«Вселенная-25». Мышиный рай
Многие люди пребывают в иллюзии несовершенства мира - войны, болезни, экономическая нестабильность, уровень преступности, неблагоприятные погодные условия и так далее. Попробуем себе представить, что было бы, если бы на земле наступил настоящий рай, описанный в писаниях различных религий - все жили бы в достатке, мирно сосуществовали, на улице всегда была бы хорошая погода, и повсюду было бы только изобилие и процветание. Впрочем, к чему беспочвенные размышления, уже был проведён подобный эксперимент, правда, не с людьми, а с мышами. И результат эксперимента был довольно неожиданный...
Американский учёный Джон Кэлхун в 1972 году провёл эксперимент под названием «Вселенная-25». Он хотел проанализировать, как будут жить и развиваться мыши в идеальных условиях — при полном достатке, еды, питья, жизненного пространства и так далее. Он создал настоящий «мышиный рай» — в баке размером два квадратных метра поддерживалась температура +20, которая была идеальным температурным режимом для мышей. У грызунов была в достатке вода и еда. В баке поддерживалась чистота, грызуны не подвергались никакому стрессу, была исключена возможность нападения хищников или появления болезней. Система подачи еды и воды была идеальной, расчёт был таков, что более девяти тысяч мышей могли бы одновременно принимать пищу и более шести тысяч мышей могли бы одновременно пить воду. При том, что за всё время максимальное количество мышей, участвующих в эксперименте, с учётом потомства было на отметке 2200 особей. Начался же эксперимент с того, что в бак поместили четыре пары здоровых мышей. И дальше было самое интересное.
Джон Кэлхун впоследствии выделил четыре стадии эксперимента. Первая стадия была периодом, когда помещённые в бак мыши начали процесс освоения новой среды обитания. Затем наступила вторая стадия — фаза активного размножения особей. По прошествии 315 дней эксперимента было отмечено снижение рождаемости — так началась третья стадия, когда скорость увеличения количества мышей пошла на спад. На третьей стадии началась деградация мышиного «социума». Начались конфликты между мышами при условии полного изобилия продуктов питания и достаточного количества жизненного пространства. Мыши стали делиться на «касты». Более взрослые особи стали угнетать и притеснять более молодых. Молодые особи подвергались нападениям, и можно было видеть раны на их теле и вырванные клоки шерсти.
В идеальных условиях существования, при наличии полного изобилия в воде и пище мыши буквально начали сходить с ума от безделья. Также идеальные условия жизни способствовали тому, что увеличилась продолжительность жизни, и взрослые особи не умирали, тем самым не освобождая социальные роли для подрастающего поколения. Взрослые же особи, видя, что количество молодых увеличивается, постоянно притесняли их, не позволяя гармонично развиваться в мышином «социуме». Молодые особи, притесняемые более взрослыми, становились психически неполноценными, инертными и инфантильными. Они становились пассивными, не защищали своих беременных самок. Некоторые же из молодых особей, напротив, становились неадекватно агрессивными и нападали на всех подряд. Самки, лишённые заботы инфантильных и пассивных самцов, сами стали себя защищать и начали приобретать «мужские» модели поведения. Их агрессивность росла и достигла того уровня, когда они вовсе перестали себя контролировать и начали проявлять агрессию и по отношению к своему потомству тоже.
Вскоре большинство самок стало убивать своё потомство или вовсе отказываться от размножения. Постоянные конфликты между мышами и их психическая деградация привели к тому, что смертность стала возрастать, а рождаемость резко упала. Так началась четвёртая стадия эксперимента — фаза смерти. В мышином «социуме» появилась новая каста мышей, которых учёный назвал «красивые». Эти особи не проявляли никакой социальной активности и даже не проявляли желания спариваться. Они не дрались, не конфликтовали, никак не взаимодействовали с большинством. Они вели пассивно-праздный образ жизни: ели, спали и, что самое интересное, всё остальное время уделяли тому, что следили за своей внешностью — чистились, приглаживали шёрстку и так далее. Самцов и самок, которые отказывались от размножения, становилось всё больше, их число росло с каждым днём. В схватках со старшими особями и от рук самок погибали уже все новорожденные особи. Беременность стала крайне редким явлением, а вскоре самки и вовсе перестали беременеть.
Мыши начали вымирать. Рождаемость стабильно была на нуле, а смертность повышалась с каждым днём. Мыши становились всё более агрессивными в условиях полного достатка ресурсов и жизненного пространства. Вскоре были отмечены случаи гомосексуализма и каннибализма. Конец эксперимента наступил на 1780-й день, когда умерла последняя мышь.
Ещё на третьей стадии эксперимента учёные изъяли несколько мышей и поместили их в такой же бак, в такие же идеальные условия. По сути, эти мыши оказались в такой же ситуации, как и четыре пары мышей в начале эксперимента. Однако их поведение уже отличалось от тех четырёх пар мышей, с которых начался эксперимент. Мыши, изъятые из общего бака, отказались спариваться, вели себя пассивно, посвящая всё время еде и сну. Это продолжалось до тех пор, пока мыши не умерли от старости.
После завершения эксперимента Джон Кэлхун пришёл к выводу, что начало конца для «мышиного рая» началось тогда, когда в идеальных условиях существования для молодых особей просто не нашлось места. Лишённые заботы о поисках пищи взрослые особи вели праздное существование, и их единственным развлечением стала травля молодых особей. В свою очередь, молодые особи, которые подверглись не свойственной данному виду агрессии от своих сородичей, не смогли адаптироваться в мышином «социуме», и с ними произошло то, что Кэлхун назвал «первой смертью», а именно духовной смертью. Духовно сломавшись, молодые особи стали вести пассивный образ жизни, отказавшись от борьбы за существование и исполнение социальных ролей. А за «первой смертью», духовной, последовала и «вторая смерть» — физическая.
Таким образом, на примере мышей мы можем видеть, что идеальные условия существования ведут к духовной гибели как отдельных особей, так и всего общества. Наступает духовная и физическая деградация, а затем и вымирание. Идеальные условия существования не способствуют развитию. Можно привести пример с физическим телом человека. Во времена, когда машина была роскошью и доступна была далеко не каждому, а про интернет и вовсе ещё не слышали, люди гораздо больше двигались, повышенная физическая активность была нормальным жизненным ритмом. Сегодня же, когда для совершения многих действий можно даже не выходить из дома, а если всё-таки и нужно, то есть личный автомобиль или, на худой конец, общественный транспорт, физическая, да и умственная активность сводится к минимуму. Речь, разумеется, не идёт о том, что все достижения науки и техники — это зло. Вовсе нет. Всё, что проявлено в мире, является инструментом, и всё можно использовать как для развития, так и для деградации.
Достижения науки и техники, в самом деле, во многом упростили человеческую жизнь, но другой вопрос — для чего нужно это упрощение? Если для того, чтобы освободившееся время тратить на развлечения и праздное времяпрепровождение, то ни к чему хорошему это не приведёт. А если упрощение совершения многих повседневных действий позволяет потратить свободное время на духовное и физическое развитие, то это будет благом.
Духовный учитель Прабхат Ранджан Саркар ещё в прошлом веке предсказывал, что уже в ближайшие десятилетия уровень развития человечества достигнет таких высот, что для обеспечения себя всем необходимым человеку нужно будет работать не более 20 минут в неделю. Можно себе представить, сколько свободного времени появится у каждого из нас. И вопрос лишь в том, как мы сумеем распорядиться этим свободным временем. На примере с мышами мы можем видеть, что полное отсутствие проблем и трудностей приводит к деградации и полному вымиранию общества. Разумеется, никто не призывает возвращаться в каменный век, жить в пещерах и изнурять себя бессмысленным тяжёлым физическим трудом. Но эволюция и технологический прогресс всегда должны идти на благо. И если физические проблемы человека решены, то его эволюция должна выйти на духовно-психический уровень, а не оставаться на уровне удовлетворения четырёх базовых потребностей (еда, сон, секс и безопасность).
Как показал опыт с мышами, удовлетворение базовых потребностей без стремления к духовному развитию обрекает общество на медленную и страшную смерть. И если для животных это неизбежно, так как духовное развитие для них является едва ли возможным, то для разумных существ — это единственный способ выйти на новый уровень существования и совершить следующий виток эволюции, чтобы все достижения науки и техники пошли на благо, а не стали бомбой замедленного действия уже в ближайшие тысячелетия.
Общество, ориентированное на потребление, в любом случае обречено на гибель. Когда целью существования объявляется потребление товаров и услуг, это приведёт к духовной и физической гибели. Это неизбежно. И чтобы в век, «когда помутилось сердце человеческое, когда вся жизнь проповедуется в комфорте», развитие общества не стало началом его деградации, этому обществу нужно кардинально поменять свою систему ценностей и научиться разделять главное и преходящее, иначе гибель неизбежна. И это уже не лабораторные игры в «кошки-мышки», на кону — жизнь целой планеты. Кстати, почему же эксперимент назывался «Вселенная-25»? Потому что эта мышиная «Вселенная» была двадцать пятой по счёту. А все 24 предыдущих постиг такой же конец, который описан выше. То есть из двадцати пяти попыток создать рай (идеальные условия для жизни), ни одна не увенчалась успехом. Всё потому, что трудности — это необходимый этап развития любого живого существа. И если нет трудностей, пропадает смысл в совершении вообще какой-либо деятельности. И, как следствие, вообще смысл жить. Потому что смысл в том, чтобы развиваться, а без наличия трудностей это делать просто невозможно.
Американский учёный Джон Кэлхун в 1972 году провёл эксперимент под названием «Вселенная-25». Он хотел проанализировать, как будут жить и развиваться мыши в идеальных условиях — при полном достатке, еды, питья, жизненного пространства и так далее. Он создал настоящий «мышиный рай» — в баке размером два квадратных метра поддерживалась температура +20, которая была идеальным температурным режимом для мышей. У грызунов была в достатке вода и еда. В баке поддерживалась чистота, грызуны не подвергались никакому стрессу, была исключена возможность нападения хищников или появления болезней. Система подачи еды и воды была идеальной, расчёт был таков, что более девяти тысяч мышей могли бы одновременно принимать пищу и более шести тысяч мышей могли бы одновременно пить воду. При том, что за всё время максимальное количество мышей, участвующих в эксперименте, с учётом потомства было на отметке 2200 особей. Начался же эксперимент с того, что в бак поместили четыре пары здоровых мышей. И дальше было самое интересное.
Джон Кэлхун впоследствии выделил четыре стадии эксперимента. Первая стадия была периодом, когда помещённые в бак мыши начали процесс освоения новой среды обитания. Затем наступила вторая стадия — фаза активного размножения особей. По прошествии 315 дней эксперимента было отмечено снижение рождаемости — так началась третья стадия, когда скорость увеличения количества мышей пошла на спад. На третьей стадии началась деградация мышиного «социума». Начались конфликты между мышами при условии полного изобилия продуктов питания и достаточного количества жизненного пространства. Мыши стали делиться на «касты». Более взрослые особи стали угнетать и притеснять более молодых. Молодые особи подвергались нападениям, и можно было видеть раны на их теле и вырванные клоки шерсти.
В идеальных условиях существования, при наличии полного изобилия в воде и пище мыши буквально начали сходить с ума от безделья. Также идеальные условия жизни способствовали тому, что увеличилась продолжительность жизни, и взрослые особи не умирали, тем самым не освобождая социальные роли для подрастающего поколения. Взрослые же особи, видя, что количество молодых увеличивается, постоянно притесняли их, не позволяя гармонично развиваться в мышином «социуме». Молодые особи, притесняемые более взрослыми, становились психически неполноценными, инертными и инфантильными. Они становились пассивными, не защищали своих беременных самок. Некоторые же из молодых особей, напротив, становились неадекватно агрессивными и нападали на всех подряд. Самки, лишённые заботы инфантильных и пассивных самцов, сами стали себя защищать и начали приобретать «мужские» модели поведения. Их агрессивность росла и достигла того уровня, когда они вовсе перестали себя контролировать и начали проявлять агрессию и по отношению к своему потомству тоже.
Вскоре большинство самок стало убивать своё потомство или вовсе отказываться от размножения. Постоянные конфликты между мышами и их психическая деградация привели к тому, что смертность стала возрастать, а рождаемость резко упала. Так началась четвёртая стадия эксперимента — фаза смерти. В мышином «социуме» появилась новая каста мышей, которых учёный назвал «красивые». Эти особи не проявляли никакой социальной активности и даже не проявляли желания спариваться. Они не дрались, не конфликтовали, никак не взаимодействовали с большинством. Они вели пассивно-праздный образ жизни: ели, спали и, что самое интересное, всё остальное время уделяли тому, что следили за своей внешностью — чистились, приглаживали шёрстку и так далее. Самцов и самок, которые отказывались от размножения, становилось всё больше, их число росло с каждым днём. В схватках со старшими особями и от рук самок погибали уже все новорожденные особи. Беременность стала крайне редким явлением, а вскоре самки и вовсе перестали беременеть.
Мыши начали вымирать. Рождаемость стабильно была на нуле, а смертность повышалась с каждым днём. Мыши становились всё более агрессивными в условиях полного достатка ресурсов и жизненного пространства. Вскоре были отмечены случаи гомосексуализма и каннибализма. Конец эксперимента наступил на 1780-й день, когда умерла последняя мышь.
Ещё на третьей стадии эксперимента учёные изъяли несколько мышей и поместили их в такой же бак, в такие же идеальные условия. По сути, эти мыши оказались в такой же ситуации, как и четыре пары мышей в начале эксперимента. Однако их поведение уже отличалось от тех четырёх пар мышей, с которых начался эксперимент. Мыши, изъятые из общего бака, отказались спариваться, вели себя пассивно, посвящая всё время еде и сну. Это продолжалось до тех пор, пока мыши не умерли от старости.
После завершения эксперимента Джон Кэлхун пришёл к выводу, что начало конца для «мышиного рая» началось тогда, когда в идеальных условиях существования для молодых особей просто не нашлось места. Лишённые заботы о поисках пищи взрослые особи вели праздное существование, и их единственным развлечением стала травля молодых особей. В свою очередь, молодые особи, которые подверглись не свойственной данному виду агрессии от своих сородичей, не смогли адаптироваться в мышином «социуме», и с ними произошло то, что Кэлхун назвал «первой смертью», а именно духовной смертью. Духовно сломавшись, молодые особи стали вести пассивный образ жизни, отказавшись от борьбы за существование и исполнение социальных ролей. А за «первой смертью», духовной, последовала и «вторая смерть» — физическая.
Таким образом, на примере мышей мы можем видеть, что идеальные условия существования ведут к духовной гибели как отдельных особей, так и всего общества. Наступает духовная и физическая деградация, а затем и вымирание. Идеальные условия существования не способствуют развитию. Можно привести пример с физическим телом человека. Во времена, когда машина была роскошью и доступна была далеко не каждому, а про интернет и вовсе ещё не слышали, люди гораздо больше двигались, повышенная физическая активность была нормальным жизненным ритмом. Сегодня же, когда для совершения многих действий можно даже не выходить из дома, а если всё-таки и нужно, то есть личный автомобиль или, на худой конец, общественный транспорт, физическая, да и умственная активность сводится к минимуму. Речь, разумеется, не идёт о том, что все достижения науки и техники — это зло. Вовсе нет. Всё, что проявлено в мире, является инструментом, и всё можно использовать как для развития, так и для деградации.
Достижения науки и техники, в самом деле, во многом упростили человеческую жизнь, но другой вопрос — для чего нужно это упрощение? Если для того, чтобы освободившееся время тратить на развлечения и праздное времяпрепровождение, то ни к чему хорошему это не приведёт. А если упрощение совершения многих повседневных действий позволяет потратить свободное время на духовное и физическое развитие, то это будет благом.
Духовный учитель Прабхат Ранджан Саркар ещё в прошлом веке предсказывал, что уже в ближайшие десятилетия уровень развития человечества достигнет таких высот, что для обеспечения себя всем необходимым человеку нужно будет работать не более 20 минут в неделю. Можно себе представить, сколько свободного времени появится у каждого из нас. И вопрос лишь в том, как мы сумеем распорядиться этим свободным временем. На примере с мышами мы можем видеть, что полное отсутствие проблем и трудностей приводит к деградации и полному вымиранию общества. Разумеется, никто не призывает возвращаться в каменный век, жить в пещерах и изнурять себя бессмысленным тяжёлым физическим трудом. Но эволюция и технологический прогресс всегда должны идти на благо. И если физические проблемы человека решены, то его эволюция должна выйти на духовно-психический уровень, а не оставаться на уровне удовлетворения четырёх базовых потребностей (еда, сон, секс и безопасность).
Как показал опыт с мышами, удовлетворение базовых потребностей без стремления к духовному развитию обрекает общество на медленную и страшную смерть. И если для животных это неизбежно, так как духовное развитие для них является едва ли возможным, то для разумных существ — это единственный способ выйти на новый уровень существования и совершить следующий виток эволюции, чтобы все достижения науки и техники пошли на благо, а не стали бомбой замедленного действия уже в ближайшие тысячелетия.
Общество, ориентированное на потребление, в любом случае обречено на гибель. Когда целью существования объявляется потребление товаров и услуг, это приведёт к духовной и физической гибели. Это неизбежно. И чтобы в век, «когда помутилось сердце человеческое, когда вся жизнь проповедуется в комфорте», развитие общества не стало началом его деградации, этому обществу нужно кардинально поменять свою систему ценностей и научиться разделять главное и преходящее, иначе гибель неизбежна. И это уже не лабораторные игры в «кошки-мышки», на кону — жизнь целой планеты. Кстати, почему же эксперимент назывался «Вселенная-25»? Потому что эта мышиная «Вселенная» была двадцать пятой по счёту. А все 24 предыдущих постиг такой же конец, который описан выше. То есть из двадцати пяти попыток создать рай (идеальные условия для жизни), ни одна не увенчалась успехом. Всё потому, что трудности — это необходимый этап развития любого живого существа. И если нет трудностей, пропадает смысл в совершении вообще какой-либо деятельности. И, как следствие, вообще смысл жить. Потому что смысл в том, чтобы развиваться, а без наличия трудностей это делать просто невозможно.
Опубликовано 06 мая 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1757
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: