Массовые психозы в истории
Массовые психозы в истории
Папа дяди Фёдора из знаменитого мультфильма о Простоквашино говорил, что «это только гриппом все вместе болеют, а с ума поодиночке сходят». Но как же он заблуждался! История знает не один пример, когда коллективные помешательства с огромной скоростью овладевали большими массами людей. Особенно часто психические эпидемии атаковали человечество в Средние века. Не до конца они побеждены и поныне…

Пляска со смертельным исходом

Первые случаи коллективного психоза в виде «танцевальной чумы», или «пляски святого Витта», были отмечены в Страсбурге в 1518 году, но потом с пугающей регулярностью стали повторяться по всей Западной Европе. Объятые противоестественным весельем, образуя бесконечный хоровод, люди танцевали на улицах, площадях, балконах и крышах. Сумасшедшая пляска сопровождалась конвульсиями и воплями участников. Сам по себе танцор не мог остановиться: это можно было сделать лишь принудительно, повалив человека на землю и связав крепко-накрепко. Но, как правило, все происходило с точностью до наоборот: вид людей, утративших всякий самоконтроль, действовал на зрителей возбуждающе, заставляя их присоединиться к общему «веселью». Дикий танец продолжался несколько суток, пока человек не падал в изнеможении и смертельной усталости, зачастую умирая от инфаркта или инсульта.
При этом «танцевальная чума» носила сезонный характер: она, как правило, начиналась ранней весной, а заканчивалась поздней осенью с наступлением зимних холодов. И на все это время «инфицированные» ею люди — крестьяне и ремесленники — забрасывали свой промысел. В результате начинался голод, который лишь способствовал распространению «танцевальной чумы». Но что заставляло людей пускаться в безудержный пляс? Причиной подобных эпидемий было… тотальное невежество людей, к тому же склонных к гипнозу, самогипнозу и подражательному поведению. Но не только. Свою роль сыграли и хроническое недоедание, недосыпание, авитаминоз и различного рода стрессы, которых было немало в то далёкое время.

Конвульсии на кладбище

До поры до времени парижское кладбище Сен-Медар выделялось на фоне других лишь своей древностью, ведь первые захоронения на этом месте появились ещё в IX столетии. Но прославила этот погост могила дьякона Франсуа де Пари, упокоившегося с миром в 1727 году. При жизни он был янсенистом — последователем религиозного культа, позже признанного ересью. Изначально же янсенисты настаивали на том, что человек не способен на чистую любовь к Богу, ибо он постоянно пребывает под властью греховных желаний. По этой причине они практиковали крайний аскетизм и говорили о необходимости подчинения Высшей силе, то есть Божьему промыслу.
При жизни Франсуа де Пари всеми силами пытался освободиться от пороков и достичь чистоты и блаженства, потому, вероятно, и умер относительно молодым: ему исполнилосьтолько 37 лет. И на его могиле стали твориться странные вещи.
Больные, приходившие туда помолиться, избавлялись от недугов. Вскоре на кладбище стали собираться целые толпы. Они возносили молитвы и бились в конвульсиях. Многие впадали в транс. К могиле де Пари приносили паралитиков. Безумцы, слепые, больные раком и водянкой тёрлись о надгробный камень дьякона и исцелялись…
Янсенисты просто не могли не воспользоваться картой, так удачно выпавшей им в руки. На могиле Франсуа де Пари стали собираться огромные толпы его приверженцев, которые изливали свои чувства в восторженных молитвах и речах, сопровождаемых приступами корчей и изменённым состоянием сознания. Поэтому их стали называть конвульсионерами. Но дальше случилось то, чего официальная наука не может объяснить по сию пору. В состоянии исступления поклонники дьякона теряли связь с реальностью, бились в судорогах, заражая тем самым окружающих. В то же время они проявляли сверхъестественные способности и удивительную живучесть. Тому были свидетелями множество очевидцев, показания которых подробно изложены в трехтомной книге некого Луи-Базиля Карр де Монжерона, члена тогдашнего парижского парламента.
Среди прочих де Монжерон описал случай молодой конвульсионерши по имени Жанна Моле. По причине буйства на неё надели цепи, а затем нанесли около 100 ударов молотом по животу, при этом не причинив ей ни малейшего вреда. Выразив сомнение в увиденном, де Монжерон сам взял в руки молот и ударил им по кирпичной стене, в результате чего образовался большой проем…
Другая женщина в состоянии истерии выгнулась дугой назад, опираясь только на затылок и пятки. Тяжёлый камень несколько раз бросали ей на живот с большой высоты, не причинив, однако, ни увечий, ни боли. Напротив, конвульсионерша испытывала непонятный экстаз и вопила, чтобы эти удары усилили…
Конвульсионеры казались абсолютно неуязвимыми. Опытные палачи выбивались из сил, пытаясь задушить некоторых из них, но им это не удавалось. Невосприимчивость к боли была не единственной особенностью янсенистов во время приступов безумия. Некоторые из них на какое-то время обретали дар ясновидения и могли читать с завязанными глазами, видеть будущее или предсказывать болезни.
Все эти удивительные феномены проявлялись только при большом количестве кон-вульсирующих, то есть налицо имелся эффект коллективного воздействия. Но и ему скоро положили конец. Людовик XV закрыл кладбище с формулировкой: «Король запрещает Богу творить здесь чудеса».

Бей господ и лекарей!

Невежество населения плюс повышенная внушаемость на фоне всеобщей паники становились благоприятной почвой не только для» развития массовых психозов, но и для культивации абсурдных слухов. Так, в период эпидемий холеры или чумы беснующиеся толпы, не ведая о подлинных причинах распространения заразы, частенько начинали обвинять в этом лекарей или колдунов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Одна из последних в России эпидемий холеры разразилась в Петербурге с 1829 по 1831 год. Болезнь унесла жизнь 7 тысяч жителей. Возникли слухи о том, что заразу внедрили господа, чтобы уморить простых людей. Но объектами ненависти становились и врачи, несмотря на то что те, рискуя заразиться и умереть, самоотверженно боролись с этим недугом. Тем не менее необразованные массы считали, что медики являются сознательными разносчиками холеры. Кончилось все тем, что остервенелая толпа ворвалась в холерный барак на Сенной площади, где выбила все окна, сломала мебель, разогнала медицинский персонал и убила нескольких врачей. Но ситуацию, как считается, спас Николай I. Император въехал на площадь в открытой коляске и прямо из неё обратился к взбудораженной толпе: «Учинены злодейства, общий порядок нарушен… Стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков…» Николай I держался бесстрашно и говорил кратко, но резко. Оробев перед императором, люди упали на колени, а самодержец завершил дело тем, что поманил к себе какого-то мужика и, не побоявшись заразиться, трижды по-русски поцеловал его в щеки и в лоб. С тем и уехал…

Халявомания

В наше время массовые помешательства, подразумевающие бесконтрольность поведения человека в толпе, повышенную внушаемость и преобладание чувств над разумом, изменили мотивацию и характер своего проявления.
Так, в 1990-е годы в России народонаселением завладела халявомания — коллективный психоз, проявившийся в виде феномена так называемых финансовых пирамид. Его провоцирующим моментом стало резкое обнищание населения. К тому же из продажи исчезли даже элементарные товары. В такой ситуации сложно было не купиться на посулы дармового обогащения. В результате отдельные граждане с лёгкостью попадались даже на очевидный обман.
Наиболее ярким примером халявомании оказалась афёра с финансовой пирамидой МММ. Мавроди, обещавшему вернуть вложенные средства с немыслимыми процентами, поверили многие. Хотя здравый смысл и подсказывал, что деньгам взяться попросту неоткуда. Промышленные предприятия не работали, а большинство жизненно важных продуктов продавались только по талонам. Однако об этом никто из покупателей акций МММ и не думал. Все они были убеждены, что Мавроди каким-то чудесным образом устранит все их проблемы. К тому же акции МММ были напечатаны на хорошей бумаге и выглядели почти как доллары, а поэтому не вызывали сомнений.
Стоит оговориться, что прототипом различных финансовых пирамид явились «письма счастья», или «святые письма», зародившиеся ещё в эпоху Средневековья. Поначалу они распространялись обычной почтой, а с появлением Интернета начали размножаться и передаваться в электронном виде. Содержание «писем счастья» незамысловато и довольно примитивно. Это в основном религиозно-мистические сентенции и фантастические угрозы в случае, если читающий проигнорирует совет размножить письмо в 10 экземплярах, чтобы отправить его другим адресатам…
Правда, на этом сходство «святых писем» и финансовых пирамид и кончается.

Радиофобия

Так называют навязчивый страх облучения радиацией. Он возникает как преувеличенная реакция на фоне некомпетентности и отсутствия информации об истинном положении дел у особо впечатлительных и внушаемых лиц и часто приобретает вид психической эпидемии. Провоцирующим моментом может стать также неграмотное действие властей, которые с целью предупреждения паники и беспорядков скрывают от населения истинное положение вещей, после чего люди попросту перестают им верить.
Нечто подобное произошло во время аварии на Балаковской АЭС в 1984 году, когда в результате сбоя электроники выключился один из реакторов. Несмотря на то что ситуация была штатной и никакой опасности не представляла, эту новость подхватила пресса. И в народе тут же пошли страшные слухи… В итоге среди населения всех примыкающих областей началась паника. В аптеках стали скупать йод, а в поликлиники начали обращаться люди с признаками отравления, но не радиацией, как можно было бы подумать, а тем самым йодом, который они употребляли внутрь в немереном количестве…

Не сотвори себе кумира

Стоит упомянуть и ещё об одном коллективном безумии, свойственном современности. Речь идёт о поведение фанатов кинозвёзд и поп-групп, о людях, испытывающих патологическую зависимость от знаменитостей. Вспомним, к примеру, историю с английской группой «Битлз». Эти талантливые молодые музыканты из Ливерпуля в начале 1960-х годов немедленно покорили молодёжь во всех странах. Но любовь к действительно хорошей музыке, созданной группой, обернулась фетишизацией самих Битлов. В конечном итоге им невозможно стало появиться в общественных местах, чтобы их тут же не порвали на сувениры…
Увы, с таким же неподобающим, а порой и неадекватным поведением поклонников знаменитости сталкиваются и поныне. И что это, как не массовый психоз?Автор: И.Сурин
Источник: "Ступени Оракула" №7, 2020 г.
Опубликовано 11 августа 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 1262

Ещё по теме...
Добавить комментарий