Избиение младенцев: легенда или факт?
О трагедии пишет евангелист Матфей, а историки считают, что даже число трупов – неправдоподобно...
Одно из самых страшных событий в христианстве – убийство детей по приказу иудейского царя Ирода. По разным оценкам тогда было загублено от 14 до 64 тысяч малышей. Этот случай описан в Евангелии от Матфея, но из всех четырех канонических жизнеописаний Христа избиение было упомянуто только в одном...
«Гора бога, впусти мать с сыном»
Вот что повествовал апостол и евангелист Матфей: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся царю Иудейскому». Ирод, разумеется, встревожился, услышав о неком «царе», но схитрил. Он приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и якобы поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех детей в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Евангелист сообщает, что гибель малышей была предсказано пророком Иеремией: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».
Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в библейский канон, также есть упоминания об избиении.
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: «Гора бога, впусти мать с сыном», И гора раскрылась и впустила её».
Убил только своих детей?
Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода – за несколько десятков лет до новой эры.
Историки считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Некоторые полагают, что в основу этого библейского предания были положены исторические события, а именно: приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал иудейский рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев, изложенный в Торе (древнееврейская Тора входит в христианский Ветхий Завет и исламский Коран).
Кроме того, есть вопросы и по поводу числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Историки говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом, и его население едва превышало тысячу человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20.
Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.
Как бы то ни было, это событие отразилось в искусстве. А в христианской культуре младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа.
Одно из самых страшных событий в христианстве – убийство детей по приказу иудейского царя Ирода. По разным оценкам тогда было загублено от 14 до 64 тысяч малышей. Этот случай описан в Евангелии от Матфея, но из всех четырех канонических жизнеописаний Христа избиение было упомянуто только в одном...
«Гора бога, впусти мать с сыном»
Вот что повествовал апостол и евангелист Матфей: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся царю Иудейскому». Ирод, разумеется, встревожился, услышав о неком «царе», но схитрил. Он приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и якобы поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех детей в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Евангелист сообщает, что гибель малышей была предсказано пророком Иеремией: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».
Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в библейский канон, также есть упоминания об избиении.
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: «Гора бога, впусти мать с сыном», И гора раскрылась и впустила её».
Убил только своих детей?
Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода – за несколько десятков лет до новой эры.
Историки считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Некоторые полагают, что в основу этого библейского предания были положены исторические события, а именно: приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал иудейский рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев, изложенный в Торе (древнееврейская Тора входит в христианский Ветхий Завет и исламский Коран).
Кроме того, есть вопросы и по поводу числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Историки говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом, и его население едва превышало тысячу человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20.
Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.
Как бы то ни было, это событие отразилось в искусстве. А в христианской культуре младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа.
Опубликовано 11 июля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 919
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: