Кто придумал пояс целомудрия (верности)?
Кто придумал пояс целомудрия (верности)?
Истории о том, как муж, отправляясь в Крестовый поход, менял шёлковое бельё супруги на хитрую конструкцию из металла и кожи и запирал неснимаемые трусики на замок, стали едва ли не визитной карточкой Средневековья. Любопытно, насколько правдивы подобные эпизоды и существовало ли столь пикантное изуверство в реальности.
Общество эпохи Средневековья, управляемое в основном мужчинами и в мужских интересах, позиционировало женщину исключительно как собственность мужа, отца или родственников по мужской линии, а любая собственность нуждалась в охране. Власть имущие на Востоке решали вопрос, изолируя жён в стенах гарема. В силу особенностей христианской культуры держать европейскую женщину под замком у мужа не получалось, а вот попробовать ограничить доступ к интимным частям её тела можно было попытаться, что казалось многим вполне подходящим вариантом.

Любовь под замком

Ряд источников датирует первые упоминания поясов целомудрия, звучащие в песнях и поэмах, XII веком нашей эры, хотя эксперты склонны расценивать их скорее как поэтические метафоры. Самое древнее детальное описание конструкции для принудительного сохранения супружеской верности относят к началу XV века. Именно в 1405 году, в трактате, посвящённом конструкциям боевых механизмов, немецкий военный инженер Конрад Кайзер привёл рисунок пояса целомудрия. Причём эту главу механик предварил странным заглавием: «Замки для четвероногих существ, штаны для флорентийских женщин».
Италия тогда славилась мастерами такого рода производств. Считалось, что лучшие пояса делали в Бергамо и Венеции, из-за чего интимные устройства часто называли «бергамскими замками» и «венецианскими решётками». По всей видимости, максимальной популярности изделие.


Достигло во времена Крестовых походов, когда множество аристократов было вынуждено надолго оставлять дом и семью, отправляясь на войну с сарацинами. Впрочем, в этом утверждении есть маленькая нестыковка: период Крестовых походов охватывает XI-XV века, в то время как большая часть дошедших до нас картин и гравюр, изображающих пояс верности, относятся к XVI и XVII столетию.
Технически интимное приспособление представляло собой своеобразные плавки, состоящие из поясных металлических дуг, к которым шарнирно присоединялись металлические пластины, прикрывающие женскую промежность. Пояс, запирающийся на замок, можно было разомкнуть лишь с помощью ключа. Для отправления естественных нужд в пластинах предусматривались два небольших отверстия, часто усаженных шипами или прикрытых решёткой. Трудно даже представить всю глубину унизительных мучений, на которые была обречена жертва ревнивого супруга. Любая гигиеническая процедура становилась практически невыполнима, а металлические части пояса до крови натирали поясницу и самые интимные места. Кожа и бархат, которыми обтягивали железо, чтоб снизить дискомфорт от контакта с кожей, очень быстро загрязнялись, а поменять их, не имея возможности расстегнуть пояс, становилось буквально невыполнимой задачей. Кроме того, не стоит забывать об инфекциях, ржавчине и нечистотах, которые попадали на потёртости, вызывая раздражение и сепсис, постоянно грозящий перерасти в серьёзное заражение.
Возникает вопрос: а многие ли жены вообще доживали до возвращения своих ревнивых господ?

Что на картине, а что в магазине?

Начиная с XVI века в Европе начало появляться множество картин и гравюр с изображениями поясов верности. Кроме того, запирающееся бельё «антисекс» стало регулярно упоминаться в литературных источниках. Казалось бы, достойный повод для легитимации явления, но только в исторических документах пояса целомудрия отчего-то не фигурируют.
Контекст же изображения приспособления на гравюрах как правило ироничен и даже карикатурен. Богатый старик с ключом на цепочке собирается в путешествие, рядом его жена в застёгнутом поясе, а за портьерой ждёт молодой любовник, сжимающий ровно такой же ключ, что и у мужа. Не менее юмористичны литературные истории, связанные с поясами верности, допустим, в анекдотах Брантома или письмах мадам де Севинье. Даже то, что в военном трактате Кайзера рисунок железного пояса помещён рядом с рассуждениями о боевых плащах-невидимках, заставляет сильно усомниться в серьёзности автора.


Сегодня многие исследователи, в том числе известный профессор-германист Альбрехт Классен, считают, что распространённость поясов верности в Средние века не более чем исторический миф. Описывая их в художественных произведениях, литераторы просто высмеивали глупость ревнивцев, пытающихся запереть на замок то, что запереть невозможно. Даже с помощью элементарных рассуждений можно прийти к выводу о том, что богатая дама (а металлическое бельё было по карману лишь состоятельным) вряд ли стала бы терпеть мучительные неудобства, вместо того чтоб заплатить хорошему слесарю за подбор и изготовление дубликата ключа. Ведь всем известно: то, что запер один мастер, всегда может открыть другой. Если рассматривать проблему в таком разрезе, то «железный хранитель верности» полностью теряет смысл и становится пустой тратой денег.
Но как в таком случае быть с многочисленными поясами, выставленными в исторических музеях Европы? Что такое пояса Екатерины Медичи или Анны Австрийской, демонстрируемые, скажем, в парижском музее Клюни?
В 1990-х годах специалисты-историки провели ряд экспертиз и были вынуждены признать: пояса целомудрия, датированные XV-XVII веками, едва ли не сплошь являются подделками XVIII и XIX столетия. Не совсем понятно, какие цели преследовали мистификаторы, «но большинство музеев предпочли убрать подделки из экспозиций. Возможно, целью изготовителей фальшивок была нажива, банальная шутка, а может, реализация собственных эротических фантазий о жестоком Средневековье.

Смерть и девы

Вопрос с поясами верности до сих пор остаётся открытым. Сейчас мы можем лишь строить догадки о том, как всё было на самом деле. Нельзя предполагать подобное изуверство повсеместно распространённым явлением, но нельзя и исключать вероятность существования патологических ревнивцев, способных заковать супругу для удовлетворения своих амбиций.
Отчасти это подтверждается археологическими находками. Так, в Баварии были найдены могилы с женскими скелетами, облаченными в проржавевшие пояса добродетели. Можно предположить, что дамы были вдовами погибших рыцарей, вынужденными носить интимные вериги до самой смерти. Хотя не исключена вероятность того, что женщин облачили в пояса непосредственно перед похоронами, соблюдая некий ритуал. Не исключена и возможность использования поясов в дальних поездках как средства от разбойников, которые всегда не прочь изнасиловать благородную леди.

Подальше от греха

Словом, наличие поясов верности в просвещённой Европе всё-таки можно считать достоверным фактом. В «варварской» же России, похоже, этот предмет гардероба был настолько не в ходу, что даже упоминания о нём вы найдёте едва ли. Хотя редкие исключения всё же встречались. Так, в судебных архивах середины XIX века есть упоминания о некоем состоятельном московском купце, страшном ревнивце, заказавшем для молодой жены соответствующее приспособление. Пояс был сделан старательно, и всё же женщина, вынужденная носить это орудие пытки во время деловых поездок супруга, постоянно терпела настоящие муки.


В одну из отлучек мужа несчастная сбежала в ближайший монастырь. Настоятель немедленно обратилась к полицмейстеру. Невольница «трусов целомудрия» была освобождена и направлена в лазарет. Купец же по возвращении предстал перед судом, получил срок и отправился в тюрьму. Примечательно, что товарищи по заключению, прознав суть провинности великого ревнивца, всё время отсидки били его смертным боем по каждому поводу, а то и без. Супруга же мучителя впоследствии постриглась в монахини.
Случай, пожалуй, можно счесть показательным, поскольку и в Европе пояса целомудрия массово вошли в тренд отнюдь не во времена Крестовых походов, а в Викторианскую эпоху. Как раз в середине XIX века их начали массово патентовать и производить едва не с поточным размахом, причём не только для девушек, но и для юношей. Так европейское общество, до этого пекшееся о семейной морали, заботилось о физическом здоровье подростков, спасая несчастных от страшного греха рукоблудия.Автор: Э.Шауров
Опубликовано 11 сентября 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1418

Ещё по теме...
Добавить комментарий