Cамые жуткие картины всех времен
Знакомимся с самыми пугающими сюжетами в изобразительном искусстве. Преисподняя в чистом виде, ночные кошмары и чудовищные убийства - наша подборка картин подойдет, пожалуй, только для людей с действительно устойчивой психикой...
«Смерть Марата», Эдвард Мунк (1907 год)
Тема смерти в мировой культуре окутана завесой тайны — никто не знает, что ждет людей «по ту сторону», поэтому существует огромное пространство для осмысления. При этом, уйти из жизни можно по-разному: самостоятельно (от старости или по иным причинам) либо от руки другого человека. В последнем случае нам крайне сложно смириться со случившимся, объяснить и принять его. Картина Эдварда Мунка «Смерть Марата» посвящена одному из самых невероятных убийств в мировой истории, в которые сложно поверить. 13 июля 1793 года Шарлотта Корде, внучка знаменитого поэта Корнеля, зашла в ванную комнату Жан-Поля Марата — вдохновителя и организатора «кровавой» Французской революции — и заколола мужчину ножом. «История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде, — писал Марк Алданов. — Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство.
Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты». Резонансное преступление, совершенное 25-летней девушкой, несколько веков было предметом горячих споров. Считать ли Шарлоту героиней, рукой которой свершилось справедливое возмездие, или французской фанатичкой и участницей контрреволюционного заговора? Деятели искусства тоже высказали свое мнение — с помощью собственных работ. Как вы думаете, кому больше сочувствует Эдвард Мунк — Шарлотте или ее жертве?
«Ад», Ханс Мемлинг (около 1485 года)
Ханс Мемлинг очень часто обращался в своих работах к религиозной тематике. Так, например, одним из его ранних шедевров стал триптих «Страшный суд», который в мельчайших подробностях изображает то, что ждет христиан после того, как окончатся их земные дни и душа предстанет перед судом божьим.
Картину «Ад» Мемлинга можно считать одним из сюжетных продолжений триптиха. Перед нами иллюстрация преисподней: черт, который топчет грешников, горящих в адском огне, и дракон, изрыгающий пламя. Лозунг над головой демона гласит: «Из Ада нет пути назад». Согласитесь, сюжет достаточно мрачный. Вряд ли каждый человек согласится «любоваться» этой картиной каждый день. А прихожанам одной из голландских церквей — пришлось. В XV веке «Ад» Ханса Мемлинга поместили прямо на большой алтарь, чтобы отвадить верующих от дурных поступков.
«Электрический стул», Энди Уорхол (1964 год)
Энди Уорхол прославился во многом благодаря своим провокационным работам и эпатажным выходкам. Нередко он брал за основу собственных произведений искусства предметы массовой культуры, превращая образы обычных вещей в настоящие шедевры. Но можно ли назвать электрический стул — предметом масскульта? Данная работа Энди Уорхола отличается от прочих, созданных художником.
Орудие казни изображено в стилистике поп-арт, что вызывает у зрителей крайне неоднозначные впечатления. Известно, что источником вдохновения для создания «Электрического стула» стали настоящие фотографии, задокументировавшие казнь шпионской четы Розенберг, которые Энди Уорхол нашел в архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки.
«Кошмар», Иоганн Генрих Фюссли (1781 год)
Снятся ли вам ночные кошмары? Художнику Иоганну Генриху Фюссли определенно довелось испытать то чувство, когда просыпаешься среди ночи в холодном поту от ужасных сновидений — иначе как объяснить чудовищный реализм его работ на данную тему? Он очень тщательно работал над созданием своего «Ночного кошмара», написав целых четыре варианта сюжета.
Считается, что частично он черпал вдохновение в английских легендах о привидениях, частично — в историях о сонном параличе. Тот вариант картины, который представлен выше, сегодня хранится в Институте искусств в Детройте. На нем изображена изогнутая фигура девушки в белой одежде, на которой сидит демоническое создание — воплощение самых страшных ночных кошмаров и бессознательных страхов. Голова лошади с белыми глазами на заднем плане окружена таинственной дымкой, что добавляет ощущения сюрреалистичности представленного сюжета.
«Призрак блохи», Уильям Блейк (1819–1820 годы)
Один из самых пугающих моментов нашей подборки — это то, что некоторые художники данных картин иногда брали свои сюжеты из реальной жизни. Вы удивитесь, но «Призрак блохи» Уильяма Блейка — не исключение. В это сложно поверить, смотря на странную фигуру полунасекомого-получеловека, которую изобразил автор. Неведомое чудище держит в руке пустую чашу, на которой сконцентрировано все его внимание.
Сегодня Уильям Блейк считается выдающимся художником, но современники давали ему совсем другую характеристику — его называли просто «сумасшедшим». Мужчина утверждал, что к нему приходили различные существа — ангелы, демоны, призраки и прочие сущности из потусторонних миров — позировали ему для картин и нашептывали стихи.
«Наказание Марсия» (фрагмент), Тициан (1570–1576 годы)
Тициан Вечеллио — один из самых знаменитых итальянских художников эпохи Возрождения. Как мы помним, последователи данного направления в искусстве обращались к античности, видя в ней пример гуманистических отношений, совершенного образа человека. Но древний миф, который был взят за основу картины Тициана «Наказание Марсия», имеет мало общего с гармонией и совершенством.
Согласно ему, Аполлон и Марсия вели ожесточенный спор о том, чье мастерство выше — бога или сатира. Последствия наглядно изображены на полотне: Аполлон, в ярости опустившийся до человеческой жестокости, готовится покарать дерзкого сатира, который посмел ему перечить. На лицах мужчин, наблюдающих за казнью, не читается и тени сострадания. Они с кровожадным интересом наблюдают за происходящим. Даже собаки, которые в большинстве культур воспринимаются как друзья человека, на этой картине поражают своей бессердечностью. Одна из них стоит поодаль, хищно следя за действиями Аполлона и страданиями Марсия. Другая собака жадно припала к луже крови. Даже ангел со скрипкой не пытается хоть как-то помещать чудовищному жертвоприношению — он лишь поднимает глаза к нему в надежде на то, что произойдет чудо и Аполлон сжалится над сатиром.
«Медуза» (фрагмент), Караваджо (1597 год)
И вновь перед нами персонаж из мифологии — чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд способен обратить человека в камень. Как ни странно, это полотно было нарисовано художником не по его собственной инициативе — это был специальный заказ кардинала Франческо Дель Монте, который решил преподнести такой специфический презент великому герцогу Фердинанду I, чтобы снискать его дружбы. Это только в XX веке сильные мира сего стали дарить друг другу очаровательных панд и редких маленьких собачек, а в Средневековье в чести были совсем другие преподношения.
«Сатурн, пожирающий своего сына», Рубенс (1636–1638 годы)
И вновь — древнегреческая легенда. Она гласит, что римский бог Сатурн услышал зловещее пророчество, что его свергнет один из сыновей. Такая перспектива, разумеется, совсем не устраивала великого Сатурна, поэтому он задумал решить проблему радикальным образом — просто съесть всех своих потенциальных конкурентов. Именно такой момент «избавления» от проблемы мы видим на картине Рубенса. К слову, спустя почти 200 лет страшный сюжет решил повторить и другой художник — Франсиско Гойя. И надо сказать, что его полотно ужасает еще больше, чем оригинал.
«Искушение Святого Антония» (фрагмент), Иероним Босх (1495–1515 годы)
На данном полотне Босха можно увидеть самых разнообразных существ, которых не существует в природе. Все они олицетворяют человеческие грехи и искушения, которым подвергается род людской — а в данном случае, лишь один его представитель, Святой Антоний, который ушел жить отшельником в пустыню. Кстати, сюжет был воплощен Босхом в нескольких вариантах, а также существует эскиз данной картины, авторство которого, предположительно, принадлежит этому же художнику.
«Тонущая собака», Франсиско Гойя (1819–1823 годы)
Картина Франсиско Гойи «Тонущая собака» определенно не рекомендована к просмотру любителям братьев наших меньших, ибо даже по цветовой гамме изображения можно догадаться, что несчастного пса ждет печальный конец. Мы не видим тела собаки, лишь ее голову с огромными глазами, обращенными к небу, в которых читается мольба о спасении. Словом, не нужно быть провидцем, чтобы предсказать судьбу этого маленького и беспомощного существа.
«Лицо войны», Сальвадор Дали (1940–1941 годы)
Эту картину Сальвадор Дали написал под влиянием тех кошмарных событий, которые происходили в Европе в начале 1940-х годов. Вторая мировая война настигла художника в Париже, где он жил и творил со своей супругой Галой.
Франция капитулировала в 1940 году, и Дали с женой были вынуждены бежать в США. По легенде, идея картины «Лицо войны» пришла художнику в голову, когда он бросил прощальный взгляд на любимый город перед тем, как отправиться в эвакуацию. И уже на корабле он начал воплощать свой новый шедевр. «Лицо войны», каким его увидел Дали, было поистине страшным: череп, лежащий под палящим солнцем безжизненной пустыни, который опутывают шипящие змеи. В его пустых глазницах и искаженном страданием рту — лишь бесконечные повторы этого безобразного «лица войны».
Автор: М.Тюмерина
Источник: "Marie Claire"
«Смерть Марата», Эдвард Мунк (1907 год)
Тема смерти в мировой культуре окутана завесой тайны — никто не знает, что ждет людей «по ту сторону», поэтому существует огромное пространство для осмысления. При этом, уйти из жизни можно по-разному: самостоятельно (от старости или по иным причинам) либо от руки другого человека. В последнем случае нам крайне сложно смириться со случившимся, объяснить и принять его. Картина Эдварда Мунка «Смерть Марата» посвящена одному из самых невероятных убийств в мировой истории, в которые сложно поверить. 13 июля 1793 года Шарлотта Корде, внучка знаменитого поэта Корнеля, зашла в ванную комнату Жан-Поля Марата — вдохновителя и организатора «кровавой» Французской революции — и заколола мужчину ножом. «История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде, — писал Марк Алданов. — Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство.
Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты». Резонансное преступление, совершенное 25-летней девушкой, несколько веков было предметом горячих споров. Считать ли Шарлоту героиней, рукой которой свершилось справедливое возмездие, или французской фанатичкой и участницей контрреволюционного заговора? Деятели искусства тоже высказали свое мнение — с помощью собственных работ. Как вы думаете, кому больше сочувствует Эдвард Мунк — Шарлотте или ее жертве?
«Ад», Ханс Мемлинг (около 1485 года)
Ханс Мемлинг очень часто обращался в своих работах к религиозной тематике. Так, например, одним из его ранних шедевров стал триптих «Страшный суд», который в мельчайших подробностях изображает то, что ждет христиан после того, как окончатся их земные дни и душа предстанет перед судом божьим.
Картину «Ад» Мемлинга можно считать одним из сюжетных продолжений триптиха. Перед нами иллюстрация преисподней: черт, который топчет грешников, горящих в адском огне, и дракон, изрыгающий пламя. Лозунг над головой демона гласит: «Из Ада нет пути назад». Согласитесь, сюжет достаточно мрачный. Вряд ли каждый человек согласится «любоваться» этой картиной каждый день. А прихожанам одной из голландских церквей — пришлось. В XV веке «Ад» Ханса Мемлинга поместили прямо на большой алтарь, чтобы отвадить верующих от дурных поступков.
«Электрический стул», Энди Уорхол (1964 год)
Энди Уорхол прославился во многом благодаря своим провокационным работам и эпатажным выходкам. Нередко он брал за основу собственных произведений искусства предметы массовой культуры, превращая образы обычных вещей в настоящие шедевры. Но можно ли назвать электрический стул — предметом масскульта? Данная работа Энди Уорхола отличается от прочих, созданных художником.
Орудие казни изображено в стилистике поп-арт, что вызывает у зрителей крайне неоднозначные впечатления. Известно, что источником вдохновения для создания «Электрического стула» стали настоящие фотографии, задокументировавшие казнь шпионской четы Розенберг, которые Энди Уорхол нашел в архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки.
«Кошмар», Иоганн Генрих Фюссли (1781 год)
Снятся ли вам ночные кошмары? Художнику Иоганну Генриху Фюссли определенно довелось испытать то чувство, когда просыпаешься среди ночи в холодном поту от ужасных сновидений — иначе как объяснить чудовищный реализм его работ на данную тему? Он очень тщательно работал над созданием своего «Ночного кошмара», написав целых четыре варианта сюжета.
Считается, что частично он черпал вдохновение в английских легендах о привидениях, частично — в историях о сонном параличе. Тот вариант картины, который представлен выше, сегодня хранится в Институте искусств в Детройте. На нем изображена изогнутая фигура девушки в белой одежде, на которой сидит демоническое создание — воплощение самых страшных ночных кошмаров и бессознательных страхов. Голова лошади с белыми глазами на заднем плане окружена таинственной дымкой, что добавляет ощущения сюрреалистичности представленного сюжета.
«Призрак блохи», Уильям Блейк (1819–1820 годы)
Один из самых пугающих моментов нашей подборки — это то, что некоторые художники данных картин иногда брали свои сюжеты из реальной жизни. Вы удивитесь, но «Призрак блохи» Уильяма Блейка — не исключение. В это сложно поверить, смотря на странную фигуру полунасекомого-получеловека, которую изобразил автор. Неведомое чудище держит в руке пустую чашу, на которой сконцентрировано все его внимание.
Сегодня Уильям Блейк считается выдающимся художником, но современники давали ему совсем другую характеристику — его называли просто «сумасшедшим». Мужчина утверждал, что к нему приходили различные существа — ангелы, демоны, призраки и прочие сущности из потусторонних миров — позировали ему для картин и нашептывали стихи.
«Наказание Марсия» (фрагмент), Тициан (1570–1576 годы)
Тициан Вечеллио — один из самых знаменитых итальянских художников эпохи Возрождения. Как мы помним, последователи данного направления в искусстве обращались к античности, видя в ней пример гуманистических отношений, совершенного образа человека. Но древний миф, который был взят за основу картины Тициана «Наказание Марсия», имеет мало общего с гармонией и совершенством.
Согласно ему, Аполлон и Марсия вели ожесточенный спор о том, чье мастерство выше — бога или сатира. Последствия наглядно изображены на полотне: Аполлон, в ярости опустившийся до человеческой жестокости, готовится покарать дерзкого сатира, который посмел ему перечить. На лицах мужчин, наблюдающих за казнью, не читается и тени сострадания. Они с кровожадным интересом наблюдают за происходящим. Даже собаки, которые в большинстве культур воспринимаются как друзья человека, на этой картине поражают своей бессердечностью. Одна из них стоит поодаль, хищно следя за действиями Аполлона и страданиями Марсия. Другая собака жадно припала к луже крови. Даже ангел со скрипкой не пытается хоть как-то помещать чудовищному жертвоприношению — он лишь поднимает глаза к нему в надежде на то, что произойдет чудо и Аполлон сжалится над сатиром.
«Медуза» (фрагмент), Караваджо (1597 год)
И вновь перед нами персонаж из мифологии — чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд способен обратить человека в камень. Как ни странно, это полотно было нарисовано художником не по его собственной инициативе — это был специальный заказ кардинала Франческо Дель Монте, который решил преподнести такой специфический презент великому герцогу Фердинанду I, чтобы снискать его дружбы. Это только в XX веке сильные мира сего стали дарить друг другу очаровательных панд и редких маленьких собачек, а в Средневековье в чести были совсем другие преподношения.
«Сатурн, пожирающий своего сына», Рубенс (1636–1638 годы)
И вновь — древнегреческая легенда. Она гласит, что римский бог Сатурн услышал зловещее пророчество, что его свергнет один из сыновей. Такая перспектива, разумеется, совсем не устраивала великого Сатурна, поэтому он задумал решить проблему радикальным образом — просто съесть всех своих потенциальных конкурентов. Именно такой момент «избавления» от проблемы мы видим на картине Рубенса. К слову, спустя почти 200 лет страшный сюжет решил повторить и другой художник — Франсиско Гойя. И надо сказать, что его полотно ужасает еще больше, чем оригинал.
«Искушение Святого Антония» (фрагмент), Иероним Босх (1495–1515 годы)
На данном полотне Босха можно увидеть самых разнообразных существ, которых не существует в природе. Все они олицетворяют человеческие грехи и искушения, которым подвергается род людской — а в данном случае, лишь один его представитель, Святой Антоний, который ушел жить отшельником в пустыню. Кстати, сюжет был воплощен Босхом в нескольких вариантах, а также существует эскиз данной картины, авторство которого, предположительно, принадлежит этому же художнику.
«Тонущая собака», Франсиско Гойя (1819–1823 годы)
Картина Франсиско Гойи «Тонущая собака» определенно не рекомендована к просмотру любителям братьев наших меньших, ибо даже по цветовой гамме изображения можно догадаться, что несчастного пса ждет печальный конец. Мы не видим тела собаки, лишь ее голову с огромными глазами, обращенными к небу, в которых читается мольба о спасении. Словом, не нужно быть провидцем, чтобы предсказать судьбу этого маленького и беспомощного существа.
«Лицо войны», Сальвадор Дали (1940–1941 годы)
Эту картину Сальвадор Дали написал под влиянием тех кошмарных событий, которые происходили в Европе в начале 1940-х годов. Вторая мировая война настигла художника в Париже, где он жил и творил со своей супругой Галой.
Франция капитулировала в 1940 году, и Дали с женой были вынуждены бежать в США. По легенде, идея картины «Лицо войны» пришла художнику в голову, когда он бросил прощальный взгляд на любимый город перед тем, как отправиться в эвакуацию. И уже на корабле он начал воплощать свой новый шедевр. «Лицо войны», каким его увидел Дали, было поистине страшным: череп, лежащий под палящим солнцем безжизненной пустыни, который опутывают шипящие змеи. В его пустых глазницах и искаженном страданием рту — лишь бесконечные повторы этого безобразного «лица войны».
Автор: М.Тюмерина
Источник: "Marie Claire"
Опубликовано 24 мая 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1371
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: