Гентский алтарь Яна ван Эйка: описание подлинного шедевра мирового искусства
Гентский алтарь Яна ван Эйка: описание подлинного шедевра мирового искусства
Порой судьба великих произведений искусства складывается очень непросто. Примером тому могут служить злоключения алтаря из собора Святого Бавона - главного храма Гента. Этот старинный артефакт неоднократно похищали, продавали и пытались уничтожить, но он всегда оставался цел и, мало того, удивительным образом каждый раз возвращался в Бельгию. Ходят слухи, что реликвию хранит неведомая сила, заключённая в её росписи.
Знаменитая святыня Гента была создана в первой половине XV века, когда богатый фламандский торговец Йос Вейдт решил сделать своей жене Изабелле Борлют грандиозный подарок. Для личной капеллы супруги он заказал у братьев Губерта и Яна ван Эйков алтарь-складень, равного которому не было во всей Фландрии...

«Поклонение Агнцу»

Согласно заключению современных исследователей, работа мастеров распределилась следующим образом:
Старший брат Губерт изготовил резную раму для полиптиха, снабжённую часовым механизмом, с помощью которого открывались створки, а младший, Ян, написал 24 алтарных панели, складывающихся в удивительную композицию. Кроме того, подарок для госпожи Борлют поражал своими поистине внушительными размерами: его высота достигала трёх с половиной метров, а ширина — пяти. Когда же в 1432 году работа была закончена, полиптих получил официальное название «Поклонение мистическому Агнцу», что напрямую связано с его росписью. Так, вверху внутренней части алтаря художник изобразил Бога Отца (по другой версии — Иисуса Христа), сидящего на троне, а рядом с ним Деву Марию, Иоанна Крестителя, ангелов, играющих на музыкальных инструментах, и Адама и Еву.


Внизу же расположился главный сюжет полиптиха. На центральной панели ван Эйк написал стоящий посреди райского сада алтарь с жертвенным Агнцем, символизирующим Спасителя, кровь которого стекала в чашу Грааля. На переднем же плане изображался фонтан — аллегория христианства, возле которого преклонили колени апостолы, ангелы, праведники, почитающиеся как святые понтифики и епископы. На боковых же нижних створках ван Эйк написал шествие пилигримов, праведных судей и Христово воинство. Не менее красочно была представлена внешняя сторона алтаря со сценой Благовещенья, изображениями Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, которым молились Йос Вейдт и его супруга.
В 1435 году у нового алтаря братьев ван Эйк в церкви Иоанна Богослова (будущий собор Святого Бавона) состоялось первое богослужение, после чего о его красоте и великолепии заговорили во всей Фландрии, а затем и в других странах Западной Европы. Сам Альбрехт Дюрер (знаменитый немецкий художник XV века), который, как известно, считал себя намного талантливее своих коллег по цеху, провёл у полиптиха несколько часов, созерцая его с великим благоговением, после чего произнёс: «Никто до ван Эйка не создал и никто после ван Эйка не создаст ничего подобного».

Реформация, цензура и ремонт собора

Злоключения алтаря начались в середине XVI века, когда фламандские протестанты, избавившись от испанского владычества, принялись уничтожать святыни ненавистного им «папизма». По счастью, несколько рыцарей-католиков успели спрятать панели полиптиха в одной из башен ратуши Гента, однако оригинальную раму Губерта ван Эйка спасти так и не удалось. Когда же страсти поутихли, жители Гента решили подарить «ненужную» им святыню английской королеве Елизавете в благодарность за помощь во время военных действий, и только бурный протест наследника Йоса Вейдта удержал соотечественников от необдуманного поступка. В 1584 году алтарь вернулся на своё прежнее место в главном соборе города, и следующие два столетия ничто не угрожало его безопасности.


Но во второй половине XVIII века Гент посетил император Священной Римской империи Иосиф II, которого настолько смутил вид обнажённых Адама и Евы, что он весьма резко выразил недовольство этими изображениями. Дабы угодить правителю, служители собора сняли створки с не прошедшими монаршую «цензуру» портретами прародителей человечества и поместили их в церковную библиотеку. А спустя несколько лет солдаты Наполеона вывезли во Францию центральную часть алтаря, и только чистая случайность помешала им прихватить с собой и боковые панели святыни. В Лувре творение ван Эйка находилась вплоть до воцарения Бурбонов, после чего Людовик XVIII вернул Генту его реликвию. Увы, собранный воедино полиптих недолго радовал верующих. 18 декабря 1816 года викарий собора Святого Бавона, посчитав, что храм, где он служил, нуждается в срочном ремонте, раздобыл денег на это мероприятие, продав шесть створок старинного артефакта брюссельскому старьёвщику. В течение некоторого времени драгоценные панели переходили из рук в руки различных перекупщиков, пока их не приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III, после чего творение ван Эйка стало экспонатом берлинского музея.

Шахты и дерзкое ограбление

В годы Первой мировой войны немецкие войска столь стремительно вторглись на территорию Бельгии, что правительство страны не успело эвакуировать «гентское чудо». Однако местный священник смог тайно вывезти из собор а створки алтаря и спрятать их в доме одного из прихожан. Когда же отгремели сражения. Версальский мир обязал капитулировавшую Германию вернуть Генту части полиптиха, несмотря на то что бывший король этой страны являлся их «добросовестным покупателем». В сентябре 1920 года 24 створки алтаря вновь были собраны вместе, но на этом приключения старинного артефакта не закончились. Спустя 14 лет неизвестные злоумышленники, проникнув в собор Святого Бавона, выкрали панель с изображением праведных судей, которая так и не найдена и по сей день. В 1945 году художник и реставратор Йозеф Ван дер Векен изготовил искусную копию похищенной створки — она сегодня и занимает место оригинала в главном храме Гента.


Но всё же самое тяжёлое испытание алтарю пришлось пережить в годы Второй мировой войны, когда «гентское чудо» стало военным трофеем фашистов. Изначально панели «гентского чуда» вместе с другими захваченными в оккупированных странах произведениями искусства солдаты фюрера доставили в баварский замок Нойшванштайн. Вскоре по совету некоего доктора Зайбеля для награбленных шедевров было найдено более надёжное убежище. Им стали соляные шахты австрийского городка Альтаусзе, температура и влажность которых просто идеально подходили для хранения старинных полотен. Таким образом, здесь, под землёй, вскоре был устроен настоящий музей, главной жемчужиной которого являлся алтарь из города Гента. Но в начале 1945 года, когда фашистская армия терпела поражение на всех фронтах, «главный хранитель» «экспозиции», гауляйтер Айгрубер, получил приказ заминировать катакомбы и взорвать их при приближении противника. К счастью, этого не произошло. Дело в том, что жители Альтаусзе каким-то чудом узнали о чудовищном распоряжении фашистского командования, и оно буквально привело в ужас здешних соледобытчиков. Судьба хранившихся под землёй шедевров горняков совсем не волновала, а вот шахты были их местом работы, где они трудились, обеспечивая свои семьи куском хлеба. А потому 3 мая 1945 года отряд австрийских партизан, «усиленный» британскими диверсантами, разоружил охрану «подземного музея» и разминировал катакомбы. Так «гентское чудо» в очередной раз избежало гибели и вскоре вновь вернулось на родину.

Скрытая тайна

Сегодня некоторые эзотерики считают, что тяжёлые испытания полиптиха ван Эйка выпали на его долю не случайно. По их мнению, многочисленные похищения старинного артефакта связаны с тайным шифром, заключённым в нём. И указывает он на местонахождение священной чаши Грааля, мол, неспроста же она написана в центре знаменитого алтаря. Конечно, в такое утверждение верится слабо, но на панелях полиптиха можно найти немало несоответствий канону. Так, Господь Вседержитель почему-то изображён в обуви, тогда как в годы создания «гентского чуда» так изображались исключительно существа из преисподней. Кроме того, Ева ван Эйка держит в руках лимон, а не традиционное яблоко, что тоже бы не сошло с рук любому другому художнику. Как бы там ни было, а тайны алтаря из собора Святого Бавона так и не разгаданы до конца, но хочется верить, что его не ждут новые злоключения.Автор: Е.Лякина
Опубликовано 08 августа 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 773

Ещё по теме...
Добавить комментарий