Одно счастье на всех
Одно счастье на всех
Неутолимая жажда любви может принимать как законные, так и незаконные формы...
Полигамия - далеко не атавизм, пережиток прошлого или страшная средневековая сказка. Многие считают, что брачные отношения с двумя или более женами (полигиния, форма полигамии) встречаются только в исламских странах, но в мировом масштабе многоженство распространено и среди неисламских культур - в более или менее законном виде...

Европейские султаны

Западная Европа, изначально демократично настроенная по отношению к мигрантам-мусульманам, столкнулась с проблемой их недостаточной интеграции в социум — они по-прежнему живут по своим правилам. Свод исламских правил — Шариат — позволяет мусульманину иметь до четырех жен, но только в том случае, если он в состоянии их содержать. Мусульмане, приезжающие в Европу, требуют для себя права привозить нескольких жен и все чаще получают такую возможность.

Жан-Леон Жером (1824–1904) «Терраса с...
Жан-Леон Жером (1824–1904) «Терраса сераля». На вторую половину XIX века приходится период увлечения Востоком в Западной Европе. Жизнь гаремов занимает в это время особое место в творчестве французских художников

Великобритания, несмотря на формальный запрет многоженства, приняла решение признавать полигамные браки, если они заключены в странах, где такая возможность предусмотрена законом. Департамент Великобритании по труду и пенсиям объявил о том, что в стране около тысячи мужчин официально проживают с несколькими женами. Среди других стран Великобритания весьма лояльна к мигрантам-мусульманам: она дала убежище десяткам различных исламских религиозных организаций, демонстративно движется в сторону включения мусульман в жизнь страны.
Во Франции многоженство было запрещено в 1993 году, но к 2005 году в стране проживало не менее 20000 полигамных семей, преимущественно выходцев из стран Западной и Южной Африки. Власти Франции назвали распространение полигамии среди иммигрантских семей одной из возможных причин массовых беспорядков. За счет мигрантов-мусульман увеличивается количество полигамных семей в Норвегии, Германии, Нидерландах и других странах. Общее число мигрантов-мусульман составляет около 3 млн человек во Франции, порядка 3 млн — в Германии, 1,5–1,8 млн — в Англии.

Полиамория и открытый брак

Мусульманские полигамные браки — не единственная форма непарных семейных отношений на территории Европы. Мне известен пример: творческий человек сорока с небольшим лет, художник, арт-директор глянцевого журнала, живет в Барселоне. Обеспечивает безбедную жизнь себе, трем женам и двум детям. Ни на одной из женщин он не женат официально. У каждой жены — своя квартира, всем делаются подарки, разумеется, разные. Все женщины в курсе происходящего и совершенно не против. Скандалов в духе «Ты опять был у нее вчера ночью» не устраивают, совсем наоборот — периодически вместе ездят за покупками и даже пару раз отправлялись дружной компанией в отпуск. Три параллельных семьи «общий муж» считает нормой. В чем-то его позиция напоминает законы Шариата. «Если я готов и могу содержать трех женщин, уделять время и любовь каждой, тогда к чему предрассудки?», — говорит он. Отношения одновременно с несколькими женщинами присутствуют, но назвать героя многоженцем было бы не совсем корректно. Для обозначения таких отношений существует специальный термин — полиамория (polyamory). Полиамория допускает возможность одновременного существования семейных отношений нескольких человек при условии их одобрения каждым участником.

Можно ли найти «золотую середину» меж...
Можно ли найти «золотую середину» между беспорядочными связями и семейной рутиной?

Защитники «нуклеарных семей» воспринимают полиаморию как узаконенную измену, однако между этими явлениями есть существенная разница. Полиаморные отношения включают более двух человек, каждый из которых знает о других участниках и согласен (что немаловажно!) с такой формой семейной жизни. Полиаморные отношения в некоторых аспектах похожи на моногамные: они часто подразумевают «верность нескольким», то есть ни у кого из людей, вовлеченных в полиаморную связь, не должно быть других любовников. Более либеральный вариант предполагает возможность включения «внешних» партнеров. Возможные сценарии полиаморных отношений многообразны: они могут основываться на одной «основной» (или «первичной») семье, в которой один или оба участника имеют любовников, или объединять троих или более людей в полноценную семью, в которой нет «основной» и «вторичных» пар. Состав «семей» может быть практически любым. Встречаются союзы, в которых на одну женщину приходится несколько мужчин (полиандрия).
В определениях, которыми называют подобные союзы, легко запутаться: открытый брак, шведская семья, свинг. Открытый брак предполагает наличие «узаконенной измены», то есть периодических «легких» связей с другими людьми; в то время как полиаморные отношения — постоянная, глубокая эмоциональная связь нескольких людей. Свинг тоже отличается отсутствием эмоциональной составляющей: супружеская пара свингеров практикует сексуальные контакты с другими партнерами, но не вступает с ними в длительные тесные отношения. Полиаморы обычно против случайного секса. Шведская семья — судя по всему, термин сугубо российский, обозначающий европейский вариант полиаморных отношений.
Объединиться, обменяться опытом и понять, что они не одиноки в своих жизненных ценностях, полиаморам во многом помогает Интернет. Успешно функционирует подкаст Polyamory Weekly Podcast о полиамории и смежных вопросах. На базе блог-сервиса «Живой журнал» работает сообщество приверженцев подобных отношений. И это не единичные случаи: существует множество тематических информационных ресурсов.

Непарный домострой

Россия, несмотря на запрет полигамии и в российском законодательстве, и в православной традиции, не исключение по части полиаморных отношений. С августа 2006 года и в российской зоне ЖЖ существует коммьюнити приверженцев полиамории, полигамии и открытого брака. Есть пример подобных отношений и среди моих знакомых — семья из четырех человек: папа, две мамы и дочка. Живут все вместе, муж женат на матери ребенка — она появилась в его жизни раньше «второй жены». Со слов участников, никаких проблем в отношениях нет, кроме одной: трудно объяснить школьным учителям, что кроме мамы есть ещё «мама Оля».

Полигамия в животном мире - совсем не...
Полигамия в животном мире - совсем не редкость

Есть в России и мусульманские полигамные семьи. Они распространены преимущественно среди кавказских мужчин (ингушей, дагестанцев) и арабов. В поддержку полигамии неоднократно высказывались российские политики. В июле 1999 года тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил в республике многоженство (указ Аушева), однако действие указа было приостановлено Борисом Ельциным как противоречащее российскому Семейному кодексу. Призывал узаконить многоженство в Российской Федерации Владимир Жириновский. В 2000 году он внес на рассмотрение проект закона, позволяющий мужчине иметь до четырех жен, при обязательном согласии всех имеющихся супруг на каждый новый брак. В 2006 году в СМИ развернулась бурная дискуссия после выступления Рамзана Кадырова за введение многоженства в Чечне. Кадыров мотивировал необходимость полигамии для чеченского народа демографическим фактором: «В Чечне это необходимо, потому что у нас война, у нас, по статистике, больше женщин, чем мужчин». О российской полигамии говорил Борис Немцов: «Миллионы мужчин у нас имеют несколько жен. Жены гражданские, ведь юридически их нельзя оформить. Назрел вопрос: мы готовы узаконить то, что уже есть?»
По данным последней переписи населения в России на 100 мужчин приходится 115 женщин, доля женщин у нас — одна из самых высоких в Европе. При этом число замужних женщин превышает число женатых мужчин на 65000 человек, что может свидетельствовать как о полигинии, так и о желании некоторых женщин считать себя замужними, в то время как их «мужья» называют себя холостыми. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) в феврале 2008 года провел опрос 1000 россиян на тему моральной приемлемости в их жизни различных явлений, в том числе многоженства. Морально приемлемым многоженство считают 16% опрошенных, резко отрицают многоженство — 61% (сравните с 90% американцев, выступающих против полигамии).

«Отколовшиеся» мормоны

Практика полигамных семей получила довольно широкое распространение среди американских протестантов времен «эпохи пионеров». Но уже в середине XIX века они оказались вне закона, однако борьба с подобной практикой по-прежнему актуальна. В Техасе не первый год идет расследование деятельности Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Краеугольным камнем в очередной раз стало многоженство и жесткое обращение с детьми. Несколько десятков мужчин обвиняют в изнасиловании несовершеннолетних. Судебное разбирательство может окончиться для обвиняемых пожизненным тюремным заключением. После осады техасского ранчо FLDS с 3 по 8 апреля и начала беспрецедентно крупного процесса многоженцы опасаются новых действий со стороны властей.
Фундаменталистская церковь Иисуса Христа Святых последних дней была создана в 1835 году бывшими членами Церкви Мормонов, недовольными отказом этой религиозной организации от практики многоженских браков. Полигиния считалась основным догматом мормонской веры и необходимой составляющей спасения человека, о чем лидеры мормонов неоднократно получали «откровения». Считалось, что мужчине для спасения необходимо не менее трех жен. Роль женщины в мормонской церкви — послушание и почитание мужа. «Требовать от них отказа от веры в полигамию равносильно требованию, чтобы они отказались от всей своей веры и признали свое священство ложью», — заявил в 1865 году Бригам Янг (1801–1877), второй глава мормонов.

Американская карикатура конца XIX век...
Американская карикатура конца XIX века «12 жен Бригама Янга оплакивают его смерть в супружеской постели». Бригам Янг возглавлял Церковь Иисуса Христа Святых последних дней с 1847 по 1877 год и за свою жизнь был женат 50 раз

Однако такая позиция не согласовывалась с американскими законами: многоженство в США было запрещено. Ситуация осложнялась тем, что Федеральное правительство долго отказывало Юте (в городе Солт-Лейк-Сити на территории Юты находится центр мормонской церкви) в статусе штата, а вместе с этим и мормонам — в праве участвовать в политической жизни США. Четвертому руководителю мормонов, Уилфорду Вудраффу (1807–1898), как нельзя вовремя явилось откровение о том, что многоженство среди адептов церкви необходимо отменить, и в 1890 году мормонами был принят Манифест, прекращающий практику полигинии. Усилия не прошли даром: в 1896 область вокруг Солт-Лейк-Сити была присоединена к США как штат Юта.
Несколько групп мормонов, как водится, отделились от основной церкви. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней — крупнейшая из них. В настоящее время FLDS насчитывает от 6000 до 11000 своих последователей в штате Юта и около 1000 — в Канаде. Её штаб-квартира находится в Техасе, на ферме «Стремление в Сион». Название ранчо отсылает к одноименной песне, сочиненной нынешним лидером FLDS Уорреном Джеффсом. С осени 2007 года Джеффс отбывает десятилетний срок в тюрьме за «соучастие в изнасиловании». Он принудил 14-летнюю девочку выйти замуж за её 19-летнего двоюродного брата.
Несовершеннолетние девочки, жители фермы, в 13–14 лет вступают в «духовные браки» со взрослыми мужчинами-членами FLDS, что на поверку оказывается сексуальным насилием. «Мужья» принуждают девочек к интимной близости и избивают их. Среди девушек, вывезенных полицией с фермы, многие беременны или уже c маленькими детьми. «К женщинам относятся как к собственности. Это ветхозаветная система: женщины всего лишь имущество, и дети тоже» — говорит одна из женщин, бежавших с фермы. Члены секты считают, что восстанавливают ветхозаветное многоженство.

Трудная любовь

Конгресс США выпустил закон (Edmunds Bill), запрещающий многоженство, в 1882 году. Совместная жизнь более чем с одной женщиной описывалась в нем как «преступление» и «незаконное сожительство». Осужденные по этому закону лишались избирательных прав и государственных должностей. В 1887 году карательные меры были усилены: стала возможна конфискация имущества многоженцев. В настоящее время многоженство по-прежнему запрещено во всех пятидесяти штатах Америки. Согласно результатам исследования Gallup 90% американцев против полигамии. Между тем, пока малочисленные сторонники полигамии могут дать начало массовому движению за легализацию этого явления в ближайшие 15–20 лет, особенно на фоне борьбы за права гомосексуальных пар, предупредил Питер Спригг, старший директор Центра исследований брака и семьи.
Губернатор штата Юта Майк Ливитт уже в 1998 году предположил, что американцы имеют право на многоженство в соответствии с Первой поправкой к Конституции. В 1986 году появилась религиозная организация Centennial Park Action Committee, лоббирующая отмену уголовных наказаний за многоженство. Выступали за пересмотр законодательства члены FLDS. В Колорадо выходит журнал Loving More, основанный в 1991 году одноименной организацией. В 2006 году кабельным телеканалом HBO запущен сериал «Большая любовь». Главный герой — бизнесмен, у него три жены и семеро детей, все они живут по соседству, в трех одинаковых домах. Муж составляет расписание, по которому проводит время с каждой из трех спутниц жизни. Словом, американское движение в поддержку многоженства набирает обороты.

Восемь осужденных из штат Юта отбываю...
Восемь осужденных из штат Юта отбывают наказание за многоженство (1885)

Сторонники полиамории и полигамии приводят в свою пользу множество доводов. Начиная с многочисленных исследований полигамии у животных, в том числе обезьян бонобо, на 98% схожих с человеком на генетическом уровне, до влияния полигамии на здоровье. В исследовании, проводимом на факультете ботаники и зоологии Австралийского национального университета под руководством профессора Эндрю Кокбурна, на основании результатов эксперимента над темной широкостопой сумчатой мышью делается вывод о том, что полигамные женщины имеют больше шансов на здоровое потомство. А профессор психологии Университета штата Миссури в Канзас-Сити Терри Конли считает, что у приверженцев полигамных отношений меньше риск заражения венерическими заболеваниями.
Западный учитель буддийской школы Карма Кагью, первый европейский ученик Кармапы XVI, датчанин Лама Оле Нидал регулярно говорит о возможности отношений с несколькими партнерами в том случае, если это никому не доставляет вреда. «Если мы используем свое тело для того, чтобы приносить другим счастье, мы создаем хорошую карму», — говорит он. Сам Лама Оле длительное время был в близких отношениях с двумя женщинами — со своей женой Ханной и Кати Хартунг, которая путешествовала с Оле, когда Ханна была занята. В задачи буддизма не входит жесткое регулирование семейных и сексуальных отношений своих последователей, поэтому в решении вопроса, допустима ли законная форма полигамных отношений, каждый буддист полагается на личный выбор и культурные особенности той местности, в которой он живет. В этом контексте в 2006 году выступил Санжей-лама, представитель традиционной буддийской сангхи России в Москве. Вопрос отступления от моногамии является «не религиозным, а бытовым. Мы, буддисты, этого не поддерживаем и не осуждаем. Это нас не касается», — сказал он.
Заметна тенденция к тому, что один человек уже не может удовлетворять всем потребностям другого, и это приводит к увеличению открытости людей друг другу, — заявляет Даниель Дюпласи из Университета Британской Колумбии. И с ним соглашается российский психолог Максим Леви: он считает, что в основе полигамии лежат познавательная потребность и потребность в самоактуализации, «то есть обретение смысла жизни, максимальное раскрытие собственных возможностей, и многоженство тоже отвечает этой потребности, потому что подтверждает нашу компетентность, состоятельность».
А профессор Чикагского университета Гэрри Беккер, приводя аргументы в пользу полигамии, замечает: «В действительности, многоженство будет достаточно редким явлением в современном обществе, даже если его полностью разрешить. Полигиния была популярна в прошлом, когда мужчины стремились иметь много детей. Сейчас она больше не нужна, так как редкие семьи хотят иметь больше трех детей, количество, легко достигаемое и с одной женой. Замечу, что многоженство становится редким даже в тех мусульманских странах, где оно разрешено, например, в Иране».
Права и интересы человека выходят на первый план, соответственно меняют свою форму и семейные отношения. Миллионы людей занимаются поиском такой формы семьи, которая подходит именно для них. И поиск этот, видимо, не самый легкий.Автор: А.Захарова
Опубликовано 02 февраля 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 834

Ещё по теме...
Добавить комментарий