Ересь в средневековой Европе: борьба с инакомыслием
В 1215 году католическая церковь определилась, как бороться с инакомыслием... и методы эти были мягко сказать - ужасающие...
Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Юг Европы: главный регион антицерковного движения
На исходе 12-го столетия в горных районах севера Италии и юга Франции возникли два мощных антицерковных еретических движения. Речь о катарах и сторонниках Пьера Вальдо. Вальденсы станут настоящим бичом Тулузского графства на рубеже 12−13 вв. Церковь здесь оказалась в незавидном положении. «Лионские бедняки» поначалу не стремились к конфликту с духовенством, но их проповеди о свободном чтении Библии мирянами провоцировали клириков. Катары также представляли серьёзную угрозу для церкви на юге Франции.
Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор. Это был опытный воин и бывалый крестоносец. К 1220 году вальденсы и катары потерпели поражение: католикам удалось справиться с главными очагами еретических течений на территории графства Тулуза. Инакомыслящих сжигали на кострах. В дальнейшем королевская администрация окончательно расправится с вальденсами.
Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.
Четвёртый Латеранский собор
Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.
За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.Автор: А.Медведь
Источник: "Дилетант"
Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Крестовый поход против вальденсов
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Юг Европы: главный регион антицерковного движения
На исходе 12-го столетия в горных районах севера Италии и юга Франции возникли два мощных антицерковных еретических движения. Речь о катарах и сторонниках Пьера Вальдо. Вальденсы станут настоящим бичом Тулузского графства на рубеже 12−13 вв. Церковь здесь оказалась в незавидном положении. «Лионские бедняки» поначалу не стремились к конфликту с духовенством, но их проповеди о свободном чтении Библии мирянами провоцировали клириков. Катары также представляли серьёзную угрозу для церкви на юге Франции.
Пьер Вальдо
Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор. Это был опытный воин и бывалый крестоносец. К 1220 году вальденсы и катары потерпели поражение: католикам удалось справиться с главными очагами еретических течений на территории графства Тулуза. Инакомыслящих сжигали на кострах. В дальнейшем королевская администрация окончательно расправится с вальденсами.
Король Франции Филипп II Август у костра с еретиками
Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.
Доминиканцы
Четвёртый Латеранский собор
Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.
Четвёртый Латеранский собор
За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.Автор: А.Медведь
Источник: "Дилетант"
Опубликовано 07 ноября 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 956
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: