Африканская загадка - внеземные статуэтки номоли
Фигурки номоли понравились мне своей историей и некоторой загадочностью, которой они привлекают и самих историков искусства. Посему, продолжаю излагать узнанное мною. Речь действительно идёт о таинственных своим происхождением фигурках, с которыми вот уже более века никак не разберутся "официальные" историки :
А всё дело в том, что места, где находят номоли, очень уж "труднодоступные". То гражданские войны, то алмазная кровавая лихорадка, то заразная эбола. Не до дорогостоящих археологических "окопов". В результате имеются артефакты (по музеям, коллекциям, в "работе" у фермеров и иного местного населения), некоторые исторические записи, и не имеется привязки к местности и её контексту.
Итак, статуэтки номоли отличает единообразие стиля в отношении пропорций головы к телу (примерно 1/3), выпуклые глаза, выпирающие вперёд челюсти, большой нос с чрезвычайно увеличенными ноздрями, поза сидячая или на корточках.
Ноздри образца из Пенсильвании расположены остро диагонально. Это не всегда так для статуэток номоли. Иногда и глаза расположены более диагонально; они довольно глубоко подрезаны, иногда (линии прорезей глаз) ближе к поверхности (неглубокие).
Губы многих фигурок сомкнуты, но у некоторых рты открыты, чтобы обнажить заострённые зубы, что действительно было признаком цивилизации.
Зубы, как и любая часть тела, которую, так сказать, можно культивировать, будь то брекеты или заточка зубов, требуют излишка времени и средств. Кто-то не может работать, пока выполняется эта долгая и утомительная операция, поэтому в социальной цепочке он должен быть выше того, кто не может себе эту операцию позволить.
Статуэтка с поднятыми коленями попала в число коллекционных в 1970-х гг., и Кэти упомянула о дате, поскольку аукционные дома часто сообщают, когда предмет достался коллекционеру. 1970-е могут не показаться особенными. Если бы это был 1902 год, то вы могли бы сказать, «О, да, тогда определённо вещь старинная». Но старинные предметы сопровождают и более современные даты. Дата 1970-х просто указывает на то, что приобретение коллекционера было сделано до того, как цены на африканское искусство стали высокими, и поэтому маловероятно, что это будет подделка. Конечно, это не исключено, но не похоже, потому что каменная вещица, безусловно, согласуется со стилем других, которым обычно минимум пятьсот лет.
Кэти упоминает, что есть несколько женских образцов. Но большинство действительно изображают мужчин. Далее искусствовед переходит к вопросам, на которые, по её признанию, специалисты, занимающиеся номоли, не могут полноценно ответить.
Как фигурки использовались? В чём заключалась их функция?
Ранние португальские визитёры и португальцы (переселенцы), бывшие в прибрежной Сьерре-Леоне с 1450-х годов, говорили о богатстве произведений искусства, созданных людьми, которые там жили. В частности, они упоминали дерево, но также камень и слоновую кость. И они сообщали, что есть много, много фигурок. Они говорили о деревянных фигурах в контексте, предполагающем, что те могли быть использованы для представления предков, и всегда предполагается, что эти фигуры тоже были наследственно (переходящие по наследству). Однако, когда неизвестно фактическое использование художественно выполненных вещей, такое представление - на самом деле универсальный выход. Есть среди фигурок некоторые, которые по своей природе не кажутся предками вообще.
Если посмотреть на ту поделку, что слева, создаётся впечатление, что она неполная, не завершённая, в том смысле, что область между ног не прорезана, как это было на других образцах. Но с другой стороны нам видно, что она стилистически последовательна, пропорциональна, имеет округлые формы, луковичные глаза. И нос, и рот также верны стилю. Фигурка не закончена, или она истёрлась? Кэти разбирает этот вопрос, потому что то, как эти предметы использовались в последнее время, и то, как они использовались изначально, - может быть не одним и тем же.
Многие из поделок оказались в тех местах, что сейчас являются территорией Менде, хотя до середины 15-го века Менде не жили там и, возможно, ещё некоторое время после этого срока они там не проживали. Сами Менде говорят, что не делали фигурок. Но они их используют. Они часто применяют их, когда занимаются сельским хозяйством, и они помещают номоли в небольшой тайник, как в убежище на их полях. И они верят, что фигурки связаны с плодородием их рисовых посевов. И фермеры будут умолять их, но они также будут сечь (хлестать) их, если "помощники" недостаточно хорошо помогают посевам. Значит статуэтки – не боги. Конечно, не боги, но они как джинны, как духи, которые могут помочь фермеру, и "помощника" следует наказать, если он этого не делает. Так что иногда причина для истирания на поверхности – долгое время некоего использования.
Были ли это представители предков?
Некоторые из номоли изображают фигуры, держащие сосуд с чем-то. Такая композиция подразумевает труд. Когда вы видите африканское произведение искусства, фигурки, несущие груз на голове или удерживающие другие виды контейнеров, символизируют то, что они выполняют какую-то работу. Сейчас мы не знаем, какую именно. В некоторых других частях континента статуэтки могут использоваться для гадания. В определённых местах они несут воду. Всё это не означает высокого статуса, того предка, который представлен подобной статуэткой.
Мы видим фронтальные фигуры , они не находятся в каком-либо движении. Они неподвижные, спокойные и полны достоинства. Их лица невыразительны, и они обычно показаны как люди зрелые (в возрасте), но все ещё мускулистые и полные жизненных сил. Это верно в любом случае, говорим ли мы о правителях или обычных людях. Несомненно, предков, которым оказывается уважение, будут изображать такими, независимо от того, чьи они предки. Сейчас их (статуэток номоли) в обращении более тысячи, и бог знает, сколько ещё находится под землёй.
Проблема в том, что нет находок, ясно свидетельствующих о способе использования статуэток в древности. Некоторые из них были найдены в пещерах, где изваяния, по-видимому, были вырезаны, но не обязательно, что они там же и использовались. Некоторые из них были найдены группами, что зарегистрировано, но это (групповые находки), опять же, было в начале 20-го века и осталось без визуальной документации (зарисовок расположения и др.). Может быть, это семейные группы? Группы поселений? Мы этого не знаем.
А другие просто обнаруживаются (появляются) нынче на фермах или на территории алмазодобывающих предприятий. Печальная ситуация заключается в том, что в Сьерра-Леоне было проведено очень мало официальных археологических работ. Страна была втянута в длительную гражданскую войну. Ситуация с кровавыми алмазами усугубила эту войну. Сьерра Леоне была в окружении других стран, которые также вели гражданские войны. Она не была местом, благоприятным для археологических работ, которые сами по себе довольно дорогие. С одной стороны есть вероятность, что мы ещё сможем узнать больше о том, как номоли были использованы, с другой стороны - у учёных действительно нет археологических подсказок прямо сейчас.
У некоторых из фигур вздувшиеся животы, а у той статуэтки, что слева, по крайней мере, кажется, есть борода, так что можно предположить, что это не беременность. У средней нет груди, но неясно, кого мы видим-мужчину или женщину. У левой имеется отверстие в животе, а также в голове для какой-то вставки (наполнения).
Такие статуэтки не обязательно предполагают наличие почётного предка. Трудно сказать, представляют ли они собой болезнь, беременность или какое-то другое явление. Так фигурки - представители предков? Может быть, но мы не можем быть уверены. Фредерик Лэмп (Frederic Lamp), историк искусства , который потратил много времени на изучение Темне, одной из местных народностей, указывает, что Темне используют простые, необработанные камни, которые определённо являются наследственными.
Ещё в 1506 году Валентин Фернандес, португальский гость , упоминал сапи (sapi, см. ниже), живущих вдоль побережья, и он сказал, что у них есть обычай делать мемориал всем, кто умер. Таким образом, из каждого из своих благородных мужей они делают идолов по их образу и подобию. Тех, что из простых людей и рабов, они делают из дерева. Он не упоминал о камне для благородных, но каменные фигурки, конечно, могут быть истолкованы таким же образом, поскольку дерево - менее ценный материал, подходящий для простого человека и рабов. Он также отметил, что предметам - представителям предков ежегодно приносились в жертву куры или козы. А упоминаемый Лэмпом факт существования групп этих статуэток, которые, как сообщалось, хотя и редко, включали до пятидесяти фигур, может указывать на какое - то коллективное место предков семейной группы или группы поселения.
Среди Темне есть недавние обычаи использования камней, представляющих предков, которые устанавливают в небольшом домике недалеко от города. Он называется "Дом камней", и Лэмп указывает, что после того, как важная персона умирает и захоранивается, с её могилы берётся камень и помещается на платформу в этом маленьком павильоне. Этим важным предкам ежегодно совершаются жертвоприношения, и испрашиваются их ходатайства и благословения. Однако не стоит слишком влюбляться в то, что это должны быть предки. Мы должны действительно сказать, что не знаем, и надеяться, что археология всё же что-то покажет.
Поделки из слоновой кости
Резные фигурки из слоновой кости задокументированы в португальских отчётах и в таможенных записях с 1505 по 1510 год и в четырёх повествованиях, написанных купцами и миссионером-иезуитом в период с 1505 по 1684 год. В этих первичных документах резьба явно приписывается «Серра Леоа». Этот термин имел особое значение для ранних португальских торговцев. Он относился к побережью Верхней Гвинеи, от Рио-Гранде (в современной Гвинее-Бисау) или Рио-Нуньес (северо-западная Гвинея-Конакри) к юго-востоку через прибрежную Гвинею-Конакри до северо-западной Сьерра-Леоне. К сожалению, некоторые ученые и кураторы музеев путали португальское «Серра-Леоа» со страной «Сьерра-Леоне».
У вас, уважаемые читатели, может возникнуть вопрос: какое отношение имеют маленькие каменные фигурки номоли к подобным предметам? Давайте посмотрим.
Это очень искусно вырезанная слоновая кость. Скорее всего предметы вырезаны металлическими, а не каменными инструментами. Сделаны эти прекрасные вещи теми же самыми народами - Буллом или, возможно, Темне из Сьерра Леоне, и они также датируются концом 15-го до начала 16-го века.
Эти предметы были созданы для португальцев, которые были единственными европейцами, достигшими Сьерра-Леоне к 1460 году. Португальцы тогда были эксклюзивными торговцами. Их не было много, но они приходили регулярно. И попутно они заказывали предметы, потому что отметили, что люди, которые там жили, были очень умными и могли копировать всё, даже то, что им рисовали.
Теперь немного пояснений. Предметы из слоновой кости, вывозимые португальскими торговцами, изначально упоминались, как поделки сапи. Из повествования Андре Альвареса д’Алмада (1593/1594) ясно, что «Сапе» было чем-то вроде зонтичного термина, относящегося к разнообразным группам населения, говорящим на родственных языках, которые населяли регион под названием «Серра Леоа» (это - территория вдоль побережья, на которую нынче частично заходит нынешнее государство Сьерра-Леоне). Сегодня эти группы были бы идентифицированы как носители подгруппы мел западно-атлантической языковой семьи.
Современник Алмады, купец и соавтор-писатель Андре Донела (1625 г.) также использует термин «сапе» для обозначения народов, населявших регион «Серра-Леоа». Донела дает краткое описание региона и населения. Его описание разъясняет значение обоих терминов:
«Сапе», таким образом, включало несколько народов, потомков которых сегодня можно было бы назвать «этническими группами»: Темне, Буллом, Бага, Ландуман, Налу.
Итак, у нас есть предметы, которые были созданы для использования иноземцами в конкретное время (15-16 века). Часто это были предметы, которые были сделаны не в Сьерра-Леоне или были приспособлены для иноземных покровителей. И сегодня существует чуть более сотни изделий из слоновой кости, которые были экспортированы португальцам из Сьерра-Леоне.
Одни поделки португальцы приберегли для своих королей и знати, другие - подарили.
Этот рог, например, сделанный около 1500 года, является одним из нескольких олифантов с изображением португальского герба, армиллярной сферы - одним из знаков Португалии, Крестом Военного Ордена Христа, который финансировал некоторые из экспедиций Португалии по Западно-Африканскому региону побережья.Он заполнен сценами европейской охоты, в том числе множеством оленей и собак. На нем латинские надписи. Это одна из нескольких работ, сделанных, по-видимому, для королевской свадьбы.
Ниже на снимке одна из сохранившихся ложек того времени - она вырезана настолько тонко, что практически полупрозрачна.
Это европейская форма ложки, но с виртуозной резьбой по слоновой кости, требующейся для создания такого ажурного узла. На рукоятке не ящерица, это крокодил - опять же виртуозная работа. Так что это были дважды дорогие предметы. То есть сама слоновая кость была чрезвычайно дорогой в Европе, но резная она также была диковинкой из далёких мест, о которой португальцы только что узнали. Эти объекты, некоторые из них были очень точными и были явно сделаны по чертежам, монетам или каким-то прототипам, потому что они точны в выполнении.
Другие не совсем точны, и фактически объекты делятся на две категории. Мы видим, что некоторые из изделий имели местные прототипы, другие - нет. Например, рога, которые были сделаны здесь, были выполнены с концевым выдувным мундштуком (фото выше).
У нас есть два сохранившихся рога, которые, по-видимому, относятся к одному и тому же периоду и имеют очень похожий на номоли внешний вид. Вы можете видеть это по большим глазам, пропорциям головы к телу, округлости носа и вообще головы.
Они сделаны, по-видимому, для местных лидеров, и у них нет концевых мундштуков. Отверстия для вдувания воздуха сделаны с боку, что является нормой в Африке. Вы также можете видеть, что эти олифанты не так переполнены украшениями. Это была адаптация, которую эти местные резчики сделали для иностранных заказчиков согласно их вкусов.
А всё дело в том, что места, где находят номоли, очень уж "труднодоступные". То гражданские войны, то алмазная кровавая лихорадка, то заразная эбола. Не до дорогостоящих археологических "окопов". В результате имеются артефакты (по музеям, коллекциям, в "работе" у фермеров и иного местного населения), некоторые исторические записи, и не имеется привязки к местности и её контексту.
Итак, статуэтки номоли отличает единообразие стиля в отношении пропорций головы к телу (примерно 1/3), выпуклые глаза, выпирающие вперёд челюсти, большой нос с чрезвычайно увеличенными ноздрями, поза сидячая или на корточках.
Справа фигурка номоли из Пенсильвании, Palmer Museum of art, Размеры: 14.9 х 7.3 х 7.3 см
Ноздри образца из Пенсильвании расположены остро диагонально. Это не всегда так для статуэток номоли. Иногда и глаза расположены более диагонально; они довольно глубоко подрезаны, иногда (линии прорезей глаз) ближе к поверхности (неглубокие).
Губы многих фигурок сомкнуты, но у некоторых рты открыты, чтобы обнажить заострённые зубы, что действительно было признаком цивилизации.
Номоли с бородой (разделённой на две пряди) и с заточенными зубами
Зубы, как и любая часть тела, которую, так сказать, можно культивировать, будь то брекеты или заточка зубов, требуют излишка времени и средств. Кто-то не может работать, пока выполняется эта долгая и утомительная операция, поэтому в социальной цепочке он должен быть выше того, кто не может себе эту операцию позволить.
Фигурка, демонстрирующая сидячую позу, а не позу на корточках. С таким же ухом, что и предыдущая, но с закрытыми глазами и с не совсем минимальным веком
Статуэтка с поднятыми коленями попала в число коллекционных в 1970-х гг., и Кэти упомянула о дате, поскольку аукционные дома часто сообщают, когда предмет достался коллекционеру. 1970-е могут не показаться особенными. Если бы это был 1902 год, то вы могли бы сказать, «О, да, тогда определённо вещь старинная». Но старинные предметы сопровождают и более современные даты. Дата 1970-х просто указывает на то, что приобретение коллекционера было сделано до того, как цены на африканское искусство стали высокими, и поэтому маловероятно, что это будет подделка. Конечно, это не исключено, но не похоже, потому что каменная вещица, безусловно, согласуется со стилем других, которым обычно минимум пятьсот лет.
Женская фигурка с обнажёнными, но незаточенными зубами
Кэти упоминает, что есть несколько женских образцов. Но большинство действительно изображают мужчин. Далее искусствовед переходит к вопросам, на которые, по её признанию, специалисты, занимающиеся номоли, не могут полноценно ответить.
Как фигурки использовались? В чём заключалась их функция?
Ранние португальские визитёры и португальцы (переселенцы), бывшие в прибрежной Сьерре-Леоне с 1450-х годов, говорили о богатстве произведений искусства, созданных людьми, которые там жили. В частности, они упоминали дерево, но также камень и слоновую кость. И они сообщали, что есть много, много фигурок. Они говорили о деревянных фигурах в контексте, предполагающем, что те могли быть использованы для представления предков, и всегда предполагается, что эти фигуры тоже были наследственно (переходящие по наследству). Однако, когда неизвестно фактическое использование художественно выполненных вещей, такое представление - на самом деле универсальный выход. Есть среди фигурок некоторые, которые по своей природе не кажутся предками вообще.
Если посмотреть на ту поделку, что слева, создаётся впечатление, что она неполная, не завершённая, в том смысле, что область между ног не прорезана, как это было на других образцах. Но с другой стороны нам видно, что она стилистически последовательна, пропорциональна, имеет округлые формы, луковичные глаза. И нос, и рот также верны стилю. Фигурка не закончена, или она истёрлась? Кэти разбирает этот вопрос, потому что то, как эти предметы использовались в последнее время, и то, как они использовались изначально, - может быть не одним и тем же.
Многие из поделок оказались в тех местах, что сейчас являются территорией Менде, хотя до середины 15-го века Менде не жили там и, возможно, ещё некоторое время после этого срока они там не проживали. Сами Менде говорят, что не делали фигурок. Но они их используют. Они часто применяют их, когда занимаются сельским хозяйством, и они помещают номоли в небольшой тайник, как в убежище на их полях. И они верят, что фигурки связаны с плодородием их рисовых посевов. И фермеры будут умолять их, но они также будут сечь (хлестать) их, если "помощники" недостаточно хорошо помогают посевам. Значит статуэтки – не боги. Конечно, не боги, но они как джинны, как духи, которые могут помочь фермеру, и "помощника" следует наказать, если он этого не делает. Так что иногда причина для истирания на поверхности – долгое время некоего использования.
Были ли это представители предков?
Некоторые из номоли изображают фигуры, держащие сосуд с чем-то. Такая композиция подразумевает труд. Когда вы видите африканское произведение искусства, фигурки, несущие груз на голове или удерживающие другие виды контейнеров, символизируют то, что они выполняют какую-то работу. Сейчас мы не знаем, какую именно. В некоторых других частях континента статуэтки могут использоваться для гадания. В определённых местах они несут воду. Всё это не означает высокого статуса, того предка, который представлен подобной статуэткой.
Мы видим фронтальные фигуры , они не находятся в каком-либо движении. Они неподвижные, спокойные и полны достоинства. Их лица невыразительны, и они обычно показаны как люди зрелые (в возрасте), но все ещё мускулистые и полные жизненных сил. Это верно в любом случае, говорим ли мы о правителях или обычных людях. Несомненно, предков, которым оказывается уважение, будут изображать такими, независимо от того, чьи они предки. Сейчас их (статуэток номоли) в обращении более тысячи, и бог знает, сколько ещё находится под землёй.
Проблема в том, что нет находок, ясно свидетельствующих о способе использования статуэток в древности. Некоторые из них были найдены в пещерах, где изваяния, по-видимому, были вырезаны, но не обязательно, что они там же и использовались. Некоторые из них были найдены группами, что зарегистрировано, но это (групповые находки), опять же, было в начале 20-го века и осталось без визуальной документации (зарисовок расположения и др.). Может быть, это семейные группы? Группы поселений? Мы этого не знаем.
А другие просто обнаруживаются (появляются) нынче на фермах или на территории алмазодобывающих предприятий. Печальная ситуация заключается в том, что в Сьерра-Леоне было проведено очень мало официальных археологических работ. Страна была втянута в длительную гражданскую войну. Ситуация с кровавыми алмазами усугубила эту войну. Сьерра Леоне была в окружении других стран, которые также вели гражданские войны. Она не была местом, благоприятным для археологических работ, которые сами по себе довольно дорогие. С одной стороны есть вероятность, что мы ещё сможем узнать больше о том, как номоли были использованы, с другой стороны - у учёных действительно нет археологических подсказок прямо сейчас.
У некоторых из фигур вздувшиеся животы, а у той статуэтки, что слева, по крайней мере, кажется, есть борода, так что можно предположить, что это не беременность. У средней нет груди, но неясно, кого мы видим-мужчину или женщину. У левой имеется отверстие в животе, а также в голове для какой-то вставки (наполнения).
Такие статуэтки не обязательно предполагают наличие почётного предка. Трудно сказать, представляют ли они собой болезнь, беременность или какое-то другое явление. Так фигурки - представители предков? Может быть, но мы не можем быть уверены. Фредерик Лэмп (Frederic Lamp), историк искусства , который потратил много времени на изучение Темне, одной из местных народностей, указывает, что Темне используют простые, необработанные камни, которые определённо являются наследственными.
Ещё в 1506 году Валентин Фернандес, португальский гость , упоминал сапи (sapi, см. ниже), живущих вдоль побережья, и он сказал, что у них есть обычай делать мемориал всем, кто умер. Таким образом, из каждого из своих благородных мужей они делают идолов по их образу и подобию. Тех, что из простых людей и рабов, они делают из дерева. Он не упоминал о камне для благородных, но каменные фигурки, конечно, могут быть истолкованы таким же образом, поскольку дерево - менее ценный материал, подходящий для простого человека и рабов. Он также отметил, что предметам - представителям предков ежегодно приносились в жертву куры или козы. А упоминаемый Лэмпом факт существования групп этих статуэток, которые, как сообщалось, хотя и редко, включали до пятидесяти фигур, может указывать на какое - то коллективное место предков семейной группы или группы поселения.
Среди Темне есть недавние обычаи использования камней, представляющих предков, которые устанавливают в небольшом домике недалеко от города. Он называется "Дом камней", и Лэмп указывает, что после того, как важная персона умирает и захоранивается, с её могилы берётся камень и помещается на платформу в этом маленьком павильоне. Этим важным предкам ежегодно совершаются жертвоприношения, и испрашиваются их ходатайства и благословения. Однако не стоит слишком влюбляться в то, что это должны быть предки. Мы должны действительно сказать, что не знаем, и надеяться, что археология всё же что-то покажет.
Поделки из слоновой кости
Резные фигурки из слоновой кости задокументированы в португальских отчётах и в таможенных записях с 1505 по 1510 год и в четырёх повествованиях, написанных купцами и миссионером-иезуитом в период с 1505 по 1684 год. В этих первичных документах резьба явно приписывается «Серра Леоа». Этот термин имел особое значение для ранних португальских торговцев. Он относился к побережью Верхней Гвинеи, от Рио-Гранде (в современной Гвинее-Бисау) или Рио-Нуньес (северо-западная Гвинея-Конакри) к юго-востоку через прибрежную Гвинею-Конакри до северо-западной Сьерра-Леоне. К сожалению, некоторые ученые и кураторы музеев путали португальское «Серра-Леоа» со страной «Сьерра-Леоне».
У вас, уважаемые читатели, может возникнуть вопрос: какое отношение имеют маленькие каменные фигурки номоли к подобным предметам? Давайте посмотрим.
Это очень искусно вырезанная слоновая кость. Скорее всего предметы вырезаны металлическими, а не каменными инструментами. Сделаны эти прекрасные вещи теми же самыми народами - Буллом или, возможно, Темне из Сьерра Леоне, и они также датируются концом 15-го до начала 16-го века.
Эти предметы были созданы для португальцев, которые были единственными европейцами, достигшими Сьерра-Леоне к 1460 году. Португальцы тогда были эксклюзивными торговцами. Их не было много, но они приходили регулярно. И попутно они заказывали предметы, потому что отметили, что люди, которые там жили, были очень умными и могли копировать всё, даже то, что им рисовали.
Теперь немного пояснений. Предметы из слоновой кости, вывозимые португальскими торговцами, изначально упоминались, как поделки сапи. Из повествования Андре Альвареса д’Алмада (1593/1594) ясно, что «Сапе» было чем-то вроде зонтичного термина, относящегося к разнообразным группам населения, говорящим на родственных языках, которые населяли регион под названием «Серра Леоа» (это - территория вдоль побережья, на которую нынче частично заходит нынешнее государство Сьерра-Леоне). Сегодня эти группы были бы идентифицированы как носители подгруппы мел западно-атлантической языковой семьи.
Современник Алмады, купец и соавтор-писатель Андре Донела (1625 г.) также использует термин «сапе» для обозначения народов, населявших регион «Серра-Леоа». Донела дает краткое описание региона и населения. Его описание разъясняет значение обоих терминов:
"Вся страна, которая простирается на 53 лиги по прямой, от Серра-Леоа к северу и северо-западу до мыса Верга на 10 градусах широты, вся эта территория, как я сказал, называется Серра-Леоа. Хотя она населена людьми разных народов, говорящих на разных языках, эти народы могут понимать друг друга, и все они подчиняются Мане...".
«Сапе», таким образом, включало несколько народов, потомков которых сегодня можно было бы назвать «этническими группами»: Темне, Буллом, Бага, Ландуман, Налу.
Итак, у нас есть предметы, которые были созданы для использования иноземцами в конкретное время (15-16 века). Часто это были предметы, которые были сделаны не в Сьерра-Леоне или были приспособлены для иноземных покровителей. И сегодня существует чуть более сотни изделий из слоновой кости, которые были экспортированы португальцам из Сьерра-Леоне.
Одни поделки португальцы приберегли для своих королей и знати, другие - подарили.
Охотничьи рога, вырезанные из слоновой кости, называются ещё олифантами
Этот рог, например, сделанный около 1500 года, является одним из нескольких олифантов с изображением португальского герба, армиллярной сферы - одним из знаков Португалии, Крестом Военного Ордена Христа, который финансировал некоторые из экспедиций Португалии по Западно-Африканскому региону побережья.Он заполнен сценами европейской охоты, в том числе множеством оленей и собак. На нем латинские надписи. Это одна из нескольких работ, сделанных, по-видимому, для королевской свадьбы.
Sape-Portuguese olifante, принадлежащий коллекции Королевской оружейной палаты Турина
Ниже на снимке одна из сохранившихся ложек того времени - она вырезана настолько тонко, что практически полупрозрачна.
Ложка XVI века, вырезанная из цельного куска слоновой кости. На верхней части ручки вырезан крокодил, центральная часть ручки имеет петлю в виде двойной восьмёрки со змеями по бокам. Относится к предметам, сделанным для португальского рынка в 15-м и 16-м веках. Такие предметы отображают смесь африканских и европейских элементов и мотивов в их общей форме и орнаменте и считались предметами престижа во всей Европе
Это европейская форма ложки, но с виртуозной резьбой по слоновой кости, требующейся для создания такого ажурного узла. На рукоятке не ящерица, это крокодил - опять же виртуозная работа. Так что это были дважды дорогие предметы. То есть сама слоновая кость была чрезвычайно дорогой в Европе, но резная она также была диковинкой из далёких мест, о которой португальцы только что узнали. Эти объекты, некоторые из них были очень точными и были явно сделаны по чертежам, монетам или каким-то прототипам, потому что они точны в выполнении.
Другие не совсем точны, и фактически объекты делятся на две категории. Мы видим, что некоторые из изделий имели местные прототипы, другие - нет. Например, рога, которые были сделаны здесь, были выполнены с концевым выдувным мундштуком (фото выше).
У нас есть два сохранившихся рога, которые, по-видимому, относятся к одному и тому же периоду и имеют очень похожий на номоли внешний вид. Вы можете видеть это по большим глазам, пропорциям головы к телу, округлости носа и вообще головы.
Они сделаны, по-видимому, для местных лидеров, и у них нет концевых мундштуков. Отверстия для вдувания воздуха сделаны с боку, что является нормой в Африке. Вы также можете видеть, что эти олифанты не так переполнены украшениями. Это была адаптация, которую эти местные резчики сделали для иностранных заказчиков согласно их вкусов.
Опубликовано 06 октября 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 1190
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: