Следы невиданных зверей
Следы невиданных зверей
Эти слова поэта с детства застряли где-то «в подкорке». Да. И что это за звери такие... что он такое имел в виду? Вот только не пытайтесь объяснять и разъяснять - всё равно не поверю. Не знает никто из ныне живущих, что имел в виду Пушкин.
И ведь, замечу, что они отпечатались на «невиданных дорожках», что характерно. Ощущение такое, что Александр то ли решил нас запутать окончательно, то ли что-то было для него естественным из того, о чём мы сейчас даже не подозреваем. У него вообще можно много чего прочитать интересного и противоречивого с современной точки зрения. Вот и звери эти самые, которые «невиданные» с тех времён, когда я про них услышал нет-нет, да и вспоминаются.
Вот что это могло быть?..
Первое, что приходит в голову – слоны. Может из-за своих размеров. Не зря ведь говорят, что Россия – родина слонов. И даже соответствующие фотки показывают:


То ли размеры нашего проживания доходили до мест обитания этих зверюшек, то ли места их обитания доходили до наших территорий. Кто ж теперь это знает. Хотя может имелись в виду не сами слоны, а другие звери? Например, в старые-то времена лосей на Руси звали «слона сохатая». То есть этакий большой зверь с сохой на голове. Любопытно. Получается так, что слоны для тех людей были роднее и ближе, чем лоси.
А ещё время от времени возникают споры о том, когда же вымерли на Руси последние мамонты? Находились даже такие, кто готов поклясться, что видел их живыми и здоровыми аж в середине 20-го века! Может быть, конечно, но всё же верится с трудом. Не зря же говорят: «врёт, как очевидец». Доказательств-то нет. Да и вообще следов маловато. Ни в сказках, ни в поговорках хоботные не встречаются. Правда нельзя сказать, что их совсем нет. Вот белокаменная резьба с одной нашей древней церкви:


Замечу, между прочим, что нарисован точно – видно, что это не мамонт, а именно слон. Но тут может быть совсем простое объяснение. Это – подарки. То есть ихние монархи нашим монархам даже в летописные времена в знак уважения время от времени дарили слонов. Долго они у нас не жили, но настырные южане их всё дарили и дарили... ощущение, что их на юге просто не знали, куда девать. Ну, а это значит, что традиция такая могла быть и раньше, чем летописцы её отметили. Поэтому чего уж удивляться тому, что на Руси слоны были неплохо известны. Вплоть до того, чтобы их изображение достаточно точное сделать.
Здесь другое смущает – почему на церкви-то? Ну нет в церковных книгах такого персонажа, как слон. Так чего он делает на стене церкви? Причём очень старой церкви. Одной из самых древних из сохранившихся. Они, эти древние церкви, вообще своей лепниной просто озадачивают, между прочим. Вот картинка со стены церкви «Покрова на Нерли»:


И что это за бритый персонаж со львами и птичками? Сейчас бородатые мужики в чёрной униформе рассказывают, что сиё есть еврейский царь Давид. Ну... да нет, при чём здесь Давид-то? Никогда Давид не славился как «книжник», а здесь у него в руках вроде бы свиток. А при чём здесь звери вокруг? И вообще, с какого бодуна на самом видном месте вдруг изобразили какого-то еврейского Давида, который к этой церкви вообще никакого отношения не имеет? Церковь-то «покрова»! Какой к шутам Давид? Короче, чем старательнее люди в чёрном объясняют, что на древних церквях нарисовано, тем больше мне кажется, что мне врут. Причём нагло, чисто по-английски.
Вот посмотрите на эти красивые ворота:


Сколько труда было затрачено на то, чтобы изобразить никакого отношения не имеющие к христианской религии фигуры. То есть не то чтобы, а ващщще никакого! А ведь не дёшево эта резьба обошлась Заказчику-то, между прочим. Решение затратить такие средства должны были приниматься на очень большом верху. И много раз обсуждаться, что именно должно быть изображено на таком заметном месте, чтобы напомнить прихожанам о «служении богу». И что изобразили? Бога? Богородицу? Рай?..
Не-а. Кучу непонятных зверюшек и целое подразделение всадников. Христиане! Ау-у-у! Где здесь ваша тема-то? Ведь даже затрапезного крестика ни в одном месте не наблюдается. Такая картинка больше приличествует какому-нибудь древнему аналогу «дворца культуры», на мой взгляд. А если учесть ещё, что в убого-белый цвет на Руси культовые сооружения стали красить совсем недавно (в 19 веке), а до того они были очень яркими и разноцветными так и вообще... ну сами представьте себе эту картинку раскрашенной. Художники и программное обеспечение подходящее есть в наличии? Ещё разок покрупнее:


Если кто подумает вдруг, что это есть случайное отступление от темы, вызванное временным помутнением рассудка у высшего церковного руководства, то учтите, что данный пример далеко не единственный вообще-то. Вот ещё один такой обесцвеченный «коллаж» на церковной стене:


Ага, обрадовались, что крест нашли? Рано радуетесь. Вы его повнимательнее рассмотрите. Я уже не говорю про то, что он вообще-то даже близко не похож ни на «православный», ни, тем более, на примитивный католический. Что это там вокруг палок-то изобразили? Батюшки – сочный виноград! Это символ страстей Христовых что-ли? В сочетании с грифоном, павлином и птицей Сирин виноград на этих вешалах выглядит, разумеется, очень органично, но при чём здесь христианское смирение?
Можно и дальше рассматривать такие странноватые изображения. Вот это со стены всё той же церкви «Покрова на Нерли», и как я понимаю – это лев, который вообще-то является зверем Радегаста в русской традиции:


Мне одному приходит в голову, что там над входом это он и есть в человечьем обличии, а никакой не еврейский Давид, который к нашим краям вообще отношения не имеет? Во всяком случае становится понятно наличие зверей. На тех же стенах есть и другие неожиданные персонажи. Вот, например, этот зверь очень часто встречается в творчестве безвестных скифских художников. Он нам сейчас известен под названием грифон:


Есть на стенах разных древнейших церквей и другие странные «невиданные звери»... или не совсем звери. В русской традиции вот это есть великий мудрец и строитель Китоврас, если я ничего не попутал:


А вот это, без всяких сомнений, другой «бог» из русского списка – Ящер:


Причём, с грустью вынужден заметить, что опознать могу не всех. Вот даже приблизительно не могу сказать, что это за помесь глухаря и барана:


Думаю, что далеко не каждый человек сможет уверенно и правильно пояснить, что это за зверь такой. Но кое-что, то есть кое-кто узнаваем без особых вопросов. Есть и любопытные «похожести» среди таких изображений. Я бы даже сказал, что весьма неожиданные. Посмотрите на вот это... хм... лицо:


Нет, я понимаю, разумеется, что большинству это может что-то подсказать, но вряд ли напомнит о раскопках совсем в другом углу нашей Державы. Поэтому просто покажу очень похожее изображение. Это позолоченное украшение (местного производства), найденное во время раскопок Золоторёвского городища (что под Пензой):


На мой взгляд так просто «одно лицо». И у меня есть подозрения, что это самое лицо было родным для всех людей из раскопанного города. Говорят, что в нём проживали мокша, аскизы, булгары, буртасы и русским тоже место находилось. Там и крестики откопали, но почему-то продолжают говорить, что город был мусульманский.
Однако есть ещё ряд картинок и сообщений, которые ставят сейчас людей в тупик. Вот посмотрите на вот такую западноевропейскую гравюру:


Здесь изображена сцена охоты на крокодилов… на Волге. Вот это и есть та самая тема, которая смущает многих исследователей. При этом можно легко заметить, что никаких особо уверенных заключений никто о русских крокодилах не высказывает. Глупо было бы. И у меня их нет. Однако это не значит, что никто не пытается размышлять на эту тему. Все идут по одному и тому же пути – просто собирают всё, что есть о крокодилах в старых бумагах и… всё. Концы с концами сходиться решительно не желают.
Первым делом нужно вспомнить совсем старые времена. На самом деле я уже это сделал, когда фотографию изображения Ящера показал. Это очень древний персонаж и не самый распространённый. Да и вообще образ достаточно размытый. Его силу славили в северных краях главным образом. У нас он был известен, но поминали о нём не часто. Обычно связывали с водой и в то же время с землёй, но это не Водяной и уж точно не Лобоста.
Исследователи указывают в связи с ним Новгород Великий. Тут первым делом нужно вспомнить академика Рыбакова. Он даже вроде бы нашёл место на озере Ильмень, где когда-то находилось святилище «коркодела». Это место называется Перынь и Рыбаков связывал его с Перуном… перебор, на мой взгляд. Перуна может здесь и славили, но связи с «коркоделами» не видно что-то. То есть связь, мягко говоря, совсем не очевидная. Но на месте святилища «коркодела» до Перуна появляется святилище Ящера. То есть получается, что эти два образа – суть одно.
В Мазуринском летописце поминают историю сына легендарного князя Словена. Этот князь основал город Словенск и дал имена двум рекам. Одну назвал в честь своей жены Шелонью, а другую в честь сына – Волховом. И вот этот самый Волхов получается по сказанию был волхвом-оборотнем, который превращался в «коркодела».
Далее по описанию страсти-мордасти кровавые в стиле «хайли-лайкли» (а чего ещё ожидать от христолюбивого воинства). Однако церковный писака вынужден был отметить, что когда волхв скончался (или его убили христиане – не совсем понятно), то жители «со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трёх днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово, и могила его просыпася над ним купно во дно адово…».
Из этого можно сделать всего одно наблюдение – Волхов был похоронен, на том месте был сооружён большой курган и христиане, по-видимому, тот курган разорили и уничтожили «по трёх днех». Что ж, потомков этих «первохристиан» во времена Раскола ждала такая же судьба. «Вера» есть инструмент власти, и это палка о двух концах. Тот, кто берёт эту палку в руки, должен помнить – рано или поздно другой конец обязательно ударит того, кто её взял.
Ещё исследователи поминают текст из архива города Арзамса начала 18 века, в котором сообщается, что во время «великой бури» с неба упал «монструз». Обожжённое вонючее чудище измерили. Длина с хвостом – десять аршин пять вершков (7,6 метра), размах кожаных крыльев девять аршин десять вершков (6,9 метра), зубы, лапы… не крокодил, но тоже интересно. Согласно повелению Петра «…змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином» и отослали в Питер. И куда он делся, интересно? Может вино выпили, а «монструзом» закусили?
Куда ярче описание из Псковской летописи. Согласно ей летом 1582 года из реки вышли «коркоделы» и покусали людей. Звучит невероятно, но, с другой стороны, в розыгрыш на страницах летописи верится ещё меньше. Что там произошло – не понятно. И ещё хочется отметить, что в 16 веке на Руси неплохо знали, что такое этот самый «коркодил».
Вот описание из Азбуковника конца 16 века: «Коркодил – зверь водный, егда имать человека ясти, плачет и рыдает, а ясти не перестает».
И даже картинка есть соответствующая:


Жаль только, что наличие картинки ничего особо не доказывает, кроме того, что на Руси про наличие такого существа было известно. Есть ещё свидетельства, что отдельные представители знати для собственного увеселения пытались содержать крокодилов в своих усадьбах. Не сильно удивило. Естественно возникают мысли, что такая зверюга могла бы сбежать из места заточения. Да – могла. Однако зиму пережить ей вряд ли удалось бы. Так что – нет, это не есть источник появления в наших реках крокодилов.
Ладно. Посмотрим что ещё исследователи накопали. Есть воспоминания английского торгаша Джерома Горсея от 1589 года. Правда дело было в Польше. Англичанин живописует странное. Начало действия он похоже пропустил, но увидел результат. Получается так, что из воды вылез крокодил, которого аборигены прибили копьями. Но этого мало — крокодил оказался ядовитым (!) причём настолько, что тонкий английский нюх знакомства с запахом от туши не выдержал. Местным пришлось купца откачивать.
Другой путешественник – Сигизмунд Герберштейн в 1526 году описывал странные вещи, которые он наблюдал в Литве. По его словам аборигены содержали в своих домах неких чёрных жирных блестящих зверей на вроде ящериц длиной не более трёх пядей, которым местные вроде бы поклонялись. Он назвал их giwoites.
Мне это сообщение показалось немного странноватым. Дело даже не в том, что зверюшки, подходящей по описанию, я что-то не припомню. Я вообще не слышал, чтобы в тех краях в качестве предмета культа использовали живое существо... Вот интересно, а этот самый Сигизмунд, он пил? И что он пил?


А вообще, что касается культовых следов, то некоторые из них сохранились до наших дней. Сам специально не копал, но исследователи поминают реку Ящер, озеро Ящино и даже село Спас-Крокодилино, которое возникло на месте одноимённого монастыря (забавно – монастырь имени крокодила-спасателя?).
Изображений на древних вещах тоже хватает. Но отсюда следует неизбежный вывод – «коркоделы» на Руси таки были когда-то. Причём это «когда-то» означает очень древние времена. Совсем древние. Настолько, что к появлению «первохристиан» культ этих зверей уже был очень архаичным, а сами они в природе практически не встречались.
Хотя, как сказать «не встречались»... та же история из Псковской летописи не могла же на пустом месте возникнуть. Упоминают и другие вполне официальные документы, где записано о «невиданных зверях». Например некая опись церковной утвари из Белоруссии сообщает:

«Как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты, древние очень, потому что уже не жёлтые были, а белые-белые. Один шкилет как будто мужчины, только росту огромного, другой – некий звериный, яко крокодилец...».

Краеведы из города-героя Минска вообще говорят, что последнего зверя типа крокодила изловили из болота в 1885 году, сделали из него чучело и хранили его в зоокабинете минского реального училища. Экспонат пропал во время Гражданской войны. Интересно также то, что по описанию зверюшка была чёрного цвета, длиной до метра и очень свирепая, что сильно напоминает описание giwoites Герберштейна.
Попытались подключить к этому вопросу и криптозоологов. Они в свою очередь припомнили неких ихтиостегов, но сказали, что те жили 360 миллионов лет тому назад. Современные исследователи за идею уцепились, припомнив историю с латимерией. Как знать, как знать...
Последний нюанс, про который нельзя не упомянуть, это само название. Ведь в старых документах писано именно «коркодел», а не крокодил. Разумеется, представители современной исторической науки утверждают, что это результат простой ошибки. То есть это написание есть результат искажения заимствованного «древнегреческого» слова.


Но тут тоже возникают вопросы. Во-первых ещё никто этого не доказал, а во-вторых ещё неизвестно, кто у кого чего «заимствовал» – ведь культ Ящера-коркодела на Руси очень древний. А в самой «древнегреции» ни о чём таком не упоминается. Так что – всё ещё впереди... «невиданны звери» ещё могут принести сюрпризы.Автор: Е.Крас
Опубликовано 01 декабря 2020 | Комментариев 1 | Прочтений 1035

Ещё по теме...

Комментарии
1 | Владимир 05 ноября 2021 11:18:42
Это дохристианская символика возрождения души, от неё отказались в 16-17 веках.
Птица - это образ души. Возрождение на небесах связано с созвездиями, начинается возрождение в созвездии Льва, поэтому львы так часто изображены в старых храмах.
Часто используется сочетание символов - птица с головой человека или человек с крыльями показывают рождение души в новом теле, лев с головой и крыльями птицы показывает, что душа уже в созвездии Льва и возрождение началось.
Звёздная символика - это лев, баран, бык и пёс.
Кроме того, использовались образы нескольких животных для пояснения возрождения.
Кабан показывал два рождения с интервалом в один месяц, своеобразное рождение у этих животных похоже на рождение двух душ на небесах.
Ещё один символ - это олень, период размножения этих животных совпадает с временем возрождения между созвездиями Льва и Овна с Тельцом.
Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия