Келлская книга
Келлская книга
У всех верующих на Земле есть свои священные книги. У христиан - Библия, у мусульман - Коран, у иудеев - Танах. И чем они древнее, тем большую ценность имеют. Но среди всего многообразия этих Божественных артефактов так называемая Келлская книга занимает особое место...

Каждый день по две страницы

Эта уникальная книга хранится в Ирландии, в библиотеке Дублинского университета. И не под семью замками, как можно было бы подумать. Реликвия выставлена для всеобщего обозрения в специальном зале, и от зрителей её отделяет всего лишь пуленепробиваемое стекло. Каждый день переворачиваются две её страницы, так что, приходя сюда ежедневно, в течение 170 дней вы сможете просмотреть всю книгу целиком. Но помните: главное, на что нужно обратить внимание, — это её иллюстрации и орнаменты. Ведь именно художественное оформление Келлской книги делает её одним из самых поразительных чудес, дошедших до нас из Средневековья.
Некоторые исследователи предлагали называть книгу не Келлской, а Айонской, поскольку именно монахи с этого удалённого шотландского острова создали её в 800 году. Ну а монастырь, в котором они жили и трудились, был основан ещё раньше — в VI веке. Заложил его святой Колумба, из-за чего книгу долгое время называли Евангелием святого Колумба.
Келлская книга щедро украшена изящными миниатюрами и орнаментами. Благодаря великолепной технике исполнения и красоте узоров многие исследователи называют её наиболее значительным произведением средневекового ирландского искусства. Кроме того, книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр.
На первый взгляд ничего особенного в этой книге нет. Это тексты четырёх Евангелий известных канонических евангелистов, которые монахи в различных монастырях Европы в Средние века переписывали многие тысячи раз. Поразительно другое: этот шедевр был создан на самой окраине тогдашнего цивилизованного мира! Монахи ютились в крошечных каменных хижинах, их окружали голые скалы, чахлая трава, с утра до вечера дул холодный ветер с моря. Более бедную и мрачную обстановку трудно себе даже представить.

Норманны, воры и Кромвель…

А ведь, кроме враждебных сил природы, были ещё и викинги-норманны, частенько грабившие беззащитные монастыри. Когда в 806 году в ходе очередного нападения викинги убили 68 монахов, оставшиеся в живых перебрались в монастырь города Келлс. Всё-таки города тогда имели высокие стены. И конечно же, они взяли с собой созданный ими манускрипт. Просто удивительно, что книгу не сожгли или не похитили норманны, а за всю свою более чем тысячелетнюю историю она потеряла всего 60 страниц.


В 1006 году Келлская книга была украдена прямо из церкви монастыря. «Анналы Ульстера» сообщают, что через два месяца и 20 дней её нашли, спрятанную подслоем дёрна.
В ходе завоевания Ирландии Кромвелем город Келлс был разрушен, и в 1653 году реликвию отправили на сохранение в Дублин, где она наконец-то нашла надёжное пристанище в Тринити-колледже. Там её по сей день берегут как зеницу ока.

Работа ангела

А сколько труда было вложено в создание артефакта! — в нём 680 страниц, и на один только пергамент для книги потребовалось 185 телячьих шкурок, которые тщательно и бережно выделывали лучшие мастера. Текст имеется не на всех страницах, но те, на которых он есть, обязательно причудливо оформлены. Уголки на некоторых страницах украшены прекрасными кельтскими узорами. Изображены все четыре символа евангелистов — орёл, телёнок, человек и лев, причём каждый с крыльями — с шестью, с четырьмя, с двумя.
Удивляют и другие изображения, которым просто нет числа. Все линии исключительно тонкие, полные переплетений и связок, а краски такие свежие и яркие, словно их нанесли на пергамент только вчера. Неудивительно, что ещё в XII веке находились люди, утверждавшие, что сия книга — работа ангела, но никак не человека.
Иллюстрации Келлской книги действительно впечатляют. Самые красивые — те, что украшают заглавные страницы четырёх Евангелий. Но даже среди них пальму первенства держит заглавная страница Евангелия от Иоанна. Здесь всего лишь одна фраза, которая означает: «В начале было Слово». Тут можно увидеть фигуру святого Иоанна с книгой в руке, а справа от него — человека с бокалом вина. Он пьян и не замечает, что к нему приближается зубастый монстр. Что это? Намёк на вред пьянства или пороки, которых мы не замечаем?
Страница со знаками Chi Ro — первыми буквами имени Христа — целиком покрыта невероятно сложным по композиции и детально прописанным узором. Сколько на него ни смотри, будут видны все новые и новые нюансы. Заполнен каждый кусочек свободного пространства. И это невероятно! Поневоле задаёшься вопросом: а зачем этих узоров так много? Можно ведь было и попроще что-нибудь нарисовать, хуже бы не стало. В одном из таких узоров, площадью всего в один квадратный дюйм, белая полоска весьма затейливым образом 158 раз пересекается с тёмным бордюром. А некоторые из узоров можно рассмотреть только при помощи лупы. Но была ли лупа у монахов, которые все это рисовали?
А вот обычная бытовая сценка: в углу страницы нарисована выдра, поймавшая рыбу. Опять некий символ? Или монах-художник нарисовал то, что увидел… разнообразия ради?

Почему так много животных?

На страницах средневековых манускриптов нередко можно увидеть самые удивительные изображения. Это и фантастические животные, и растения, и даже гибриды тех и других. Фантазия художников-иллюстраторов была весьма буйной даже в тех случаях, когда они иллюстрировали Библию. Келлская книга в этом плане тоже не исключение. Животных тут целый зоопарк. Павлины, львы, змеи, кошки, зайцы, козы. Какую смысловую нагрузку несут их изображения? Понятно, что кошки могли жить при монастыре и охотиться на грызунов, подбирающихся к монастырским запасам. Козы паслись рядом и давали молоко, чем и заслужили благосклонность иллюстраторов. А вот какой смысл был в изображении двух львов в тексте Евангелия от Матфея, где речь идёт о предательстве Иуды?
По мнению исследователей манускрипта и его иллюстраций, в данном случае львы могли символизировать главных персонажей — Христа и Иуду. Тем более что один лев изображён кусающим второго. И как знать, может быть, разгадывать рисунок приходится лишь нам с вами, а людям того времени многое объяснялось изустно, и они, взглянув на иллюстрацию, сразу же понимали, о чём идёт речь?

Секрет монахов

Главная тайна Келлской книги заключается в её красках. Почему через 1200 лет они совеем не потускнели и сохраняют свою яркость? Известно, что в те времена использовались самые разные натуральные пигменты, поскольку иных тогда и не было. Так, синий краситель добывали из индиго или вайды, которые росли на севере Европы. В качестве жёлтой краски использовали аурипигмент (жёлтый сульфид мышьяка), а в качестве красной — киноварь (серу, растворенную в ртути) и крокоит — красную свинцовую руду. Применяли средневековью художники и зелёную ярь-медянку, и синюю ляпис-лазурь. Но вот вопрос: на чём их разводили и как наносили? Почему они выдержали сырость и холод веков и даже сегодня практически не осыпаются и не стираются? Как монахи сумели этого добиться, неизвестно и по сей день…Автор: В.Шпаковский
Опубликовано 22 января 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 2698

Ещё по теме...
Добавить комментарий