"Позы Аретино" - самая скандальная книга
Сколько непревзойдённых шедевров подарило миру искусство итальянского Ренессанса! Но вряд ли вы слышали о художнике Джулио Романо, гравёре Маркантонио Раймонди и поэте Пьетро Аретино. В XVI веке их творения пользовались огромным успехом, а слава гремела по всей Италии и за её пределами. Только эта слава была особого сорта...
Ренессансное искусство невозможно себе представить без обнажённого тела. Но в прежние средневековые времена художники и слыхом не слыхивали об обнажённой натуре. Если они и изображали голых мужчин и женщин, то очень схематично и лишь для того, чтобы показать ужасные мучения плоти. Да и тело художники писали вовсе не с натуры, а сугубо по воображению.
Пикантности голого тела
И вот наступил Ренессанс. Теперь ценилась фотографическая точность, художники нанимали натурщиков и натурщиц, придавали им необходимые позы, обряжали их в одежды или писали совсем без одежд. Некоторые живописцы для точного рисунка даже посещали анатомический театр, хоть это и не приветствовалось. А самый гениальный из них — Леонардо да Винчи — собственноручно делал вскрытия.
Конечно, натура у живописцев была специфической — из низов общества, по большей части бедняги, которым приходилось, забыв о стыде, позировать ради куска хлеба. Или проститутки, для которых это было ещё одной статьёй дохода, а то и развлечением. В Италии существовал целый слой куртизанок, обслуживавших высокопоставленных клиентов. Они и в голом, и в одетом виде оказались на произведениях тогдашних мастеров кисти. В том числе и на библейские сюжеты. Заказчики не возражали. Иногда они сами просили запечатлеть их сексуальное увлечение на полотне или фреске.
Художники совсем не всегда получали обещанное вознаграждение. Даже римские папы и епископы были скаредны и не спешили расставаться с деньгами. Живописцам оставалось смиренно ждать либо же взывать к чувствам нанимателя. Иногда они использовали своего рода запрещённые приёмы. Как великолепный Содома, который на громадной фреске «раздел» целый монастырь, когда не получил гонорара. Возмущённое монастырское начальство тут же нашло средства — только чтобы он поскорее всех одел! Примерно такая же история случилась, по легенде, и с учеником великого Рафаэля Джулио Романо.
Как Джулио Романо стал порнографом?
Джулио Романо был одним из лучших учеников Рафаэля Санти. Знаменитый живописец поручал ему дописывать за собой многочисленные заказы. Мадонны и мученики у Романо выходили ничуть не хуже, чем у Рафаэля. Так бы ему и ходить в подмастерьях, но в 1520 году, в самый разгар работ в Апостольском дворце Ватикана, Рафаэль умер. И молодому живописцу пришлось доделывать грандиозный проект вкупе с другими учениками Рафаэля — Перино дель Вага, Джованни да Удине и Джанфранческо Пенни. В том числе и многофигурную батальную сцену в зале Константина. По ходившей в Риме легенде, новый папа, Климент VII, воссевший на Святой престол в 1523 году, отказался платить, аргументируя это тем, что Рафаэлю деньги уже не нужны. Романо вспылил, так что сцена битвы Константина оказалась заполнена голыми телами в самых противоестественных позах. Иными словами, поступил точно так же, как и Содома. Папа был в ярости, но гонорар выплатил, когда персонажи церковной истории были облачены в одежды.
Правда, пока Романо ожидал денег, самые пикантные картинки скопировал другой ученик Рафаэля — гравёр Маркантонио Раймонди. Это был весьма предприимчивый зрелый муж, к тому времени успевший получить известность как фальсификатор. Ещё в 1507 году, проживая в Венеции, он занимался копированием гравюр Дюрера.
И делал это с такой точностью и мастерством, что их невозможно было отличить от оригинала. Более того, чтобы копии имели ещё больше сходства, Раймонди и подписывал их именем Альбрехта Дюрера. Случился даже скандал: Дюрер пожаловался на фальсификатора в венецианскую синьорию и потребовал призвать Раймонди к ответу. Увы, Маркантонио отделался лёгким испугом: ему только запретили использовать монограмму Дюрера для его подделок. Вот этот одарённый копиист, прежде чем Романо одел нагие тела, и перевёл рисунки на картон. А затем решил использовать их в гораздо более меркантильных целях. Он сделал с них 16 гравюр, получивших название «Позы Аретино», по имени другого современника и приятеля обоих художников — поэта Пьетро Аретино.
Пьетро Аретино было тогда 32 года, но он уже успел получить скандальную известность как обладатель злого язвительного языка и сочинитель сатир и пасквилей. Когда-то он тоже хотел стать художником, но учитель выгнал его из мастерской за изображение Девы Марии, играющей на лютне. Из Перуджи он перебрался в Рим, где быстро прославился злыми стишками на простонародном языке. Свои новые творения он вывешивал на постаменте пасквинской статуи (отсюда, кстати, пошло само слово «пасквиль»). Римляне читали и хохотали. Папа Лев X, которому нравилось, как полощут имена его врагов, даже проникся к Аретино симпатией и взял под своё крыло. Но при сменившем его Адриане VI Аретино пришлось бежать в Мантую — он неосторожно поиздевался над папой, когда тот ещё был кардиналом. Папа даже хотел его обезглавить. В Рим Аретино вернулся лишь в 1523 году. И, как оказалось, ненадолго. Хоть Джулио Медичи, ставший теперь папой Климентом VII, прежде его и покрывал и даже отправил отсиживаться в Мантуе у своего родственника, новая выходка Аретино лишила его дара речи. Бесшабашный Пьетро загорелся идеей Раймонди издать скабрезные картинки со столь же скабрезными стихами, что и было сделано в 1527 году. Первое издание 1524 года, ещё без стихов, по приказу папы сразу пошло в огонь, Раймонди отправился в тюрьму, а Джулио Романо срочно отбыл расписывать виллу герцога Гонзага в Мантую.
Кстати, по наиболее достоверной версии, гравюры были сделаны именно по картинам, украшавшим загородную виллу мантуйского герцога Палаццо дель Те, которую расписывал Джулио Романо. Герцог был помешан на античном искусстве и особенно его эротической составляющей. Так что и картины он заказал соответствующие. Они должны были радовать хозяина и гостей, никого постороннего в свой сексуальный рай Гонзага приглашать не собирался. Именно с этих полотен якобы и сделал копии Раймонди, именно к этим сюжетам сочинил стихи Аретино.
16 вариантов соития
Гравюры, собранные Раймонди в книгу, изображали голых мифологических и исторических персонажей — Париса и Энону, Анжелику и Медора, сатира и нимфу, Юлию и атлета, Геркулеса и Денияру, Марса и Венеру, Приапа с наложницей, Антония и Клеопатру, Вакха и Ариадну, Полнена и Хрисеиду, сатира с женой. Юпитера и Юнону, Мессалину в борделе, Ахилла и Брисеиду, Овидия и Коринну, Энея и Дидону, Алкивиада и Гликеру, Пандору и Эпимитея. Во всяком случае, в таком виде эти гравюры издавались в XVIII веке. Оригинальных «срамных» картинок не сохранилось. Папа Климент, занимавшийся в эти годы реорганизацией церкви и искоренением дурных нравов, весьма болезненно отреагировал, увидев, в каком ключе используются античные сюжеты. Все перечисленные персонажи активно совокуплялись. Причём половые органы были хорошо видны. И все фигуры были изображены детально и достоверно. Сатиры поднимали покрытые шерстью козлиные ноги, героини мифов раздвигали бёдра, герои были снабжены мощным половым аппаратом, они сидели, лежали, стояли, изгибались в разных направлениях и получали огромное удовольствие. Сонеты вполне соответствовали изображениям. На певучем итальянском языке Аретино с издёвкой рифмовал непристойности, не стесняясь называть все своими именами. Творение художника, гравёра и поэта сразу же было уничтожено.
Несмотря на это, «учебник для получения удовольствия» тут же стал распространяться по всей Европе. Правда, оригинальных картинок не сохранилось, но существовала масса топорно изготовленных копий. Художественными достоинствами они не обладали, но в порнографическом смысле были очень познавательны. Единственный дошедший до нас экземпляр напечатан в Венеции в 1550 году, он содержит 16 гравюр со стихами. В конце XVI века гравюры более высокого качества были сделаны итальянским художником Карраччи. Но самым распространённым считается тираж «Поз Аретино» 1798 года. Издали его во Франции накануне Великой революции. Скажем, это была очень своевременная книга.Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №29, 2021 г.
Ренессансное искусство невозможно себе представить без обнажённого тела. Но в прежние средневековые времена художники и слыхом не слыхивали об обнажённой натуре. Если они и изображали голых мужчин и женщин, то очень схематично и лишь для того, чтобы показать ужасные мучения плоти. Да и тело художники писали вовсе не с натуры, а сугубо по воображению.
Пикантности голого тела
И вот наступил Ренессанс. Теперь ценилась фотографическая точность, художники нанимали натурщиков и натурщиц, придавали им необходимые позы, обряжали их в одежды или писали совсем без одежд. Некоторые живописцы для точного рисунка даже посещали анатомический театр, хоть это и не приветствовалось. А самый гениальный из них — Леонардо да Винчи — собственноручно делал вскрытия.
Конечно, натура у живописцев была специфической — из низов общества, по большей части бедняги, которым приходилось, забыв о стыде, позировать ради куска хлеба. Или проститутки, для которых это было ещё одной статьёй дохода, а то и развлечением. В Италии существовал целый слой куртизанок, обслуживавших высокопоставленных клиентов. Они и в голом, и в одетом виде оказались на произведениях тогдашних мастеров кисти. В том числе и на библейские сюжеты. Заказчики не возражали. Иногда они сами просили запечатлеть их сексуальное увлечение на полотне или фреске.
Художники совсем не всегда получали обещанное вознаграждение. Даже римские папы и епископы были скаредны и не спешили расставаться с деньгами. Живописцам оставалось смиренно ждать либо же взывать к чувствам нанимателя. Иногда они использовали своего рода запрещённые приёмы. Как великолепный Содома, который на громадной фреске «раздел» целый монастырь, когда не получил гонорара. Возмущённое монастырское начальство тут же нашло средства — только чтобы он поскорее всех одел! Примерно такая же история случилась, по легенде, и с учеником великого Рафаэля Джулио Романо.
Как Джулио Романо стал порнографом?
Джулио Романо был одним из лучших учеников Рафаэля Санти. Знаменитый живописец поручал ему дописывать за собой многочисленные заказы. Мадонны и мученики у Романо выходили ничуть не хуже, чем у Рафаэля. Так бы ему и ходить в подмастерьях, но в 1520 году, в самый разгар работ в Апостольском дворце Ватикана, Рафаэль умер. И молодому живописцу пришлось доделывать грандиозный проект вкупе с другими учениками Рафаэля — Перино дель Вага, Джованни да Удине и Джанфранческо Пенни. В том числе и многофигурную батальную сцену в зале Константина. По ходившей в Риме легенде, новый папа, Климент VII, воссевший на Святой престол в 1523 году, отказался платить, аргументируя это тем, что Рафаэлю деньги уже не нужны. Романо вспылил, так что сцена битвы Константина оказалась заполнена голыми телами в самых противоестественных позах. Иными словами, поступил точно так же, как и Содома. Папа был в ярости, но гонорар выплатил, когда персонажи церковной истории были облачены в одежды.
Правда, пока Романо ожидал денег, самые пикантные картинки скопировал другой ученик Рафаэля — гравёр Маркантонио Раймонди. Это был весьма предприимчивый зрелый муж, к тому времени успевший получить известность как фальсификатор. Ещё в 1507 году, проживая в Венеции, он занимался копированием гравюр Дюрера.
И делал это с такой точностью и мастерством, что их невозможно было отличить от оригинала. Более того, чтобы копии имели ещё больше сходства, Раймонди и подписывал их именем Альбрехта Дюрера. Случился даже скандал: Дюрер пожаловался на фальсификатора в венецианскую синьорию и потребовал призвать Раймонди к ответу. Увы, Маркантонио отделался лёгким испугом: ему только запретили использовать монограмму Дюрера для его подделок. Вот этот одарённый копиист, прежде чем Романо одел нагие тела, и перевёл рисунки на картон. А затем решил использовать их в гораздо более меркантильных целях. Он сделал с них 16 гравюр, получивших название «Позы Аретино», по имени другого современника и приятеля обоих художников — поэта Пьетро Аретино.
Пьетро Аретино было тогда 32 года, но он уже успел получить скандальную известность как обладатель злого язвительного языка и сочинитель сатир и пасквилей. Когда-то он тоже хотел стать художником, но учитель выгнал его из мастерской за изображение Девы Марии, играющей на лютне. Из Перуджи он перебрался в Рим, где быстро прославился злыми стишками на простонародном языке. Свои новые творения он вывешивал на постаменте пасквинской статуи (отсюда, кстати, пошло само слово «пасквиль»). Римляне читали и хохотали. Папа Лев X, которому нравилось, как полощут имена его врагов, даже проникся к Аретино симпатией и взял под своё крыло. Но при сменившем его Адриане VI Аретино пришлось бежать в Мантую — он неосторожно поиздевался над папой, когда тот ещё был кардиналом. Папа даже хотел его обезглавить. В Рим Аретино вернулся лишь в 1523 году. И, как оказалось, ненадолго. Хоть Джулио Медичи, ставший теперь папой Климентом VII, прежде его и покрывал и даже отправил отсиживаться в Мантуе у своего родственника, новая выходка Аретино лишила его дара речи. Бесшабашный Пьетро загорелся идеей Раймонди издать скабрезные картинки со столь же скабрезными стихами, что и было сделано в 1527 году. Первое издание 1524 года, ещё без стихов, по приказу папы сразу пошло в огонь, Раймонди отправился в тюрьму, а Джулио Романо срочно отбыл расписывать виллу герцога Гонзага в Мантую.
Кстати, по наиболее достоверной версии, гравюры были сделаны именно по картинам, украшавшим загородную виллу мантуйского герцога Палаццо дель Те, которую расписывал Джулио Романо. Герцог был помешан на античном искусстве и особенно его эротической составляющей. Так что и картины он заказал соответствующие. Они должны были радовать хозяина и гостей, никого постороннего в свой сексуальный рай Гонзага приглашать не собирался. Именно с этих полотен якобы и сделал копии Раймонди, именно к этим сюжетам сочинил стихи Аретино.
16 вариантов соития
Гравюры, собранные Раймонди в книгу, изображали голых мифологических и исторических персонажей — Париса и Энону, Анжелику и Медора, сатира и нимфу, Юлию и атлета, Геркулеса и Денияру, Марса и Венеру, Приапа с наложницей, Антония и Клеопатру, Вакха и Ариадну, Полнена и Хрисеиду, сатира с женой. Юпитера и Юнону, Мессалину в борделе, Ахилла и Брисеиду, Овидия и Коринну, Энея и Дидону, Алкивиада и Гликеру, Пандору и Эпимитея. Во всяком случае, в таком виде эти гравюры издавались в XVIII веке. Оригинальных «срамных» картинок не сохранилось. Папа Климент, занимавшийся в эти годы реорганизацией церкви и искоренением дурных нравов, весьма болезненно отреагировал, увидев, в каком ключе используются античные сюжеты. Все перечисленные персонажи активно совокуплялись. Причём половые органы были хорошо видны. И все фигуры были изображены детально и достоверно. Сатиры поднимали покрытые шерстью козлиные ноги, героини мифов раздвигали бёдра, герои были снабжены мощным половым аппаратом, они сидели, лежали, стояли, изгибались в разных направлениях и получали огромное удовольствие. Сонеты вполне соответствовали изображениям. На певучем итальянском языке Аретино с издёвкой рифмовал непристойности, не стесняясь называть все своими именами. Творение художника, гравёра и поэта сразу же было уничтожено.
Несмотря на это, «учебник для получения удовольствия» тут же стал распространяться по всей Европе. Правда, оригинальных картинок не сохранилось, но существовала масса топорно изготовленных копий. Художественными достоинствами они не обладали, но в порнографическом смысле были очень познавательны. Единственный дошедший до нас экземпляр напечатан в Венеции в 1550 году, он содержит 16 гравюр со стихами. В конце XVI века гравюры более высокого качества были сделаны итальянским художником Карраччи. Но самым распространённым считается тираж «Поз Аретино» 1798 года. Издали его во Франции накануне Великой революции. Скажем, это была очень своевременная книга.Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №29, 2021 г.
Опубликовано 27 июля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 3215
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: