Иаков Праведный - брат господень и иудеохристианство
Большим уважением среди жителей Иерусалима пользовался Иаков, которого называли не иначе как Иаков Праведный, или же - человек с верблюжьими коленями. Последнее потому, что от постоянных молитв кожа на его коленях стала такой же жёсткой и твёрдой, как у верблюда. Христианская церковь не имеет ничего против праведности Иакова, но не желает признавать, что он мог быть кровным братом Спасителя…
Ересь, ересь, восклицают ревнители веры всякий раз, как при них упоминают о братьях или сёстрах Христа. Да что вы такое говорите? Да разве могут быть у Сына Божьего братья и сёстры? Мария ведь зачала девственницей, родила девственницей и умерла девственницей!..
Святое семейство
Но, если хорошенько почитать Новый Завет, многих ждёт пренеприятнейшее открытие: братья и сестры у Иисуса все же были. Вот, пожалуйте, в Евангелии от Матфея: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосифа, и Иуды, и Симона, и не здесь ли с нами Его сёстры?». В другом священном тексте даже названы имена сестёр — Мельха и Эсха.
Иными словами, в семье Иосифа и Марии было семь детей: Иисус, Иаков, Иосиф, Иуда, Симон, Мельха, Эсха. Более того: Иисус не раз назван «первенцем».
Исходя из здравого смысла, если Иисус — «первенец», то он должен был быть старшим братом всем перечисленным выше детям Марии. Скорее всего, в этом списке сыновья расставлены именно по старшинству. Обычная иудейская семья века нашей эры. Не столь уж и большая по тем временам. Не такая дружная, как могла бы быть, поскольку Иисус постоянно сетовал, что братья и сестры его не понимают и духовного родства между ними нет. Единственный, кто помянут в Евангелиях добрым словом, — «Иаков, Брат Господен». Правда, верующие обязательно добавляют к этим евангельским словам «по плоти», имея в виду, что он сын Иосифа от первого брака, как и остальные дети. Все, кроме Иисуса. Но как быть тогда с «первенцем»?
Споры о количестве детей у Марии и отцовстве Иосифа велись в ранней церкви до хрипоты. Одни святые отцы утверждали, что у Иисуса не может быть ни братьев, ни сестёр, рождённых от Марии, ибо они были бы тогда такими же сыновьями и дочерьми Божьими, как он. Другие возражали, что Мария только однажды зачала от Святого Духа. Третьи ссылались на Евангелия, где говорится, что Иосиф по старости вообще не мог уже иметь детей и все братья и сестры в этой семье — сводные. Четвёртые высказывали еретическую мысль, что Мария могла овдоветь и выйти замуж вторично. Вопрос был настолько скользкий, что его просто старались обходить молчанием и не упоминать ни братьев Иисуса, ни его сестёр. Даже Иакова, которого из-за мученической смерти христиане любили.
Споры вокруг оссуария
В наши дни к родословной Иисуса относятся гораздо спокойнее. Новый Завет вряд ли кто из мирян помнит наизусть. Но всякая археологическая находка, подтверждающая или опровергающая евангельские тексты, тут же становится сенсацией. В начале XXI века по бумажным и электронным газетам и журналам прокатился целый шквал публикаций с шокирующими заголовками: «Найден саркофаг брата Иисуса Христа», «В Иерусалиме обрели гроб Иакова», «Найдена гробница семьи Иисуса». Речь шла на самом деле о находке, сделанной ещё в 1967 году. Тогда израильский коллекционер, а точнее, торговец древностями, Одед Голан забрёл в антикварную лавку в Иерусалиме и купил за 700 долларов оссуарий, то есть небольшой каменный ящик для хранения костей. В начале новой эры владельцы семейных склепов после полного распада плоти переносили кости усопших в такие ящики. Делалось это для экономии места. Ящик, который приглядел Одед, хорошо сохранился и ничем не отличался от других оссуариев — около полуметра в длину, сантиметров 30 в ширину и столько же в высоту. Но на нём имелась надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Почему Одед сразу же не бросился к исследователям и не заявил о сделанном им открытии, неизвестно. Может, просто не придал значения. Может, решил придержать до лучших времён.
Но за консультацией он обратился только в 2002 году. Показал находку известному французскому эпиграфисту, специалисту по семитским языкам, Андре Лемэру. Тот внимательно изучил арамейский текст и пришёл к выводу, что и начертание букв, и степень их «заплывания» вполне соответствуют веку нашей эры. Подлинность находки француз удостоверил, сделали это и другие эксперты, которых привлёк к экспертизе Лемэр. Разумеется, его интересовало, где была сделана находка. Но Одед отговорился незнанием. Где-то в окрестностях Иерусалима. В склепе. Упоминание в одной надписи Иакова, Иосифа и Иисуса так вдохновило Лемэра, что он тут же опубликовал статью в журнале, посвящённом библейской археологии, даже датировал оссуарий 63 годом нашей эры. Это было на руку Одеду — он как раз отправлял свой экспонат в Королевский музей в Онтарио, а 16 ноября того же года музей выставил артефакт для всеобщего обозрения. Народ повалил поглазеть на сенсационную находку. Ещё бы, вот доказательство, что у Иисуса был брат. После книг Дэна Брауна скандальность иерусалимского артефакта только подогревала интерес.
Правда, кроме апологетов подлинности оссуария были и яростные оппоненты. Наиболее консервативные специалисты сразу заявили, что ящик искусственно состарен, но ряд экспертиз эти нападки пресёк. Оссуарий подлинный. Тогда предположили, что подделана сама надпись. Несложно ведь приписать к существующему тексту имя Иисуса. Но недоброжелатели снова были посрамлены: надпись подлинная. Споры кипели. У Иакова и его костей появилась масса защитников. И тут Одед сделал роковую ошибку. В 2003 году на торгах появилась каменная табличка, касающаяся ремонта в Иерусалимском храме, так называемая «надпись Иоаса». Она датировалась началом XIX века до нашей эры. И тоже происходила из коллекции Одеда.
Тогда-то делами господина Голана заинтересовалась полиция. У антиквара провели обыск, нашли множество артефактов, объявили их подозрительными и изъяли. Израильское Управление по делам древностей возбудило против него уголовное дело. Главным доказательством обвинения выступал злосчастный оссуарий Иакова.
Процесс тянулся 12 лет. Перед судом предстал не только Одед Голан со своим оссуарием, но и ещё несколько крупных торговцев древностями, которых обвинили в преступном сговоре и продаже фальшивок. Поддельными признали несколько вещиц, попавших в частные коллекции и музеи, в том числе и вазочку из слоновой кости в виде цветущего граната, экспонат из Израильского музея, но не оссуарий. За это время его изучили почти два десятка экспертов. В конце концов Голана признали невиновным в подделке артефактов, но обвинили в незаконной торговле предметами старины!
А был ли Иаков?
Иаков стал особо известен после казни Иисуса. Вроде как он перестал сомневаться в божественном происхождении своего брата. Церковь называет Иакова среди 70 апостолов и первым епископом Иерусалима. В этом качестве он служил на протяжении 30 лет. Не пил вина, не ел мяса, не стриг волос, не брил
Бороду, не умащивал кожу, не мылся и, вероятно, был ессеем. Но молиться он приходил в Иерусалимский храм, считая, что святое место должно быть доступно и иудаистам, и христианам, и всем верующим в единого бога. Первосвященники считали, что своими проповедями он смущает народ, и просили воздержаться от публичных выступлений. И у них были на это все основания: Иаков к смирению не призывал, он и сам активно выступал против зла в любой форме, и другим советовал сопротивляться насилию, в том числе и со стороны римлян, что граничило уже с государственным преступлением. Во время пасхальной проповеди на крыльце храма на него напали подговоренные Ананией убийцы. Они схватили старого уже Иакова и сбросили его с крыльца, а потом добили ударом дубины.
После смерти его тело было помещено в семейный склеп. А потом, вполне вероятно, в оссуарий. Только вот в тот ли оссуарий, который был продемонстрирован в канадском музее всем желающим? Как подсчитал Андре Лемэр, в Иерусалиме века жило 40 тысяч человек. Самыми распространёнными мужскими именами были Иисус, Иосиф, Иаков. Почему бы не оказаться в оссуарий костям какого-то Иакова, отцом которого был Иосиф, а братом Иисус? Тем более, что до того, как Лемэр прочёл имя усопшего как «Иаков», это же имя было прочитано как «Иамес».Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №10, 2021 г.
Ересь, ересь, восклицают ревнители веры всякий раз, как при них упоминают о братьях или сёстрах Христа. Да что вы такое говорите? Да разве могут быть у Сына Божьего братья и сёстры? Мария ведь зачала девственницей, родила девственницей и умерла девственницей!..
Святое семейство
Но, если хорошенько почитать Новый Завет, многих ждёт пренеприятнейшее открытие: братья и сестры у Иисуса все же были. Вот, пожалуйте, в Евангелии от Матфея: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосифа, и Иуды, и Симона, и не здесь ли с нами Его сёстры?». В другом священном тексте даже названы имена сестёр — Мельха и Эсха.
Иными словами, в семье Иосифа и Марии было семь детей: Иисус, Иаков, Иосиф, Иуда, Симон, Мельха, Эсха. Более того: Иисус не раз назван «первенцем».
Исходя из здравого смысла, если Иисус — «первенец», то он должен был быть старшим братом всем перечисленным выше детям Марии. Скорее всего, в этом списке сыновья расставлены именно по старшинству. Обычная иудейская семья века нашей эры. Не столь уж и большая по тем временам. Не такая дружная, как могла бы быть, поскольку Иисус постоянно сетовал, что братья и сестры его не понимают и духовного родства между ними нет. Единственный, кто помянут в Евангелиях добрым словом, — «Иаков, Брат Господен». Правда, верующие обязательно добавляют к этим евангельским словам «по плоти», имея в виду, что он сын Иосифа от первого брака, как и остальные дети. Все, кроме Иисуса. Но как быть тогда с «первенцем»?
Споры о количестве детей у Марии и отцовстве Иосифа велись в ранней церкви до хрипоты. Одни святые отцы утверждали, что у Иисуса не может быть ни братьев, ни сестёр, рождённых от Марии, ибо они были бы тогда такими же сыновьями и дочерьми Божьими, как он. Другие возражали, что Мария только однажды зачала от Святого Духа. Третьи ссылались на Евангелия, где говорится, что Иосиф по старости вообще не мог уже иметь детей и все братья и сестры в этой семье — сводные. Четвёртые высказывали еретическую мысль, что Мария могла овдоветь и выйти замуж вторично. Вопрос был настолько скользкий, что его просто старались обходить молчанием и не упоминать ни братьев Иисуса, ни его сестёр. Даже Иакова, которого из-за мученической смерти христиане любили.
Споры вокруг оссуария
В наши дни к родословной Иисуса относятся гораздо спокойнее. Новый Завет вряд ли кто из мирян помнит наизусть. Но всякая археологическая находка, подтверждающая или опровергающая евангельские тексты, тут же становится сенсацией. В начале XXI века по бумажным и электронным газетам и журналам прокатился целый шквал публикаций с шокирующими заголовками: «Найден саркофаг брата Иисуса Христа», «В Иерусалиме обрели гроб Иакова», «Найдена гробница семьи Иисуса». Речь шла на самом деле о находке, сделанной ещё в 1967 году. Тогда израильский коллекционер, а точнее, торговец древностями, Одед Голан забрёл в антикварную лавку в Иерусалиме и купил за 700 долларов оссуарий, то есть небольшой каменный ящик для хранения костей. В начале новой эры владельцы семейных склепов после полного распада плоти переносили кости усопших в такие ящики. Делалось это для экономии места. Ящик, который приглядел Одед, хорошо сохранился и ничем не отличался от других оссуариев — около полуметра в длину, сантиметров 30 в ширину и столько же в высоту. Но на нём имелась надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Почему Одед сразу же не бросился к исследователям и не заявил о сделанном им открытии, неизвестно. Может, просто не придал значения. Может, решил придержать до лучших времён.
Но за консультацией он обратился только в 2002 году. Показал находку известному французскому эпиграфисту, специалисту по семитским языкам, Андре Лемэру. Тот внимательно изучил арамейский текст и пришёл к выводу, что и начертание букв, и степень их «заплывания» вполне соответствуют веку нашей эры. Подлинность находки француз удостоверил, сделали это и другие эксперты, которых привлёк к экспертизе Лемэр. Разумеется, его интересовало, где была сделана находка. Но Одед отговорился незнанием. Где-то в окрестностях Иерусалима. В склепе. Упоминание в одной надписи Иакова, Иосифа и Иисуса так вдохновило Лемэра, что он тут же опубликовал статью в журнале, посвящённом библейской археологии, даже датировал оссуарий 63 годом нашей эры. Это было на руку Одеду — он как раз отправлял свой экспонат в Королевский музей в Онтарио, а 16 ноября того же года музей выставил артефакт для всеобщего обозрения. Народ повалил поглазеть на сенсационную находку. Ещё бы, вот доказательство, что у Иисуса был брат. После книг Дэна Брауна скандальность иерусалимского артефакта только подогревала интерес.
Правда, кроме апологетов подлинности оссуария были и яростные оппоненты. Наиболее консервативные специалисты сразу заявили, что ящик искусственно состарен, но ряд экспертиз эти нападки пресёк. Оссуарий подлинный. Тогда предположили, что подделана сама надпись. Несложно ведь приписать к существующему тексту имя Иисуса. Но недоброжелатели снова были посрамлены: надпись подлинная. Споры кипели. У Иакова и его костей появилась масса защитников. И тут Одед сделал роковую ошибку. В 2003 году на торгах появилась каменная табличка, касающаяся ремонта в Иерусалимском храме, так называемая «надпись Иоаса». Она датировалась началом XIX века до нашей эры. И тоже происходила из коллекции Одеда.
Тогда-то делами господина Голана заинтересовалась полиция. У антиквара провели обыск, нашли множество артефактов, объявили их подозрительными и изъяли. Израильское Управление по делам древностей возбудило против него уголовное дело. Главным доказательством обвинения выступал злосчастный оссуарий Иакова.
Процесс тянулся 12 лет. Перед судом предстал не только Одед Голан со своим оссуарием, но и ещё несколько крупных торговцев древностями, которых обвинили в преступном сговоре и продаже фальшивок. Поддельными признали несколько вещиц, попавших в частные коллекции и музеи, в том числе и вазочку из слоновой кости в виде цветущего граната, экспонат из Израильского музея, но не оссуарий. За это время его изучили почти два десятка экспертов. В конце концов Голана признали невиновным в подделке артефактов, но обвинили в незаконной торговле предметами старины!
А был ли Иаков?
Иаков стал особо известен после казни Иисуса. Вроде как он перестал сомневаться в божественном происхождении своего брата. Церковь называет Иакова среди 70 апостолов и первым епископом Иерусалима. В этом качестве он служил на протяжении 30 лет. Не пил вина, не ел мяса, не стриг волос, не брил
Бороду, не умащивал кожу, не мылся и, вероятно, был ессеем. Но молиться он приходил в Иерусалимский храм, считая, что святое место должно быть доступно и иудаистам, и христианам, и всем верующим в единого бога. Первосвященники считали, что своими проповедями он смущает народ, и просили воздержаться от публичных выступлений. И у них были на это все основания: Иаков к смирению не призывал, он и сам активно выступал против зла в любой форме, и другим советовал сопротивляться насилию, в том числе и со стороны римлян, что граничило уже с государственным преступлением. Во время пасхальной проповеди на крыльце храма на него напали подговоренные Ананией убийцы. Они схватили старого уже Иакова и сбросили его с крыльца, а потом добили ударом дубины.
После смерти его тело было помещено в семейный склеп. А потом, вполне вероятно, в оссуарий. Только вот в тот ли оссуарий, который был продемонстрирован в канадском музее всем желающим? Как подсчитал Андре Лемэр, в Иерусалиме века жило 40 тысяч человек. Самыми распространёнными мужскими именами были Иисус, Иосиф, Иаков. Почему бы не оказаться в оссуарий костям какого-то Иакова, отцом которого был Иосиф, а братом Иисус? Тем более, что до того, как Лемэр прочёл имя усопшего как «Иаков», это же имя было прочитано как «Иамес».Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №10, 2021 г.
Опубликовано 13 марта 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1126
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: