Космология индейцев майя
Космология индейцев майя
Космология майя, мифология древних жителей Юкатана, основывается на опыте и знаниях, накопленных предками. Многие сведения, в частности мифология майя, дошли до наших дней в виде легенд и сказаний. Некоторые данные (мировоззрение инков, ацтеков и опять же мифология древних майя) были получены благодаря испанским хроникам 16 века, сохранившимся в малом количестве. Но в любом случае, как бы и откуда бы эта информация не была получена, сравнивая основы религиозной и социальной жизни индейцев, такие как боги мифологии майя или же главные церемонии и обряды, наблюдается наличие явного родства, существовавшего между индейскими народами Мезоамерики.

Космология майя, мифология майянского народа: эпоха героических поступков

Майя верили в цикличность окружающей их реальности, в повторение вещей, события и явлений. Они рассматривали жизнь во вселенной с точки зрения повторяющихся эпох продолжительностью в 5 тысяч лет. Космология майя, мифология майянцев говорит, что эти эпохи, называемые Солнцами, разделялись на 13 меньших периодов. Каждое Солнце непременно заканчивалось катастрофой глобальных масштабов. Согласно корреляции майянского календаря, основанного на космологии майя, мифологии майянцев, текущая эпоха, так называемое Пятое Солнце, была создана 13 августа 3114 года до нашей эры, а закончится она в 2012 году, когда период календаря длинного счета подойдет к своему концу. Космология майя, мифология майянцев утверждает, что предыдущая эпоха, также продолжавшаяся около пяти тысяч лет, была завершена глобальным потопом и обрушением небес на Землю.

Конец света по версии майя

После катастрофы, ставшей окончанием четвертой эпохи, согласно космологии майя, мифологии майянцев, настало время героических событий и магии, которые были описаны в священной книге Пополь-Вух. Космология майя, мифология майянцев, описанная в Пополь-Вух, содержит в себе сказания о первой паре героев-близнецов, детей создателей мира. Когда герои выросли, они были изгнаны в подземное Царство, именуемое в космологии майя, мифологии майянцев, Шибалбой, за то, что слишком шумно играли в мяч. Страшные пытки, которые пришлось пережить войнам в Шибалбе, завершились казнью: голова одного из братьев-близнецов была повешена на тыквенное дерево. Космология майя, мифология майянцев, учит, что от злых поступков не стоит ожидать добра. Гнев богов, обрушившийся на бывших героев, сыграл с властителями преисподней злую шутку. Во время прогулки по саду дочь одного из владык Шибалбы забеременела от головы героя, повешенной на дереве.
Красная луна в мифологии или леди кровь, дочь владыки преисподней, была изгнана на землю, где и родила новую пару героев, братьев-близнецов, которых назвали Шбаланке и Хунахпу. Когда новые герои выросли, согласно сказаниям майя, мифологии майянского народа, ими было совершено множество героических деяний. Дети, которых родила, как говорит майянская мифология, красная луна, не раз и не два спасали мир. Сперва ими были побеждены злые сводные братья, превращенные героями в людей-обезьян. Затем ими были повержены злые птицы в мифологии майя, под руководством Вукуб-Какиш. Герои выбили птицам зубы и заменили их на мягкие зерна маиса. Птицы и мифология майянцев тесно переплетены, пернатые многократно встречаются в сказаниях индейцев, воплощая собой зло.
Сказания майя, мифология майянцев повествуют о том, как однажды Хунахпу и его брат близнец были приглашены в Шибальбу для игры в мяч с богами, но выиграв, они были удостоены участи предыдущих героев, а именно подвергнуты пыткам и впоследствии обезглавлены. Однако, на этом история героических близнецов не заканчивается. Боги небес в легендах майя, мифологии древних мезоамериканцев, прознавшие о злых деяниях владык Шибальбы, оживили братьев для того, чтобы те покарали зазнавшихся владык подземного мира и воскресили своего отца, ставшего богом маиса.

Мифология майя: сотворение мира

Мир в представлении майя был создан богами буквально из ничего. Гукумац, более известный как Кукулькан, и бог Тепеу, являвшийся богом Кетцалькоатлем, как говорит мифология майя, стали творцами нового света, пятой эпохи солнца. Кетцалькоатль и Кукулькан, отличавшиеся своей мудростью, были древнейшими божествами и стали первыми, кто ступил на землю: Кукулькан, как бог, считался верховным в майянской мифологии.

Мифология индейцев майя

После сотворения Земли, для сохранения своей власти на ней, Гукумац и Тепеу решили создать народ, который будет почитать их как творцов и поклоняться им. Стоит уточнить, что в мифологии майя говорится, что богом создававшим мир был Хуракан, в то время как Кукулькан и Кетцалькоатль всего лишь руководили процессом. Земля была создана уже как несколько лет, но боги мифологии майя никак не могли создать народ, который бы удовлетворял их требованиям. Ими было предпринято несколько неудачных попыток. Как говорит мифология майя, в результате первой попытки богами были созданы животные, но те не могли поклоняться богам и тем более читать молитвы. Боги приняли решение изгнать их в лес. Позже, боги попробовали создать людей из глины, но у них опять ничего не вышло. Согласно мифологии майя, получившиеся из глины создания сразу же рассыпались. В третий раз люди были созданы из дерева, но и тут боги просчитались. Их творения были глупыми и не понимали, зачем нужно молиться богам. В следующий раз боги сделали людей из мяса, однако, как говорит мифология майя, эти существа получились настолько злыми, что у творцов не оставалось иного выбора кроме как уничтожить их всех. Люди из мяса были смыты с земли гигантским потопом, который наслал Кетцалькоатль: этот бог считался верховным в мифологии майя. В своей последней попытке боги обратились к кукурузе, создав людей из главного элемента пищи. Согласно мифологии майя кукурузные люди получились идеальными во всех смыслах, боги остались довольными.


Как говорит мифология майя, целью людей стало выполнение поручений, данных богами, – то есть люди были созданы для богоугодных деяний, например для ремесла. Навыки ювелирного дела, гончарного ремесла, создание барельефов – всему этому, в соответствии с мифологией майя, люди научились у богов.

Локальная мифология древних майя

Все города-государства майянской империи имели свои легенды о сотворении мира и жизни, которые прославляли правящие династии этого конкретного города. Так, например мифология древних майя в Паленке, относящаяся к эпохе Кан Балама, сына императора Пакаля, содержит свою, уникальную версию рождения жизни и вселенной. Согласно легендам Паленке, локальной мифологии древних майя в этом городе, еще за восемь лет до конца четвертой эпохи на свет появился первый отец, а спустя пятьсот лет – первая мать, родившая Кавила, бога-змея, который являлся покровителем царской династии Паленке.
Книга Пополь-Вух, содержащая в себе буквально все о мифологии майя, говорит, что практически во всех крупных городах, таких как, например, Тикаль или Чичен-Ица, имелись свои локальные сказания о зарождении жизни. Разнились они между собой лишь незначительными деталями, именами богов, датами и различными императорами, и династиями в качестве посланников богов.

Боги и космология майя

История вселенной такая, какой ее видит космология майя, мифология древних майянцев. Вселенная, именуемая “Йок Кааб” – представлялась майянцам в виде расположенных друг над другом миров. Над землей, как говорят легенды майя, мифология индейцев находилось тринадцать уровней небес, а под землей располагалось девять уровней подземного мира.
Небеса держались на четырех священных деревьях, раскрашенных в различные цвета, в соответствии со сторонами света. История майя, мифология майянцев, говорит, что в центре мира располагалось древо жизни, или первоначальное древо.

Мифология майя в различных интерпретациях

Деревья, на которых держались небеса, согласно одним легендам, в других сказаниях были заменены на богов, бакабов. Бакабы и Кецалькоатль, мифология объединяет этих существ, были теми на ком держался мир и тем, кто его создал. Эти боги являлись древнейшими существами, а их культ почитался во всей империи древних индейцев. Каждый из них также олицетворял собой одну сторону света и один цвет. Вне зависимости от трактовок и интерпретаций, которыми богата мифология майя, в центре вселенной всегда располагалось первоначальное древо, а в его тени размещался рай. В индейскую версию рая попадали души праведников и царей, вне зависимости от того, какого образа жизни придерживались члены правящей династии. В преисподнюю же, как говорит мифология майя, отправлялись только грешники из несших социальных слоев. Важно и то, что согласно видениям майянцев земля была прямоугольной формы.
Мифология древних майя была богата на всевозможные легенды и сказания о мирах. Удивительно то, что представление о строении вселенной, вселенная и мифология, возникли у майянцев не на пустом месте. Известно, что цивилизация майя была одной из наиболее развитых империй своего времени. Их познания в астрономии, математике и других науках поражают. Древние майя и мифология переплелись в спирали с научными знаниями, накопленными за долгую историю. Их легенды основываются на тщательных наблюдениях за небом и поведением небесных тел. Внимательные индейцы не могли не заметить, что Венера, Луна и Солнце передвигаются не вместе с остальными звездами, а по собственным орбитам. Очевидным стал вывод о наличии нескольких небес, по которым движутся различные объекты космоса, к которому пришли индейцы майя и мифология этого народа.
Если представления майя о строении и происхождении вселенной уже давно раскрыты. Злая птица и мифология майянцев, люди и мифологические истории их создания – эти легенды уже давно обнаружены и переведены на многие языки. То совсем иначе обстоит дело с подземными мирами. Науке известны лишь имена некоторых владык и единичные сказания, например о братьях-близнецах, повествующие о преисподней в представлениях майя – все остальное является тайной покрытой мраком.
Давным-давно на земле не было ни людей, ни животных, ни камней, ни деревьев. Не было ничего. Это была бескрайняя и печальная равнина, покрытая водами. В сумеречной тишине обитали божества Тепев, Кукумац и Хуракан. Они разговорились и пришли к соглашению о том, что надлежало сделать.
Они разожгли свет, который впервые осветил землю. Море отступило, обнажая землю, которую можно было обрабатывать и на которой расцветали цветы и деревья. Прекрасное благоухание вознеслось к небу от только что сотворенных лесов.
Боги радовались своим творениям. Однако они подумали, что деревья не должны оставаться без слуг и хранителей. Тогда они разместили на ветвях и возле стволов животных всех видов. Животные оставались неподвижными до тех пор, пока боги не приказали каждому из них: - Ты пойдешь пить воду из рек. Ты отправишься спать в пещере. Ты будешь ходить на четырех ногах, и однажды твоя спина познает тяжесть переносимых грузов. А ты, птица, будешь жить в ветвях и летать по воздуху, не боясь упасть.
Животные повиновались приказам. Боги подумали, что все живые существа должны быть размещены в их естественной среде, но не должны жить в безмолвии, так как безмолвие - это синоним опустошения и смерти. Тогда они дали им голоса. Но животные умели только кричать, не умея сказать ни одного разумного слова.
Огорченные боги посоветовались и обратились к животным: - Поскольку вы не сумели понять, кто мы такие, вы будете вечно жить в страхе перед другими. Одни из вас будут без всякого отвращения пожирать других.
Услышав эти слова, животные попытались заговорить. Однако из их глоток и пастей вылетали одни только крики. Животные покорились и приняли приговор: вскоре их начали преследовать и приносить в жертву, а мясо варить и есть гораздо более разумные существа, которым предстояло родиться.

Первые люди

Боги задумали создать новых существ, способных говорить и собирать урожай, который давала земля. Но эти новые существа должны были также воздавать почести своим создателям.
Тогда боги слепили из грязи тело первого человека. Они отделывали его со всей тщательностью, не забывая никаких деталей. К несчастью, результат оказался плачевным: беззубые, с пустыми глазницами, лишенные всякого изящества, эти существа не могли держаться на ногах и рассыпались под действием воды. Тем не менее, новое существо обладало даром речи и приятным голосом, доселе неслыханном в этом мире. Жаль только, что оно не понимало, о чем говорит. Несмотря ни на что, боги решили, что эти хрупкие существа должны жить. Они будут бороться за выживание, плодиться и улучшать свою жизненную среду в ожидании высших существ, которые со временем их заменят.
Новые твари были созданы из дерева, чтобы могли прямо ходить по земле. Они объединились друг с другом и завели детей. Но у этих созданий не было чувств. Они не могли понять, что своим пребыванием на земле они обязаны только воле богов. Подобно живым мертвецам, они бродили, не ведая, куда идут. Когда они начинали говорить, в их голосе не слышалось никаких эмоций. Они прожили много лет, и в конце концов боги решили приговорить их к смерти. Дождь из пепла обрушился на этих несовершенных тварей, затем их затопила вода, дошедшая до вершин самых высоких гор. Все было разрушено.
Тогда боги создали новых существ, но и те не отвечали их чаяниям. Птица Ксекот Ковах выклевала им глаза, а филин Коцбалам выпотрошил их внутренности. Выжившие столкнулись с обвинениями всех существ и предметов, у которых, как считалось, не было души: точильные камни, котлы, кувшины, собаки - все жаловались на несносное обращение, которому подвергались, и угрожали людям. Те испугались и ударились в бегство. Они взбирались на крыши, но крыши обрушивались под ними, они взбирались на деревья, но ветви деревьев ломались, они пытались укрыться в пещерах, но стены пещер рушились. Немногие выжившие превратились в обезьян. Именно поэтому обезьяны - единственные существа, вид которых напоминает первых людей земли Киче.
Тогда боги собрались еще раз, чтобы создать существо из костей и из плоти, наделенное разумом. На этот раз они использовали маис: они лепили их тела из желто-белого теста и вкладывали внутрь палки, чтобы они были потверже.
Эти новые существа быстро доказали свою разумность: они поняли мир, который их окружал. Звали этих существ Балам Китце, Балам Акаб, Ма Хукутах и Икви Балам. Первого из них боги спросили: - Скажи нам от своего имени и от имени всех остальных - каковы твои чувства? Сознаешь ли ты свою мощь? Балам Китце ответил им: - Вы дали нам жизнь, и благодаря этому мы знаем то, что мы знаем, мы есть то, что мы есть; мы разговариваем, ходим и видим все, что нас окружает. Мы уже знаем, где находятся четыре стороны света, которые обозначают предел всему окружающему.
Однако богов не устраивало то, что новые существа знали столько всего. Они должны были ведать лишь об одной стороне окружающего их мира. Только одна часть существующего будет доступна им. Боги хотели ограничить из знания, чтобы уменьшить их гордость, иначе их дети еще лучше познают реалии мира. Тогда они достигнут знаний богов и сами себя возомнят богами. Нужно было устранить эту опасность, которая могла оказаться роковой для творения. Тогда боги сократили их знания.
Чтобы эти существа не были одинокими, боги создали женщин. Они усыпили мужчин и положили рядом с ними женщин, обнаженных и тихих. Когда мужчины проснулись, то несказанно обрадовались - настолько красивыми были их новые спутницы. Чтобы отличать их друг от друга, мужчины дали им имена, напоминающие названия сезонных дождей. Вскоре образовались пары и появились дети, начавшие заселять землю.
Некоторые из них были более одаренными, чем остальные. За эти качества боги избрали их и назначили Жертвователями и Почитателями, то есть священниками с очень почетными и ответственными обязанностями. Первые рожденные существа были такими же красивыми, как их мать, такими же могущественными, как их отец, и могли разгадать загадку своего происхождения.
Так Балам Китце и другие Древние стали предками тех людей, которые основали племена Киче. Эти первые люди распространились по всему восточному краю земли.
Опубликовано 27 апреля 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 843

Ещё по теме...
Добавить комментарий