Джордано Бруно. За что сожгли философа, мненоника и космолога
Джордано Бруно. За что сожгли философа, мненоника и космолога
Он мог входить без доклада к английской королеве Елизавете I и учил мнемоническим приёмам Генриха III. Он был умелым спорщиком и мог без труда доказать, что чёрное - это белое, а Луна - это Солнце. Неведомая сила приводила его в лучшие дворцы Европы и до времени хранила от Святой инквизиции. Но однажды её магия закончилось...

Джордано Бруно - краткая биография и его открытия

Среди атеистов бытует мнение, что Джордано Бруно сожгли злые католикисожгли злые католики за то, что он посмел заниматься наукой и был сторонником гелиоцентрической системы Коперника, которая якобы противоречила написанному в Библию. Они упускают из внимания тот факт, что науки - астрономия, математика, химия и философия — в Средние века сохранялись и развивались именно в монастырях.

Кто ты, монах?

Здесь хранились древние трактаты, переписывались книги, а монахами писались труды по географии, о которой рассказывали им путешественники или странствующие коллеги, отправляющиеся в дальние страны с проповедью Христа.
Если в то время вы хотели заниматься наукой, вам приходилось прощаться с миром и становиться монахом.
Наш герой родился в семье солдата рядом с Неаполем в 1548 году. Мальчиком его отправили учиться в Неаполь. В 15 лет он поступил послушником в доминиканский монастырь и через два года был пострижен в монахи под именем Джордано.
В 1572 году в возрасте 24 лет Бруно был рукоположен в священники и переведён в провинциальный городок Кампанью.
Вольнодумцем он стал рано. Ещё за некоторое время до принятия сана он написал сатирическое произведение «Ноев ковчег», носящее явно антиклерикальный характер. Гордыни и тщеславия в молодом священнике было хоть отбавляй.
Уже в 1575 году его стали подозревать в чтении запрещённой Ватиканом литературы и даже возбудили против него расследование. Ждать, чем оно окончится, Бруно не стал и уехал сначала на север Италии, а затем — в Швейцарию, страну, славную своей Реформацией. Там он поменял убеждения и заявил, что он кальвинист. В 1579 году он поступил в Женевский университет, однако на диспуте его уличили в отклонении от канонов протестантской веры.
Тогда Бруно, не унывая, переехал во Францию. В Тулузе он получил титул магистра изящных искусств и два года читал лекции по философии и Аристотелю. Взгляды самого Бруно расходились с взглядами грека, зато в лекциях проскальзывали идеи Ария, который сомневался в божественной природе Христа.
Затем Бруно перебрался преподавать в Сорбонну, где познакомился с королём Генрихом III. Чтобы добиться расположения монарха, Бруно написал в честь короля несколько литературных произведений, после чего Генрих III пригласил его ко двору. Однако и тут Джордано Бруно не задержался, а когда его стали уличать в идеях, далёких не только от католичества, но и вообще от христианства как такового, он попросил у Генриха III — рекомендательные письма и переехал в Лондон, где жил сначала под покровительством посланника Франции Мишеля дела Мовисьера, а затем устроился преподавать в Оксфорд. Как вы уже догадались, на новом месте он опять не задержался: рассорившись с местными преподавателями и дирекцией, Бруно вернулся в Лондон, где продолжил писать труды, среди которых были «О бесконечности, вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «Каббала пегасского коня» и другие.
Считается, что он «пытался убедить лондонцев в гелиоцентризме», однако англичанам было не до научных новинок. Даже «прогрессивный» философ Фрэнсис Бэкон не оценил систему, в которой Земля вращалась вокруг Солнца.
В возрасте 37 лет Бруно вернулся в Париж, где издал новый курс лекций по Аристотелю, а затем уехал в Германию, где безуспешно пытался найти работу. Наконец, он устроился преподавать в Марбурге, но местная дирекция тоже не оценила его идеи, и ему запретили читать лекции.
Более радушный приём его ждал в Виттенберге, но и там он задержался всего на два года, после чего переехал в Прагу, где из-под его пера вышли работы уже совершенно далёкие от науки: «Магия мудрецов», «Магия медико-алхимическая», «Магия некромантичеческая», «Магия демоническая» и так далее.

В «лапах» Инквизиции

В 1589 году он уехал в Гельмштедт, в 1590-м — во Франфуркт-на-Майне, а в 1591 году по приглашению венецианца Джованни Мочениго приехал в Венецию. Богатый аристократ хотел, чтобы великий Бруно научил его мнемоническим приёмам улучшения памяти, которые тот разработал 10 лет назад.
Была ли это ловушка Святой инквизиции? Возможно. Довольно быстро отношения между богатым учеником и небогатым учёным испортились. В инквизицию Венеции был отправлен донос, в котором Мочениго обвинял Бруно в том, что учёный уверен во множественности миров и в бесконечности Вселенной, что уже само по себе было невозможным для христианина.
Мочениго обвинял Бруно в том, что тот в разговорах прямо заявлял: Дева Мария родить не могла, Христос — не Бог, а маг, который старался всеми силами избежать распятия, что ада нет и что души людей и животных переселяются из одного существа в другое.
В конце мая 1592 года после третьего доноса Бруно посадили в тюрьму, а в сентябре в Венецию пришёл запрос из Рима — Римская инквизиция возжелала сама рассмотреть дело своей заблудшей овечки.
В феврале 1593 года Бруно отвезли в Рим, где он провёл в тюрьме инквизиции шесть лет.
С ним разговаривали, его вызывали на диспуты, ему угрожали, его убеждали. До пыток не дошло — он был слишком известен. Но он отказывался от любого догмата, который было невозможно проверить опытом или логически, и вёл себя словно пророк. Дошло до того, что он называл себя, сыном Солнца и Земли, профессором «самой чистой и безвредной магии, которому рукоплескали самые знатные люди».
Так длилось до 1600 года, когда 20 января папа Климент VIII одобрил общее решение передать учёного светским властям. Трибунал инквизиции признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком», изверг его из сана, отлучил от церкви и передал суду римского губернатора с поручением наказать «без пролития крови». В смертном приговоре не было ни слова ни о системе планет, ни о других науках.
17 февраля Бруно сожгли в Риме на площади Цветов.
Свидетельства о его кончине разноречивы — одни историки приписывают ему разные умные фразы, другие пишут, что во рту у еретика был кляп.

Самодовольный и упрямый

Как же себе представлял Вселенную «новый философ» Бруно?
Сейчас очевидно, что развивая идею гелиоцентрической системы Коперника и осознав, что во Вселенной может быть много планет, он, вместо того чтобы заняться наукой, впал в другую крайность — он посчитал, что Коперник, другие астрономы и математики — всего лишь инструмент к метафизическому познанию мира. Очевидно, вера его во Христа была нестойкой, и первые научные открытия, не согласующиеся со старой картиной мира, заставили, его отказаться от неё и начать выстраивать в уме иную систему.
Он отверг представления об антагонизме Земли и Небес и ударился в оккультное учение — герметизм. Вместо того чтобы двигаться вперёд, он откатился назад — в дремучее язычество. Считал, что мир состоит из пяти магических элементов: камня, воды, огня, воздуха и эфира. Верил, что человек может постичь и использовать невидимые силы, которыми пронизана Вселенная. Ключи к силам находились у Трисмегисга — божества, объединившего черты Гермеса и бога Тота. Быть христианином с такими убеждениями было просто невозможно, так что нечего удивляться, что с Бруно обошлись так жестоко. Впрочем, ему сторицей воздали почести либералы XIX века. Они вознесли гордеца до небес, установив ему памятник, увидев в нём самих себя. Так вероотступник стал символом мятежа против «старого мира».
Влияние на мнение судей оказала и сама личность философа. Даже его поклонники признавали, что Бруно был напыщенным и высокомерным, ценил только своё собственное мнение и не терпел тех, кто с ним не согласен.
Можно предположить, что когда учёного изгоняли из того или другого университета, ненависть была направлена не против его научных идей, а касалась его личности, вызывающей у людей отторжение.
Вопросы обустройства Вселенной неоднократно обсуждались инквизицией во время следствия над учёным, однако единственное, на что трибунал указал Джордано Бруно, — это на то, что теория Коперника не особо согласуется с Библией.
Собственно, официальной позиции церкви по этому вопросу в 1600 году ещё не существовало. Ересью это не являлось, хотя и могло в какой-то мере повлиять на решение трибунала.Источник: "Земля. Хроники жизни"
Опубликовано 03 января 2021 | Комментариев 0 | Прочтений 2721

Ещё по теме...
Добавить комментарий