«Конец всего» или Плато Укок: Алтарь Евразии
Это место стало известно на весь мир после того, как в 1993 году группа новосибирских археологов обнаружила в одном из курганов в долине реки Ак-Алаха хорошо сохранившуюся мумию женщины...
«Конец всего»
Плато Укок… В переводе с монгольского «ухэг» значит «ящик», «удлинённый шкаф», «массивная гора с плоским верхом». Плоскогорье Укок расположено на высоте 2500 метров над уровнем моря на границе четырёх государств — России, Китая, Монголии и Казахстана, в труднодоступном районе Горного Алтая. Обрамляет плато горный узел Табын-Богдо-Ола, что означает «Пять священных вершин».
Алтайцы именовали плато Укок «конец всего» и верили в то, что с этих мест начинается небесный свод. Купеческие караваны и воинские отряды, столетиями пересекавшие плато через перевалы Укок, Улан-Дабо и Калгутинский, с благоговейным трепетом обозревали каменные курганы, возвышавшиеся на плоскогорье. Существовало поверье, что в этих курганах покоятся прародители людей — огненные сыны неба, прилетевшие в незапамятные времена на железных колесницах.
В окрестностях плато, расположенного в центре Евразийского континента, в разное время жили телеуты и уйгуры, монголы, казахи и скифы, чьи жрецы и шаманы приходили на плоскогорье, дабы поклониться своим божествам. Во время бедствий — нападения врагов, землетрясений или наводнений — жители окрестных селений снимались со своих мест и шли на плато Укок, где неизменно находили защиту и покровительство высших сил. Большим грехом считалось пролить кровь человека в этом священном месте.
На стыке измерений
Ещё в начале XX века некоторые исследователи Центральной Азии трактовали понятие «конец всего», относившееся к плато Укок, как «на стыке измерений». Известный русский археолог и первый исследователь Горного Алтая В.В. Радлов отмечал необычную энергетику этих мест. «Ворота» плато — гигантские камни-мегалиты — величественно возвышаются в месте, где река Тархата вырывается из лабиринтов ущелий в Кош-Агачскую степь. «Кажется, что время будто остановилось, и лишь только вой ветра напоминает о том, что ты ещё жив», — писал В.В. Радлов в своих воспоминаниях о путешествии на плоскогорье.
В прошлом веке в разное время на плато отправлялись три экспедиции, целью которых было найти вход в легендарную Шамбалу. Однако всякий раз, когда путешественники достигали южной границы плато Укок, погода портилась, и они были вынуждены возвращаться на базу.
Участником последней подобной экспедиции в 1992 году был новосибирец Игорь Ярков, который вспоминал, что едва ступив на каменистую поверхность плоскогорья, путешественники вдруг ощутили непередаваемое чувство тоски и необъяснимого страха. Сильное беспокойство стали проявлять и навьюченные лошади.
Немало любопытного путешественникам рассказали пограничники Аргамджинской заставы, где экспедиция остановилась на ночлег: например, о странных рисунках животных и гигантских линиях на плато, бледное свечение которых можно иногда увидеть в безлунные ночи с господствующих горных высот.
Один из офицеров назвал обычным делом то, что на плоскогорье Укок путники начинают плутать, что называется, на ровном месте. Так, часто наряды, выдвигающиеся на патрулирование государственной границы и прекрасно знающие свой маршрут, приходят обратно на базу с опозданием в несколько часов — по необъяснимой причине пограничники вновь и вновь возвращаются в одну и ту же точку маршрута.
Тайны геоглифов
О таинственных светящихся изображениях Укока известно уже более ста лет — о них рассказывают местные легенды. Однако только в конце 90-х годов XX века эти рисунки были открыты учёными Алтайского государственного университета. По свидетельствам исследователей, странные рисунки — геоглифы — выполнены путём «снятия верхних слоёв почвы, под которыми находятся более светлые геологические образования». Вблизи контуры рисунков представляют собой сходящиеся и пересекающиеся каналы полутораметровой глубины. С высоты птичьего полёта видно, что эти линии создают очертания мифологических существ. Время создания этих удивительных изображений относится к 111-11 тысячелетию до н.э., когда человечество не располагало техническими возможностями для создания подобных рисунков. По этой причине большинство исследователей склоняются к мысли, что укокские геоглифы, так же, как и подобные рисунки в долине Наска в Перу, не могли быть созданы руками человека.
Каналы геоглифов — это своеобразная «запретная зона», куда, согласно местным поверьям, проникать простому смертному нельзя. Да и вблизи рисунков нередко наблюдаются необъяснимые явления. Так, многие путешественники рассказывают, что рядом с геоглифами отмечаются странности в работе механических и электронных часов, навигационной аппаратуры и средств связи. Игорь Северин, оказавшийся летом 2003 года в центре одного из таких рисунков, неожиданно для себя услышал, как из спутникового телефона, закреплённого у него на ремне, послышались искажаемые помехами голоса, говорившие на странном языке, напоминавшем музыкальный речитатив…
Хранительница народа
Однако самая известная достопримечательность плоскогорья — Принцесса Укок, найденная в одном из курганов в долине реки Ак-Алаха. Мумия женщины была погребена в деревянной колоде, заполненной льдом. Это, по мнению учёных, и позволило ей столь хорошо сохраниться на протяжении двух с половиной тысячелетий.
Для более детального исследования удивительную находку направили в сибирское отделение Российской академии наук, что явилось причиной недовольства местного населения. По алтайским поверьям, потревоженный дух хранительницы народа — Кадын — должен был непременно отомстить за столь непочтительное к себе отношение.
И действительно, вскоре в Кош-Агачском районе, где находится плато, начался внезапный падёж скота. В течение последующих трёх лет в Республике Алтай почти наполовину снизилась рождаемость. За последние 15 лет в регионе было отмечено более тысячи подземных толчков силой до трёх баллов и 350 землетрясений, многие из которых привели к значительным разрушениям.
Некоторые из алтайских шаманов, по их утверждениям, вступивших в контакт с духом Принцессы, заявляют, что Кадын много тысячелетий назад была египетской жрицей, которая, повинуясь голосу Высшего Божества, пришла на священное плато, чтобы в этом «месте силы» отправиться в бесконечное путешествие по иным мирам. Однако вмешательство учёных прервало предначертанное ей свыше странствие. И теперь только возвращение алтайской святыни может восстановить равновесие духовного и физического мира в этом заповедном регионе…
В конце XX века известный отечественный философ М.Ю. Шишин назвал плато Укок алтарём Евразии, который был и остаётся священным местом для самых разных народов мира.Автор: С.Кожушко
«Конец всего»
Плато Укок… В переводе с монгольского «ухэг» значит «ящик», «удлинённый шкаф», «массивная гора с плоским верхом». Плоскогорье Укок расположено на высоте 2500 метров над уровнем моря на границе четырёх государств — России, Китая, Монголии и Казахстана, в труднодоступном районе Горного Алтая. Обрамляет плато горный узел Табын-Богдо-Ола, что означает «Пять священных вершин».
Алтайцы именовали плато Укок «конец всего» и верили в то, что с этих мест начинается небесный свод. Купеческие караваны и воинские отряды, столетиями пересекавшие плато через перевалы Укок, Улан-Дабо и Калгутинский, с благоговейным трепетом обозревали каменные курганы, возвышавшиеся на плоскогорье. Существовало поверье, что в этих курганах покоятся прародители людей — огненные сыны неба, прилетевшие в незапамятные времена на железных колесницах.
В окрестностях плато, расположенного в центре Евразийского континента, в разное время жили телеуты и уйгуры, монголы, казахи и скифы, чьи жрецы и шаманы приходили на плоскогорье, дабы поклониться своим божествам. Во время бедствий — нападения врагов, землетрясений или наводнений — жители окрестных селений снимались со своих мест и шли на плато Укок, где неизменно находили защиту и покровительство высших сил. Большим грехом считалось пролить кровь человека в этом священном месте.
На стыке измерений
Ещё в начале XX века некоторые исследователи Центральной Азии трактовали понятие «конец всего», относившееся к плато Укок, как «на стыке измерений». Известный русский археолог и первый исследователь Горного Алтая В.В. Радлов отмечал необычную энергетику этих мест. «Ворота» плато — гигантские камни-мегалиты — величественно возвышаются в месте, где река Тархата вырывается из лабиринтов ущелий в Кош-Агачскую степь. «Кажется, что время будто остановилось, и лишь только вой ветра напоминает о том, что ты ещё жив», — писал В.В. Радлов в своих воспоминаниях о путешествии на плоскогорье.
В прошлом веке в разное время на плато отправлялись три экспедиции, целью которых было найти вход в легендарную Шамбалу. Однако всякий раз, когда путешественники достигали южной границы плато Укок, погода портилась, и они были вынуждены возвращаться на базу.
Участником последней подобной экспедиции в 1992 году был новосибирец Игорь Ярков, который вспоминал, что едва ступив на каменистую поверхность плоскогорья, путешественники вдруг ощутили непередаваемое чувство тоски и необъяснимого страха. Сильное беспокойство стали проявлять и навьюченные лошади.
Немало любопытного путешественникам рассказали пограничники Аргамджинской заставы, где экспедиция остановилась на ночлег: например, о странных рисунках животных и гигантских линиях на плато, бледное свечение которых можно иногда увидеть в безлунные ночи с господствующих горных высот.
Один из офицеров назвал обычным делом то, что на плоскогорье Укок путники начинают плутать, что называется, на ровном месте. Так, часто наряды, выдвигающиеся на патрулирование государственной границы и прекрасно знающие свой маршрут, приходят обратно на базу с опозданием в несколько часов — по необъяснимой причине пограничники вновь и вновь возвращаются в одну и ту же точку маршрута.
Тайны геоглифов
О таинственных светящихся изображениях Укока известно уже более ста лет — о них рассказывают местные легенды. Однако только в конце 90-х годов XX века эти рисунки были открыты учёными Алтайского государственного университета. По свидетельствам исследователей, странные рисунки — геоглифы — выполнены путём «снятия верхних слоёв почвы, под которыми находятся более светлые геологические образования». Вблизи контуры рисунков представляют собой сходящиеся и пересекающиеся каналы полутораметровой глубины. С высоты птичьего полёта видно, что эти линии создают очертания мифологических существ. Время создания этих удивительных изображений относится к 111-11 тысячелетию до н.э., когда человечество не располагало техническими возможностями для создания подобных рисунков. По этой причине большинство исследователей склоняются к мысли, что укокские геоглифы, так же, как и подобные рисунки в долине Наска в Перу, не могли быть созданы руками человека.
Каналы геоглифов — это своеобразная «запретная зона», куда, согласно местным поверьям, проникать простому смертному нельзя. Да и вблизи рисунков нередко наблюдаются необъяснимые явления. Так, многие путешественники рассказывают, что рядом с геоглифами отмечаются странности в работе механических и электронных часов, навигационной аппаратуры и средств связи. Игорь Северин, оказавшийся летом 2003 года в центре одного из таких рисунков, неожиданно для себя услышал, как из спутникового телефона, закреплённого у него на ремне, послышались искажаемые помехами голоса, говорившие на странном языке, напоминавшем музыкальный речитатив…
Хранительница народа
Однако самая известная достопримечательность плоскогорья — Принцесса Укок, найденная в одном из курганов в долине реки Ак-Алаха. Мумия женщины была погребена в деревянной колоде, заполненной льдом. Это, по мнению учёных, и позволило ей столь хорошо сохраниться на протяжении двух с половиной тысячелетий.
Для более детального исследования удивительную находку направили в сибирское отделение Российской академии наук, что явилось причиной недовольства местного населения. По алтайским поверьям, потревоженный дух хранительницы народа — Кадын — должен был непременно отомстить за столь непочтительное к себе отношение.
И действительно, вскоре в Кош-Агачском районе, где находится плато, начался внезапный падёж скота. В течение последующих трёх лет в Республике Алтай почти наполовину снизилась рождаемость. За последние 15 лет в регионе было отмечено более тысячи подземных толчков силой до трёх баллов и 350 землетрясений, многие из которых привели к значительным разрушениям.
Некоторые из алтайских шаманов, по их утверждениям, вступивших в контакт с духом Принцессы, заявляют, что Кадын много тысячелетий назад была египетской жрицей, которая, повинуясь голосу Высшего Божества, пришла на священное плато, чтобы в этом «месте силы» отправиться в бесконечное путешествие по иным мирам. Однако вмешательство учёных прервало предначертанное ей свыше странствие. И теперь только возвращение алтайской святыни может восстановить равновесие духовного и физического мира в этом заповедном регионе…
В конце XX века известный отечественный философ М.Ю. Шишин назвал плато Укок алтарём Евразии, который был и остаётся священным местом для самых разных народов мира.Автор: С.Кожушко
Опубликовано 23 июля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1235
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: