Кто такие людоеды?
Кто такие людоеды?
Затрагивая такую не потерявшую актуальность тему, как каннибализм, нельзя не вспомнить классику: "Но почему аборигены съели Кука? За что? Неясно - молчит наука. Мне представляется совсем простая штука: Хотели кушать - и съели Кука".
Однако шутки в сторону, вопрос слишком серьёзен. Надо сказать, что Владимир Высоцкий, не будучи ни этнографом, ни биологом, ни даже кулинаром, по сути, правильно назвал в своей песне два основных побудительных мотива каннибализма: голод и ритуальные обычаи...

С древнейших времён

Название «каннибалы» произошло от слова «канни-ба» — так ещё до появления здесь Колумба жители Багамских островов называли обитателей Гаити, известных людоедов. Впоследствии смысл слова «каннибал» стал равнозначным «антропофагу» (от греческого: антроп — человек и фагейн — поглощать). Следует отметить, что каннибал — всегда людоед, но не всякий людоед, например, хищный зверь, — каннибал. Этого «титула» удостаивается лишь человек, поедающий ближнего.
Каннибализм же шествует по нашей планете, начиная с каменного века. Некоторые исследователи даже полагают, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития — своего рода болезнь, через которую должно было пройти всё человечество в известный весьма отдалённый период. Такое предположение сложно доказывать — доисторическая археология не даёт ему достаточных подтверждений. Правда, как будто были замечены некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции. Но подобные следы очень редки и не могут быть признаны как безусловное доказательство.
Хотя всё же главной причиной людоедства был голод, но и после того, как с увеличением добываемых человеком пищевых ресурсов он отошёл на второй план, каннибализм сохранился. Однако теперь он уже представлял собой скорее исключительное явление, вызванное катастрофическим голодом, возникшим в экстремальных ситуациях, таких как неурожай, войны и т.п. В частности, дефицитом пищи объясняют каннибализм неандертальцев. Ритуальный каннибализм сохранялся дольше. Он выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, а также умерших сородичей и был основан на убеждении, что сила, разум и прочие достоинства покинувшего сей мир переходили к тому, кто вкусит его плоть. Иногда, правда, результаты были обратные: например, в некоторых племенах, где было принято поедание мозга жертвы, распространилась неизлечимая болезнь куру. Но не следует полагать, что времена каннибализма навсегда канули в вечность, а его традиции остались атрибутами лишь древних времён. Нет, они благополучно пережили все этапы становления человеческого общества и сохранились до наших дней. География каннибализма по-прежнему широка.
Например, в таинствах Митры (религиозного культа, распространившегося в римской армии в период I-IV веков н.э.) приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими. У ацтеков в Мексике существовал религиозный обычай съедания бога, который перед этим в течение года чествовался в образе красивого юноши. Позже съедание бога-человека заменили поглощением посвящённого ему животного или хлеба, которому придавалась человекообразная форма.
Уже в новые времена, отсчитываемые с начала XVI века, каннибализм был отмечен у многих народов во всех частях света (в том числе и в Европе). Он практиковался во внутренней Африке, в Папуа — Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних областях Бразилии. Вплоть до XX века каннибализм не был редкостью на многих островах Полинезии, в Австралии и Южной Африке. Примеров тому множество.

Несчастные белые люди

В XVII веке туземцами одного из островов Океании была поголовно съедена вся оказавшаяся у них в плену в результате кораблекрушения команда пирата Джона Дэвиса младшего. Сам капитан чудом избежал этой участи. В 1772 году французский путешественник Марион Дюфрен вместе с 14 своими соратниками оказался захвачен новозеландскими маори. Все французы были убиты и съедены. Таким же обра зом в 1779 году на Гавайских островах закончил свой жизненный путь знаменитый английский мореплаватель, прошедший три кругосветки, Джеймс Кук, тот самый, о ком вспоминал в своей песне Владимир Высоцкий. Кук уже имел опыт встреч с каннибалами в ходе своей первой кругосветки. Тогда он подарил им свиней, овец и коз, чтобы отучить от людоедства. Но «не в коня корм» — эксперимент не удался: туземцы не могли понять, что всё же хотят от них белые. Скотину они быстро съели, а потом вернулись к поеданию пленённых врагов и путешественников, забредших в их края. А уж сколько было съедено миссионеров, пришедших, чтобы обратить дикарей в лоно церкви, и не сосчитаешь. Учёный антрополог Ерёмин комментировал это следующим образом: «На островах, где хватало животной пищи, каннибализма не знали.
На других островах каннибализм объясняется нехваткой в организме аборигенов белков животного происхождения при избытке белков растительных, получаемых в результате употребления в пищу батата и кукурузы». Впоследствии каннибализм остался как ритуальное явление, связанное с культом мёртвых. В 1964 году на 7-м Международном конгрессе антропологов и этнографов в Москве датский путешественник Йене Бьерре продемонстрировал фотографии, свидетельствующие о существовании поныне обряда ритуального каннибализма у жителей отдельных районов острова Новая Каледония, а также в недавно открытых горных племенах Папуа.
Сохранились исторические источники, рассказывающие о массовом каннибализме в Египте во время голода, вызванного затянувшейся засухой (1200-1201). Ходили слухи о каннибализме во времена Первого крестового похода, когда крестоносцы якобы питались телами врагов из захваченного арабского города Маарра Амин Маалуф. Позже историки пытались удалить эти позорные факты из описаний походов, но… «из песни слова не выкинешь».
Историк Валишевский писал об осаждённых в 1612 году в московском Кремле поляках и литовцах: «они стали убивать и съедать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга. И это — факт, не подлежащий сомнению: очевидец Будзило рассказал ужасные подробности о последних днях осады: сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мёртвых, а к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Так, один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам. Обвиняемые ссылались на права всего полка на труп однополчанина, а полковник не решался прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая сторона из мести не съела его самого».
И всё же читатель вправе заметить, что всё это — дела давно минувших дней. Давайте же посмотрим, что было позднее.
В Новой Зеландии в 1809 году 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «Бойд» были убиты и съедены племенами маори.
Во время бегства из России в декабре 1812 года наполеоновской «Великой армии» нередко доходили до каннибализма обезумевшие от голода французы.
В ноябре 1820 года моряки, спасшиеся с затонувшего китобойного судна «Эссекс», прибегли, по общему согласию, к людоедству, чтобы хоть кто-то мог выжить (история эта упомянута в известном романе Германа Мелвилла «Моби Дик»).
В 20-30-х годах XX века в Поволжье, Казахстане и на Украине во время массового голода были зафиксированы множественные случаи каннибализма.

Страшные войны

Существуют документальные свидетельства случаев каннибализма в японских войсках в годы Второй мировой войны. Когда у них кончалась еда, японские военнослужащие убивали и расчленяли пленных солдат противника. Хорошо известен случай, происшедший в 1945 году, когда японцы убили и съели восьмерых пленных американских лётчиков. Этот случай был расследован в 1947 году, под судом оказались 30 японцев, в том числе пять высших офицеров, включая генерала и адмирала. Все они были повешены.
В страшные годы Ленинградской блокады уже в декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи людоедства. Из архивов НКВД известно: в декабре 1941-го к уголовной ответственности были привлечены 26 каннибалов, а за январь—февраль 42-го-да — уже 860. В дальнейшем, вплоть до января 1943 года, их число только возрастало. Большинство из задержанных было расстреляно. В январе 2014 года об этом рассказал в своей эмоциональной речи в немецком бундестаге Даниил Гранин, сам блокадник и боец народного ополчения.
Закончилась война, но каннибализм на этом не прекратился. Нельзя не вспомнить африканского правителя Жан-Беделя Бокассу (кстати, друга СССР), поедавшего своих подданных.
Совсем недавно в Якутии рыбаки, заблудившись в тайге и оголодав, убили и съели одного из своей компании. Суд приговорил каждого из оставшихся в живых к 3,5 годам заключения условно. Ведь факт убийства не был доказан однозначно — возможно, пострадавший умер естественным путём, а наказание за сам по себе каннибализм российским Уголовным кодексом не предусмотрено. Мотив преступления в этой истории ясен — это элементарный голод.
А как квалифицировать историю, произошедшую без малого лет 15 назад в баварском Ротенбурге? Его житель, придерживающийся нетрадиционных сексуальных наклонностей, некий Армии Майвес, нашёл через интернет партнёра-мазохиста и пригласил к себе, где по обоюдному согласию его кастрировал. За выпивкой они вместе съели гениталии, после чего хозяин убил гостя и съел его почти целиком. Сейчас каннибал отбывает срок, в тюрьме он возглавляет партийную ячейку зелёных и пользуется авторитетом. К сожалению, таковы реалии сегодняшней так называемой цивилизованной Европы.Автор: К.Ришес
Источник: "Запретная история" №3, 2020 г.
Опубликовано 15 октября 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 978

Ещё по теме...

Добавить комментарий
Периодические издания



Информационная рассылка:

Рассылка X-Files: Загадки, Тайны, Открытия