имел финансовый успех и открыл образу зомби дорогу к фильмам категории B — так назывались фильмы среднего качества, с малым бюджетом, но не являвшиеся артхаусом или порнографией. К этой категории относились комедии, ужастики и фильмы в жанре нуар. Малобюджетные картины старались снимать по возможности хорошо, а киностудии делали все возможное, чтобы фильмы дошли до зрителя: для этого применялась практика двойных сеансов и блочного бронирования. Во время двойных сеансов зрители смотрели два фильма один за другим по цене одного — такая спекуляция человеческой жадностью позволяла показывать картины со средним бюджетом.
А практика блочного бронирования заключалась в следующем: если кинотеатр хотел показывать у себя киноленту с большим бюджетом, он подписывал договор о том, что будет показывать еще несколько лент категории B. Такая практика просуществовала до принятия антимонопольного закона для кинокомпаний в 50-х годах прошлого века.
Затем появились комиксы и фильмы, постепенно приводившие зомби к виду, который мы знаем сейчас: жестоких хладнокровных чудовищ, а также были культовые произведения, такие как «Ночь ходячих мертвецов», «День мертвых» и «Триллер» Майкла Джексона, которые сплели жанр фильмов о зомби с постапокалипсисом и прочно закрепили присутствие ходячих мертвецов в научной фантастике.
Вишенкой на торте стали видеоигры и вдохновленные ими фильмы и сериалы, а именно серия игр Resident Evil от компании Capcom и последующие экранизации 2001 года. Эти фильмы закрепили в культурном коде новую вариацию зомби — быстрых и ловких существ с чрезвычайной находчивостью и силой. И, естественно, не обошлось без энтузиастов, которые решили поискать рациональное зерно в этом культурном архетипе.

Зомби глазами ученых

Если отбросить в сторону мифологическую составляющую, магическое или божественное участие, то, условно говоря, в природе существуют ходячие мертвецы. Правда, среди людей это явление встречается крайне редко, хотя в психологии есть термин «социальный зомби». Это человек, отстраненный от социальной жизни, но старающийся ей соответствовать. Интересное проявление, но это не то же самое, что захватывающие дух разлагающиеся ходячие мертвецы из фильмов и игр о зомби-апокалипсисе. Тогда ученые решили посмотреть, какие аналоги зомби в живой природе можно найти, и, что неудивительно, обнаружили сразу несколько.
Если бы какие-то злые гении решили создать зомби-чуму, они бы использовали следующие прототипы:

Бешенство

Вирус Rabies Virus, который на сегодняшний день существует на всех континентах, кроме Северного и Южного полюсов, вызывает симптомы, похожие на зомби-вирус. Он размножается в нервных клетках, особенно любит нервные узлы слюнных желез и протоков, из которых он при укусе перескакивает на нового носителя.


Пока вирус живет и размножается, он вызывает воспалительные и некротические нервные процессы, которые внешне будут проявляться как неуверенная, покачивающаяся походка (из-за паралича мышц), пена на губах, зверский аппетит, отвисшая челюсть, стеклянный взгляд. В конце концов зараженное животное умирает либо от остановки сердца, либо задыхается в результате паралича мышц.

Кордицепс

Это спорыньевой гриб, который решил, что вместо заработка честным образом можно прикинуться паинькой и на ком-нибудь попаразитировать. В качестве папиков он выбирает себе насекомых, так что человеку бояться нечего, в отличие от муравьев-древоточцев и нескольких гусениц. Все начинается с того, что спора гриба попадает в нервную систему муравья и находит нервное кольцо, выполняющее функцию мозга.


Там спора кордицепса начинает выделять целый коктейль химических веществ, который заставляет муравья покинуть отчий дом и пойти скитаться. Делает он это без перерывов на сон и еду, пока не найдет идеальную для дальнейшего размножения кордицепса травинку. Тогда муравей залезает на нее, вцепляется в нее челюстями и… умирает. А хитрый гриб использует бедолагу и его внутренности как субстрат, чтобы хорошенько наесться, размножиться и заразить следующих муравьев. Эта драма межвидовых отношений так впечатлила людей, что мутировавший гриб-кордицепс стал причиной зомби-апокалипсиса в серии игр Last of Us.

Саккулина

Не обязательно обладать минимумом клеток, чтобы зомбировать и властвовать. Так решила саккулина — усоногий рак. Правда, до мирового господства она так и не добралась, сделав выбор в пользу семьи и воспитания детей. Саккулина во взрослом виде на рака совершенно не похожа, у нее нет ни клешней, ни ног, ни глаз, ни внешнего членения. То, что она рак, ученые поняли по виду ее личинок: малыши плавают довольно резво и похожи на наутилусов. Такая личинка находит себе нянечку в виде десятиногого рака (скорее всего, это будет краб).


Самка саккулины, отбросив лапки, присасывается к клешне краба и шипом на своей голове пробуравливает маленькую дырочку в его кутикуле, которую заполняет своими отростками, а потом и вовсе протекает ему под панцирь целиком, оседает вокруг желудочно-кишечного тракта и начинает расти внутри краба, подъедая полезные вещества из его гемолимфы. По мере роста саккулина будет распространять свои выросты вдоль нервной системы краба, потихоньку перехватывая управление. Достаточно подросшая саккулина высунется через пластины на брюхе краба и будет сигналить о том, что готова к спариванию.


Тогда-то ее и оплодотворит свободноплавающий самец ее вида (а саккулин более 100 видов), залезет внутрь нее и начнет безостановочно производить сперму, оплодотворяя все новые и новые яйца, которые самка будет растить внутри своего мешковидного тела. Казалось бы, happy-end, но давайте не будем забывать о крабе. Его такое сожительство подкашивает физически и морально: он теряет способность линять и размножаться. Если присоседившаяся к нему саккулина обзавелась потомством, краб будет защищать ее личинки как свои.Источник: "Theory and practice"
Опубликовано 08 ноября 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 870

Ещё по теме...
Добавить комментарий