Кто такие гунны и почему так боялись этих людей?
Из всех участников Великого переселения народов гунны имеют самую зловещую репутацию. Понять, почему так произошло, довольно непросто. Особо масштабных злодейств они не учиняли, крупных городов не разоряли и хотя создали империю, просуществовала она по историческим меркам очень недолго. Так в чём же причины этой «чёрной легенды»?
Встречают, как известно, не только по одёжке, но и по внешности. А с ней, по европейским меркам, у гуннов действительно было неважно. Вот классическое описание гуннов у римского историка второй половины IV века Аммиана Марцеллина: «Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов»...
Ужасные и недобрые
Этот имидж прикрепился к гуннам намертво, хотя вряд ли можно быть уверенным, что подобная «среднестатистическая внешность» со временем не менялась из-за разбавления крови гуннов представителями других народов.
Исследователи сошлись на том, что гунны являлись прямыми потомками кочевого народа хунну, для обороны от которых китайцы и возвели Великую стену. Во II веке хунну беспокоить Поднебесную империю перестали и словно растворились в воздухе, а уже в следующем столетии народы Кавказа и Северного Причерноморья подверглись нашествию двигавшихся с запада кочевников — имя которых в разных языках звучало и как «хунну», и как «унну», и как «хонны». Их-то для унификации и стали называть гуннами, чтобы не путать с возможными предками хунну.
Из-за отсутствия у гуннов собственной письменности о языке этого народа мы можем судить только по отдельным словам, сохранившимся в китайских, греческих или римских источниках, что оставляет широчайший простор для толкований лингвистов.
Проведённые же генетические анализы найденных в захоронениях скелетов кочевников дают неоднозначные результаты. В одних случаях у них тот же ДНК, что и у восточноазиатских народов, в других получается, что их предки происходили из Центральной Азии.
В общеисторическом же плане главным результатом продвижения гуннов на запад как раз и стало Великое переселение народов. Получается, что кочевники с востока сдвинули аланов, герулов, вандалов, бургундов, со временем эта волна накатилась на Римскую империю, и — Рим не устоял. Выходит, что в истории падения великой империи почётную роль следует отвести именно гуннам.
В 375 году гунны разгромили созданную Германарихом державу остготов. Родственные остготам вестготы пытались укрыться в римских владениях, но договориться не смогли и разгромили римское войско во главе с павшим в сражении императором Валентом (378 год). Так единая Римская империя распалась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (Византийскую), а в 410 году вестготы Алариха захватили Вечный город, подвергнув его трехдневному разграблению. И вообще, на земли что Западной, что Восточной империй, то пробивая себе дорогу мечом, то присягая императорам на верность, накатывались германские орды, вроде бы сдвинутые с места именно гуннами. Но только ли в гуннах крылась причина Великого переселения?
Просто перечисляя народы, которые они якобы согнали с насиженных мест, мы обнаружим среди них передавших своё имя Франции франков, бургундов, в честь которых назвали самую обширную из будущих французских провинций, покоривших Британию англов и саксов, основателей будущей Испании вестготов, завоевателей Северной Африки вандалов.
Получается, что все эти грозные народы не могли противостоять кривоногим гуннам и, убегая от них, снесли Римскую империю? Вряд ли все так просто.
Мигранты древности
Но, может быть, гуннов было много?
В европейских источниках, повествующих о конкретных кампаниях, фигурируют цифры в 10, 20, 30, максимум 50 тысяч воинов. Заметим, что армия якобы бежавших от них вестготов, пускай и по самым оптимистичным оценкам, могла насчитывать при Адрианополе до 100 тысяч воинов.
А может быть, скромная численность гуннов компенсировалась невероятным воинским мастерством?
Тактика у них, конечно, была довольно эффективной, но… это была стандартная тактика конного кочевого войска. Главным оружием всадника являлся качественно сделанный дальнобойный лук с комплектом стрел. Постоянно упоминаются арканы, которыми захватывали пленников. Но вот насколько широко использовались копья, мечи, сабли, судить трудно.
Обычно гунны терзали врага, осыпая его на скаку стрелами, и довершали дело массированным ударом с рукопашной схваткой. В такую решающую атаку конница обычно шла клином, чтобы рассечь линию противника и рассеять вражеское войско на мелкие отряды. Когда сражение дробилось на множество мелких схваток, конные гунны получали неоспоримое преимущество.
В принципе, противостоять такой тактике состоящие преимущественно из пехоты германские племена и римляне могли довольно эффективно. Достаточно было не вытягивать войска в линии, а строить плотной массой. В конце концов, можно было просто укрываться от гуннов в хорошо защищённых крепостях, брать которые кочевники, в общем-то, не умели.
Складывается впечатление, что пресловутое нашествие гуннов стало для германцев лишь поводом, чтобы сдвинуться с насиженных мест и рвануть в богатые римские владения. Координация действий между конкретными племенами носила ситуативный, характер, но общий вектор движения определялся чётко — на запад, туда, где можно разжиться плодами более богатой в плане материальной культуры цивилизации.
Вообще, происходящее в какой-то степени напоминало миграцию из ближневосточных и африканских стран в современную Европу, когда мигранты вроде бы заявляют о готовности работать на своей новой Родине, а на практике же предпочитают садиться на пособия и создавать собственные национальные гетто.
Конечно, всё вышесказанное не означает, что гунны были племенем безобидным.
Будучи кочевниками, они действительно вступали в конфликты с осёдлыми германцами-земледельцами, однако не стремились захватить территории в постоянное владение, ограничиваясь грабежом и наложением временной дани.
И явился Бич Божий
Не представляя собой пока ещё единого народа, в последней четверти IV века отдельные гуннские племена по примеру германцев начинают проникать на римские земли.
Но какие-либо сведения о том, что их продвижение вызывало яростное сопротивление римлян, отсутствуют. Скорее наоборот, когда в 377 году римляне предприняли первые попытки выдворить вестготов, гунны оказали им помощь и, возможно, даже участвовали на их стороне в Адрианопольской битве.
В 406 году уже гунны, двигаясь вслед за прорвавшимися в Галлию вандалами и свевами, грабят римские владения. Однако, в отличие от тех же германцев, оседать на месте они не собирались и вернулись в ту часть Римской империи, которая представлялась им достаточно богатой, обширной и удобной именно для ведения кочевого образа жизни.
Речь идёт о Паннонии (примерно территория современной Венгрии), где возникло некое подобие ядра гуннского государства.
Ситуация изменилась в 440-х годах, когда у гуннов появился один вождь (король, царь) по имени Аттила, вошедший в историю как Бич Божий.
Первая его война с Византией свелась к рядовому набегу, а вот относительно второй живший столетием позже описываемых событий историк Марцеллин Комит писал: «Аттила почти всю Европу стёр в пыль».
На самом деле пострадали только Балканы, хотя пострадали серьёзно. Впрочем, и в этот раз, набрав добычи, гунны удалились в свою Паннонию, выторговав у императора единовременную выплату двух тонн золота и ещё около 700 килограммов ежегодно. Впрочем, от выплаты ежегодной дани византийцы отказались, как только убедились, что Аттила переключил своё внимание на Римскую империю.
Почувствовав себя «альфа-самцом», Атилла заявил о намерении жениться на сестре императора Валентиниана Юсте Гонории. Принцесса, кстати, действительно засиделась в девках и сама установила контакт с Аттилой, прислав ему свой перстень. Для вождя гуннов это был удобный случай повысить свой статус на фоне других вождей варваров (преимущественно германцев).
Весной 451 года его орды вторглись на территории нынешних Южной Германии и Франции. Пали города Мец, Трир, Кёльн, Реймс, Труа. Но гунны не смогли с ходу овладеть Орлеаном, и на помощь осаждённым подошло войско, объединявшее римлян, вестготов, франков, бургундов и аланов.
Принять в качестве императора какого-то кривоного кочевника были не готовы не только римляне, но и вожди варваров. Решающую битву на Каталаунских полях Аттила проиграл (451 год), но, видимо, не до такой степени, как это рисуют западные хронисты. Иначе не обрушился бы в следующем году на Италию и не набрал бы огромной добычи. Согласно преданию, он собирался брать и сам Рим, но по дороге к Вечному городу встретился с папой римским Львом I. Понтифик передал богатые дары и уговорил гуннов вернуться домой. По другой версии, походу гуннов помешала чума. По третьей — шаманы предсказали Аттиле, что он умрёт после взятия Рима.
Скромность и осторожность, однако, Аттилу не спасли, и в 453 году он действительно умер. По легенде, спящего на брачном ложе гунна удушила своими косами новая жена, бургундка Ильдико. Письменные источники, правда, ничего подобного не сообщает, упоминая только о горловом кровотечении.
Гунны справили по вождю тризну и, по легенде, отведя воду с перегороженного участка реки, похоронили, «заключив тело в три гроба — первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа». Разумеется, в могилу положили несметные сокровища, а реку пустили по-прежнему руслу. Рабов, готовивших могилу, перебили.
Почти сразу после кончины Бича Божьего гуннская империя распалась.
Несостоявшаяся империя
Его старший сын и наследник Эллак погиб в сражении с гепидами при Недао (454 год). Другой сын, Денгизик, ушёл в Дакию и сложил голову в битве с византийцами (468 год). Третий сын — Эрнак закрепился в Закавказье. Ушедшая с ними часть гуннов вроде бы трансформировалась в кочевое племя утигуров, от которых, в свою очередь, пошли болгары — та их часть, которая, смешавшись с фракийскими славянами, создала Болгарское царство.
Вообще, название «гунны» в разных языковых вариациях и с разными эпитетами использовали многие племена от Балкан до Кавказа. В какой-то степени их потомками были и пришедшие в Европу в IX-X веках угры, а поскольку поселились они в Паннонии, то, уже превратившись в венгров, чаще всего именно они себя с гуннами и ассоциируют. Однако генезис народов — дело весьма запутанное. С не меньшим успехом гуннов можно увязать с условными протославянами (предками славян). Будучи язычниками, соплеменники Аттилы поклонялись главному божеству Тенгри-хану, но многие их ритуалы пересекаются со славянскими — например, обычай справлять по покойникам тризны. Византийские и римские авторы часто называли гуннов «царскими скифами», притом, что роль скифов в становлении славянства является бесспорной. Да и военные союзы гунны чаще всего заключали с очевидными протославянами — антами.
Даже столицу Аттилы Приск Панийский описывал как подобие славянского поселения с защищавшей его деревянной оградой. «Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбой, а другие — из тёсаных и выскобленных до прямизны бревен, вставленных в деревянные круги…» Особо отмечалось наличие деревянных зданий для омовений, практически аналогичных традиционным русским баням.
Интересно ещё одно замечание жившего уже в VI веке византийского автора Прокопия Кесарийского. Описывая славян и антов, он резюмирует: «…по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы».
Во всяком случае, за что славяне гуннам могли бы сказать «спасибо», так это за то, что благодаря этим кочевникам германцы в Восточной Европе не задержались.
Воинственные готы и вандалы ушли дальше на запад, добивать империю, грабить Рим, создавать новые королевства и придумывать «чёрную гуннскую легенду».Автор: Д.Митюрин
Источник: "Загадки истории" №26, 2021 г.
Встречают, как известно, не только по одёжке, но и по внешности. А с ней, по европейским меркам, у гуннов действительно было неважно. Вот классическое описание гуннов у римского историка второй половины IV века Аммиана Марцеллина: «Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов»...
Ужасные и недобрые
Этот имидж прикрепился к гуннам намертво, хотя вряд ли можно быть уверенным, что подобная «среднестатистическая внешность» со временем не менялась из-за разбавления крови гуннов представителями других народов.
Исследователи сошлись на том, что гунны являлись прямыми потомками кочевого народа хунну, для обороны от которых китайцы и возвели Великую стену. Во II веке хунну беспокоить Поднебесную империю перестали и словно растворились в воздухе, а уже в следующем столетии народы Кавказа и Северного Причерноморья подверглись нашествию двигавшихся с запада кочевников — имя которых в разных языках звучало и как «хунну», и как «унну», и как «хонны». Их-то для унификации и стали называть гуннами, чтобы не путать с возможными предками хунну.
Из-за отсутствия у гуннов собственной письменности о языке этого народа мы можем судить только по отдельным словам, сохранившимся в китайских, греческих или римских источниках, что оставляет широчайший простор для толкований лингвистов.
Проведённые же генетические анализы найденных в захоронениях скелетов кочевников дают неоднозначные результаты. В одних случаях у них тот же ДНК, что и у восточноазиатских народов, в других получается, что их предки происходили из Центральной Азии.
В общеисторическом же плане главным результатом продвижения гуннов на запад как раз и стало Великое переселение народов. Получается, что кочевники с востока сдвинули аланов, герулов, вандалов, бургундов, со временем эта волна накатилась на Римскую империю, и — Рим не устоял. Выходит, что в истории падения великой империи почётную роль следует отвести именно гуннам.
В 375 году гунны разгромили созданную Германарихом державу остготов. Родственные остготам вестготы пытались укрыться в римских владениях, но договориться не смогли и разгромили римское войско во главе с павшим в сражении императором Валентом (378 год). Так единая Римская империя распалась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (Византийскую), а в 410 году вестготы Алариха захватили Вечный город, подвергнув его трехдневному разграблению. И вообще, на земли что Западной, что Восточной империй, то пробивая себе дорогу мечом, то присягая императорам на верность, накатывались германские орды, вроде бы сдвинутые с места именно гуннами. Но только ли в гуннах крылась причина Великого переселения?
Просто перечисляя народы, которые они якобы согнали с насиженных мест, мы обнаружим среди них передавших своё имя Франции франков, бургундов, в честь которых назвали самую обширную из будущих французских провинций, покоривших Британию англов и саксов, основателей будущей Испании вестготов, завоевателей Северной Африки вандалов.
Получается, что все эти грозные народы не могли противостоять кривоногим гуннам и, убегая от них, снесли Римскую империю? Вряд ли все так просто.
Мигранты древности
Но, может быть, гуннов было много?
В европейских источниках, повествующих о конкретных кампаниях, фигурируют цифры в 10, 20, 30, максимум 50 тысяч воинов. Заметим, что армия якобы бежавших от них вестготов, пускай и по самым оптимистичным оценкам, могла насчитывать при Адрианополе до 100 тысяч воинов.
А может быть, скромная численность гуннов компенсировалась невероятным воинским мастерством?
Тактика у них, конечно, была довольно эффективной, но… это была стандартная тактика конного кочевого войска. Главным оружием всадника являлся качественно сделанный дальнобойный лук с комплектом стрел. Постоянно упоминаются арканы, которыми захватывали пленников. Но вот насколько широко использовались копья, мечи, сабли, судить трудно.
Обычно гунны терзали врага, осыпая его на скаку стрелами, и довершали дело массированным ударом с рукопашной схваткой. В такую решающую атаку конница обычно шла клином, чтобы рассечь линию противника и рассеять вражеское войско на мелкие отряды. Когда сражение дробилось на множество мелких схваток, конные гунны получали неоспоримое преимущество.
В принципе, противостоять такой тактике состоящие преимущественно из пехоты германские племена и римляне могли довольно эффективно. Достаточно было не вытягивать войска в линии, а строить плотной массой. В конце концов, можно было просто укрываться от гуннов в хорошо защищённых крепостях, брать которые кочевники, в общем-то, не умели.
Складывается впечатление, что пресловутое нашествие гуннов стало для германцев лишь поводом, чтобы сдвинуться с насиженных мест и рвануть в богатые римские владения. Координация действий между конкретными племенами носила ситуативный, характер, но общий вектор движения определялся чётко — на запад, туда, где можно разжиться плодами более богатой в плане материальной культуры цивилизации.
Вообще, происходящее в какой-то степени напоминало миграцию из ближневосточных и африканских стран в современную Европу, когда мигранты вроде бы заявляют о готовности работать на своей новой Родине, а на практике же предпочитают садиться на пособия и создавать собственные национальные гетто.
Конечно, всё вышесказанное не означает, что гунны были племенем безобидным.
Будучи кочевниками, они действительно вступали в конфликты с осёдлыми германцами-земледельцами, однако не стремились захватить территории в постоянное владение, ограничиваясь грабежом и наложением временной дани.
И явился Бич Божий
Не представляя собой пока ещё единого народа, в последней четверти IV века отдельные гуннские племена по примеру германцев начинают проникать на римские земли.
Но какие-либо сведения о том, что их продвижение вызывало яростное сопротивление римлян, отсутствуют. Скорее наоборот, когда в 377 году римляне предприняли первые попытки выдворить вестготов, гунны оказали им помощь и, возможно, даже участвовали на их стороне в Адрианопольской битве.
В 406 году уже гунны, двигаясь вслед за прорвавшимися в Галлию вандалами и свевами, грабят римские владения. Однако, в отличие от тех же германцев, оседать на месте они не собирались и вернулись в ту часть Римской империи, которая представлялась им достаточно богатой, обширной и удобной именно для ведения кочевого образа жизни.
Речь идёт о Паннонии (примерно территория современной Венгрии), где возникло некое подобие ядра гуннского государства.
Ситуация изменилась в 440-х годах, когда у гуннов появился один вождь (король, царь) по имени Аттила, вошедший в историю как Бич Божий.
Первая его война с Византией свелась к рядовому набегу, а вот относительно второй живший столетием позже описываемых событий историк Марцеллин Комит писал: «Аттила почти всю Европу стёр в пыль».
На самом деле пострадали только Балканы, хотя пострадали серьёзно. Впрочем, и в этот раз, набрав добычи, гунны удалились в свою Паннонию, выторговав у императора единовременную выплату двух тонн золота и ещё около 700 килограммов ежегодно. Впрочем, от выплаты ежегодной дани византийцы отказались, как только убедились, что Аттила переключил своё внимание на Римскую империю.
Почувствовав себя «альфа-самцом», Атилла заявил о намерении жениться на сестре императора Валентиниана Юсте Гонории. Принцесса, кстати, действительно засиделась в девках и сама установила контакт с Аттилой, прислав ему свой перстень. Для вождя гуннов это был удобный случай повысить свой статус на фоне других вождей варваров (преимущественно германцев).
Весной 451 года его орды вторглись на территории нынешних Южной Германии и Франции. Пали города Мец, Трир, Кёльн, Реймс, Труа. Но гунны не смогли с ходу овладеть Орлеаном, и на помощь осаждённым подошло войско, объединявшее римлян, вестготов, франков, бургундов и аланов.
Принять в качестве императора какого-то кривоного кочевника были не готовы не только римляне, но и вожди варваров. Решающую битву на Каталаунских полях Аттила проиграл (451 год), но, видимо, не до такой степени, как это рисуют западные хронисты. Иначе не обрушился бы в следующем году на Италию и не набрал бы огромной добычи. Согласно преданию, он собирался брать и сам Рим, но по дороге к Вечному городу встретился с папой римским Львом I. Понтифик передал богатые дары и уговорил гуннов вернуться домой. По другой версии, походу гуннов помешала чума. По третьей — шаманы предсказали Аттиле, что он умрёт после взятия Рима.
Скромность и осторожность, однако, Аттилу не спасли, и в 453 году он действительно умер. По легенде, спящего на брачном ложе гунна удушила своими косами новая жена, бургундка Ильдико. Письменные источники, правда, ничего подобного не сообщает, упоминая только о горловом кровотечении.
Гунны справили по вождю тризну и, по легенде, отведя воду с перегороженного участка реки, похоронили, «заключив тело в три гроба — первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа». Разумеется, в могилу положили несметные сокровища, а реку пустили по-прежнему руслу. Рабов, готовивших могилу, перебили.
Почти сразу после кончины Бича Божьего гуннская империя распалась.
Несостоявшаяся империя
Его старший сын и наследник Эллак погиб в сражении с гепидами при Недао (454 год). Другой сын, Денгизик, ушёл в Дакию и сложил голову в битве с византийцами (468 год). Третий сын — Эрнак закрепился в Закавказье. Ушедшая с ними часть гуннов вроде бы трансформировалась в кочевое племя утигуров, от которых, в свою очередь, пошли болгары — та их часть, которая, смешавшись с фракийскими славянами, создала Болгарское царство.
Вообще, название «гунны» в разных языковых вариациях и с разными эпитетами использовали многие племена от Балкан до Кавказа. В какой-то степени их потомками были и пришедшие в Европу в IX-X веках угры, а поскольку поселились они в Паннонии, то, уже превратившись в венгров, чаще всего именно они себя с гуннами и ассоциируют. Однако генезис народов — дело весьма запутанное. С не меньшим успехом гуннов можно увязать с условными протославянами (предками славян). Будучи язычниками, соплеменники Аттилы поклонялись главному божеству Тенгри-хану, но многие их ритуалы пересекаются со славянскими — например, обычай справлять по покойникам тризны. Византийские и римские авторы часто называли гуннов «царскими скифами», притом, что роль скифов в становлении славянства является бесспорной. Да и военные союзы гунны чаще всего заключали с очевидными протославянами — антами.
Даже столицу Аттилы Приск Панийский описывал как подобие славянского поселения с защищавшей его деревянной оградой. «Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбой, а другие — из тёсаных и выскобленных до прямизны бревен, вставленных в деревянные круги…» Особо отмечалось наличие деревянных зданий для омовений, практически аналогичных традиционным русским баням.
Интересно ещё одно замечание жившего уже в VI веке византийского автора Прокопия Кесарийского. Описывая славян и антов, он резюмирует: «…по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы».
Во всяком случае, за что славяне гуннам могли бы сказать «спасибо», так это за то, что благодаря этим кочевникам германцы в Восточной Европе не задержались.
Воинственные готы и вандалы ушли дальше на запад, добивать империю, грабить Рим, создавать новые королевства и придумывать «чёрную гуннскую легенду».Автор: Д.Митюрин
Источник: "Загадки истории" №26, 2021 г.
Опубликовано 03 июля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1862
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: