«Торжество всеобщего вольного брака»: как русские отмечали праздник Иван Купала
«Торжество всеобщего вольного брака»: как русские отмечали праздник Иван Купала
Ночь на Ивана Купала считалась одной из самых страшных в году, так как в это время, согласно поверью, граница между человеческим и потусторонним миром до предела истончалась. Самой надежной защитой от всевозможной нечисти были всевозможные ритуалы...

Ритуальные бесчинства

По стечению обстоятельств славянский праздник Ивана Купалы совпадает с христианским празднованием Рождества Иоанна Предтечи, что всегда заставляло церковнослужителей давать первому крайне предосудительную оценку. К примеру, автор «Стоглава» писал: «Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством».
Этнографы, описывающие вакханалию на Ивана Купалу, находили ей более емкое определение – «ритуальные бесчинства». Их инициатором была преимущественно молодежь, которая собираясь в группы, буйствовала в деревнях всю ночь. В южных и юго-западных областях России возбужденная толпа воровала дрова, разбирала телеги и ворота, подпирая ими двери домов или затаскивая их на крыши. Таким способом молодые люди выискивали колдуна: они знали, что обычные селяне отнесутся к их шалостям спокойно, а тот, кто связан с нечистой силой обязательно прогонит.
Особенно буйно проходила купальская ночь в Полесье. Там молодежь раскидывала повсюду сломанные калитки, бочки, лодки, сани, инвентарь, переплетала дороги веревками и кишками зарезанного скота, перекрывала в жилищах дымоход, бросала в колодцы ульи, разгоняла лошадей, учиняла пожары. Характер этих действий этнографы связывали с сакральной функцией охранения и очищения: главное в эту таинственную ночь не допустить высвобождения нечистых духов.
Защита от нечисти красной нитью проходит через все купальские ритуалы. Хозяева, опасавшиеся, что ведьма нагрянет в их дом или в хлев, обвешивали помещения всевозможными атрибутами – зеркалами, крапивой и даже рваными штанами. В Малороссии было принято обтыкать двор осиновыми колышками, а на столе оставлять воткнутые ножи и другие колюще-режущие предметы.

Позволительно все

Праздник Ивана Купала ассоциировался не просто с вседозволенностью, но и с раскрепощением интимных нравов, как у парней, так и у девиц. Неслучайно его называли «развратным славянским празднованием» или «торжеством всеобщего вольного брака». По преданию купальская ночь снимала все запреты на интимные отношения, а в купальских песнях нередко можно встретить сюжеты о сестре и брате, о свекре и снохе, которые нарушали традиционные брачные нормы.
И уж тем более допускались вольности между юношами и девушками, которые еще не вступали в брак. Более того, в эту ночь от всяких обязательств друг перед другом освобождались пары, которые в будущем только собирались начать семейную жизнь. Теплая летняя ночь, легкие наряды и хмельные напитки лишь усиливали сексуальные желания вовлеченных в игрища молодых людей.
Эротизация Ивана Купала не в последнюю очередь должна восприниматься как олицетворение культа плодородия. Неслучайно один из купальских обрядов предполагал поклонение соломенному чучелу Ярила с прикрепленным внушительных размеров детородным органом, перед которым раскладывали всевозможные яства.

Огнем и водой

Среди главных атрибутов Иван Купала – очищающие костры. Молодежь обычно натаскивала огромное количество хвороста, создавая подобие пирамиды. В центре конструкции устанавливали высокий шест, на который насаживали колесо, смоляную бочку и конский череп, что символизировало мировое древо. Разжигать костер непременно нужно было «живым огнем», добытым трением.
По традиции к очистительному огню приглашались все женщины селения – та, что отказалась прийти могла быть обвинена в ведьмарстве. Ведьмой считали и девушку, не перепрыгнувшую костер – ее, не прошедшую очищение огнем, обливали водой и хлестали крапивой. А, к примеру, в Киевской губернии девушка, лишившаяся невинности до свадьбы, не имела права прыгать через купальский костер, так как по поверью могла его осквернить.
Омовение водой – не менее действенный способ очиститься в купальскую ночь, чем прыжки сквозь огонь. Девушки считали, что утренняя роса не только очистит кожу от угрей и прыщей, но и избавит человека от болезней, порчи и сглаза. Широкой популярностью среди славян пользовался обычай, когда нарядно одетых односельчан прямо на дороге обливали водой, не только чистой, но и смешанной с грязью. Подобное озорство превращалось в настоящее соревнование между группами молодежи. Когда эта затея им порядком надоедала, полностью обнажившись, юноши и девушки предавались совместным купаниям.Автор: Т.Репин
Опубликовано 06 июля 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1069

Ещё по теме...
Добавить комментарий