Почему мудрый Апкаллу отказался от дара бессмертия?
Адапа был интересной фигурой, упомянутой в древних месопотамских мифах и легендах. Он был одним из семи Апкаллу, допотопных полубогов и мудрецов, созданных Богом Энки.
Эти гибриды человека-рыбы, иногда изображаемые с птичьими головами, являются символом древней мудрости, и Адапа был очень мудрым. Согласно списку шумерских царей, Адапа был из города Эриду - одного из пяти городов, предшествовавших потопу...
В Эпосе о Гильгамеше Апкаллу, как говорят, заложили фундамент стены, которая окружала Урук.
То, что сегодня известно об Адапе, происходит от информации, обнаруженной на фрагментарных табличках из Телль-эль-Амарны в Египте, и находок из библиотеки Ашурбанипала, Ассирия, где были раскопаны тысячи клинописных табличек.
Легенда об Адапе
По словам неназванного вавилонского поэта, Адапа отказался от дара бессмертия. Адапа, описываемого как идеальный человек, задавался вопросом, почему люди должны быть смертными, а боги-бессмертными?
Как описал поэт, Адапа работал слугой бога Энки. Он отвечал за выполнение божественного обряда: выпечку хлеба, приготовление пищи и ловлю рыбы для культа Энки в Эриду.
В один день, когда Адапа рыбачил что-то произошло. Погода испортилась и сильный ветер с юга перевернул его лодку. Адапа оказался за бортом и провёл день в «доме рыбы». Адапа рассердился и проклял ветер. Сила его заклинания была так велика, что ветер стих, и в течение 7 дней воздух всё ещё висел над землёй.
Как пишет Джозефа Шерман в книге «Повествование: энциклопедия мифологии и фольклора», верховный бог Ану вызвал Адапу, чтобы предстать перед ним. ЭА (Энки), зная, что Адапа получит аудиенцию на небесах, и не желая терять своих услуг, посоветовал Адапе смириться и встать в траурном одеянии с растрёпанными волосами в знак скорби перед привратниками Ану, Думузи и Гишзидой.
План ЭА состоял в том, чтобы так ошеломить этих двух божеств, что они будут ходатайствовать за Адапу и отстаивать его дело перед Ану. ЭА также посоветовал Адапе не принимать небесного гостеприимства и отвергать любую предложенную ему пищу или питьё, ибо такие подношения были пищей и питьём смерти.
По прибытии на небеса Адапа последовал совету ЭА. Он так позабавил привратников, что они вступились за него. Когда Адапа предстал перед Ану, верховный Бог предложил ему пищу и питьё-обряд гостеприимства, совершаемый только для посещающих божеств. Адапа отклонил предложение, не понимая, что принятие даровало бы ему вечную жизнь.
Ану рассмеялся над наивностью мудреца и спросил его, почему он не ест и не пьёт. Адапа ответил, что ЭА наставлял его на пути небес и что он просто следует его указаниям. Ану сказал Адапе, что он предложил ему вечную жизнь и что его отказ означает, что он останется смертным. И поэтому, из-за выбора Адапы, все люди смертны.
В других мифах, Адапа ассоциируется с легендарным королем Энмеркаром, которому приписывают строительство города Урука.
Адапа и Энмеркар посещают небеса, где они находят древнюю запечатанную гробницу. Они делают попытки открыть гробницу, но то, что происходит позже, неизвестно, потому что текст неполный. Известно, что они запечатывают гробницу и покидают божественные сферы.
Сходство между Адапой, Оаннесом, Алилумом и библейским Адамом
Учёные пытались найти сходство между Адапой и другими мифологическими фигурами. Некоторые предположили, что Адапа мог быть Оаннесом, божеством-русалом, но теория маловероятна. Мифы об Адапе и Оаннесе различаются, и все Апкаллу были наполовину рыбами, наполовину людьми.
Было также высказано предположение, что Адапа мог быть советником Алулима, мифического первого допотопного царя Эриду. Как уже говорилось на древних страницах, очень мало информации об Алулиме, который также был одним из семи Апкаллу.
Некоторыми учёными были отмечены сходства между историей библейского Адама и мифом об Адапе, но подтверждено ничего не было. То же самое было предложено об Алулиме, который мог быть библейским Адамом. Это, несомненно, интригующие теории, но без доступа к более древним текстам очень трудно утверждать, что истории говорят об одном и том же человеке.
Эти гибриды человека-рыбы, иногда изображаемые с птичьими головами, являются символом древней мудрости, и Адапа был очень мудрым. Согласно списку шумерских царей, Адапа был из города Эриду - одного из пяти городов, предшествовавших потопу...
В Эпосе о Гильгамеше Апкаллу, как говорят, заложили фундамент стены, которая окружала Урук.
То, что сегодня известно об Адапе, происходит от информации, обнаруженной на фрагментарных табличках из Телль-эль-Амарны в Египте, и находок из библиотеки Ашурбанипала, Ассирия, где были раскопаны тысячи клинописных табличек.
Легенда об Адапе
По словам неназванного вавилонского поэта, Адапа отказался от дара бессмертия. Адапа, описываемого как идеальный человек, задавался вопросом, почему люди должны быть смертными, а боги-бессмертными?
Как описал поэт, Адапа работал слугой бога Энки. Он отвечал за выполнение божественного обряда: выпечку хлеба, приготовление пищи и ловлю рыбы для культа Энки в Эриду.
В один день, когда Адапа рыбачил что-то произошло. Погода испортилась и сильный ветер с юга перевернул его лодку. Адапа оказался за бортом и провёл день в «доме рыбы». Адапа рассердился и проклял ветер. Сила его заклинания была так велика, что ветер стих, и в течение 7 дней воздух всё ещё висел над землёй.
Как пишет Джозефа Шерман в книге «Повествование: энциклопедия мифологии и фольклора», верховный бог Ану вызвал Адапу, чтобы предстать перед ним. ЭА (Энки), зная, что Адапа получит аудиенцию на небесах, и не желая терять своих услуг, посоветовал Адапе смириться и встать в траурном одеянии с растрёпанными волосами в знак скорби перед привратниками Ану, Думузи и Гишзидой.
План ЭА состоял в том, чтобы так ошеломить этих двух божеств, что они будут ходатайствовать за Адапу и отстаивать его дело перед Ану. ЭА также посоветовал Адапе не принимать небесного гостеприимства и отвергать любую предложенную ему пищу или питьё, ибо такие подношения были пищей и питьём смерти.
По прибытии на небеса Адапа последовал совету ЭА. Он так позабавил привратников, что они вступились за него. Когда Адапа предстал перед Ану, верховный Бог предложил ему пищу и питьё-обряд гостеприимства, совершаемый только для посещающих божеств. Адапа отклонил предложение, не понимая, что принятие даровало бы ему вечную жизнь.
Ану рассмеялся над наивностью мудреца и спросил его, почему он не ест и не пьёт. Адапа ответил, что ЭА наставлял его на пути небес и что он просто следует его указаниям. Ану сказал Адапе, что он предложил ему вечную жизнь и что его отказ означает, что он останется смертным. И поэтому, из-за выбора Адапы, все люди смертны.
В других мифах, Адапа ассоциируется с легендарным королем Энмеркаром, которому приписывают строительство города Урука.
Адапа и Энмеркар посещают небеса, где они находят древнюю запечатанную гробницу. Они делают попытки открыть гробницу, но то, что происходит позже, неизвестно, потому что текст неполный. Известно, что они запечатывают гробницу и покидают божественные сферы.
Сходство между Адапой, Оаннесом, Алилумом и библейским Адамом
Учёные пытались найти сходство между Адапой и другими мифологическими фигурами. Некоторые предположили, что Адапа мог быть Оаннесом, божеством-русалом, но теория маловероятна. Мифы об Адапе и Оаннесе различаются, и все Апкаллу были наполовину рыбами, наполовину людьми.
Было также высказано предположение, что Адапа мог быть советником Алулима, мифического первого допотопного царя Эриду. Как уже говорилось на древних страницах, очень мало информации об Алулиме, который также был одним из семи Апкаллу.
Некоторыми учёными были отмечены сходства между историей библейского Адама и мифом об Адапе, но подтверждено ничего не было. То же самое было предложено об Алулиме, который мог быть библейским Адамом. Это, несомненно, интригующие теории, но без доступа к более древним текстам очень трудно утверждать, что истории говорят об одном и том же человеке.
Опубликовано 21 ноября 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 1162
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: