Анка-пулемётчица - кто был прототипом героини фильма Чапаев?
Мало кто знает, что у легендарной Анки-пулемётчицы из кинофильма «Чапаев» был реальный прообраз - красноармейка Мария Попова, правда, она была санитаркой, а из пулемёта стреляла всего лишь один раз, но именно этот один раз и вошёл в историю, благодаря легендарному фильму братьев Васильевых…
Просто Мария
Родилась Мария Андреевна Головина в 1896 году в селе Вязов Гай, что в Самарской губернии. В 16 лет её выдали замуж за Ивана Попова, так что теперь она стала Марией Поповой. Но с мужем они прожили совсем недолго Иван умер вскоре после свадьбы. После смерти мужа Попова устроилась санитаркой в больницу. Когда началась Гражданская война, Мария записалась в 25-ю Чапаевскую дивизию. Пулемётчицей Мария никогда не была. В дивизии она поначалу служила по своему основному «профилю» — санитаркой. Девицей она оказалась сметливой, озорной. Сама Мария Андреевна рассказывала такой случай из своей санитарной практики.
В разгромленной аптеке маленького городка, куда вошли чапаевцы, стояли два мешка с содой. Санитарка Попова погрузила их на тачанку и привезла в дивизию. Нарезала полосками бумагу, насыпала порошка, свернула и надписала: «от головы», «от живота» и раздавала бойцам. Некоторым помогало.
Бой под дулом пистолета
После этого популярность санитарки Марии Поповой затмила авторитет главврача дивизии, который таких «чудодейственных» лекарств не давал. Солдаты-чапаевцы жаловались на врача комдиву — мол, плохо лечит. То ли дело Машка Попова…
Правда, был один случай, когда санитарке пришлось стрелять из пулемёта. Во время одного из боёв Мария, как обычно, принесла пулемётные ленты расчёту «Максима». Пулемёт безнадёжно молчал — прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулемётчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии:
— Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемёт водить буду.
— Ты что, с ума сошёл? Я боюсь, — отказалась Мария и попыталась уйти.
Выстрелив из нагана, пулемётчик предупредил девушку:
— Следующая пуля тебе.
Делать нечего — пришлось подчиниться. Мария легла, зажмурилась и стала поливать белогвардейцев огнём. Так Мария Попова на время стала пулемётчицей.
За этот бой Чапаев наградил её часами. Тогда же комдив решил, что лихой девушке теперь самое место в конной разведке.
У Фурманова Анки нет!
Но так уж случилось, что именно этот бой с участием Марии Поповой был использован при создании сценария фильма «Чапаев». Дело было так. Режиссёры братья Васильевы (на самом деле, как известно, они не братья, а однофамильцы) обратились к бывшим бойцам чапаевской дивизии с просьбой прислать воспоминания о каких-то интересных боевых эпизодах, случившихся во время службы «у Чапая».
Прислала свои воспоминания и Мария Попова. И оказалось, что это то, чего режиссёрам так не хватало, — образ простой русской женщины, сражающейся за красных. Спешно в сценарий фильма была введена Анка-пулемётчица (в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа нет вовсе). Имя Анка было присвоено новому персонажу в честь Анны Стешенко, вдовы Фурманова и консультанта фильма. Из-за этого иногда можно встретить утверждения, будто именно Анна Стешенко послужила прообразом Анки-пулемётчицы. Это не верно. От вдовы писателя взяли только имя персонажа. А всю «фактуру» позаимствовали из воспоминаний Марии Поповой.
Любимый фильм Сталина
Так, эпизод со стрельбой из пулемёта, рассказанный Марией Поповой, был «творчески обработан» и вошёл в фильм в знаменитой сцене психической атаки каппелевцев. В таком виде готовый фильм был показан Сталину. Вождь был восхищён и решил сам немедленно выразить свой восторг создателям фильма (всё время просмотра режиссёры ожидали вердикта в приёмной). Взволнованные режиссёры были приглашены в зал. Довольный Сталин поблагодарил их за отличную работу. Помимо прочего, вождь отметил удачно найденный образ Анки-пулемётчицы и талантливую игру исполнительницы — актрисы Варвары Мясниковой. Фильм был выпущен в прокат, где его ждал оглушительный успех. А Чапаев, Петька, Анка-пулемётчица стали героями многочисленных анекдотов, что тоже, как известно, показатель успеха.
Анка и Петька
Кстати, о Петьке. В фильме присутствует лирическая линия — любовь Анки-пулемётчицы и чапаевского ординарца Петьки. На самом деле никакого романа у Марии Поповой с Петром Исаевым (так звали чапаевского помощника) не было и в помине. Это творческий вымысел. Вообще, реальный Пётр Исаев был совершенно не похож на экранного Петьку. Это был образованный младший командир. И он ни в коей мере не был чем-то вроде денщика комдива, как показано в фильме. Пётр Исаев был порученцем по особо важным делам, а впоследствии начальником бригады связи.
Да и сама Мария Попова не была такой простушкой, как её кинематографическое воплощение. После окончания Гражданской войны Мария Попова училась в МГУ на факультете советского права. А в 1931 году её командировали в Берлин, назначив референтом юридического отдела торгового представительства. С мая 1936 года по май 1937 года она находилась в командировке в Стокгольме. Упорно овладевала шведским языком. С послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай у Марии сложились почти дружеские отношения.
Фильм «Чапаев» спас ей жизнь
В мае 1937 года Поповой сообщили, что её командировка в Стокгольм закончилась. С тяжёлым сердцем Мария Андреевна вернулась в Москву — времена были сложные. Многие её бывшие знакомцы по Чапаевской дивизии были арестованы НКВД. Но саму Марию не тронули. Видимо, не хотели бросать тень на фильм, уже тогда ставший легендой. О том, что Мария Попова послужила прототипом Анки-пулемётчицы, знали многие. В курсе был и НКВД. Да ещё и фильм «Чапаев» был любимым фильмом самого Сталина — он его смотрел несколько десятков раз! Образ чапаевской Анки-пулемётчицы стал спасительным щитом для Марии Поповой. Замахнуться на неё не решились.
Но, пережив ледяные времена Сталина, Мария Попова неожиданно подверглась атаке во время хрущёвской оттепели. В 1959 году Попову вызвали в ЦК партии. Выяснилось, что несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле дочь кулаков. Что сначала воевала она на стороне белых. И лишь когда перевес стали брать красные, пришла в Чапаевскую дивизию. Главное, в чём обвиняли Попову: «Она не достойна считаться прообразом Анки-пулемётчицы».
Непонятно, чем был вызван этот недостойный пасквиль. То ли обычной завистью, то ли какими-то личными счётами. Над головой Марии сгустились тучи.
Последний бой Анки-пулемётчицы
Но чапаевская санитарка не испугалась. Во всех инстанциях она рассказывала, что никогда не была прототипом Анки-пулемётчицы, что это образ собирательный. Мария Андреевна перечисляла имена своих боевых подруг, которые были достойны не меньшей славы. И вообще, тот факт, что из всех воспоминаний женщин-бойцов чапаевской дивизии братья Васильевы выбрали её рассказ и на основе него создали образ Анки, — это не её вина. Тем более что выбор этот был одобрен Сталиным. С них тогда и спрашивайте — как бы намекала остроумная женщина. Оппоненты растерялись.
А тут как раз подоспели результаты партийной проверки, предпринятой после получения доноса. В представленной в ЦК справке значилось:
Это была полная победа. Честное имя Марии Поповой было полностью восстановлено.
Умерла Мария Андреевна зимой 1981 года. Похоронена она в Москве, на Кунцевском кладбище…Автор: А.Милкин
Просто Мария
Родилась Мария Андреевна Головина в 1896 году в селе Вязов Гай, что в Самарской губернии. В 16 лет её выдали замуж за Ивана Попова, так что теперь она стала Марией Поповой. Но с мужем они прожили совсем недолго Иван умер вскоре после свадьбы. После смерти мужа Попова устроилась санитаркой в больницу. Когда началась Гражданская война, Мария записалась в 25-ю Чапаевскую дивизию. Пулемётчицей Мария никогда не была. В дивизии она поначалу служила по своему основному «профилю» — санитаркой. Девицей она оказалась сметливой, озорной. Сама Мария Андреевна рассказывала такой случай из своей санитарной практики.
В разгромленной аптеке маленького городка, куда вошли чапаевцы, стояли два мешка с содой. Санитарка Попова погрузила их на тачанку и привезла в дивизию. Нарезала полосками бумагу, насыпала порошка, свернула и надписала: «от головы», «от живота» и раздавала бойцам. Некоторым помогало.
Бой под дулом пистолета
После этого популярность санитарки Марии Поповой затмила авторитет главврача дивизии, который таких «чудодейственных» лекарств не давал. Солдаты-чапаевцы жаловались на врача комдиву — мол, плохо лечит. То ли дело Машка Попова…
Правда, был один случай, когда санитарке пришлось стрелять из пулемёта. Во время одного из боёв Мария, как обычно, принесла пулемётные ленты расчёту «Максима». Пулемёт безнадёжно молчал — прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулемётчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии:
— Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемёт водить буду.
— Ты что, с ума сошёл? Я боюсь, — отказалась Мария и попыталась уйти.
Выстрелив из нагана, пулемётчик предупредил девушку:
— Следующая пуля тебе.
Делать нечего — пришлось подчиниться. Мария легла, зажмурилась и стала поливать белогвардейцев огнём. Так Мария Попова на время стала пулемётчицей.
За этот бой Чапаев наградил её часами. Тогда же комдив решил, что лихой девушке теперь самое место в конной разведке.
У Фурманова Анки нет!
Но так уж случилось, что именно этот бой с участием Марии Поповой был использован при создании сценария фильма «Чапаев». Дело было так. Режиссёры братья Васильевы (на самом деле, как известно, они не братья, а однофамильцы) обратились к бывшим бойцам чапаевской дивизии с просьбой прислать воспоминания о каких-то интересных боевых эпизодах, случившихся во время службы «у Чапая».
Прислала свои воспоминания и Мария Попова. И оказалось, что это то, чего режиссёрам так не хватало, — образ простой русской женщины, сражающейся за красных. Спешно в сценарий фильма была введена Анка-пулемётчица (в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа нет вовсе). Имя Анка было присвоено новому персонажу в честь Анны Стешенко, вдовы Фурманова и консультанта фильма. Из-за этого иногда можно встретить утверждения, будто именно Анна Стешенко послужила прообразом Анки-пулемётчицы. Это не верно. От вдовы писателя взяли только имя персонажа. А всю «фактуру» позаимствовали из воспоминаний Марии Поповой.
Любимый фильм Сталина
Так, эпизод со стрельбой из пулемёта, рассказанный Марией Поповой, был «творчески обработан» и вошёл в фильм в знаменитой сцене психической атаки каппелевцев. В таком виде готовый фильм был показан Сталину. Вождь был восхищён и решил сам немедленно выразить свой восторг создателям фильма (всё время просмотра режиссёры ожидали вердикта в приёмной). Взволнованные режиссёры были приглашены в зал. Довольный Сталин поблагодарил их за отличную работу. Помимо прочего, вождь отметил удачно найденный образ Анки-пулемётчицы и талантливую игру исполнительницы — актрисы Варвары Мясниковой. Фильм был выпущен в прокат, где его ждал оглушительный успех. А Чапаев, Петька, Анка-пулемётчица стали героями многочисленных анекдотов, что тоже, как известно, показатель успеха.
Анка и Петька
Кстати, о Петьке. В фильме присутствует лирическая линия — любовь Анки-пулемётчицы и чапаевского ординарца Петьки. На самом деле никакого романа у Марии Поповой с Петром Исаевым (так звали чапаевского помощника) не было и в помине. Это творческий вымысел. Вообще, реальный Пётр Исаев был совершенно не похож на экранного Петьку. Это был образованный младший командир. И он ни в коей мере не был чем-то вроде денщика комдива, как показано в фильме. Пётр Исаев был порученцем по особо важным делам, а впоследствии начальником бригады связи.
Да и сама Мария Попова не была такой простушкой, как её кинематографическое воплощение. После окончания Гражданской войны Мария Попова училась в МГУ на факультете советского права. А в 1931 году её командировали в Берлин, назначив референтом юридического отдела торгового представительства. С мая 1936 года по май 1937 года она находилась в командировке в Стокгольме. Упорно овладевала шведским языком. С послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай у Марии сложились почти дружеские отношения.
Фильм «Чапаев» спас ей жизнь
В мае 1937 года Поповой сообщили, что её командировка в Стокгольм закончилась. С тяжёлым сердцем Мария Андреевна вернулась в Москву — времена были сложные. Многие её бывшие знакомцы по Чапаевской дивизии были арестованы НКВД. Но саму Марию не тронули. Видимо, не хотели бросать тень на фильм, уже тогда ставший легендой. О том, что Мария Попова послужила прототипом Анки-пулемётчицы, знали многие. В курсе был и НКВД. Да ещё и фильм «Чапаев» был любимым фильмом самого Сталина — он его смотрел несколько десятков раз! Образ чапаевской Анки-пулемётчицы стал спасительным щитом для Марии Поповой. Замахнуться на неё не решились.
Но, пережив ледяные времена Сталина, Мария Попова неожиданно подверглась атаке во время хрущёвской оттепели. В 1959 году Попову вызвали в ЦК партии. Выяснилось, что несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле дочь кулаков. Что сначала воевала она на стороне белых. И лишь когда перевес стали брать красные, пришла в Чапаевскую дивизию. Главное, в чём обвиняли Попову: «Она не достойна считаться прообразом Анки-пулемётчицы».
Непонятно, чем был вызван этот недостойный пасквиль. То ли обычной завистью, то ли какими-то личными счётами. Над головой Марии сгустились тучи.
Последний бой Анки-пулемётчицы
Но чапаевская санитарка не испугалась. Во всех инстанциях она рассказывала, что никогда не была прототипом Анки-пулемётчицы, что это образ собирательный. Мария Андреевна перечисляла имена своих боевых подруг, которые были достойны не меньшей славы. И вообще, тот факт, что из всех воспоминаний женщин-бойцов чапаевской дивизии братья Васильевы выбрали её рассказ и на основе него создали образ Анки, — это не её вина. Тем более что выбор этот был одобрен Сталиным. С них тогда и спрашивайте — как бы намекала остроумная женщина. Оппоненты растерялись.
А тут как раз подоспели результаты партийной проверки, предпринятой после получения доноса. В представленной в ЦК справке значилось:
«Попова Мария Андреевна, уроженка села Вязов Гай Самарской губернии. В девичестве Головина. Отец Поповой, крестьянин-бедняк Андрей Романович Головин, умер, когда его дочери Марии Поповой исполнилось 4 года. Мать Марии Поповой умерла, когда девочке было 8 лет. С этого возраста Мария Андреевна батрачила на зажиточных односельчан. В 1917 году вступила в Красную гвардию, участвовала в боях на Дутовском фронте. В составе Чапаевской дивизии с июня 1918 года. Служила в кавалерийской разведке и одновременно выполняла обязанности лекарского помощника. Была ранена, контужена. Награждена орденом Боевого Красного Знамени».
Это была полная победа. Честное имя Марии Поповой было полностью восстановлено.
Умерла Мария Андреевна зимой 1981 года. Похоронена она в Москве, на Кунцевском кладбище…Автор: А.Милкин
Опубликовано 06 июля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1180
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: