Долгий путь к бессмертию
Совсем недавно в научных кругах обсуждалась довольно необычная идея. Согласно ей, возводимые древними египтянами пирамиды использовались как вместилище душ умерших богоцарей Египта и Камбоджи.
Так, в погребальных ритуалах Ангкора статуя умершего монарха считалась его "телом славы". Древние верили, что каменное сооружение оживляет его духовная сущность - магическая проекция в будущее. Подобным образом в Древнем Египте придавалось огромное значение статуям как вместилищу жизненной силы умерших, при помощи которой они могут быть оживлены. Интересно и то, что в обеих культурах статуи считались живыми образами.
Древние жители и Египта и Ангкора верили: для того чтобы статуя ожила, необходимо проведение определенного сакрального ритуала. В Ангкоре он получил название "открывание глаз". Данная церемония включала в себя очистку, окуривание благовониями и умащивание маслами; при этом использовался ряд специальных инструментов. Кульминацией ритуала является символическое "открывание" глаз статуи, для чего в них кололи железной иглой. Лишь после этого считалось, что статуя "насыщена жизненным началом, божественной сущностью умершего, действующими в качестве моста между царством бессмертия и этим светом".
Почти такой же ритуал использовали в Древнем Египте для оживления статуй. Но здесь он назывался "открывание рта и глаз" и включал из очистку, окуривание и умащивание статуи с использованием инструментов, которые состояли частично из метеоритного железа, а частично из камня. Кульминацией ритуала являлось так называемое "открывание рта" статуи, для чего к нему прикасались специальным инструментом - песешкафом. Часто им прикасались к глазам. После этого считалось, что изображение оживлено и может выполнять функции "вместилища" бессмертной души и это так же надежно, "как служило ей тело во время краткого периода смертного существования".
Ученые давно задаются вопросом: почему египетские и камбоджийские ритуалы оживления статуй так похожи и даже имеют почти одинаковые названия, если между ними не существовало никакой связи? Пока ответов на эти вопросы не найдено.
Известно, что древнеегипетские представления о душе были сформированы уже к началу исторического периода. Они демонстрируют удивительно сложную систему идей, в соответствии с которой бессмертная сущность личности делилась по меньшей мере на четыре основных проявления. Первое - это "ка" - двойник или близнец ангел-хранитель и дух - проводник умершего, который "независим от человека и может вселиться в любую его статую". Египтолог Джеймс Генри Брэстед утверждает, что "ка" есть высший гений, предназначенный специально для того, чтобы направлять судьбу индивидуума после смерти; каждого умершего египтянина ждет на том свете свой "ка".
Второе проявление души - это "ба", или "сердечная душа", она связана с "ка", но существует как субстанция, обладающая силой, которая позволяет ей "выжить и существовать в другой жизни". Характерной особенностью "ба" является её способность к свободному передвижению. В древнеегипетском искусстве "ба" часто изображали в виде ласточки или ласточки с человеческой головой. Египтолог Стефани Кверк уверен, что это "метафора свободы, которую нельзя улучшить".
Третья ипостась - "аб", или "сердце", оно тесно связано с душой. Согласно Э.А.Уоллису Бафису, "считалось, что сохранить сердце человека - задача наивысшей важности, ведь оно является единственным органом, который в судилище выделяют для особого исследования; здесь считают сердце центром духовной и мыслительной жизни..."
Четвертый уровень - это "оправданное" в судилище сердце, высшая степень эволюции души - духовное тело "саху", в котором обитает "ах", или преображенный дух, "эфирное существо, которое ни при каких обстоятельствах не может умереть". Именно оно обладает столь желанной "жизнью в миллионы лет". В древнеегипетском языке слово "ах" всегда несет идею света, яркости, блеска, сияния.
Исследователи полагают: весьма вероятно, что богоцари Ангкора имели в виду что-то весьма близкое к "саху" и "ах", когда говорили, что хотели бы, чтобы после смерти их "одели в божественное тело, что высветило бы духовную славу, им принадлежащую".
В древнеегипетских школах мудрости посвященного подготавливали к вечному существованию в виде сияющего и преображенного "ах". Посвященный знал, что перед тем как произойдет его окончательное превращение в дух, он должен пройти через смерть, выдержать ужасы дуа-та и выйти чистым и оправданным после "взвешивания" сердца, которое проходит в судном зале Осириса. При этом, как гласят древние манускрипты, от него требовалось нечто большее, чем просто моральное и честное поведение, которое могло помочь ему обрести моральное и честное возрождение, но не гарантировало преображения духа. Как позже оказалось, для этого необходимо было еще и чистое, космическое знание, поскольку считалось, что только оно способно повести душу по пути просветления.
Может быть, это была та самая "высокая дорога к просвещению", следованию которой отдал всего себя, по его словам, Джаяварман VII. Дорога эта - единственная доктрина, позволяющая беспрепятственно познать действительность и закон, который бессмертные чтят во всех трех мирах".
И в древнеегипетских текстах, и в камбоджийских надписях прослеживается идея достижения бессмертия через познание. В Ангкоре верили, что высоко ценимое там знание способно спасать души из "океана существования", а тамошние монархи стремились закодировать его в размерах и символике своих великих храмов. Считалось, что сила такого знания, обрести которое можно лишь в результате упорного поиска, была в его способности рассеять иллюзию реальности материального мира.
Так, в погребальных ритуалах Ангкора статуя умершего монарха считалась его "телом славы". Древние верили, что каменное сооружение оживляет его духовная сущность - магическая проекция в будущее. Подобным образом в Древнем Египте придавалось огромное значение статуям как вместилищу жизненной силы умерших, при помощи которой они могут быть оживлены. Интересно и то, что в обеих культурах статуи считались живыми образами.
Древние жители и Египта и Ангкора верили: для того чтобы статуя ожила, необходимо проведение определенного сакрального ритуала. В Ангкоре он получил название "открывание глаз". Данная церемония включала в себя очистку, окуривание благовониями и умащивание маслами; при этом использовался ряд специальных инструментов. Кульминацией ритуала является символическое "открывание" глаз статуи, для чего в них кололи железной иглой. Лишь после этого считалось, что статуя "насыщена жизненным началом, божественной сущностью умершего, действующими в качестве моста между царством бессмертия и этим светом".
Почти такой же ритуал использовали в Древнем Египте для оживления статуй. Но здесь он назывался "открывание рта и глаз" и включал из очистку, окуривание и умащивание статуи с использованием инструментов, которые состояли частично из метеоритного железа, а частично из камня. Кульминацией ритуала являлось так называемое "открывание рта" статуи, для чего к нему прикасались специальным инструментом - песешкафом. Часто им прикасались к глазам. После этого считалось, что изображение оживлено и может выполнять функции "вместилища" бессмертной души и это так же надежно, "как служило ей тело во время краткого периода смертного существования".
Ученые давно задаются вопросом: почему египетские и камбоджийские ритуалы оживления статуй так похожи и даже имеют почти одинаковые названия, если между ними не существовало никакой связи? Пока ответов на эти вопросы не найдено.
Известно, что древнеегипетские представления о душе были сформированы уже к началу исторического периода. Они демонстрируют удивительно сложную систему идей, в соответствии с которой бессмертная сущность личности делилась по меньшей мере на четыре основных проявления. Первое - это "ка" - двойник или близнец ангел-хранитель и дух - проводник умершего, который "независим от человека и может вселиться в любую его статую". Египтолог Джеймс Генри Брэстед утверждает, что "ка" есть высший гений, предназначенный специально для того, чтобы направлять судьбу индивидуума после смерти; каждого умершего египтянина ждет на том свете свой "ка".
Второе проявление души - это "ба", или "сердечная душа", она связана с "ка", но существует как субстанция, обладающая силой, которая позволяет ей "выжить и существовать в другой жизни". Характерной особенностью "ба" является её способность к свободному передвижению. В древнеегипетском искусстве "ба" часто изображали в виде ласточки или ласточки с человеческой головой. Египтолог Стефани Кверк уверен, что это "метафора свободы, которую нельзя улучшить".
Третья ипостась - "аб", или "сердце", оно тесно связано с душой. Согласно Э.А.Уоллису Бафису, "считалось, что сохранить сердце человека - задача наивысшей важности, ведь оно является единственным органом, который в судилище выделяют для особого исследования; здесь считают сердце центром духовной и мыслительной жизни..."
Четвертый уровень - это "оправданное" в судилище сердце, высшая степень эволюции души - духовное тело "саху", в котором обитает "ах", или преображенный дух, "эфирное существо, которое ни при каких обстоятельствах не может умереть". Именно оно обладает столь желанной "жизнью в миллионы лет". В древнеегипетском языке слово "ах" всегда несет идею света, яркости, блеска, сияния.
Исследователи полагают: весьма вероятно, что богоцари Ангкора имели в виду что-то весьма близкое к "саху" и "ах", когда говорили, что хотели бы, чтобы после смерти их "одели в божественное тело, что высветило бы духовную славу, им принадлежащую".
В древнеегипетских школах мудрости посвященного подготавливали к вечному существованию в виде сияющего и преображенного "ах". Посвященный знал, что перед тем как произойдет его окончательное превращение в дух, он должен пройти через смерть, выдержать ужасы дуа-та и выйти чистым и оправданным после "взвешивания" сердца, которое проходит в судном зале Осириса. При этом, как гласят древние манускрипты, от него требовалось нечто большее, чем просто моральное и честное поведение, которое могло помочь ему обрести моральное и честное возрождение, но не гарантировало преображения духа. Как позже оказалось, для этого необходимо было еще и чистое, космическое знание, поскольку считалось, что только оно способно повести душу по пути просветления.
Может быть, это была та самая "высокая дорога к просвещению", следованию которой отдал всего себя, по его словам, Джаяварман VII. Дорога эта - единственная доктрина, позволяющая беспрепятственно познать действительность и закон, который бессмертные чтят во всех трех мирах".
И в древнеегипетских текстах, и в камбоджийских надписях прослеживается идея достижения бессмертия через познание. В Ангкоре верили, что высоко ценимое там знание способно спасать души из "океана существования", а тамошние монархи стремились закодировать его в размерах и символике своих великих храмов. Считалось, что сила такого знания, обрести которое можно лишь в результате упорного поиска, была в его способности рассеять иллюзию реальности материального мира.
Опубликовано 04 июля 2006
| Комментариев 0 | Прочтений 5892
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: