Киевская Русь родина крокодилов?
Киевская Русь родина крокодилов?
В изданиях, посвященных аномальным явлениям, происходившим в России, периодически встречается описание неких доисторических ящеров, обитающих в северных озерах. Явление это уникальное, поскольку, как известно, подобные существа вымерли миллионы лет назад. Тем не менее исторические хроники утверждают, что в Средневековье ящеры, похожие на крокодилов, не только существовали, но и совершали опустошительные набеги на Псков и Великий Новгород.

Где живут ящеры

Современные криптозоологи, подробно исследовав древнерусские летописи, обнаружили, что слово «крокодил» активно используется на Руси примерно с XII века. Тексты литературных памятников прошлого позволяют сделать вывод, что в Средневековье понятие «крокодил» было достаточно широко распространено в нашей стране. В частности, в послании митрополита Киевского Никифора, адресованном Владимиру Мономаху, говорится: «И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие». Следовательно, в то далекое время в русских городах существовало массовое поклонение неким ящерам, именуемым крокодилами. В то же время в Ипатьевской летописи князя Романа Мстиславовича Галицкого автор льстиво сравнивает своего правителя со львом, рысью, туром и… крокодилом.
В частности, летописец заявляет: «устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур». Конечно, можно было бы предположить, что слово «крокодил» добавлялось для красоты. Однако историки считают, что подобное маловероятно, поскольку в древности люди описывали лишь то, что видели в реальной жизни. Следовательно, крокодил для жителей Древней Руси был таким же реальным животным, как рысь или тур. В то же время изображение крокодилов в образе зубастых ящеров достаточно часто встречается в росписи соборов и храмов Древней Руси. Однако изображенные на фресках животные существенно отличаются от крокодилов, которые в наши дни водятся в южных странах.

Крокодил крокодилу – рознь!

Самое интересное, что наши предки отлично знали, как на самом деле выглядят крокодилы Египта и других соседних стран. В годы, когда создавались храмы с изображением на их стенах зубастых ящеров, православное христианство уже довольно глубоко пустило корни на Руси, а паломники из славянских земель успели побывать во время паломнических походов в странах Ближнего Востока. Во время этих путешествий сторонники христианской веры имели возможность наблюдать как крокодилов, так и других животных. К тому же по возвращении на родину, как правило, составлялось подробное описание путешествия, а также переписка иностранных мифологических и священных текстов.
В частности, на Руси XIII-XIV веков в княжеских и боярских домах большой популярностью пользовалось публичное чтение «Сказания об Индийском царстве», где среди прочего существовало достаточно своеобразное описание индийских крокодилов: «Есть у мене люди пол птици, а пол человека, а иныя у мене люди глава песья; а родятся у мене во царствии моем зверие у мене: слонови, дремедары, и коркодилы, и велбуди керно. Коркодил зверь лют есть, на что ся разгневаеть, а помочится на древо или на ино что, в той час ся огнем сгорить». Как видим, в «Сказании об Индийскомцарстве» дается полуфантастическое описание крокодила, не соответствующее текстам русских летописей, которые приводились выше. При этом, безусловно, было бы интересно увидеть тексты древних литературных памятников, в которых приводятся описания встречи жителей Древней Руси с существами, которых они называли крокодилами. Самое интересное, что подобные исторические документы действительно существуют.

Нашествие на Псков

Достаточно подробно описана не просто встреча наших предков с крокодилами, а их страшное нашествие на Псков в 1582 году, отображенное в Псковской летописи. В частности, в древнем документе говорится: «В лето 1090 поставиша город Земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша». Сложно себе даже представить, каким должно было быть количество загадочных ящеров, именуемых крокодилами, которые оказались способны до такой степени напугать жителей такого крупного средневекового города, как Псков. Причем в летописи говорится, что описание нашествия на город крокодилов записано со слов очевидца этого неприятного происшествия.


О том, что это нашествие действительно происходило на самом деле, указывал в своих работах и известный исследователь истории Древней Руси академик Б. А. Рыбаков. По мнению авторитетного ученого, культ ящера, существовавший на территории Северо-Восточной Руси, происходил от неких животных, похожих на крокодилов, чья популяция не сохранилась до наших дней. В «Повести о Словене и Русе», являющейся составной частью «Новгородского летописца», также рассказывается о сыне местного князя Словене, который не только был знаменитым чародеем и волхвом, но и якобы умел превращаться в. крокодила.
Эта история была настолько популярна, что позднее ее содержание было повторено в «Цветнике» 1665 года и Хронографе 1679 года. Прямо скажем, эта история достойна сюжета фильма ужасов. К тому же, как утверждают исторические хроники, после смерти князя-оборотня курган на его могиле просел, открыв подземные пустоты, кишащие жуткими тварями, что было истолковано как дурное предзнаменование.

Свидетельства очевидцев

Возникает вполне закономерный вопрос: коль скоро в ряде древнерусских летописей в той или иной степени упоминаются крокодилы и даже люди-оборотни, оборачивающиеся ими, то должны существовать вещественные доказательства нахождения этих животных на Руси. Ряд исследователей считает, что до XVI века не только на территории нашей страны, но и во всей Восточной Европе действительно существовал вид ящера, своим внешним видом напоминающий крокодила.
В частности, популярный английский путешественник Джером Горсей, дважды пересекавший Восточную Европу для посещения Московского царства в 1573 и 1591 годах, в одной из поездок встретился с существом, которое вполне подходит под описание крокодила. Проехав Варшаву в сторону современной Белоруссии, англичанин повстречал в болотистых лесах крупного ящера, который, по словам Горсея, опубликованным в его дневниках, имел голову крокодила, тело крупной змеи и хвост ящерицы. В своих записках путешественник назвал встреченное им чудовище «crocodile serpent», отметив, что после того, как он и его спутники убили монстра, от его трупа пошло жуткое зловоние. Похожие записи оставил и другой авторитетный западный путешественник Сигизмунд Герберштейн, встретившийся с похожим «крокодилом» во время поездки в Литву. Причем это была не случайная встреча с одиночным животным, а описание целой популяции этих монстров. Как утверждал путешественник, в Литве местные жители язычники-идолопоклонники содержат дома и кормят ящеров «гивоитов». Внешне это животное, по словам Сигизмунда Герберштейна, напоминало толстую змею с четырьмя лапами, крупным хвостом и зубастой пастью.
При этом современные этнографы подтверждают, что в средневековой Литве существовало поклонение змеям. При этом есть и более свежие данные о наблюдении на территории Севера России существ, похожих на крокодилов. Известный писатель Андрей Синельников рассказывал автору этого материала, как он, работая в архивах, случайно наткнулся на рассказ, датированный 1859 годом. В нем новгородский рыбак описывал свою встречу с неким зубастым змеем-ящером, который периодически всплывал на поверхность Ильмень-озера. Причем в дохристианские времена в городе действительно существовало капище некоего ящера, живущего в озере, которого в ряде летописных источников именовали крокодилом. Да и сегодня на бывшей территории Северо-Восточной Руси часто можно встретить реки, села и иные топонимы с характерным названием Ящино, Ящера или Ящер. При этом под Клином есть даже монастырь Спасо-Крокодилин.

Ученые в курсе дела

Совершенно очевидно, что некие ящеры, похожие на крокодилов, действительно когда-то существовали на территории нашей страны. Однако поскольку тварями они были кровожадными, их популяцию люди постепенно полностью истребили. Тем не менее должны были сохраниться если не единичные особи, то как минимум скелеты этих существ. И такие артефакты действительно существовали.
В конце XIX века церковные служители случайно обнаружили под полом церкви погреб, оставшийся от прежней сгоревшей деревянной постройки, в который люди не спускались больше ста лет. В подполе был обнаружен скелет, похожий на крокодила. Загадочную находку передали ученым. В то же время белорусские этнографы утверждают, что в местных болотах можно было встретить «гивоитов» вплоть до 1885 года.
Чучело одного из них даже хранилось в зоологическом классе реального училища в Минске, но после Гражданской войны пропало. В свою очередь современные зоологи, проанализировав все существующие данные, пришли к выводу, что на территории Восточной Европы до XIX века жила ограниченная популяция так называемых ихтиостегов. Это животное являлось чем-то средним между кистеперыми рыбами и ящерами-амфибиями.
Ихтиостег имел зубастую пасть, ноги, хвост и тело, покрытое чешуей. Внешне он действительно сильно походил на крокодила и запросто мог съесть небольшое домашнее животное или откусить человеку конечность. Основная масса ихтиостегов вымерла 367-363 млн лет назад. Однако отдельные популяции вполне могли сохраниться до наших дней под названием гивоитов. Причем поскольку последние задокументированные встречи с ними относятся к XIX веку, во время прогулок на лесные болота следует быть осторожными. Никто не даст вам гарантии, что древние монстры уже не живут по соседству с современным человеком.
Опубликовано 08 января 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 3821

Ещё по теме...
Добавить комментарий
Периодические издания
Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия