Голем и еврейская магия
Испокон веков учёные мужи всех стран и народов пытались уподобиться богу, создавая искусственного человека. Говорят, что более других в этом деле преуспели еврейские раввины, оживлявшие людей, вылепленных из глины, с помощью некого таинственного каббалистического заклинания.
Шем и «истина»
Само название рукотворных живых созданий премудрых раввинов — голем («гелем» переводится с иврита как «глина») — указывает на материал, из которого они были изготовлены. И действительно, если верить многочисленным источникам, големы по своей сути являлись керамическими изделиями. А вот оживляло их заклинание Шем ха-Мефораш — некая формула из букв и слов, составляющих подлинное имя Бога. Учёному, знавшему этот секретный шифр, «разбудить» голема было легче лёгкого. Достаточно было положить в рот глиняной кукле бумагу с записанной на ней формулой (шем), как та просыпалась и спешила исполнять приказы своего хозяина.
Но в некоторых трактатах изложен и другой способ создания Голема. По сведениям из этих источников, жизнь в глиняного человека вдыхали некий магический обряд и слово emet (истина), нацарапанное на лбу вылепленной из глины фигуры.
Вот только, утверждают трактаты, производство глиняных людей было занятием смертельно опасным. Так, големы, не умевшие говорить, мыслить, отличать добро от зла, частенько выходили из-под контроля своих создателей и, впадая при этом в неистовую ярость, принимались крушить все вокруг, убивая бедолаг, подвернувшихся им под горячую руку. И усмирить керамического буяна мог только человек, его сотворивший, ведь для этого требовалось вновь превратить голема в кучу глины. Если искусственный человек оживал при помощи шема, заветную бумажку нужно было просто вынуть у него изо рта. А вот у носителя слова emet следовало соскоблить со лба первую букву колдовской надписи, тем самым превратив «истину» в «смерть» (met).
Телёнок для субботней трапезы
Что и говорить, опыты по созданию таких существ практически всегда заканчивались плачевно. Это подтверждают многочисленные исторические источники и магические трактаты, повествующие о творцах големов, раскаявшихся в своих экспериментах.
Согласно одному из апокрифических текстов, примером служит ветхозаветный пророк Иеремия, ставший новатором в деле создания глиняных людей. Вот только «разбуженный» им голем буквально с первых минут проявил строптивый характер. Он даже попытался вырвать из рук мудрого старца нож, которым тот вырезал заветную надпись на лбу своего творения.
О следующем опыте создания человека из глины нам рассказывает Сангедрин — один из трактатов Талмуда. В нём говорится, что в IV веке некий раввин Равва оживил голема и послал того к своему приятелю Заире. Но друг учёного мужа, также искушённый в науках, по неизвестной причине не одобрил опытов товарища и превратил его детище в кучу глины. Правда, история умалчивает о том, как отнёсся к этому поступку приятеля достопочтенный Равва, но вряд ли он был обрадован столь пренебрежительным отношением к своей работе.
Также Талмуд рассказывает и о современниках Раввы и Заиры, неких мудрецах Ханине и Ошайе, которые более практично подошли к вопросу сотворения живых существ из подсобного материала. Так, каждую пятницу они создавали из глины… телёнка «размером в треть взрослого быка», который становился главным блюдом во время субботней трапезы учёных мужей.
Эксперимент Элии
Спустя несколько столетий, в середине XVI века, некий раввин Элия из польского городка Хельма решил продолжить опыты мэтров прошлых лет. Для этого он приказал помощникам принести два мешка глины на чердак местной синагоги, после чего заперся там на довольно долгое время. Когда же создание Голема подошло к концу, Элия явил людям своё творение. Этого глиняного человека ростом с десятилетнего ребёнка трудно было назвать красавцем, зато он послушно выполнял любую возложенную на него работу. Вот только все полученные приказы новый житель еврейского гетто понимал буквально, а потому следовало трижды подумать, прежде чем дать задание этому слуге. Так, когда ему было поручено принести воды в синагогу, голем устроил настоящий потоп в этом святом месте, а обыденная просьба нарубить дров чуть не лишила Хельм всех лесов, окружавших город. Кроме того, помощник, созданный Элией, рос не по дням, а по часам и спустя несколько недель уже превратился в настоящего великана.
Тогда местные жители попросили раввина уничтожить своё не в меру усердное детище. И хотя Элия согласился с мнением общества, избавиться от голема оказалось непросто. Дело в том, что рост глиняного человека к тому времени достигал метра два с половиной, а потому дотянуться до его лба, где красовалась надпись emet, раввин не мог. Тогда он пустился на хитрость. Как-то вечером он приказал голему снять с себя сапоги, и когда тот наклонился, Элия соскреб ножом лишнюю букву в заветном слове.
Творение Льва бен Бецалеля
И всё же на протяжении нескольких столетий самым знаменитым считается голем из Праги, созданный в конце XVI века известнейшим еврейским учёным Львом бен Бецалелем. Но, в отличие от своих предшественников, рабби Лёв (так Бецалеля называли его соплеменники) сотворил голема не из-за прихоти или научного интереса. Прибегнуть к магическим опытам раввина заставили печальные обстоятельства. Дело в том, что в то тревожное время жители пражского гетто слишком часто подвергались нападкам «добрых католиков» столицы Чехии, а вот голем вполне мог обеспечить евреям достойную защиту.
Предания гласят, что огромный глиняный слуга рабби Лёва, получивший имя Йозеф и оживлённый с помощью шема, прекрасно справился с возложенной на него миссией. Днём он выполнял в доме создателя самую тяжёлую и чёрную работу, а ночью патрулировал улицы гетто, предотвращая погромы. Причём трудился голем только шесть дней в неделю, а в субботу, отправляясь в синагогу, рабби вынимал изо рта своего детища шем, тем самым превращая его в простую глиняную куклу.
Так продолжалось несколько лет, пока однажды Лев бен Бецалель перед еженедельным молением не забыл вынуть заветную бумагу из пасти голема. И когда хозяин покинул дом, его слуга, оставшийся без присмотра, впал в неудержимую ярость. Выскочив на улицу, Йозеф принялся крушить и ломать постройки, а также избивать до смерти жителей гетто. Перепуганные граждане бросились за рабби Левом в синагогу, прося его успокоить своё творение. Каким-то чудом раввину удалось извлечь шем изо рта разбушевавшегося голема, и когда тот упал без движения, учёный приказал спрятать «хулигана» на чердаке молельного дома.
Пражская легенда гласит, что, похоронив таким образом бедолагу Йозефа, бен Бецалель запретил своим соплеменникам даже приближаться у укрытию голема. В течение почти двух столетий жители гетто свято соблюдали наказ рабби Лёва, пока в конце XVIII века некий раввин Эзехиель Ландау не решил узнать, что же за чудо хранится на чердаке синагоги. Вот только о результатах своей разведки ребе не сообщил никому, однако очевидцы этого события вспоминали, что он дрожал от страха, покидая заветное помещение.
Староновая синагога: Тайна чердака
Староновая синагога в Праге, которой волей случая выпало стать убежищем голема рабби Лёва, сохранилась и по сей день. Конечно же, находилось немало исследователей, желавших узнать, какие тайны скрывает её чердак. В 80-е годы прошлого века им стал чешский журналист Иван Мацкерле. Вот как он описывал своё приключение: «Чердак Староновой синагоги довольно мал, его легко осмотреть. Там нет ниш или потайных помещений. Хотя мы и не ожидали увидеть в каждом углу груды подсвечников, старые сундуки и тонны молитвенников, пустота поразила нас. Везде лишь толстые балки, пыль и голубиный помёт. Мы установили и включили принесённый с собой радар. Он показал, что толщина пола меньше 40 сантиметров. Это исключает возможность спрятать что-то под ним».
Свою неудачу Иван Мацкерле объяснил тем, что в 1883 году на чердаке синагоги проходил капитальный ремонт, и, возможно, в это время голем был тайно перезахоронен в другом месте. Вот только где - сегодня, увы, неизвестно.Автор: Е.Танина
Источник: "Тайны ХХ века" №44, 2020 г.
Шем и «истина»
Само название рукотворных живых созданий премудрых раввинов — голем («гелем» переводится с иврита как «глина») — указывает на материал, из которого они были изготовлены. И действительно, если верить многочисленным источникам, големы по своей сути являлись керамическими изделиями. А вот оживляло их заклинание Шем ха-Мефораш — некая формула из букв и слов, составляющих подлинное имя Бога. Учёному, знавшему этот секретный шифр, «разбудить» голема было легче лёгкого. Достаточно было положить в рот глиняной кукле бумагу с записанной на ней формулой (шем), как та просыпалась и спешила исполнять приказы своего хозяина.
Но в некоторых трактатах изложен и другой способ создания Голема. По сведениям из этих источников, жизнь в глиняного человека вдыхали некий магический обряд и слово emet (истина), нацарапанное на лбу вылепленной из глины фигуры.
Вот только, утверждают трактаты, производство глиняных людей было занятием смертельно опасным. Так, големы, не умевшие говорить, мыслить, отличать добро от зла, частенько выходили из-под контроля своих создателей и, впадая при этом в неистовую ярость, принимались крушить все вокруг, убивая бедолаг, подвернувшихся им под горячую руку. И усмирить керамического буяна мог только человек, его сотворивший, ведь для этого требовалось вновь превратить голема в кучу глины. Если искусственный человек оживал при помощи шема, заветную бумажку нужно было просто вынуть у него изо рта. А вот у носителя слова emet следовало соскоблить со лба первую букву колдовской надписи, тем самым превратив «истину» в «смерть» (met).
Телёнок для субботней трапезы
Что и говорить, опыты по созданию таких существ практически всегда заканчивались плачевно. Это подтверждают многочисленные исторические источники и магические трактаты, повествующие о творцах големов, раскаявшихся в своих экспериментах.
Согласно одному из апокрифических текстов, примером служит ветхозаветный пророк Иеремия, ставший новатором в деле создания глиняных людей. Вот только «разбуженный» им голем буквально с первых минут проявил строптивый характер. Он даже попытался вырвать из рук мудрого старца нож, которым тот вырезал заветную надпись на лбу своего творения.
О следующем опыте создания человека из глины нам рассказывает Сангедрин — один из трактатов Талмуда. В нём говорится, что в IV веке некий раввин Равва оживил голема и послал того к своему приятелю Заире. Но друг учёного мужа, также искушённый в науках, по неизвестной причине не одобрил опытов товарища и превратил его детище в кучу глины. Правда, история умалчивает о том, как отнёсся к этому поступку приятеля достопочтенный Равва, но вряд ли он был обрадован столь пренебрежительным отношением к своей работе.
Также Талмуд рассказывает и о современниках Раввы и Заиры, неких мудрецах Ханине и Ошайе, которые более практично подошли к вопросу сотворения живых существ из подсобного материала. Так, каждую пятницу они создавали из глины… телёнка «размером в треть взрослого быка», который становился главным блюдом во время субботней трапезы учёных мужей.
Эксперимент Элии
Спустя несколько столетий, в середине XVI века, некий раввин Элия из польского городка Хельма решил продолжить опыты мэтров прошлых лет. Для этого он приказал помощникам принести два мешка глины на чердак местной синагоги, после чего заперся там на довольно долгое время. Когда же создание Голема подошло к концу, Элия явил людям своё творение. Этого глиняного человека ростом с десятилетнего ребёнка трудно было назвать красавцем, зато он послушно выполнял любую возложенную на него работу. Вот только все полученные приказы новый житель еврейского гетто понимал буквально, а потому следовало трижды подумать, прежде чем дать задание этому слуге. Так, когда ему было поручено принести воды в синагогу, голем устроил настоящий потоп в этом святом месте, а обыденная просьба нарубить дров чуть не лишила Хельм всех лесов, окружавших город. Кроме того, помощник, созданный Элией, рос не по дням, а по часам и спустя несколько недель уже превратился в настоящего великана.
Тогда местные жители попросили раввина уничтожить своё не в меру усердное детище. И хотя Элия согласился с мнением общества, избавиться от голема оказалось непросто. Дело в том, что рост глиняного человека к тому времени достигал метра два с половиной, а потому дотянуться до его лба, где красовалась надпись emet, раввин не мог. Тогда он пустился на хитрость. Как-то вечером он приказал голему снять с себя сапоги, и когда тот наклонился, Элия соскреб ножом лишнюю букву в заветном слове.
Творение Льва бен Бецалеля
И всё же на протяжении нескольких столетий самым знаменитым считается голем из Праги, созданный в конце XVI века известнейшим еврейским учёным Львом бен Бецалелем. Но, в отличие от своих предшественников, рабби Лёв (так Бецалеля называли его соплеменники) сотворил голема не из-за прихоти или научного интереса. Прибегнуть к магическим опытам раввина заставили печальные обстоятельства. Дело в том, что в то тревожное время жители пражского гетто слишком часто подвергались нападкам «добрых католиков» столицы Чехии, а вот голем вполне мог обеспечить евреям достойную защиту.
Предания гласят, что огромный глиняный слуга рабби Лёва, получивший имя Йозеф и оживлённый с помощью шема, прекрасно справился с возложенной на него миссией. Днём он выполнял в доме создателя самую тяжёлую и чёрную работу, а ночью патрулировал улицы гетто, предотвращая погромы. Причём трудился голем только шесть дней в неделю, а в субботу, отправляясь в синагогу, рабби вынимал изо рта своего детища шем, тем самым превращая его в простую глиняную куклу.
Так продолжалось несколько лет, пока однажды Лев бен Бецалель перед еженедельным молением не забыл вынуть заветную бумагу из пасти голема. И когда хозяин покинул дом, его слуга, оставшийся без присмотра, впал в неудержимую ярость. Выскочив на улицу, Йозеф принялся крушить и ломать постройки, а также избивать до смерти жителей гетто. Перепуганные граждане бросились за рабби Левом в синагогу, прося его успокоить своё творение. Каким-то чудом раввину удалось извлечь шем изо рта разбушевавшегося голема, и когда тот упал без движения, учёный приказал спрятать «хулигана» на чердаке молельного дома.
Пражская легенда гласит, что, похоронив таким образом бедолагу Йозефа, бен Бецалель запретил своим соплеменникам даже приближаться у укрытию голема. В течение почти двух столетий жители гетто свято соблюдали наказ рабби Лёва, пока в конце XVIII века некий раввин Эзехиель Ландау не решил узнать, что же за чудо хранится на чердаке синагоги. Вот только о результатах своей разведки ребе не сообщил никому, однако очевидцы этого события вспоминали, что он дрожал от страха, покидая заветное помещение.
Староновая синагога: Тайна чердака
Староновая синагога в Праге, которой волей случая выпало стать убежищем голема рабби Лёва, сохранилась и по сей день. Конечно же, находилось немало исследователей, желавших узнать, какие тайны скрывает её чердак. В 80-е годы прошлого века им стал чешский журналист Иван Мацкерле. Вот как он описывал своё приключение: «Чердак Староновой синагоги довольно мал, его легко осмотреть. Там нет ниш или потайных помещений. Хотя мы и не ожидали увидеть в каждом углу груды подсвечников, старые сундуки и тонны молитвенников, пустота поразила нас. Везде лишь толстые балки, пыль и голубиный помёт. Мы установили и включили принесённый с собой радар. Он показал, что толщина пола меньше 40 сантиметров. Это исключает возможность спрятать что-то под ним».
Свою неудачу Иван Мацкерле объяснил тем, что в 1883 году на чердаке синагоги проходил капитальный ремонт, и, возможно, в это время голем был тайно перезахоронен в другом месте. Вот только где - сегодня, увы, неизвестно.Автор: Е.Танина
Источник: "Тайны ХХ века" №44, 2020 г.
Опубликовано 30 января 2021
| Комментариев 0 | Прочтений 2647
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: