Слово о погибели земли Русской - о каком событии идёт речь?
Слово о погибели земли Русской - о каком событии идёт речь?
Татаро-монгольское нашествие XIII века круто изменило судьбу Древней Руси. Только спустя более 230 лет русские княжества вновь обрели государственную независимость, однако уже в иных географических пределах. Современники Батыева нашествия остро чувствовали трагедию своего времени. Одним из самых известных литературных памятников XIII века является «Слово о погибели Русской земли», автор которого трогательно оплакивает Родину, которую постигло несчастье.
Первым учёным, который ознакомился с текстом «Слова о погибели Русской земли», был псковский археолог Константин Евлентьев. В 1878 году он сделал краткую запись о составе рукописного сборника (подобного Прологу), содержавшего этот памятник словесности. Однако вскоре Евлентьев умер, и лавры первооткрывателя достались Хрисанфу Лопарёву, опубликовавшему «Слово о погибели» в 1892 году. Рукопись он обнаружил в библиотеке Псково-Печёрского монастыря...
Ещё один, более поздний список XVI века обнаружился в Риге в 1933 году. В этом варианте текста отличались лишь несколько слов.
В обоих случаях писцы-составители поместили «Слово о погибели Русской земли» непосредственно перед «Житием Александра Невского», поэтому оно может рассматриваться как своего рода «предисловие» к житию. Однако академик Дмитрий Лихачёв считал «Слово о погибели» самостоятельным произведением, произвольно включённым в более крупный свод. Предположительно, оба варианта списка восходят к одной рукописи XV века.
В которой и произошло соединение «Слова о погибели» с житием.
Полное название текста сохранилось лишь в Печорском списке. Оно звучит так: «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава». В предлоге есть исправление, поэтому допустимы варианты: «по» некоторые специалисты читают как «о» или «ото». Хрисанфом Лопарёвым также высказывалось мнение, что первоначально памятник назывался просто «Словом о погибели Русской земли», вторая же часть заглавия была добавлена позже.

Необычное содержание

Текст «Слова о погибели» достаточно необычен для XIII века. Книжники того периода обычно воспринимали события своей эпохи через призму княжеских интересов, а русские земли считали владениями отдельных княжеских родов. В таком ключе написана, например, «Похвала роду рязанских князей», отличающаяся чеканными риторическими оборотами.
В «Слове о погибели» же похвалы удостоена вся Русская земля, которая воспринимается как единое целое. Правда, взор автора обращён в прошлое. Он вспоминает былую красоту и богатство Руси, начиная со времён Ярослава Мудрого (правил в Киеве с 1016 по 1054 год с годичным перерывом).
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская», — восклицает автор (перевод Дмитрия Лихачёва).
Далее он перечисляет природные богатства страны: озёра, реки и «источники местночтимые», холмы, дубравы и поля, «дивных зверей» и «разнообразных птиц». После этого переходит к «городам великим» и «селениям славным», где стоят храмы и монастыри, и где живут «князья грозные» и «бояре честные».
От описаний природы и людей автор переходит к политическому могуществу Руси. Обозначены её границы среди прочих народов: от угров, ляхов, чехов и литовцев на западе до черемисов и мордвы на востоке.


«Всё с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали», — говорится в тексте.
Один из самых видных исследователей древнерусской литературы Дмитрий Лихачёв.
Автор явно гордится той эпохой, когда в свете русской угрозы «литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов». Народы Поволжья князь Владимир Мономах обложил данью в виде мёда (бортничали на него). Сообщается, что «от страха» перед киевским князем ему присылал дары сам царьградский император Мануил. Данный факт почерпнут из фольклорной традиции, так как Мануил и Владимир не были современниками. С этим фрагментом «Слова о погибели» учёные также связывают легенду о византийском происхождении «Мономахова венца».
Текст заканчивается наг «минорной» ноте: «И в те дни — от Великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского, — обрушилась беда на христиан…» (в оригинале «болезнь крестияном»).
До нашего времени дошло всего 236 слов «Слова о погибели». Считается, что окончание Памятника утеряно, а в XV и XVI веках его переписывали уже в качестве отрывка.

И в чём смысл Слова о погибели Русской земли?

Дмитрий Лихачёв полагал, что автор «Слова о погибели» имел южнорусское происхождение, но сам текст писался в северо-восточной Руси. По мнению профессора Тихомирова, автор, вероятнее всего, находился в Новгороде — относительно «мирном» городе в эпоху лихолетья. Литературовед Николай Гудзий считал местом создания памятника Переяславль.
По одной из версий, «Слово о погибели Русской земли» было написано в качестве отклика на битву на реке Калке в 1223 году, когда объединённое русско-половецкое войско впервые сразилось с татаро-монголами и проиграло. При этом погибло девять князей, что для тогдашнего русского населения казалось катастрофой.
Однако эмоциональный накал произведения позволяет предположить, что оно писалось после событий татаро-монгольского нашествия 1237-1238 годов на северо-восточную Русь. Или, возможно, уже после 1240 года, когда пал Киев. За позднейшую
Дату обычно принимается 1246 год — время смерти упомянутого «нынешнего Ярослава», то есть князя Ярослава Всеволодовича, великого князя владимирского.
По поэтической структуре и художественным достоинствам текст памятника сравним со «Словом о полку Игореве», несмотря на значительно меньший размер. Он разбит на строфы и включает в себя фольклорные песенные обороты. В древности «Слово о погибели Русской земли» могли распевать народные певцы. Автор использует такие художественные приёмы, как аллитерации и повторы.
«Слово о погибели» проникнуто духом русского патриотизма практически в современном значении этого слова. Русь осознаётся автором как православное единство, противопоставленное соседям не только по территориально-этническому, но и по религиозному признаку. Отметим, что для периода феодальной раздробленности это нехарактерное словоупотребление. В то время название «Русь» закрепилось в узком географическом смысле только за районом Киева и Поросья. Однако в «Слове о погибели» даже пейзажи выглядят обобщёнными. По мнению доктора филологических наук Юрия Бегунова, они не указывают ни на одну конкретную местность.
Художественные задачи автора не сводились к описаниям природы. Исследователи видят в тексте политическую программу «реванша» и восстановления единства и величия Руси. Хрисанф Лопарёв считал найденный им памятник началом «великолепной поэмы XIII века, оплакивающей гибель Руси с предварительным прославлением её красоты и славы». А исследователь Александр Шайкин считает возможным продолжением «Слова о погибели» фрагмент текста Галицко-Волынской летописи, где описано Батыево нашествие. По другой версии, продолжением текста должен был стать какой-то эпизод междоусобных распрей (возможно, борьба между сыновьями Всеволода Большое Гнездо), который и привёл в итоге к «погибели», то есть завоеванию Руси татарами.

Судьба текста

Вероятно, в смутные времена оригинальная рукопись сгорела или же её автор погиб, не успев закончить своё произведение.
«Слово о погибели» имело хождение среди древнерусских книжников, которые заимствовали оттуда отдельные обороты. Воспринимая текст как пролог к житию Александра Невского, автор новой редакции «Жития Феодора Ярославского» использовал «Слово о погибели» в качестве образца.
Патриотическое звучание древнерусского памятника стало особенно актуальным в начале XX века. Когда Россия вновь пережила смуту, сравнимую по разрушительным последствиям с нашествием татар, писатель Алексей Ремизов откликнулся на эти события произведением «Слово о погибели Русской земли», в котором пользовался риторической структурой предшествующего текста.Автор: Т.Сагдиев
Источник: "Загадки истории" №3, 2021 г.
Опубликовано 25 января 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 1650

Ещё по теме...
Добавить комментарий