Загадочный храм Шивы Сахасралинга с фаллическими символами
Издревле индусы почитают бога Шиву - он защищает людей и их урожай. По всей стране в его честь установлены статуи. Но посвящено божеству ещё и необычное святилище, в котором установлены необычные скульптуры фаллической формы.
Большинство древних святилищ пришли в запустение много веков тому назад. И знают о них разве что археологи. Но есть святые места, которым поклоняются до наших дней. Одно из самых почитаемых в Индии - святилище Сахасралинга. Местные жители утверждают, что оно возникло по воле божества...
Река тысячи лингамов
Святилище Сахасралинга расположено на реке Шалмала в южноиндийском штате Карнатака. На береговых скалах и в самом русле реки высечены из камня многочисленные фигуры, изображающие индуистского бога Шиву, его быка Нанди, змей, а также символы плодоносящей силы божества — фаллосы и лингамы. В периоды полноводья Шалмалы каменные изваяния скрыты от глаз, но во время жары, когда река превращается в ручей, лингамы, быки и змеи становятся хорошо видимыми. Считается, что они были вырезаны во время правления короля Садашиварайяварма, правившего в 1678-1718 годах. Согласно одной из легенд, правитель был бездетным, и жрец Шивы порекомендовал ему превратить 1008 камней в ложе реки Шалмалы в лингамы. После этого у короля появились наследники. Но никто всерьёз скульптуры не датировал, а сами индийцы рассказывают, что они сделаны не королём, а богами, и не в XVIII веке, а на заре цивилизации. И если посмотреть на эти изваяния, тоони и вправду технологически совершенны — абсолютно правильные геометрические формы, никаких неровностей. Интересно, что почти такое же святилище находится на реке Кбал Спин в Камбодже в 25 километрах от знаменитого храма Ангкор-Ват. Там тоже множество искусно вырезанных скульптур, посвящённых Шиве, и тысячи лингамов, по которым прокатываются воды реки. Правда, до 1969 года о Реке Тысячи Лингамов почти ничего не было известно — здесь шла затяжная гражданская война, местность контролировали красные кхмеры. Вероятно, святилище было создано одновременно со строительством Ангкора в эпоху распространения индуизма.
Камбоджийская достопримечательность была напрочь забыта потомками и успехом не пользовалась. Зато индийская считается очень популярным местом поклонения в среде приверженцев культа Шивы. Ежегодно в периоды засухи сюда стекаются тысячи почитателей бога и проводят свои ритуалы — так называемую пуджу.
Происхождение символа
Никому из христиан не пришло бы в голову поклоняться фаллосу Иисуса Христа, тем более — изображать сей предмет отдельно. Однако в Индии взгляд на богов и проявления их силы несколько иной. Сточки зрения индуистов, как дым свидетельствует об огне, так и лингам свидетельствует о Шиве. Высшей формой проявления бога считается его плодотворящая сила, поэтому и почитается ипостась в виде «линга шарира», то есть фаллоса. Индуисты говорят, что голова Шивы поднимается из океана энергии Йони Шакти — природы, которую оплодотворяет своим семенем бог. Именно поэтому лингамы изображались не только как цилиндрические предметы или эрегированные пенисы у статуй божества, но и как соединение щели Йони и лингама Шивы — окружность с внедрённым в неё выступом. Это очень древние символы, характерные не только для индуистов и известные ещё со времён палеолита.
Но в эпоху распространения культа Шивы его плодоносящая сила стала восприниматься не только как сугубо материальная, но прежде всего как духовная, формирующая материю из сознания. И абсолютной формой Шивы стал лингам, который трактовался как огненный столп во Вселенной, не имеющий ни начала, ни середины, ни конца.
Однажды, как утверждают Упанишады, Брахма и Вишну, не желавшие считаться менее могущественными, чем Шива, решили проверить, действительно ли огненный лингам бесконечен в пространстве. Брахма превратился в лебедя и взлетел, чтобы добраться до самого верха столпа, а Вишну стал черепахой и нырнул глубоко, чтобы достичь самого низа. Ничего у них не вышло. Шива в форме лингама не имел ни верха, ни низа. Пришлось богам признать поражение. Шиву стали называть Махешварой, то есть Величайшим Владыкой, а огненный столп — Махалингамом, то есть Великим Лингамом. Когда Шива занял главенствующее место в триумвирате, бог вышел из абсолютной формы и принял обычную — человеческую.
Почитатели Шивы во время обрядов лили на лингамы воду и посыпали реликвии красным порошком. Эта традиция установилась со времён написания священного текста индуизма Брахманда-пураны, в котором приведён любопытный рассказ о Шиве. Когда бог потерял горячо любимую супругу, он удалился от всех радостей и стал жить отшельником. Однажды он забрёл в сосновый лес на вершине горы Химавата, где жили благочестивые мудрецы со своими жёнами. Шива, как гласит пурана, появился близ обители божественных мудрецов нагой, с телом, покрытым пеплом, с распущенными и всклокоченными волосами; глаза его были налиты кровью; в руках он держал тлеющие головни. Он то смеялся ужасным смехом, то пел, то разражался устрашающими криками. И на глазах добродетельных жён мудрецов, вышедших из своих жилищ, он пустился в дикую и бесстыдную пляску. А некоторые даже бросились обнимать его и лобызать. Мудрецы, ошеломлённые поведением своих женщин, прокляли танцора в порыве гнева: «Да лишишься ты мужества своего, уродливое создание!» И тотчас детородный член его отпал, а сам Шива исчез. Следом наступила катастрофа: Солнце пропало, свет померк, жертвенники погасли, звезды смешались, сезоны перепутались, а Брахма, к которому мудрецы бросились с воплями, объяснил, что они оскорбили Шиву, и теперь нужно вымолить у него прощение. Чем те и занялись. Они день за днём вырезали всё новые и новые лингамы и усердно просили Шиву о прощении. Наконец, он снизошёл к их мольбам. Так вот и появился культ почитания Шивы в виде лингама.
Священные животные
Быки и змеи появились в святилище Сахасралинга тоже не случайно. Нанди, то есть дающий радость, — это бык, на котором разъезжает бог Шива. Четыре ноги животного символизируют строгость, душевную и телесную чистоту, сострадание и приверженность истине. Сам Нанди — символ мужества и верности. И вообще, он не просто транспортное средство, а символ Дхармы, то есть Закона. Таким образом, Шива путешествует верхом на Законе или же идёт рядом со своим Законом. Практикующие йогины, если они строго следуют садхане (индийская духовная практика), сливаются в единое существо Нандишвара, то есть в Божественного Быка. Змеи — тоже атрибут Шивы. Их три. Они обвивают шею бога, а иногда восседают на его голове или завиваются в его волосах. Символизируют рептилии прошлое, настоящее и будущее.
Но есть и ещё одна легенда, связывающая лингамы Шивы с рекой Шалмалой. Относится она ко времени событий из книги Махабхараты и вкратце выглядит так: король Юдхишт-хира отправил протагониста эпоса пандаву Бхиму в город Уппинангади, где на него напало страшное чудовище Пуруша Мруга. Спасли персонажа только волшебные волоски из хвоста Ханумана — ещё одного воплощения бога Шивы. Стоило бросить такой волосок на землю, как из него тут же вырастал каменный лингам. Пуруша Мруга начал поклоняться лингаму, а Бхима получил передышку и смог ускользнуть. Вот как раз на реке Шалмала, где персонаж бросил целый клок обезьяньих волос, и появилась сразу тысяча лингамов.
Разумеется, в Индии существуют и другие «лингамоносные» места. Фаллические символы стоят в двенадцати пунктах от Гималаев до города Рамешварама на юге. Это места, где, как считается, упало семя Шивы, когда он гнался за красавицей Мохини, и где позже возникли храмовые комплексы, привлекающие множество паломников. Поклоняются индийцы и лингамам сваямбху, то есть природным образованиям в виде фаллоса. Молятся они и отдельно стоящим рукотворным фаллическим сооружениям. Считается, что поклонение лингамам способствует деторождению и плодородию почвы. Ведь воды Шалмалы и камбоджийской Сиемре-ап, перекатываясь по тысяче фаллосов, потом попадают на поля, обеспечивая хорошие урожаи. И поэтому же очень часто индийцы носят на шее ожерелья с маленькими лингамами.Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №28, 2021 г.
Большинство древних святилищ пришли в запустение много веков тому назад. И знают о них разве что археологи. Но есть святые места, которым поклоняются до наших дней. Одно из самых почитаемых в Индии - святилище Сахасралинга. Местные жители утверждают, что оно возникло по воле божества...
Река тысячи лингамов
Святилище Сахасралинга расположено на реке Шалмала в южноиндийском штате Карнатака. На береговых скалах и в самом русле реки высечены из камня многочисленные фигуры, изображающие индуистского бога Шиву, его быка Нанди, змей, а также символы плодоносящей силы божества — фаллосы и лингамы. В периоды полноводья Шалмалы каменные изваяния скрыты от глаз, но во время жары, когда река превращается в ручей, лингамы, быки и змеи становятся хорошо видимыми. Считается, что они были вырезаны во время правления короля Садашиварайяварма, правившего в 1678-1718 годах. Согласно одной из легенд, правитель был бездетным, и жрец Шивы порекомендовал ему превратить 1008 камней в ложе реки Шалмалы в лингамы. После этого у короля появились наследники. Но никто всерьёз скульптуры не датировал, а сами индийцы рассказывают, что они сделаны не королём, а богами, и не в XVIII веке, а на заре цивилизации. И если посмотреть на эти изваяния, тоони и вправду технологически совершенны — абсолютно правильные геометрические формы, никаких неровностей. Интересно, что почти такое же святилище находится на реке Кбал Спин в Камбодже в 25 километрах от знаменитого храма Ангкор-Ват. Там тоже множество искусно вырезанных скульптур, посвящённых Шиве, и тысячи лингамов, по которым прокатываются воды реки. Правда, до 1969 года о Реке Тысячи Лингамов почти ничего не было известно — здесь шла затяжная гражданская война, местность контролировали красные кхмеры. Вероятно, святилище было создано одновременно со строительством Ангкора в эпоху распространения индуизма.
Камбоджийская достопримечательность была напрочь забыта потомками и успехом не пользовалась. Зато индийская считается очень популярным местом поклонения в среде приверженцев культа Шивы. Ежегодно в периоды засухи сюда стекаются тысячи почитателей бога и проводят свои ритуалы — так называемую пуджу.
Происхождение символа
Никому из христиан не пришло бы в голову поклоняться фаллосу Иисуса Христа, тем более — изображать сей предмет отдельно. Однако в Индии взгляд на богов и проявления их силы несколько иной. Сточки зрения индуистов, как дым свидетельствует об огне, так и лингам свидетельствует о Шиве. Высшей формой проявления бога считается его плодотворящая сила, поэтому и почитается ипостась в виде «линга шарира», то есть фаллоса. Индуисты говорят, что голова Шивы поднимается из океана энергии Йони Шакти — природы, которую оплодотворяет своим семенем бог. Именно поэтому лингамы изображались не только как цилиндрические предметы или эрегированные пенисы у статуй божества, но и как соединение щели Йони и лингама Шивы — окружность с внедрённым в неё выступом. Это очень древние символы, характерные не только для индуистов и известные ещё со времён палеолита.
Но в эпоху распространения культа Шивы его плодоносящая сила стала восприниматься не только как сугубо материальная, но прежде всего как духовная, формирующая материю из сознания. И абсолютной формой Шивы стал лингам, который трактовался как огненный столп во Вселенной, не имеющий ни начала, ни середины, ни конца.
Однажды, как утверждают Упанишады, Брахма и Вишну, не желавшие считаться менее могущественными, чем Шива, решили проверить, действительно ли огненный лингам бесконечен в пространстве. Брахма превратился в лебедя и взлетел, чтобы добраться до самого верха столпа, а Вишну стал черепахой и нырнул глубоко, чтобы достичь самого низа. Ничего у них не вышло. Шива в форме лингама не имел ни верха, ни низа. Пришлось богам признать поражение. Шиву стали называть Махешварой, то есть Величайшим Владыкой, а огненный столп — Махалингамом, то есть Великим Лингамом. Когда Шива занял главенствующее место в триумвирате, бог вышел из абсолютной формы и принял обычную — человеческую.
Почитатели Шивы во время обрядов лили на лингамы воду и посыпали реликвии красным порошком. Эта традиция установилась со времён написания священного текста индуизма Брахманда-пураны, в котором приведён любопытный рассказ о Шиве. Когда бог потерял горячо любимую супругу, он удалился от всех радостей и стал жить отшельником. Однажды он забрёл в сосновый лес на вершине горы Химавата, где жили благочестивые мудрецы со своими жёнами. Шива, как гласит пурана, появился близ обители божественных мудрецов нагой, с телом, покрытым пеплом, с распущенными и всклокоченными волосами; глаза его были налиты кровью; в руках он держал тлеющие головни. Он то смеялся ужасным смехом, то пел, то разражался устрашающими криками. И на глазах добродетельных жён мудрецов, вышедших из своих жилищ, он пустился в дикую и бесстыдную пляску. А некоторые даже бросились обнимать его и лобызать. Мудрецы, ошеломлённые поведением своих женщин, прокляли танцора в порыве гнева: «Да лишишься ты мужества своего, уродливое создание!» И тотчас детородный член его отпал, а сам Шива исчез. Следом наступила катастрофа: Солнце пропало, свет померк, жертвенники погасли, звезды смешались, сезоны перепутались, а Брахма, к которому мудрецы бросились с воплями, объяснил, что они оскорбили Шиву, и теперь нужно вымолить у него прощение. Чем те и занялись. Они день за днём вырезали всё новые и новые лингамы и усердно просили Шиву о прощении. Наконец, он снизошёл к их мольбам. Так вот и появился культ почитания Шивы в виде лингама.
Священные животные
Быки и змеи появились в святилище Сахасралинга тоже не случайно. Нанди, то есть дающий радость, — это бык, на котором разъезжает бог Шива. Четыре ноги животного символизируют строгость, душевную и телесную чистоту, сострадание и приверженность истине. Сам Нанди — символ мужества и верности. И вообще, он не просто транспортное средство, а символ Дхармы, то есть Закона. Таким образом, Шива путешествует верхом на Законе или же идёт рядом со своим Законом. Практикующие йогины, если они строго следуют садхане (индийская духовная практика), сливаются в единое существо Нандишвара, то есть в Божественного Быка. Змеи — тоже атрибут Шивы. Их три. Они обвивают шею бога, а иногда восседают на его голове или завиваются в его волосах. Символизируют рептилии прошлое, настоящее и будущее.
Но есть и ещё одна легенда, связывающая лингамы Шивы с рекой Шалмалой. Относится она ко времени событий из книги Махабхараты и вкратце выглядит так: король Юдхишт-хира отправил протагониста эпоса пандаву Бхиму в город Уппинангади, где на него напало страшное чудовище Пуруша Мруга. Спасли персонажа только волшебные волоски из хвоста Ханумана — ещё одного воплощения бога Шивы. Стоило бросить такой волосок на землю, как из него тут же вырастал каменный лингам. Пуруша Мруга начал поклоняться лингаму, а Бхима получил передышку и смог ускользнуть. Вот как раз на реке Шалмала, где персонаж бросил целый клок обезьяньих волос, и появилась сразу тысяча лингамов.
Разумеется, в Индии существуют и другие «лингамоносные» места. Фаллические символы стоят в двенадцати пунктах от Гималаев до города Рамешварама на юге. Это места, где, как считается, упало семя Шивы, когда он гнался за красавицей Мохини, и где позже возникли храмовые комплексы, привлекающие множество паломников. Поклоняются индийцы и лингамам сваямбху, то есть природным образованиям в виде фаллоса. Молятся они и отдельно стоящим рукотворным фаллическим сооружениям. Считается, что поклонение лингамам способствует деторождению и плодородию почвы. Ведь воды Шалмалы и камбоджийской Сиемре-ап, перекатываясь по тысяче фаллосов, потом попадают на поля, обеспечивая хорошие урожаи. И поэтому же очень часто индийцы носят на шее ожерелья с маленькими лингамами.Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №28, 2021 г.
Опубликовано 02 августа 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1346
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: