Где похоронен Александр Македонский - тайна смерти правителя
Александр III, царь Македонии и создатель невиданного до того в истории государства, включавшего в себя Грецию и земли бывшей Персидской империи, умер в Вавилоне вечером 13 июня 323 года до нашей эры. В последние минуты жизни умирающий царь местом своего последнего успокоения назвал оазис Сива, а преемником - «сильнейшего». Но вот вопрос: было ли его желание исполнено?
Чтобы понять, почему расположенный в 700 километрах к западу от устья Нила оазис Сива был так дорог царскому сердцу, необходимо вернуться на 8 лет назад (в 331 год до нашей эры), когда Египет без сопротивления признал Александра своим фараоном. Именно тогда, совершив трудный марш по пустыне, завоеватель добирается до Сивы, где, согласно преданию, уже побывали мифические Геракл и Персей, а также вполне реальные вавилонская царица Семирамида и Камбиз - повелитель Персии...
Сын Зевса
Александра влекло в Сиву не столько стремление посоперничать с Гераклом, сколько желание посетить Дом главного египетского бога Амона, которого многие греки отождествляли с главным из своих богов — Зевсом.
Оракул Амона устами одного из жрецов подтвердил божественное происхождение Александра и пообещал ему господство над миром.
Царь лично выбрал место для Александрии Египетской и определил, где должны быть построены городские стены
То же самое оракул говорил и другим фараонам, но пылкий македонянин воспринял услышанное слишком серьёзно. С тех пор он считал своим отцом не царя Филиппа, а Зевса, который якобы вселился в тело Филиппа в момент зачатия.
Потом, когда Александр действительно стал повелителем если не всего мира, то большей его части, известной грекам, казалось, что предсказанное оракулом действительно исполнилось. И нет ничего удивительного, что похоронить себя царь завещал именно в Сиве.
Теперь снова вернёмся к событиям, последовавшим непосредственно после смерти Александра…
Целую неделю тело великого завоевателя лежало в царских покоях, пока его диадохи (от греческого — преемник) делили империю. Антигону досталась Фригия, Лисимаху — Фракия, Эвмену — Каппадокия. Антипатр и его сын Кассандр утвердились на родине царя, в Македонии. Пердикка, пытавшийся сохранить единство империи (с собой во главе, разумеется), получил самую почётную, но и самую эфемерную должность, став чем-то вроде регента при вдове Александра Роксане и её ещё не родившемся ребёнке.
Птолемей (по одной из версий — внебрачный сын Филиппа и сводный брат Александра) проявил разумную сдержанность, выторговав для себя Египет — самую обширную и богатую провинцию империи. Ему первому и пришло в голову, что нужно подумать о погребении Александра. Местные вавилонские врачи постарались предохранить тело от тления, согласно одной из легенд, поместив его в ванну с мёдом. Затем из Египта прибыли вызванные Птолемеем специалисты, которые приступили к мумификации. Работа, судя по всему, была сделана добротно, но затем ещё целых два года мумия Александра оставалась в царских покоях.
В ситуации, когда диадохи продолжали драться за звание «сильнейшего», тело великого завоевателя становилось не просто мумией, а своеобразным символом единства империи. И тот диадох, в чьих владениях оно будет похоронено, получал лишний аргумент для того, чтобы претендовать на роль преемника Александра.
Запоздавшее погребение
В какой-то момент желающих позаботиться о теле царя оказалось более чем достаточно. Конкуренция оказалась настолько серьёзной, что диадохи решили остановиться на компромиссе, похоронив мумию Александра на его родине — в некрополе македонских царей в Эги (неподалёку от нынешних Салоник).
Чтобы доставить тело из Вавилона, греческий мастер Филипп сконструировал огромную колесницу, в которую были запряжены 64 мула. Водруженный на неё саркофаг сделали из мрамора, а его крышку — из чистого золота. По бокам были установлены четыре колонны из слоновой кости, поддерживающие балдахин, расписанный под ночное небо и украшенный драгоценными камнями.
Похоронную колонну сопровождали тысячи вооружённых всадников и пехотинцев, а также «ремонтные» бригады, которые выравнивали дорогу и строили мосты через реки и ущелья.
И здесь на сцене вновь появляется Птолемей (теперь уже в качестве фараона). В Сирии он со своими войсками перехватывает траурную процессию и, как можно понять, при помощи угроз и подкупа присваивает себе функции главного могильщика. Похоронная колонна круто меняет маршрут и вместо Македонии направляется в Египет. Тело Александра со всеми почестями хоронится в бывшей столице страны Мемфисе. Но проходит ещё два года — и встаёт вопрос о необходимости нового погребения.
С этого времени ход событий становится все запутанней. Куда именно отправили тело Александра из Мемфиса на роскошно убранной лодке? Разбросанные по историческим источникам свидетельства указывают на два возможных места — оазис Сива и Александрию.
В пользу этого предположения говорит простая логика. Попробуем реконструировать события, последовавшие за «похищением» тела Александра Птолемеем.
Наверняка другие диадохи обиделись. Правителю Египта следовало как-то объяснить свои действия, и это объяснение буквально лежало на поверхности. Ведь Александр сам завещал похоронить себя в Сиве, а Птолемей всего лишь исполнил его волю!
Правда, пропагандистский смысл акции в значительной степени оказывался утраченным. Затерянный в пустыне оазис не мог привлечь толпы античных туристов, а, следовательно, фараону просто не перед кем было хвастаться столь ценной в политическом отношении реликвией.
С другой стороны, отдалённость Сивы могла стать гарантом от визитов кладбищенских мародёров. И если Александр действительно был там похоронен, не исключено, что его гробница до сих пор остаётся нетронутой.
К сожалению, у археологов до этого оазиса долго не доходили руки. Слишком уж много в Египте оказалось древностей, причём в местах более доступных для исследователей.
Но всё-таки в конце прошлого века раскопки начались и в Доме Амона. Под фундаментом храма был обнаружен подземный ход длиной 40 метров. Расчищали его несколько сезонов и, в конце концов, добрались до напоминающего склеп помещения. в нём находились две каменные плиты с полустёртыми надписями на древнегреческом. То, что удалось прочитать на одной из плит, относилось к Птолемею I, на другой — к Александру Великому.
Весной 1995 года руководившая раскопками греческий археолог Лиана Совальци выступила перед журналистами с заявлением: «В Сиве обнаружено то, что может оказаться тайной могилой Александра. Сам саркофаг ещё не найден, но у меня в руках есть достоверные доказательства, что последнее пристанище полководца именно здесь».
Общественность затаила дыхание в ожидании сенсации более впечатляющей, нежели гробница Тутанхамона. Но один археологический сезон следовал за другим, а золотого саркофага все не было. Побывавшие в Сиве специалисты пришли к выводу, что имеют дело с тайной усыпальницей Птолемеев. По их мнению, если продолжать копать дальше, можно найти боковые склепы, но надеяться на обнаружение могилы Александра Великого пока не приходится.
Роль Птоломея
Похоронить Александра в новой столице Египта у Птолемея тоже имелись основания. Именно этот город стал самой процветающей из всех Александрии, основанных великим завоевателем. Более того, к концу IV века это был ещё и один из крупнейших городов всего античного мира, и если фараон собирался использовать тело своего бывшего владыки именно в пропагандистских целях, то лучшего места было не придумать. Конечно, подобные действия Птолемея могли не устраивать других диадохов, но воевать с ним только из-за мертвеца они вряд ли стали бы.
На то, что мумия царя находилась именно в Александрии, указывает и большинство античных историков. Согласно их свидетельствам, тело было вторично забальзамировано и помещено в новый саркофаг (причём, по некоторым свидетельствам, не золотой, а стеклянный), который установили в сооружённой на центральной площади сводчатой усыпальнице. Местные жители и гости города могли посещать её столь же свободно, как наши современники посещают мавзолей Ленина.
Так, в 31 году до нашей эры, после своей победы над Антонием, в усыпальнице побывал Октавиан Август, также примеривавший на себя образ «покорителя мира» и украсивший венком из живых цветов саркофаг Александра.
Один из преемников Октавиана, император Калигула, оказался менее воспитан и вместо возложения венков забрал с саркофага латы покойного. Видимо, во избежание повторения подобных неприятностей, правивший в конце II — начале III века император Септимий Север приказал замуровать вход в гробницу. Однако подобная предосторожность, по-видимому, не спасла могилу от новых поруганий.
В IV-VI веках Александрия была своеобразной духовной столицей христианского мира. Здесь возникали новые религиозные направления и кипели дискуссии, часто перераставшие в уличные потасовки.
Несмотря на обилие раннехристианских сект разной степени радикальности, почти все они неодобрительно относились к памяти Александра. Больше всего им не нравилось, что он называл себя сыном Бога, что, конечно же, звучало как святотатство.
По одной из версий, во время очередной внутрицерковной смуты христианские фанатики разорили гробницу, а тело царя то ли растерзали, то ли перезахоронили где-то в глухом месте. Ещё одна версия гласит, что этим местом стало греко-римское кладбище на окраине города. Кто-то из несогласных с таким надругательством установил на новой могиле две стелы с перечислением завоёванных Александром стран и его великих деяний, но куда впоследствии делись эти стелы, также осталось неизвестным.
Впрочем, самым вероятным считается то, что тело царя продолжало храниться в своей усыпальнице, вплоть до VII века, когда арабские завоеватели превратили Египет в исламское государство и начали перестраивать христианские храмы в мечети. С этого времени и на 12 веков Александрия, да и вся страна, становится для европейцев закрытой зоной.
Хрустальный саркофаг
Интерес к могиле Александра вновь вспыхнул в 1850 году, когда прошёл слух, что один из сотрудников русского консульства побывал в подвале мечети Наби Даниэль (храм пророка Даниила) и через трещины в стене фундамента видел прозрачный саркофаг, в котором покоилось тело молодого человека с царской короной. Европейские учёные и газетчики вознамерились побывать в этой мечети, но процесс получения разрешения затянулся на три года. Когда любители сенсаций добрались, наконец, до подвала, ничего они там не обнаружили и решили, что местные власти просто перепрятали тело.
С тех пор поиски останков Александра Великого стали одним из самых популярных у египтологов занятий. Отработав большинство версий и убедившись в их несостоятельности, исследователи, кажется, вернулись к тому, с чего начинали. В 1990 году профессор Каирского университета Абдель Азиз заявил, что исходя из проведённого им анализа источников могила завоевателя находится под развалинами мечети в старой части Александрии. При этом он указывал все на ту же мечеть Наби Даниэль и даже утверждал, что, кроме царской мумии, там находятся ещё и рукописи из знаменитой Александрийской библиотеки.
Увы, проверить данное утверждение пока невозможно, поскольку, кроме специального правительственного! разрешения, требуется ещё и благословение местного, духовенства. Однако для мусульман развалины старых храмов столь же священны как и действующие мечети. И, разумеется, здесь никто не; ждёт археологов с распре стёртыми объятиями.
Кто ищет, тот найдёт?
Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что шансы найти усыпальницу Александра Великого остаются довольно значительными. В Сиве, по общему признанию, ещё непочатый край работы, и там можно ждать любых сюрпризов. Но, ещё более убедительной выглядит александрийская версия.
Страсти, кипевшие в этом городе, могли привести как к разорению знаменитой могилы, так и к её переносу на другое кладбище или просто в подвал какого-либо старого храма. Наконец, могли сыграть свою роль и природные катаклизмы.
Так, в результате произошедшего в IV веке землетрясения погибли три города- спутника Александрии — Гераклион, Канопус и Менотис Работавшие в бухте Абу-Кир французские подводные археологи обнаружили, что эти города ушли на дно почти целиком, со своими домами дворцами, памятниками. Там же на дне были обнаружены и хорошо сохранившиеся кладбища, что, конечно, сразу же вызвало предположение — не здесь ли находится могила Александра Великого? Ну что ж, поиски продолжаются.Автор: О.Покровский
Чтобы понять, почему расположенный в 700 километрах к западу от устья Нила оазис Сива был так дорог царскому сердцу, необходимо вернуться на 8 лет назад (в 331 год до нашей эры), когда Египет без сопротивления признал Александра своим фараоном. Именно тогда, совершив трудный марш по пустыне, завоеватель добирается до Сивы, где, согласно преданию, уже побывали мифические Геракл и Персей, а также вполне реальные вавилонская царица Семирамида и Камбиз - повелитель Персии...
Сын Зевса
Александра влекло в Сиву не столько стремление посоперничать с Гераклом, сколько желание посетить Дом главного египетского бога Амона, которого многие греки отождествляли с главным из своих богов — Зевсом.
Оракул Амона устами одного из жрецов подтвердил божественное происхождение Александра и пообещал ему господство над миром.
Царь лично выбрал место для Александрии Египетской и определил, где должны быть построены городские стены
То же самое оракул говорил и другим фараонам, но пылкий македонянин воспринял услышанное слишком серьёзно. С тех пор он считал своим отцом не царя Филиппа, а Зевса, который якобы вселился в тело Филиппа в момент зачатия.
Потом, когда Александр действительно стал повелителем если не всего мира, то большей его части, известной грекам, казалось, что предсказанное оракулом действительно исполнилось. И нет ничего удивительного, что похоронить себя царь завещал именно в Сиве.
Теперь снова вернёмся к событиям, последовавшим непосредственно после смерти Александра…
Целую неделю тело великого завоевателя лежало в царских покоях, пока его диадохи (от греческого — преемник) делили империю. Антигону досталась Фригия, Лисимаху — Фракия, Эвмену — Каппадокия. Антипатр и его сын Кассандр утвердились на родине царя, в Македонии. Пердикка, пытавшийся сохранить единство империи (с собой во главе, разумеется), получил самую почётную, но и самую эфемерную должность, став чем-то вроде регента при вдове Александра Роксане и её ещё не родившемся ребёнке.
Птолемей (по одной из версий — внебрачный сын Филиппа и сводный брат Александра) проявил разумную сдержанность, выторговав для себя Египет — самую обширную и богатую провинцию империи. Ему первому и пришло в голову, что нужно подумать о погребении Александра. Местные вавилонские врачи постарались предохранить тело от тления, согласно одной из легенд, поместив его в ванну с мёдом. Затем из Египта прибыли вызванные Птолемеем специалисты, которые приступили к мумификации. Работа, судя по всему, была сделана добротно, но затем ещё целых два года мумия Александра оставалась в царских покоях.
В ситуации, когда диадохи продолжали драться за звание «сильнейшего», тело великого завоевателя становилось не просто мумией, а своеобразным символом единства империи. И тот диадох, в чьих владениях оно будет похоронено, получал лишний аргумент для того, чтобы претендовать на роль преемника Александра.
Запоздавшее погребение
В какой-то момент желающих позаботиться о теле царя оказалось более чем достаточно. Конкуренция оказалась настолько серьёзной, что диадохи решили остановиться на компромиссе, похоронив мумию Александра на его родине — в некрополе македонских царей в Эги (неподалёку от нынешних Салоник).
Чтобы доставить тело из Вавилона, греческий мастер Филипп сконструировал огромную колесницу, в которую были запряжены 64 мула. Водруженный на неё саркофаг сделали из мрамора, а его крышку — из чистого золота. По бокам были установлены четыре колонны из слоновой кости, поддерживающие балдахин, расписанный под ночное небо и украшенный драгоценными камнями.
Похоронную колонну сопровождали тысячи вооружённых всадников и пехотинцев, а также «ремонтные» бригады, которые выравнивали дорогу и строили мосты через реки и ущелья.
И здесь на сцене вновь появляется Птолемей (теперь уже в качестве фараона). В Сирии он со своими войсками перехватывает траурную процессию и, как можно понять, при помощи угроз и подкупа присваивает себе функции главного могильщика. Похоронная колонна круто меняет маршрут и вместо Македонии направляется в Египет. Тело Александра со всеми почестями хоронится в бывшей столице страны Мемфисе. Но проходит ещё два года — и встаёт вопрос о необходимости нового погребения.
С этого времени ход событий становится все запутанней. Куда именно отправили тело Александра из Мемфиса на роскошно убранной лодке? Разбросанные по историческим источникам свидетельства указывают на два возможных места — оазис Сива и Александрию.
В пользу этого предположения говорит простая логика. Попробуем реконструировать события, последовавшие за «похищением» тела Александра Птолемеем.
Наверняка другие диадохи обиделись. Правителю Египта следовало как-то объяснить свои действия, и это объяснение буквально лежало на поверхности. Ведь Александр сам завещал похоронить себя в Сиве, а Птолемей всего лишь исполнил его волю!
Правда, пропагандистский смысл акции в значительной степени оказывался утраченным. Затерянный в пустыне оазис не мог привлечь толпы античных туристов, а, следовательно, фараону просто не перед кем было хвастаться столь ценной в политическом отношении реликвией.
С другой стороны, отдалённость Сивы могла стать гарантом от визитов кладбищенских мародёров. И если Александр действительно был там похоронен, не исключено, что его гробница до сих пор остаётся нетронутой.
К сожалению, у археологов до этого оазиса долго не доходили руки. Слишком уж много в Египте оказалось древностей, причём в местах более доступных для исследователей.
Но всё-таки в конце прошлого века раскопки начались и в Доме Амона. Под фундаментом храма был обнаружен подземный ход длиной 40 метров. Расчищали его несколько сезонов и, в конце концов, добрались до напоминающего склеп помещения. в нём находились две каменные плиты с полустёртыми надписями на древнегреческом. То, что удалось прочитать на одной из плит, относилось к Птолемею I, на другой — к Александру Великому.
Весной 1995 года руководившая раскопками греческий археолог Лиана Совальци выступила перед журналистами с заявлением: «В Сиве обнаружено то, что может оказаться тайной могилой Александра. Сам саркофаг ещё не найден, но у меня в руках есть достоверные доказательства, что последнее пристанище полководца именно здесь».
Общественность затаила дыхание в ожидании сенсации более впечатляющей, нежели гробница Тутанхамона. Но один археологический сезон следовал за другим, а золотого саркофага все не было. Побывавшие в Сиве специалисты пришли к выводу, что имеют дело с тайной усыпальницей Птолемеев. По их мнению, если продолжать копать дальше, можно найти боковые склепы, но надеяться на обнаружение могилы Александра Великого пока не приходится.
Роль Птоломея
Похоронить Александра в новой столице Египта у Птолемея тоже имелись основания. Именно этот город стал самой процветающей из всех Александрии, основанных великим завоевателем. Более того, к концу IV века это был ещё и один из крупнейших городов всего античного мира, и если фараон собирался использовать тело своего бывшего владыки именно в пропагандистских целях, то лучшего места было не придумать. Конечно, подобные действия Птолемея могли не устраивать других диадохов, но воевать с ним только из-за мертвеца они вряд ли стали бы.
На то, что мумия царя находилась именно в Александрии, указывает и большинство античных историков. Согласно их свидетельствам, тело было вторично забальзамировано и помещено в новый саркофаг (причём, по некоторым свидетельствам, не золотой, а стеклянный), который установили в сооружённой на центральной площади сводчатой усыпальнице. Местные жители и гости города могли посещать её столь же свободно, как наши современники посещают мавзолей Ленина.
Так, в 31 году до нашей эры, после своей победы над Антонием, в усыпальнице побывал Октавиан Август, также примеривавший на себя образ «покорителя мира» и украсивший венком из живых цветов саркофаг Александра.
Один из преемников Октавиана, император Калигула, оказался менее воспитан и вместо возложения венков забрал с саркофага латы покойного. Видимо, во избежание повторения подобных неприятностей, правивший в конце II — начале III века император Септимий Север приказал замуровать вход в гробницу. Однако подобная предосторожность, по-видимому, не спасла могилу от новых поруганий.
В IV-VI веках Александрия была своеобразной духовной столицей христианского мира. Здесь возникали новые религиозные направления и кипели дискуссии, часто перераставшие в уличные потасовки.
Несмотря на обилие раннехристианских сект разной степени радикальности, почти все они неодобрительно относились к памяти Александра. Больше всего им не нравилось, что он называл себя сыном Бога, что, конечно же, звучало как святотатство.
По одной из версий, во время очередной внутрицерковной смуты христианские фанатики разорили гробницу, а тело царя то ли растерзали, то ли перезахоронили где-то в глухом месте. Ещё одна версия гласит, что этим местом стало греко-римское кладбище на окраине города. Кто-то из несогласных с таким надругательством установил на новой могиле две стелы с перечислением завоёванных Александром стран и его великих деяний, но куда впоследствии делись эти стелы, также осталось неизвестным.
Впрочем, самым вероятным считается то, что тело царя продолжало храниться в своей усыпальнице, вплоть до VII века, когда арабские завоеватели превратили Египет в исламское государство и начали перестраивать христианские храмы в мечети. С этого времени и на 12 веков Александрия, да и вся страна, становится для европейцев закрытой зоной.
Хрустальный саркофаг
Интерес к могиле Александра вновь вспыхнул в 1850 году, когда прошёл слух, что один из сотрудников русского консульства побывал в подвале мечети Наби Даниэль (храм пророка Даниила) и через трещины в стене фундамента видел прозрачный саркофаг, в котором покоилось тело молодого человека с царской короной. Европейские учёные и газетчики вознамерились побывать в этой мечети, но процесс получения разрешения затянулся на три года. Когда любители сенсаций добрались, наконец, до подвала, ничего они там не обнаружили и решили, что местные власти просто перепрятали тело.
С тех пор поиски останков Александра Великого стали одним из самых популярных у египтологов занятий. Отработав большинство версий и убедившись в их несостоятельности, исследователи, кажется, вернулись к тому, с чего начинали. В 1990 году профессор Каирского университета Абдель Азиз заявил, что исходя из проведённого им анализа источников могила завоевателя находится под развалинами мечети в старой части Александрии. При этом он указывал все на ту же мечеть Наби Даниэль и даже утверждал, что, кроме царской мумии, там находятся ещё и рукописи из знаменитой Александрийской библиотеки.
Увы, проверить данное утверждение пока невозможно, поскольку, кроме специального правительственного! разрешения, требуется ещё и благословение местного, духовенства. Однако для мусульман развалины старых храмов столь же священны как и действующие мечети. И, разумеется, здесь никто не; ждёт археологов с распре стёртыми объятиями.
Кто ищет, тот найдёт?
Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что шансы найти усыпальницу Александра Великого остаются довольно значительными. В Сиве, по общему признанию, ещё непочатый край работы, и там можно ждать любых сюрпризов. Но, ещё более убедительной выглядит александрийская версия.
Страсти, кипевшие в этом городе, могли привести как к разорению знаменитой могилы, так и к её переносу на другое кладбище или просто в подвал какого-либо старого храма. Наконец, могли сыграть свою роль и природные катаклизмы.
Так, в результате произошедшего в IV веке землетрясения погибли три города- спутника Александрии — Гераклион, Канопус и Менотис Работавшие в бухте Абу-Кир французские подводные археологи обнаружили, что эти города ушли на дно почти целиком, со своими домами дворцами, памятниками. Там же на дне были обнаружены и хорошо сохранившиеся кладбища, что, конечно, сразу же вызвало предположение — не здесь ли находится могила Александра Великого? Ну что ж, поиски продолжаются.Автор: О.Покровский
Опубликовано 04 июля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 3417
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: