Мечеть на камне основания
Иерусалим - лишь третий по значению священный город в исламе после Мекки и Медины. Тем не менее мечеть Куббат ас-Сахра - Купол Скалы - не менее дорога мусульманам, чем Храм Гроба Господня христианам или Стена Плача - иудеям. Почему же не в Мекке или Медине, а именно в Иерусалиме был построен один из самых великолепных храмов, прославляющих ислам? Каким образом последователи пророка оказались восприемниками иудейской традиции, сделав своей священной "заповедной территорией" Харам аш-Шариф - холм, на котором, как считается, в разные эпохи, сменяя друг друга, стояли три иудейских храма?
На эти вопросы попробовала ответить Татьяна Носенко в своей книге Тайны Иерусалима". Она, в частности, напомнила, что дату капитуляции Иерусалима перед мусульманскими завоевателями одни источники датируют 637 годом, другие - 638-м. После многомесячной изнурительной осады патриарх Софроний мудро решил вступить в переговоры с арабами, и в результате произошла редчайшая в истории Иерусалима мирная сдача города. Не было ни кровопролития, ни разрушения и осквернения чужих религиозных святынь, людей не угоняли из города и не обращали насильно в новую веру - ислам. Победители вели себя с необычным великодушием и даже с изрядной долей доброжелательности.
Придя в Иерусалим, арабские завоеватели не могли не ощущать своей отчужденности от духовной жизни города: священники и монахи, как и прежде, до арабского завоевания, чувствовали себя здесь хозяевами, сотни христианских паломников, стекавшихся в Иерусалим, создавали поистине интернациональную атмосферу. Множество христианских церквей подавляло непритязательных арабских воинов своим величием и роскошью. Это вызывало, с одной стороны, восхищение и восторг, а с другой - раздражение и зависть. Победители должны были противопоставить богатой пышности византийских ритуалов свою традицию, превзойти христиан в красоте святынь, посвященных Аллаху. Халифам необходим был вещественный символ, связывавший их земную победу с высшим триумфом религии Аллаха, массам мусульман нужно было материальное доказательство их превосходства над неверными. И вот в конце VII века на Храмовой горе началось грандиозное строительство.
Центр мироздания
Место для новой святыни было выбрано неслучайно. Мусульманам была хорошо известна еврейская традиция, ассоциировавшая скалу на этой возвышенности с Камнем основания, на котором стояли великие иудейские храмы. Мусульманское сознание, в котором уже прочно укоренилось почитание Каабского камня в Мекке, легко восприняло весь свод еврейских легенд, связанных со скалой на Храмовой горе. Животворящие свойства, которые в иудейских легендах приписывались храму, были перенесены теперь на священный камень под Куполом.
К концу VII века в мусульманском мире уже сложилось немало собственных легенд, подтверждавших необыкновенные качества иерусалимской святыни. В соответствии с одной из них, под Камнем основания находится центр земли, источник всех ручьев и колодцев, из которых мир пьет воду. Мусульманская эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека) подобно иудейской традиции помещает ла Храмовой горе и вход в рай, и конечную точку мироздания, ассоциируя ее с днем Страшного суда.
Особым вниманием пользуется находящаяся под скалой пещера. В ней мусульмане до сих пор показывают плиту, при ударе по которой раздается эхо, свидетельствующее, что она прикрывает полое пространство. Арабы называют это место колодцем душ, где в ожидании Последнего суда томятся души всех усопших. Тот, кто попадает в него, уже не может выбраться обратно. Поэтому рядом со страшным колодцем стоит Мухаммед и вытаскивает за волосы тех, кто оказался в нем. Этим и объясняется существовавший ранее у мусульман обычай, когда, сбривая волосы на голове, они оставляли одну прядь на самой макушке. Иначе как же сможет Пророк им помочь? Женщины не заходят в священную пещеру. Как гласит легенда, однажды, когда они еще наравне с мужчинами туда допускались, одна неуемная сплетница выболтала во время молитвы все, что ей было известно об окружающих. Обитателям преисподней стали известны многие нелицеприятные вещи о живущих наверху. Тогда-то во избежание подобных случаев женщинам и запретили молиться в пещере.
Торжество ислама
Камень основания находится точно в центре Куббат ас-Сахра, раскинувшейся голубым шатром, который венчает вознесшийся на тридцатиметровую высоту золотой купол. Вся внутренняя планировка мечети, ее освещение и отделка представляют собой своеобразную оправу, в которую вставлена эта драгоценная священная реликвия. Сама организация пространства в Куббат ас-Сахра как будто предполагает движение вокруг центральной части - самого камня, что воспроизводит обряд семикратного обхода священной Каабы в Мекке.
Величественное святилище на Храмовой горе воплощало в себе торжество ислама. Горделиво вознесшийся над ним золотой купол в холодные иерусалимские зимы укрывали специальным покровом, сделанным из шкур животных. Каждый сантиметр внутреннего помещения был богато украшен дорогими породами мрамора, мозаикой, резьбой по дереву (голубая керамическая плитка, которой облицован фасад здания, и витражи на окнах появились лишь в XVI веке, в османский период).
Как уже говорилось, центральной частью и смыслом всей мечети был Камень основания. В этом плане Купол Скалы не был одинок в Иерусалиме. Поблизости располагались христианские храмы, построенные над святыми пещерами и камнями: ротонда Анастасис с пещерой - усыпальницей Иисуса, Мартирий с Голгофой, храм Рождества в Вифлееме со святым гротом Рождества Христова, церковь Вознесения на Масличной горе с камнем, не сушим отпечаток ноги Иисуса Христа. Но декоративная отделка Купола Скалы должна была донести до; мира сугубо исламское послание. Арабская вязь, украшающая стены внутренних галерей, представляет собой уникальный документ. Она передает мусульманский символ веры ("Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник Аллаха"), а также наставления или повествовательные пассажи, основывающиеся на Коране либо являющиеся прямыми цитатами из него. В них утверждаются главные постулаты исламского учения о едином Боге и величии Мухаммеда, его посланника.
Надписи над арками внутренней галереи посвящены одной теме -полемике с христианами. Их суть в отрицании божественной сущности Иисуса и признании его всего лишь одним из пророков Аллаха.
Куббат ас-Сахра, построенная в религиозной столице христианства - Иерусалиме, - выполняла своего рода миссионерскую роль. Над ее северным входом было начертано: "Он - тот, который послал Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы проявить ее выше всякой религии, хотя бы и ненавидели это многобожники". Это была вполне определенная декларация своего религиозного превосходства в окружении чужих и чуждых обрядов и святынь и вполне ясное указание на их ложность и богопротивность.
Мемориал побед
Загадочен язык декоративной мозаики, покрывающей внутренние стены Купола Скалы. На расстоянии веков с трудом поддается расшифровке его богатая символика, позаимствованная из античного искусства Средиземноморья и частично из Ирана. В арабских источниках пока не найдено каких-либо сведений, дающих ключ к интерпретации внутренней настенной мозаики. Закрытость мусульманских святынь для иноверцев ограничивала возможности проведения исследовательских работ в них в предыдущий исторический период. Только в недавние десятилетия специалисты по истории искусств, историки и составители путеводителей обратили внимание на разнообразные изображения и стали предпринимать попытки разгадать их смысл.
Внимательно присмотревшись к аркам внутреннего восьмигранника, можно различить на них целую выставку всевозможных ювелирных украшений. На зеленом растительном фоне изображены золотые браслеты, тиары, нагрудные пластины, серьги и кольца, украшенные жемчугом. Такие драгоценные украшения обычно носили богатые и знатные христиане. Они часто встречаются в византийской иконографии на образах Иисуса Христа, Девы Марии и святых угодников как символы святости и власти. Некоторые изображенные в мозаичном ряду исламского святилища украшения, как предполагают, имеют персидское и среднеазиатское происхождение.
Одно из толкований этой необычной ювелирной выставки основано на религиозно-политических мотивах. Возможно, что немусульманские драгоценности изображены здесь в качестве трофеев из завоеванных или подчиненных мусульманами земель в память об одержанных победах. Подобные трофеи из Римской империи и Ирана хранились у Каабы в Мекке еще в доисламскую эпоху, а также и после победы новой религии. Значит, Куббат ас-Сахра может нести в себе еще одно значение: это мемориал в честь побед ислама.Автор: А.Яровая
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №19 2007 г.
На эти вопросы попробовала ответить Татьяна Носенко в своей книге Тайны Иерусалима". Она, в частности, напомнила, что дату капитуляции Иерусалима перед мусульманскими завоевателями одни источники датируют 637 годом, другие - 638-м. После многомесячной изнурительной осады патриарх Софроний мудро решил вступить в переговоры с арабами, и в результате произошла редчайшая в истории Иерусалима мирная сдача города. Не было ни кровопролития, ни разрушения и осквернения чужих религиозных святынь, людей не угоняли из города и не обращали насильно в новую веру - ислам. Победители вели себя с необычным великодушием и даже с изрядной долей доброжелательности.
Придя в Иерусалим, арабские завоеватели не могли не ощущать своей отчужденности от духовной жизни города: священники и монахи, как и прежде, до арабского завоевания, чувствовали себя здесь хозяевами, сотни христианских паломников, стекавшихся в Иерусалим, создавали поистине интернациональную атмосферу. Множество христианских церквей подавляло непритязательных арабских воинов своим величием и роскошью. Это вызывало, с одной стороны, восхищение и восторг, а с другой - раздражение и зависть. Победители должны были противопоставить богатой пышности византийских ритуалов свою традицию, превзойти христиан в красоте святынь, посвященных Аллаху. Халифам необходим был вещественный символ, связывавший их земную победу с высшим триумфом религии Аллаха, массам мусульман нужно было материальное доказательство их превосходства над неверными. И вот в конце VII века на Храмовой горе началось грандиозное строительство.
Центр мироздания
Место для новой святыни было выбрано неслучайно. Мусульманам была хорошо известна еврейская традиция, ассоциировавшая скалу на этой возвышенности с Камнем основания, на котором стояли великие иудейские храмы. Мусульманское сознание, в котором уже прочно укоренилось почитание Каабского камня в Мекке, легко восприняло весь свод еврейских легенд, связанных со скалой на Храмовой горе. Животворящие свойства, которые в иудейских легендах приписывались храму, были перенесены теперь на священный камень под Куполом.
К концу VII века в мусульманском мире уже сложилось немало собственных легенд, подтверждавших необыкновенные качества иерусалимской святыни. В соответствии с одной из них, под Камнем основания находится центр земли, источник всех ручьев и колодцев, из которых мир пьет воду. Мусульманская эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека) подобно иудейской традиции помещает ла Храмовой горе и вход в рай, и конечную точку мироздания, ассоциируя ее с днем Страшного суда.
Мечеть Куббат ас-Сахра
Особым вниманием пользуется находящаяся под скалой пещера. В ней мусульмане до сих пор показывают плиту, при ударе по которой раздается эхо, свидетельствующее, что она прикрывает полое пространство. Арабы называют это место колодцем душ, где в ожидании Последнего суда томятся души всех усопших. Тот, кто попадает в него, уже не может выбраться обратно. Поэтому рядом со страшным колодцем стоит Мухаммед и вытаскивает за волосы тех, кто оказался в нем. Этим и объясняется существовавший ранее у мусульман обычай, когда, сбривая волосы на голове, они оставляли одну прядь на самой макушке. Иначе как же сможет Пророк им помочь? Женщины не заходят в священную пещеру. Как гласит легенда, однажды, когда они еще наравне с мужчинами туда допускались, одна неуемная сплетница выболтала во время молитвы все, что ей было известно об окружающих. Обитателям преисподней стали известны многие нелицеприятные вещи о живущих наверху. Тогда-то во избежание подобных случаев женщинам и запретили молиться в пещере.
Торжество ислама
Камень основания находится точно в центре Куббат ас-Сахра, раскинувшейся голубым шатром, который венчает вознесшийся на тридцатиметровую высоту золотой купол. Вся внутренняя планировка мечети, ее освещение и отделка представляют собой своеобразную оправу, в которую вставлена эта драгоценная священная реликвия. Сама организация пространства в Куббат ас-Сахра как будто предполагает движение вокруг центральной части - самого камня, что воспроизводит обряд семикратного обхода священной Каабы в Мекке.
Величественное святилище на Храмовой горе воплощало в себе торжество ислама. Горделиво вознесшийся над ним золотой купол в холодные иерусалимские зимы укрывали специальным покровом, сделанным из шкур животных. Каждый сантиметр внутреннего помещения был богато украшен дорогими породами мрамора, мозаикой, резьбой по дереву (голубая керамическая плитка, которой облицован фасад здания, и витражи на окнах появились лишь в XVI веке, в османский период).
Как уже говорилось, центральной частью и смыслом всей мечети был Камень основания. В этом плане Купол Скалы не был одинок в Иерусалиме. Поблизости располагались христианские храмы, построенные над святыми пещерами и камнями: ротонда Анастасис с пещерой - усыпальницей Иисуса, Мартирий с Голгофой, храм Рождества в Вифлееме со святым гротом Рождества Христова, церковь Вознесения на Масличной горе с камнем, не сушим отпечаток ноги Иисуса Христа. Но декоративная отделка Купола Скалы должна была донести до; мира сугубо исламское послание. Арабская вязь, украшающая стены внутренних галерей, представляет собой уникальный документ. Она передает мусульманский символ веры ("Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник Аллаха"), а также наставления или повествовательные пассажи, основывающиеся на Коране либо являющиеся прямыми цитатами из него. В них утверждаются главные постулаты исламского учения о едином Боге и величии Мухаммеда, его посланника.
Надписи над арками внутренней галереи посвящены одной теме -полемике с христианами. Их суть в отрицании божественной сущности Иисуса и признании его всего лишь одним из пророков Аллаха.
Иерусалим: Храмовая гора. Аль-Харам аш-Шариф
Куббат ас-Сахра, построенная в религиозной столице христианства - Иерусалиме, - выполняла своего рода миссионерскую роль. Над ее северным входом было начертано: "Он - тот, который послал Своего посланника с прямым путем и религией истины, чтобы проявить ее выше всякой религии, хотя бы и ненавидели это многобожники". Это была вполне определенная декларация своего религиозного превосходства в окружении чужих и чуждых обрядов и святынь и вполне ясное указание на их ложность и богопротивность.
Мемориал побед
Загадочен язык декоративной мозаики, покрывающей внутренние стены Купола Скалы. На расстоянии веков с трудом поддается расшифровке его богатая символика, позаимствованная из античного искусства Средиземноморья и частично из Ирана. В арабских источниках пока не найдено каких-либо сведений, дающих ключ к интерпретации внутренней настенной мозаики. Закрытость мусульманских святынь для иноверцев ограничивала возможности проведения исследовательских работ в них в предыдущий исторический период. Только в недавние десятилетия специалисты по истории искусств, историки и составители путеводителей обратили внимание на разнообразные изображения и стали предпринимать попытки разгадать их смысл.
Внимательно присмотревшись к аркам внутреннего восьмигранника, можно различить на них целую выставку всевозможных ювелирных украшений. На зеленом растительном фоне изображены золотые браслеты, тиары, нагрудные пластины, серьги и кольца, украшенные жемчугом. Такие драгоценные украшения обычно носили богатые и знатные христиане. Они часто встречаются в византийской иконографии на образах Иисуса Христа, Девы Марии и святых угодников как символы святости и власти. Некоторые изображенные в мозаичном ряду исламского святилища украшения, как предполагают, имеют персидское и среднеазиатское происхождение.
Одно из толкований этой необычной ювелирной выставки основано на религиозно-политических мотивах. Возможно, что немусульманские драгоценности изображены здесь в качестве трофеев из завоеванных или подчиненных мусульманами земель в память об одержанных победах. Подобные трофеи из Римской империи и Ирана хранились у Каабы в Мекке еще в доисламскую эпоху, а также и после победы новой религии. Значит, Куббат ас-Сахра может нести в себе еще одно значение: это мемориал в честь побед ислама.Автор: А.Яровая
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №19 2007 г.
Опубликовано 10 октября 2007
| Комментариев 0 | Прочтений 6927
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: