Запрещенные и утраченные Евангелия
Запрещенные и утраченные Евангелия
Всем христианам очень хорошо известно, что Новый Завет состоит из четырех канонических Евангелий. Однако каноном они стали далеко не сразу. О житии Христа писали очень многие люди: к концу I в. н. э. по миру «гуляло» полсотни евангелий, толкований и других священных текстов. Причем их содержание было очень разным, вплоть до прямо противоположных. Разгорались настоящие словесные битвы по поводу того, какая версия истинная, а какая – ложная...
Разобраться с текстами решил состоятельный судовладелец и богослов Маркион, позже признанный ересиархом. В первый канон он включил как подлинное только Евангелие от Луки, дополнив его десятью посланиями Павла, посланием лаодикийцев (позже оно было отнесено к апокрифам) и собственным трудом довольно сомнительной ценности. В частности, Маркион требовал соблюдения абсолютного целомудрия, запрета на мясо и принятия мученической смерти во имя Христа.
Ошеломленные подобной Библией, отцы церкви всерьез взялись за составление Нового Завета. Под конец II века, в результате длительных дискуссий, им удалось прийти к общему согласию. Еще позже, на соборах, состоявшихся в 393, 397 и 419 годах, была установлена последовательность текстов, и он соблюдается до сих пор. Ветхий Завет включает в себя 39 книг, Новый – 27. Единственная поправка была внесена Ватиканом в 1546: в Библию вошли семь апокрифов, сочтенные важными для духовного становления католиков.
Однако утверждение списка «правильных» Евангелий не вычеркнуло из истории существование «неправильных». Порицаемые церковью, старательно уничтожаемые, еретические писания все же сохранились до наших дней. Большинство этих текстов интересны только религиоведам, историкам и философам. Но некоторые из них совершили настоящую революцию в мировоззрении людей, показав альтернативный взгляд на вроде бы хорошо известные (разумеется, по описаниям) события.

Евангелие от Варнавы

Этот апокриф известен с начала столетия. По легенде, он написан апостолом Варнавой – одним из первых последователей Христа, который после распятия учителя странствовал с апостолом Павлом. По поводу Евангелия от Варнавы с момента его обнаружения шли горячие споры. Исследователи сошлись на том, что оно является подделкой, созданной в Средние века, хотя некоторые допускали, что найденный апокриф – всего лишь список с более раннего труда. А оригинал, с которого делалась копия, навсегда утерян.
Однако уже в текущем тысячелетии оригинал этого писания был найден в Турции. Долгое время он хранился в секрете, в запасниках Этнографического музея Анкары. По оценкам экспертов, возраст книги, сделанной из кожи и с текстом на арамейском, соответствует времени, когда апостолы еще бродили по земле.
Ватикан находкой сильно обеспокоен. Владельцы апокрифа утверждают, что почерпнули из него шокирующие сведения. Так, Иисус вовсе не был божьим сыном, только пророком, а Павел вообще назван самозванцем. Кроме того, Христос вознеся не после смерти, а живым. На кресте же вместо него умер Иуда Искариот. Католическая верхушка настаивает на тщательнейшем изучении находки, в котором должны принимать участие и ватиканские богословы.

Евангелие Истины

В 1945-м в Египте, возле селения Наг-Хаммади, было найдено собрание рукописей, среди которых – очередной апокриф, получивший название Евангелия Истины. Его текст изложен на коптском языке и датирован II веком, но исследователи склонны считать, что это перевод, а оригинал был написан на столетие раньше и по-гречески. Писание кардинально отличается от всех прочих. Во-первых, там практически ничего не говорится о жизненном пути и свершениях Христа. Во-вторых, в нем не упоминается ни Страшный суд, ни воздаяние праведникам после смерти, ни Второе пришествие. В-третьих, многие наставления, имеющиеся в этом Евангелии, противоречат христианским нормам. Такое содержание было признано ересью, а сам труд – бесполезным для верующих, ведь даже имя Христа в нем упоминается лишь несколько раз.

Евангелие от Фомы

Считается, что этот апокриф был написан апостолом, являвшимся самым любимым учеником Христа. В нем Иисус неоднократно называет Фому братом, что свидетельствует о крепких духовных связях между ними. На заре христианства Евангелие от Фомы отнесли к опасной ереси, поскольку Христос в нем представал не богочеловеком, а просто святым, да и его жизнеописание отсутствует. К тому же текст был малопонятен не только обычным людям, но и богословам: Евангелие состоит из изречений Иисуса, без пояснений и комментариев. Причем высказывания не соответствуют основам христианства: Учитель не только не обещает прихода на землю Царства Божия, но и порицает тех, кто верит в апокалипсические пророчества.
По распоряжению церковников Евангелие от Фомы методически уничтожалось. До недавнего времени считалось, что ни один его экземпляр не уцелел. К счастью, это мнение оказалось ошибочным: в том же 1945, и опять-таки в Египте, археологи отыскали полный текст апокрифа. После его изучения появились основания считать, что Евангелие от Фомы является первоисточником, на который опирались Лука и Матфей при создании своих писаний. Сейчас развернулась целая кампания, целью которой является включение апокрифа в Новый Завет.

Евангелие детства от Фомы

Его часто путают с предыдущим Писанием. Между тем, это абсолютно разные апокрифы. В Евангелии детства говорится о тех годах жизни Христа, о которых канонические тексты поголовно умалчивают. Согласно этому апокрифу, Иисус с малых лет мог творить чудеса, и далеко не все они были добрыми. Вплоть до того, что ребенок проклинал своих обидчиков – и те умирали. Неудивительно, что Евангелие детства сочли ересью: очень уж не благостным получился образ Спасителя.
Впрочем, надо сказать, что к концу текста Иисус исправился, перестал прибегать к жестокости и даже спасал жизнь людям.
Несмотря на еретическое содержание Писания, к нашему времени сохранилось достаточно его экземпляров.

Евангелие Спасителя

Этот апокриф стал известен миру совсем недавно: в 1997-м литературоведы из Америки разбирали архивы библиотеки в Берлине и обнаружили этот древний текст. Смысл апокрифа очень близок к канону, хоть стилистически оформлен весьма нестандартно. Евангелие Спасителя интересно тем, что хорошо известные события происходят в той же последовательности, но совершенно в других географических точках. Это может дать новое видение всей истории, если найдутся подтверждения справедливости данных апокрифа.

Евангелие от Иуды

Это Писание наиболее яро отрицается и осуждается всеми церковными деятелями. Просто потому, что оно опровергает все библейские догмы и наши представления о тех древних событиях.
В Евангелии от Иуды говорится, что ставший образом подлого предателя ученик вовсе таковым не был. Напротив, он являлся самым верным последователем Христа, сумевшим лучше всех остальных понять учение Иисуса и проникнуться его духом. Да, он выдал учителя римлянам – но по его же просьбе. Христос хотел скинуть оковы тела; Иуда фактически пожертвовал собой для исполнения пожелания сына божьего. Причем он знал, что его ждет всеобщая ненависть, но решился на такой шаг. И Христа он поцеловал, чтобы продемонстрировать всем поколениям, насколько чисты были его намерения. Как «иудин поцелуй» трактуется церковью, знают все.
Однако преображение Иуды из предателя в праведника – не единственная причина, по которой Писание было объявлено ересью. Гностические представления в Евангелии кардинально отличаются от принятых в христианстве. В тексте говорится, что в мире существуют так называемые «низшие боги», ответственные за разные космические сферы и созданные главным Создателем.
Об Евангелии от Иуды предания ходили веками. Как и многие другие апокрифы, оно считалось утерянным. Список Писания был найден лишь в 70-х годах прошлого века, в египетском свитке, именуемым «Кодексом Чакос». Церковники пытались опровергнуть подлинность свитка, но анализы подтвердили его древность.

Евангелие от Марии Магдалины

Личность Магдалины даже в канонической Библии очень неоднозначна. Почему-то принято считать Марию блудницей, хотя ни в одном из евангелий об этом не сказано. Еще один устоявшийся стереотип – она была из низших и беднейших слоев населения. Причем опровержением тому может быть упоминание в Писании того факта, что Магдалина субсидировала апостолов из личных средств – но он почему-то у рядовых христиан проходит мимо внимания.
В последние годы суперпопулярной является идея, что Мария была женой Христа, хотя даже в самых дерзких апокрифах на близкие отношения Спасителя и Магдалины нет ни малейшего намека.
Евангелие от Магдалины заставляет увидеть эту женщину совсем с другой, не канонной, стороны. В писании она предстает как сильный духом человек, прирожденный лидер, верный соратник Христа и настоящий философ. Из апокрифа можно сделать вывод, что во времена раннего христианства женщины имели больше «прав и свобод», нежели при Средневековье. Да и влияние на жизнь общества оказывали существенно больше.
Евангелие от Магдалины не было известно до XIX столетия. Его ранняя судьба неизвестна, но последние годы перед явлением миру апокриф тихо пылился среди всякой ерунды в лавке продавца антиквариата в Каире. Его буквально чудом заметил германский ученый Карл Райнхардт, бывший в 1850-м проездом в Египте. Широкой общественности этот апокриф оставался неизвестным еще столетие: первая его публикация состоялась лишь в 1955-м.
Что предпочесть – канон или альтернативу – каждый христианин решает сам. Большинство предпочитает варианты, одобренные церковью. Однако даже они порой не прочь ознакомиться с другой точкой зрения. Хотя бы для того, чтобы возмутиться или убедиться в правильности своей позиции. А ученым апокрифы интересны, как дополнительный источник информации. Ради возможности ее получить они готовы отложить на время свои предубеждения, даже если являются ревностными прихожанами.
Опубликовано 09 августа 2020 | Комментариев 0 | Прочтений 1475

Ещё по теме...
Добавить комментарий