Как крест стал символом христианства?
Так уж повелось, что крест неразрывно ассоциируется с христианством. Однако прежде чем стать сакральным символом последователей Иисуса Христа, он был связан с массой других, более древних религий. Да и у самих христиан его разновидностей насчитывается более десятка…
Первая цивилизация, использовавшая крест, — цивилизация Древнего Египта. Его внешний вид на берегах Нила отличался от современного и копировал иероглиф ☥ (анх), символизируя жизнь, бессмертие, мудрость. Анх изображали на стенах, памятниках, утвари и даже сандалиях, а также клали в гробницы фараонов, чтобы их души продолжили жизнь в загробном мире.
До появления Иисуса
Наряду с египтянами крест имелся у древних шумеров, живших в Междуречье — в Вавилонском царстве. Здесь он символизировал главного бога небес — Ану. В бывшей колонии шумеров Ассирии крест, заключённый в круг, являлся символом их главного божества — бога войны и солнца Ашшура.
В древней Индии крест изображали над мифическим существом, убивавшим детей, а также — в руках Кришны. Представители южноамериканской цивилизации чибча верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него грудных детей. У древних тюрок, являвшихся прародителями многих азиатских народов, в их изначальной религии — тенгрианстве — знак «аджи», выражавший покорность, тоже имел форму креста. Отчасти он напоминал христианский крест, что дало повод советскому публицисту Мураду Анжи утверждать, что христиане просто заимствовали символ «аджи» у тюрок в IV веке.
Однако к тому времени крест уже имелся в символике христианства. Вот что пишет византийский историк Сократ Схоластик, живший в начале V века: «При разрушении и очищении Серапи-сова храма (Серапис — египетский бог, — прим, авт.) найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников».
Историк пишет, что христианам удалось убедить язычников в том, что открытие таких знаков является доказательством того, что Серапис уступает место Христу. Так они убедили поклонников Сераписа креститься в новую для них веру. Эта молодая на тот момент религия ещё не устоялась и считалась новомодной. Её распространение в античном мире произошло после восшествия на римский престол императора Константина в 306 году. Именно он не только сам принял христианство и перенёс столицу в Константинополь, но и сделал веру в Христа официальной религией всей империи.
Казнь распятием
В христианстве крест рассматривается как символ, указывающий на искупительную жертву Иисуса Христа. По Библии, сын Божий позволил предать Себя мученической смерти, чтобы те, кто верует в Него, смогли спастись.
К мучительной и жестокой казни — распятию на кресте — римляне приговаривали только особо опасных преступников: убийц, предводителей банд, изменников. Известно, что после поражения Спартака остатки его войска — 6 тысяч воинов — были приговорены к распятию. Их тела висели на крестах многие километры Аппиевой дороги, от Капуи до Рима. Победитель Спартака, Марк Лициний Красе, приказал оставить трупы на крестах до полного истлевания в назидание другим, помышлявшим о бунте.
Жестокий способ казни римляне заимствовали у своих заклятых врагов — жителей Карфагена. А те — у своих предков, финикийцев. Во времена Нерона к распятию приговаривали первых христиан, которых римляне считали опасными сектантами.
Известно, что кроме Иисуса Христа распятию также подвёргся апостол Пётр. По преданию, он упросил судей, чтобы его распяли головой вниз, так как считал, что, предав Иисуса, он недостоин такой же казни, что и учитель. Другой апостол — Андрей Первозванный — принял мученическую смерть на косом кресте, впоследствии ставшем символом русского военно-морского флота.
Надо отметить, что для казней римляне использовали кресты не совсем такой формы, что почитаются в христианстве. Их крест для распятия был Т-образным (Crux Commissa), реже использовали другие его формы: Crux Simplex (обычный столб) и Crux Decussata (крест в форме X). У Т-образного креста вертикальный столб назывался staticulum, а съемная горизонтальная часть — patibulum. Именно последнюю (а не весь крест) несли на себе к месту казни приговорённые. Впрочем, и он был нелёгок (30-50 килограмм), и для измождённого в тюрьме человека это было тяжким испытанием.
За взятку палач мог прибить на вертикальной стойке небольшой выступ, на который казнённый опирался ногами. В самом худшем случае, ноги прибивали гвоздями к столбу. Перед распятием бедолагу раздевали и, уложив его на горизонтальную часть, растягивали руки и прибивали их гвоздями (реже — деревянными кольями). Если гвозди забивали в ладони, то запястья дополнительно приматывали верёвками к балке, чтобы пленник не спрыгнул вниз, порвав мышцы. После распятия балку с пленником водружали на вертикальный столб и крепили.
В отдельных случаях, чтобы продлить страдания пленника, горизонтальную балку снимали вместе с ним на ночь, а утром опять водружали на вертикальный столб. Неудивительно, что распятие в античном мире считалось самой мучительной казнью, и его боялись абсолютно все.
У каждого — свой
Впервые «узаконенные» изображения креста как христианского символа появились на золотых монетах — солидах, выпущенных императором Тиберием II (VI век). На аверсе монеты есть изображение креста.
Поклонение кресту не прекратилось даже в эпоху византийского иконоборчества. В 726 и 730 годах византийский император Лев III Исавр, под натиском богословов, ссылавшихся на Ветхий Завет, где указывалось «Не сотвори себе кумира…», запретил почитание икон. Тысячи икон, фресок и мозаик были уничтожены, но кресты не тронули. Более того, крест стал главным украшением христианских храмов той поры. Уже Седьмой Вселенский собор в 787 году на основе поклонения кресту вернул в церковь иконопочитание.
В русском православии, унаследовавшем традиции византийской церкви, распространена восьмиконечная форма креста, с верхней и нижней перекладинами. На древних иконах изображён семиконечный крест, где столб не превышает верхнюю перекладину. Часто на самой верхней горизонтальной перекладине имеется надпись INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Интересно, что в православии есть понятие «несение своего креста», то есть безропотное выполнение христианских заповедей в течение всей жизни. Указанное понятие основано на фразе Христа: «Кто не возьмёт креста своего… тот недостоин Меня». Также в русском языке популярно словосочетание «поставить крест», подразумевающее «похоронить какое-либо дело или идею». Вероятно, сочетание происходит от традиции ставить крест на могиле христиан.
В католицизме крест имеет аскетичную четырёхконечную форму с удлинением нижней части. В отличие от православного креста, ступни Иисуса здесь скрещены и прибиты одним гвоздём. В Средневековье кресты брали своим символом тысячи рыцарей, образовывая ордены и неся смерть жителям Ближнего Востока в своих «крестовых походах». Ношение нательного креста имеет место в большинстве христианских обрядов.
Вместе с тем, ряд христианских сект, в том числе крупные (свидетели Иеговы, мормоны) отрицают поклонение кресту. Причины здесь различны. Например, свидетели Иеговы полагают, что орудием казни Иисуса был не крест, а вертикальный столб. Потому почитание креста у них считается идолопоклонством. Однако большинство христианских богословов не согласны с такой трактовкой, настаивая на том, что сектанты не сумели точно перевести древнегреческие тексты Библии.Автор: Л.Каплин
Источник: "Загадки истории" №23, 2020 г.
Первая цивилизация, использовавшая крест, — цивилизация Древнего Египта. Его внешний вид на берегах Нила отличался от современного и копировал иероглиф ☥ (анх), символизируя жизнь, бессмертие, мудрость. Анх изображали на стенах, памятниках, утвари и даже сандалиях, а также клали в гробницы фараонов, чтобы их души продолжили жизнь в загробном мире.
До появления Иисуса
Наряду с египтянами крест имелся у древних шумеров, живших в Междуречье — в Вавилонском царстве. Здесь он символизировал главного бога небес — Ану. В бывшей колонии шумеров Ассирии крест, заключённый в круг, являлся символом их главного божества — бога войны и солнца Ашшура.
В древней Индии крест изображали над мифическим существом, убивавшим детей, а также — в руках Кришны. Представители южноамериканской цивилизации чибча верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него грудных детей. У древних тюрок, являвшихся прародителями многих азиатских народов, в их изначальной религии — тенгрианстве — знак «аджи», выражавший покорность, тоже имел форму креста. Отчасти он напоминал христианский крест, что дало повод советскому публицисту Мураду Анжи утверждать, что христиане просто заимствовали символ «аджи» у тюрок в IV веке.
Однако к тому времени крест уже имелся в символике христианства. Вот что пишет византийский историк Сократ Схоластик, живший в начале V века: «При разрушении и очищении Серапи-сова храма (Серапис — египетский бог, — прим, авт.) найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников».
Историк пишет, что христианам удалось убедить язычников в том, что открытие таких знаков является доказательством того, что Серапис уступает место Христу. Так они убедили поклонников Сераписа креститься в новую для них веру. Эта молодая на тот момент религия ещё не устоялась и считалась новомодной. Её распространение в античном мире произошло после восшествия на римский престол императора Константина в 306 году. Именно он не только сам принял христианство и перенёс столицу в Константинополь, но и сделал веру в Христа официальной религией всей империи.
Казнь распятием
В христианстве крест рассматривается как символ, указывающий на искупительную жертву Иисуса Христа. По Библии, сын Божий позволил предать Себя мученической смерти, чтобы те, кто верует в Него, смогли спастись.
К мучительной и жестокой казни — распятию на кресте — римляне приговаривали только особо опасных преступников: убийц, предводителей банд, изменников. Известно, что после поражения Спартака остатки его войска — 6 тысяч воинов — были приговорены к распятию. Их тела висели на крестах многие километры Аппиевой дороги, от Капуи до Рима. Победитель Спартака, Марк Лициний Красе, приказал оставить трупы на крестах до полного истлевания в назидание другим, помышлявшим о бунте.
Жестокий способ казни римляне заимствовали у своих заклятых врагов — жителей Карфагена. А те — у своих предков, финикийцев. Во времена Нерона к распятию приговаривали первых христиан, которых римляне считали опасными сектантами.
Известно, что кроме Иисуса Христа распятию также подвёргся апостол Пётр. По преданию, он упросил судей, чтобы его распяли головой вниз, так как считал, что, предав Иисуса, он недостоин такой же казни, что и учитель. Другой апостол — Андрей Первозванный — принял мученическую смерть на косом кресте, впоследствии ставшем символом русского военно-морского флота.
Надо отметить, что для казней римляне использовали кресты не совсем такой формы, что почитаются в христианстве. Их крест для распятия был Т-образным (Crux Commissa), реже использовали другие его формы: Crux Simplex (обычный столб) и Crux Decussata (крест в форме X). У Т-образного креста вертикальный столб назывался staticulum, а съемная горизонтальная часть — patibulum. Именно последнюю (а не весь крест) несли на себе к месту казни приговорённые. Впрочем, и он был нелёгок (30-50 килограмм), и для измождённого в тюрьме человека это было тяжким испытанием.
За взятку палач мог прибить на вертикальной стойке небольшой выступ, на который казнённый опирался ногами. В самом худшем случае, ноги прибивали гвоздями к столбу. Перед распятием бедолагу раздевали и, уложив его на горизонтальную часть, растягивали руки и прибивали их гвоздями (реже — деревянными кольями). Если гвозди забивали в ладони, то запястья дополнительно приматывали верёвками к балке, чтобы пленник не спрыгнул вниз, порвав мышцы. После распятия балку с пленником водружали на вертикальный столб и крепили.
В отдельных случаях, чтобы продлить страдания пленника, горизонтальную балку снимали вместе с ним на ночь, а утром опять водружали на вертикальный столб. Неудивительно, что распятие в античном мире считалось самой мучительной казнью, и его боялись абсолютно все.
У каждого — свой
Впервые «узаконенные» изображения креста как христианского символа появились на золотых монетах — солидах, выпущенных императором Тиберием II (VI век). На аверсе монеты есть изображение креста.
Поклонение кресту не прекратилось даже в эпоху византийского иконоборчества. В 726 и 730 годах византийский император Лев III Исавр, под натиском богословов, ссылавшихся на Ветхий Завет, где указывалось «Не сотвори себе кумира…», запретил почитание икон. Тысячи икон, фресок и мозаик были уничтожены, но кресты не тронули. Более того, крест стал главным украшением христианских храмов той поры. Уже Седьмой Вселенский собор в 787 году на основе поклонения кресту вернул в церковь иконопочитание.
В русском православии, унаследовавшем традиции византийской церкви, распространена восьмиконечная форма креста, с верхней и нижней перекладинами. На древних иконах изображён семиконечный крест, где столб не превышает верхнюю перекладину. Часто на самой верхней горизонтальной перекладине имеется надпись INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Интересно, что в православии есть понятие «несение своего креста», то есть безропотное выполнение христианских заповедей в течение всей жизни. Указанное понятие основано на фразе Христа: «Кто не возьмёт креста своего… тот недостоин Меня». Также в русском языке популярно словосочетание «поставить крест», подразумевающее «похоронить какое-либо дело или идею». Вероятно, сочетание происходит от традиции ставить крест на могиле христиан.
В католицизме крест имеет аскетичную четырёхконечную форму с удлинением нижней части. В отличие от православного креста, ступни Иисуса здесь скрещены и прибиты одним гвоздём. В Средневековье кресты брали своим символом тысячи рыцарей, образовывая ордены и неся смерть жителям Ближнего Востока в своих «крестовых походах». Ношение нательного креста имеет место в большинстве христианских обрядов.
Вместе с тем, ряд христианских сект, в том числе крупные (свидетели Иеговы, мормоны) отрицают поклонение кресту. Причины здесь различны. Например, свидетели Иеговы полагают, что орудием казни Иисуса был не крест, а вертикальный столб. Потому почитание креста у них считается идолопоклонством. Однако большинство христианских богословов не согласны с такой трактовкой, настаивая на том, что сектанты не сумели точно перевести древнегреческие тексты Библии.Автор: Л.Каплин
Источник: "Загадки истории" №23, 2020 г.
Опубликовано 31 мая 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 3377
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: