Кодекс Чакос - история гностического апокрифа
Когда летом 1978 года во время строительных работ экскаватор случайно наткнулся ковшом на древний коптский некрополь, никто и не думал, что это событие станет известным на весь мир...
Эта находка случилась в Египте, где древностей, подлинных и поддельных, и сегодня не перечесть. Никаких ценных предметов в склепе не нашли. Только какие-то манускрипты в потрёпанных кожаных обложках. Лучше бы мумии или скарабеев, туристы их очень любят...
Кража со взломом
Гробница, стену которой так неосторожно разрушил ковш экскаватора, находилась у селения Амбар, в 60 километрах от городка Эль-Минья, в Среднем Египте. Недалеко от него находилась знаменитая столица фараона Эхнатона, вычеркнутого из списка властителей из-за религиозной реформы, — Амарна (Тельэль-Амарна). И сама Амарна, и построивший её Эхнатон пребывали в забвении несколько тысячелетий. Археологи раскопали её в начале XX века и вывезли практически все артефакты. Эль-Минья такой славы не имела. А уж село Амарна — тем более.
Рабочие с радостными воплями полезли в пролом в гробнице и случайно обнаружили тайник в стене. Сокровище? С вожделением они вытащили тяжёлый свёрток. Как же! Разочарованию не было предела: какие-то тексты на папирусе, да ещё на непонятном языке. Правда, в 1970-е годы даже самые тёмные египтяне знали, что и древние рукописи можно хорошо продать. Нужно только обратиться к правильному человеку. Может, и эта находка тоже чего-то стоит?
Правильным человеком был торговец древностями из пригорода Каира по имени Ханна. Манускрипт попал к нему от приятеля амбарских рабочих, с которым он был немного знаком. Этот посредник слыхал о неимоверной ценности свитков из Наг-Хаммади, так что запросил за 4 найденных в гробнице кодекса приличную сумму. Ханна ничего не смыслил в древних языках, но манускрипты показались ему достаточно старыми, ктомужеони были извлечены из коптской могилы. Антиквар рукописи приобрёл. Он уже подыскал покупателя на свой товар, как вдруг случилось непредвиденное: лавку древностей основательно обнесли. Пропали не только золотые артефакты, но и только что обретённые папирусы. Кто-то, очевидно, был отлично осведомлён об их существовании. Мир торговцев древностями — особый мир, в нём все друг друга знают. Ханну в этом антикварном кругу, очевидно, уважали. Поэтому, когда через несколько лет в Европе вдруг всплыли украденные из его дома предметы, в том числе и манускрипты, его приятель, греческий делец, тут же об этом сообщил. Более того, он посодействовал, чтобы украденное вернули законному владельцу. Казалось бы, теперь будущее артефактов ничем не было омрачено. Как бы не так!
Непомерная цена
За несколько лет, которые тексты провели в руках у грабителей и перекупщиков, состояние артефактов значительно ухудшилось. Ханна, опасаясь, что его сокровище совсем пропадёт, нанял фотографа и сделал снимки, чтобы демонстрировать покупателям. Он страшно хотел поскорее избавиться от текстов и страшно боялся продешевить.
Ещё до пропажи кодексов он выяснил, что они имеют большую научную ценность.
А получив их назад, решил продать как можно дороже. Хотя учёные очень интересовались гностиками после публикации текстов из библиотеки Наг-Хаммади, такими средствами они не располагали. Впрочем, Ханна заманивал своих покупателей с осторожностью настоящего египтянина: сперва он демонстрировал только фотографии или отдельные страницы, разжигал аппетит, а потом… потом называл полную стоимость. Ханна отлично знал, что, если не купят весь кодекс целиком, можно сбыть его по частям. Так он и решил поступить. Первыми с ним связались американские историки. Коэна интересовал греческий текст по геометрии, Фридмана — греческий текст на ветхозаветную тематику, Робинсона — коптские тексты. О содержании последних коптолог был не осведомлён и не думал, что они стоят больше 50 тысяч долларов. С такой суммой в Женеву на переговоры с продавцом и выехал в 1983 году ученик Робинсона Стивен Эммель.
Ханна так верил в успех предприятия, что показал американцам только фотографии и не дал изучить оригиналы. Потом он назвал цену. Разумеется, она была во много раз больше тех 50 тысяч долларов, с которыми приехал в Европу Эммель. И злосчастный коптский артефакт отправился на хранение в банковскую ячейку. Вйгля», дели тексты не слишком хорошо. За время, пока антиквар готовился к продаже, страницы перелистывались, фотографировались, на хрупком папирусе появились сгибы и складки, нумерация перепуталась, началось расслоение материала.
Больше всего за сохранность манускрипта переживала Фрида Чакос Нуссбергер, которая помогала Ханне пристраивать артефакты. Манускрипт редко показывали покупателям. Чаще демонстрировали фотоснимки, а если и показывали, то давали бросить только беглый взгляд. Специалистов, читавших по-коптски, было немного. Да и тексты казались им не слишком интересными: один, как считалось, — уже известное Откровение Иакова, другой — тоже известный, Послание Петра Филиппу, третий — какая-то беседа Христа с учениками. В беседе принимал участие некий Иуда, но тогда никто и подумать не мог, что это Иуда Искариот, а текст — Евангелие от Иуды. Впрочем, в «беседе» было на самом деле два текста — Евангелие от Иуды и фрагмент из «Книги Аллогенов».
В 1984 году, после неудачи в Женеве, коптский кодекс оказался в Нью-Йорке, в тесной ячейке «Сити-банка». Ханна надеялся заинтересовать рукописями американских антикваров и профессоров. Антиквары и профессора интересовались, но не покупали. В конце концов Ханна сплавил манускрипт Фриде Нуссбергер. За 300 тысяч долларов. Прежде безымянный документ на коптском языке получил теперь имя — Кодекс Чакос. В честь отца Фриды Димаратоса Чакоса.
Госпожа Нуссбергер тоже не собиралась оставлять реликвию себе. В 2000 году она не некоторое время передала тексты на изучение в Йельский университет в надежде, что их приобретёт библиотека Бейнеке. Там-то и выяснилось, какую тайну скрывает «беседа Христа с учениками». Это же неизвестный гностический текст, который громил в своём сочинении о еретиках епископ Ириней Лионский. Интерес к Кодексу Чакос мгновенно вырос. Но университет был ограничен в финансах.
В том же году на Кодекс нашёлся «настоящий» покупатель — антиквар Брюс Феррини, которого можно назвать «человеком, который окончательно погубил манускрипт». Если Ханна засунул Кодекс Чакос в банковскую ячейку, то Феррини поступил ещё «умнее» — он отправил манускрипт в морозильник. Разумеется, последствия были плачевными. После «разморозки» он получил необратимые повреждения и стал ломаться от малейшего прикосновения. Древние чернила слезали с него слоями. К тому же оказалось, что Феррини неплатёжеспособен. С извинениями он возвратил рукопись владелице. Но не весь манускрипт. Некоторые страницы припрятал. И стал их продавать. По фрагментам. Теперь-то было ясно, насколько ценной оказалась находка рабочих из Амбара.
Мучительная реставрация
С большим трудом Фриде Нуссбергер удалось вернуть утраченные страницы и фрагменты. Документ был в плачевном состоянии. Многие реставраторы, к которым она обращалась, только разводили руками. В 2001 году госпожа Нуссбергер передала кодекс в руки специалистов — в Меценатский фонд древнего искусства, базирующийся в Базеле. Впервые за четверть века кодексом занялись профессионалы. Начались срочные спасательные работы, реставрация оказалась трудной и долгой. Даже сегодня она так и не завершена.
Одновременно специалисты приступили к переводу скандального гностического текста, в котором предательство Иуды рассматривается как праведный поступок верного ученика, который по просьбе своего учителя освободил Его бестелесную светоносную сущность из плена материального тела. До этого уже был сделан перевод с попавших к коптологам фотоснимков, но недостаточно точный. Даже пользуясь оригиналом, оказалось очень сложным перевести этот текст адекватно — слишком много утраченных фрагментов и нечитаемых кусков испорченного текста. Однако плохая сохранность документа не помешала учёным провести радиоуглеродный анализ. Манускрипт был написан на рубеже III-IV веков. Правда, Иринею он был известен намного раньше. И теперь историки задают себе вопрос: а на этот ли текст с такой яростью ополчался лионский епископ? Может, существовал другой список Евангелия от Иуды? И он был ещё более неудобным для христианской церкви?Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №5, 2021 г.
Эта находка случилась в Египте, где древностей, подлинных и поддельных, и сегодня не перечесть. Никаких ценных предметов в склепе не нашли. Только какие-то манускрипты в потрёпанных кожаных обложках. Лучше бы мумии или скарабеев, туристы их очень любят...
Кража со взломом
Гробница, стену которой так неосторожно разрушил ковш экскаватора, находилась у селения Амбар, в 60 километрах от городка Эль-Минья, в Среднем Египте. Недалеко от него находилась знаменитая столица фараона Эхнатона, вычеркнутого из списка властителей из-за религиозной реформы, — Амарна (Тельэль-Амарна). И сама Амарна, и построивший её Эхнатон пребывали в забвении несколько тысячелетий. Археологи раскопали её в начале XX века и вывезли практически все артефакты. Эль-Минья такой славы не имела. А уж село Амарна — тем более.
Рабочие с радостными воплями полезли в пролом в гробнице и случайно обнаружили тайник в стене. Сокровище? С вожделением они вытащили тяжёлый свёрток. Как же! Разочарованию не было предела: какие-то тексты на папирусе, да ещё на непонятном языке. Правда, в 1970-е годы даже самые тёмные египтяне знали, что и древние рукописи можно хорошо продать. Нужно только обратиться к правильному человеку. Может, и эта находка тоже чего-то стоит?
Правильным человеком был торговец древностями из пригорода Каира по имени Ханна. Манускрипт попал к нему от приятеля амбарских рабочих, с которым он был немного знаком. Этот посредник слыхал о неимоверной ценности свитков из Наг-Хаммади, так что запросил за 4 найденных в гробнице кодекса приличную сумму. Ханна ничего не смыслил в древних языках, но манускрипты показались ему достаточно старыми, ктомужеони были извлечены из коптской могилы. Антиквар рукописи приобрёл. Он уже подыскал покупателя на свой товар, как вдруг случилось непредвиденное: лавку древностей основательно обнесли. Пропали не только золотые артефакты, но и только что обретённые папирусы. Кто-то, очевидно, был отлично осведомлён об их существовании. Мир торговцев древностями — особый мир, в нём все друг друга знают. Ханну в этом антикварном кругу, очевидно, уважали. Поэтому, когда через несколько лет в Европе вдруг всплыли украденные из его дома предметы, в том числе и манускрипты, его приятель, греческий делец, тут же об этом сообщил. Более того, он посодействовал, чтобы украденное вернули законному владельцу. Казалось бы, теперь будущее артефактов ничем не было омрачено. Как бы не так!
Непомерная цена
За несколько лет, которые тексты провели в руках у грабителей и перекупщиков, состояние артефактов значительно ухудшилось. Ханна, опасаясь, что его сокровище совсем пропадёт, нанял фотографа и сделал снимки, чтобы демонстрировать покупателям. Он страшно хотел поскорее избавиться от текстов и страшно боялся продешевить.
Ещё до пропажи кодексов он выяснил, что они имеют большую научную ценность.
А получив их назад, решил продать как можно дороже. Хотя учёные очень интересовались гностиками после публикации текстов из библиотеки Наг-Хаммади, такими средствами они не располагали. Впрочем, Ханна заманивал своих покупателей с осторожностью настоящего египтянина: сперва он демонстрировал только фотографии или отдельные страницы, разжигал аппетит, а потом… потом называл полную стоимость. Ханна отлично знал, что, если не купят весь кодекс целиком, можно сбыть его по частям. Так он и решил поступить. Первыми с ним связались американские историки. Коэна интересовал греческий текст по геометрии, Фридмана — греческий текст на ветхозаветную тематику, Робинсона — коптские тексты. О содержании последних коптолог был не осведомлён и не думал, что они стоят больше 50 тысяч долларов. С такой суммой в Женеву на переговоры с продавцом и выехал в 1983 году ученик Робинсона Стивен Эммель.
Ханна так верил в успех предприятия, что показал американцам только фотографии и не дал изучить оригиналы. Потом он назвал цену. Разумеется, она была во много раз больше тех 50 тысяч долларов, с которыми приехал в Европу Эммель. И злосчастный коптский артефакт отправился на хранение в банковскую ячейку. Вйгля», дели тексты не слишком хорошо. За время, пока антиквар готовился к продаже, страницы перелистывались, фотографировались, на хрупком папирусе появились сгибы и складки, нумерация перепуталась, началось расслоение материала.
Больше всего за сохранность манускрипта переживала Фрида Чакос Нуссбергер, которая помогала Ханне пристраивать артефакты. Манускрипт редко показывали покупателям. Чаще демонстрировали фотоснимки, а если и показывали, то давали бросить только беглый взгляд. Специалистов, читавших по-коптски, было немного. Да и тексты казались им не слишком интересными: один, как считалось, — уже известное Откровение Иакова, другой — тоже известный, Послание Петра Филиппу, третий — какая-то беседа Христа с учениками. В беседе принимал участие некий Иуда, но тогда никто и подумать не мог, что это Иуда Искариот, а текст — Евангелие от Иуды. Впрочем, в «беседе» было на самом деле два текста — Евангелие от Иуды и фрагмент из «Книги Аллогенов».
В 1984 году, после неудачи в Женеве, коптский кодекс оказался в Нью-Йорке, в тесной ячейке «Сити-банка». Ханна надеялся заинтересовать рукописями американских антикваров и профессоров. Антиквары и профессора интересовались, но не покупали. В конце концов Ханна сплавил манускрипт Фриде Нуссбергер. За 300 тысяч долларов. Прежде безымянный документ на коптском языке получил теперь имя — Кодекс Чакос. В честь отца Фриды Димаратоса Чакоса.
Госпожа Нуссбергер тоже не собиралась оставлять реликвию себе. В 2000 году она не некоторое время передала тексты на изучение в Йельский университет в надежде, что их приобретёт библиотека Бейнеке. Там-то и выяснилось, какую тайну скрывает «беседа Христа с учениками». Это же неизвестный гностический текст, который громил в своём сочинении о еретиках епископ Ириней Лионский. Интерес к Кодексу Чакос мгновенно вырос. Но университет был ограничен в финансах.
В том же году на Кодекс нашёлся «настоящий» покупатель — антиквар Брюс Феррини, которого можно назвать «человеком, который окончательно погубил манускрипт». Если Ханна засунул Кодекс Чакос в банковскую ячейку, то Феррини поступил ещё «умнее» — он отправил манускрипт в морозильник. Разумеется, последствия были плачевными. После «разморозки» он получил необратимые повреждения и стал ломаться от малейшего прикосновения. Древние чернила слезали с него слоями. К тому же оказалось, что Феррини неплатёжеспособен. С извинениями он возвратил рукопись владелице. Но не весь манускрипт. Некоторые страницы припрятал. И стал их продавать. По фрагментам. Теперь-то было ясно, насколько ценной оказалась находка рабочих из Амбара.
Мучительная реставрация
С большим трудом Фриде Нуссбергер удалось вернуть утраченные страницы и фрагменты. Документ был в плачевном состоянии. Многие реставраторы, к которым она обращалась, только разводили руками. В 2001 году госпожа Нуссбергер передала кодекс в руки специалистов — в Меценатский фонд древнего искусства, базирующийся в Базеле. Впервые за четверть века кодексом занялись профессионалы. Начались срочные спасательные работы, реставрация оказалась трудной и долгой. Даже сегодня она так и не завершена.
Одновременно специалисты приступили к переводу скандального гностического текста, в котором предательство Иуды рассматривается как праведный поступок верного ученика, который по просьбе своего учителя освободил Его бестелесную светоносную сущность из плена материального тела. До этого уже был сделан перевод с попавших к коптологам фотоснимков, но недостаточно точный. Даже пользуясь оригиналом, оказалось очень сложным перевести этот текст адекватно — слишком много утраченных фрагментов и нечитаемых кусков испорченного текста. Однако плохая сохранность документа не помешала учёным провести радиоуглеродный анализ. Манускрипт был написан на рубеже III-IV веков. Правда, Иринею он был известен намного раньше. И теперь историки задают себе вопрос: а на этот ли текст с такой яростью ополчался лионский епископ? Может, существовал другой список Евангелия от Иуды? И он был ещё более неудобным для христианской церкви?Автор: Н.Котомкин
Источник: "Загадки истории" №5, 2021 г.
Опубликовано 07 февраля 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 1822
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: