Человеческие жертвоприношения и кровавый культ ацтеков: обзор и попытка объяснения
Испанские конкистадоры, прибывшие в империю ацтеков и вступившие с ними в противостояние, были потрясены масштабом их ритуальных человеческих жертвоприношений. Так европейские «родственники» инквизиции и «соавторы» охоты на ведьм странным, кстати, образом совпавшей по времени с «пиком» ацтекских жертвоприношений, познакомились с кардинально отличающейся в мировоззренческом отношении от них цивилизацией. Но какие представления лежат в основе ацтекской культуры, допускающие и оправдывающее настолько изощренную в гуманистическом смысле поведенческую модель существования?
С приходом в 1428 году к власти ацтекского правителя Ицкоатля и его советника Тлакаэлеля, ритуальные жертвоприношения ацтеков в честь бога войны и Солнца – Уицилопочтли были буквально «поставлены на поток», дабы Солнце не прекращало свое движение по небу. С этого момента человеческие жертвоприношения возрастали прямо пропорционально увеличению Теночтитлана и расширению ацтеской империи. Исследователи источников этого периода называют цифру порядка 20 тыс. человек умерщвляемых ацтеками в их государстве ежегодно. То есть, в среднем более 50 человек приносилось в жертву самым различным ацтекским богам. Жертвенные ритуалы были повседневной необходимостью как самого ацтекского общества так и народонаселения захваченных территорий, где ацтеки в обязательном порядке провозглашали своих богов и внедряли проведение своих кровавых ритуалов.
Наиболее массовыми и обыденными были жертвоприношения захваченных в непрерывных ацтекских военных кампаниях военнопленных.
«Стандартная» процедура ритуала предусматривала торжественное восхождение на ритуальную пирамиду жрецов и пленника, а вслед за непродолжительными ритуальными танцами под священные ацтекские барабаны, вскрытие жрецом на жертвенном камне грудной клетки жертвы и извлечение его сердца, в то время как четыре других жреца держали пленника за конечности. Кровью из сердца окрапляли идолов, символизирующих богов, и обращались к Солнцу. Тело сбрасывалось к подножию пирамиды, где оно методично расчленялось для ритуального каннибализма и извлечения черепа, сохраняемого в дальнейшем в храмах и святилищах.
В церемонии «Свежевания людей» в честь божества весны и обновления Шипе-Тотека (по Саагуну), снятая с тела кожа после продолжительной предварительной ритуальной инсценировки с еще живой жертвой, могла в дальнейшем использоваться как своеобразное «облачение» с многодневными ритуальными похождениями по городу.
К весеннему обновлению также относились жертвоприношения с импровизированными гладиаторскими боями. Такой же закономерный итог у ацтеков нередко был уготован для команды проигравших при игре в мяч.
Если некто считает, что только плененным воинам-противникам так не повезло, смею уверить, что ацтекское многобожие с их неуемной жаждой крови учитывало и другие категории населения в ритуальных жертвенных целях.
В честь богини маиса (кукурузы) приносились в жертву женщины, олицетворяющие собой этот один из самых главных в жизни индейцев продукт. Жертва приносилась ритуальным отсеканием головы, где жертва отождествлялась, по всей видимости, с ростком маиса. Ацтекскому богу дождя - Тлалоку высоко в горах приносились детские жертвы с предсказуемой целью предотвращения засухи и вызова дождя. Бог огня Шиутекутли «предпочитал» сердца жертв, предварительно обоженных в костре. Обряд «вымытых рабов» предпочитало «сословие» торговцев и купцов для улучшения успехов своих торговых дел. После участия хозяина, раба и других лиц в ритуальном строительстве, празднестве с танцами, раба приносили в жертву с дальнейшим ритуальным поеданием приготовленного мяса жертвы всей семьей торговца. В жертву приносили не только людей, но и птиц и животных (перепелов, собак и т.д.).
Но и этого было мало ацтекам. Жречество (и не только они) не гнушались членовредительством дабы дополнительно умилостивить богов: надрезали мочки ушей, наносили мелкие порезы кожи, рассекали крайнюю плоть. Таким образом, представления ацтеков требовали денно и нощно проливать кровь живых существ, для того чтобы Солнце исправно двигалось по небосводу способствуя росту империи ацтеков, а другие природные силы и стихии «не гневились» и гармонично обеспечивали этот процесс.
Естественно, наибольшее количество жертв для ритуалов поставляла война. Ацтеки за свою непродолжительную историю выработали своеобразный «культ» войны, пронизывающий всю жизнь ацтекского общества. А в действительности – систему представлений позволяющую обеспечить бесперебойное снабжение жертвенников человеческим «материалом» что, одновременно, держало в страхе вновь завоеванные племена и вождества и устрашало еще не завоеванных соседей. Мешики верили, а правящая верхушка, включая жречество, укрепляло веру в то, что вся жизнь человека – это война. Поэтому с детства, буквально с рождения, всем членам ацтекского общества прививалась мысль о нормальности такого явления как смерть. С тем лишь условием, что наиболее достойной считалась смерть в борьбе или в честь своих многочисленных богов. Так, принимающие роды бабки-«поветухи» сопровождали это словами о временности вновь пришедшего человека-«воина», удел коего только борьба и смерть. Детям ацтеков дарили игрушечное оружие, почти все подростки проходили военное обучение, проводимое опытными воинами, юноши участвовали в военных походах и делали первые попытки сначала группой взять пленника, а с ростом навыка доблестно делать это самостоятельно. В схватках на войне ацтеки, по понятным причинам, при любой возможности, стремились взять как можно больше пленников, причем желательно не увечных и способных к передвижению. Взятие живьем пленников не только снабжало жрецов новыми жертвами, но и обеспечивало почестями, содержанием и привилегиями воина сделавшего это, гарантировало повышение его социального статуса вне зависимости от его социальной принадлежности.
Ацтекские поэты и ораторы своими речами и стихами воспевали достойность смерти в сражении. Обычная смерть от болезней и старости не считалась у ацтеков «правильной» и по их верованиям обрекала умершего на продолжительные скитания его души, вместо непосредственного направления в «слуги» Солнца, с дальнейшей «реинкарнацией» на Земле в птичках, бабочек и пестрых колибри. Вне зависимости от того ацтек ты или представитель других народностей и племен, ацтеки были убеждены в наиболее почетной смерти в бою или на жертвенном камне. Сила ацтекской «идеологи» была такова, что бывали случаи, когда сами пленники при возможности не быть принесенными в жертву, тем не менее, сами об этом просили.
Возникает резонный вопрос об истоках этих представлений у ацтеков с тотальной системой жертвоприношений «затмившей» по своему размаху как своих соседей-индейцев, так и прочие народы. Где и когда мифические ацтекские боги «прописали» такой образ существования?
Мифы о сотворении мира ацтеков содержат множество разрозненных сюжетов и представлений, в которых ацтеки первостепенную важность придают крови, называемой ими «драгоценнейшей или живительной водой» не только питающей организм ее носителя, но и всенепременно необходимой всем почитаемым ими богам.
Современные научные знания о строении и функциях организма человека и животных сухо «сообщают» о транспортной роли крови, снабжающей организм питательными веществами и выводу веществ балластных. Сердце в кровеносной системе представляет собой ритмично сокращающуюся мышцу приводящую кровь организма в движение. Таким образом, сердце приводит в движение субстанцию, обеспечивающую ежеминутный метаболизм организма. Эта ныне привычная картина знаний современного человека о его организме, сформированная поколениями лучших умов нескольких столетий, познавших клеточную структуру и биохимию.
Но попробуем посмотреть на функционирование организма «взглядом» средневекового ацтека с наглядным традиционно-магическим способом мышления. – Вот человек (или животное), которое наполнено загадочной красной жидкостью, находящейся в движении. Это легко проверить: если надрезать кожу – потечет кровь. А если надрезать глубже, то кровь может течь неравномерно, а «созвучно» ритму чего-то бьющегося в груди. Если то что бьется умолкает, а жидкость перестает течь – человек (или животное) быстро перестает двигаться и погибает. Опытным путем ацтеки установили, что это нечто в груди, что приводит в движение жидкость даже извлеченное из груди может некоторое время биться. А еще, некоторые раненые люди, стремительно теряющие эту жидкость, успевают поведать о том (если, конечно, в дальнейшем выживают), что окружающий свет меркнет и все сущее вокруг погружается во тьму. В таком разе, - сделали вывод ацтеки – это «бьющееся нечто» и есть средоточение силы тела, приводящее в движение ту загадочную жидкость, благодаря которой человек может двигаться, воевать, говорить, строить и т.д. Так импровизировано-схематически мог бы представлять ацтек тогда телесные процессы и вывести значимость для существования живых существ сердца и крови.
Современные научные знания о строении и функциях организма человека и животных сухо «сообщают» о транспортной роли крови, снабжающей организм питательными веществами и выводу веществ балластных. Сердце в кровеносной системе представляет собой ритмично сокращающуюся мышцу приводящую кровь организма в движение. Таким образом, сердце приводит в движение субстанцию, обеспечивающую ежеминутный метаболизм организма. Эта ныне привычная картина знаний современного человека о его организме, сформированная поколениями лучших умов нескольких столетий, познавших клеточную структуру и биохимию.
Но попробуем посмотреть на функционирование организма «взглядом» средневекового ацтека с наглядным традиционно-магическим способом мышления. – Вот человек (или животное), которое наполнено загадочной красной жидкостью, находящейся в движении. Это легко проверить: если надрезать кожу – потечет кровь. А если надрезать глубже, то кровь может течь неравномерно, а «созвучно» ритму чего-то бьющегося в груди. Если то что бьется умолкает, а жидкость перестает течь – человек (или животное) быстро перестает двигаться и погибает. Опытным путем ацтеки установили, что это нечто в груди, что приводит в движение жидкость даже извлеченное из груди может некоторое время биться. А еще, некоторые раненые люди, стремительно теряющие эту жидкость, успевают поведать о том (если, конечно, в дальнейшем выживают), что окружающий свет меркнет и все сущее вокруг погружается во тьму. В таком разе, - сделали вывод ацтеки – это «бьющееся нечто» и есть средоточение силы тела, приводящее в движение ту загадочную жидкость, благодаря которой человек может двигаться, воевать, говорить, строить и т.д. Так импровизировано-схематически мог бы представлять ацтек тогда телесные процессы и вывести значимость для существования живых существ сердца и крови.
С приходом в 1428 году к власти ацтекского правителя Ицкоатля и его советника Тлакаэлеля, ритуальные жертвоприношения ацтеков в честь бога войны и Солнца – Уицилопочтли были буквально «поставлены на поток», дабы Солнце не прекращало свое движение по небу. С этого момента человеческие жертвоприношения возрастали прямо пропорционально увеличению Теночтитлана и расширению ацтеской империи. Исследователи источников этого периода называют цифру порядка 20 тыс. человек умерщвляемых ацтеками в их государстве ежегодно. То есть, в среднем более 50 человек приносилось в жертву самым различным ацтекским богам. Жертвенные ритуалы были повседневной необходимостью как самого ацтекского общества так и народонаселения захваченных территорий, где ацтеки в обязательном порядке провозглашали своих богов и внедряли проведение своих кровавых ритуалов.
Наиболее массовыми и обыденными были жертвоприношения захваченных в непрерывных ацтекских военных кампаниях военнопленных.
«Стандартная» процедура ритуала предусматривала торжественное восхождение на ритуальную пирамиду жрецов и пленника, а вслед за непродолжительными ритуальными танцами под священные ацтекские барабаны, вскрытие жрецом на жертвенном камне грудной клетки жертвы и извлечение его сердца, в то время как четыре других жреца держали пленника за конечности. Кровью из сердца окрапляли идолов, символизирующих богов, и обращались к Солнцу. Тело сбрасывалось к подножию пирамиды, где оно методично расчленялось для ритуального каннибализма и извлечения черепа, сохраняемого в дальнейшем в храмах и святилищах.
В церемонии «Свежевания людей» в честь божества весны и обновления Шипе-Тотека (по Саагуну), снятая с тела кожа после продолжительной предварительной ритуальной инсценировки с еще живой жертвой, могла в дальнейшем использоваться как своеобразное «облачение» с многодневными ритуальными похождениями по городу.
К весеннему обновлению также относились жертвоприношения с импровизированными гладиаторскими боями. Такой же закономерный итог у ацтеков нередко был уготован для команды проигравших при игре в мяч.
Если некто считает, что только плененным воинам-противникам так не повезло, смею уверить, что ацтекское многобожие с их неуемной жаждой крови учитывало и другие категории населения в ритуальных жертвенных целях.
В честь богини маиса (кукурузы) приносились в жертву женщины, олицетворяющие собой этот один из самых главных в жизни индейцев продукт. Жертва приносилась ритуальным отсеканием головы, где жертва отождествлялась, по всей видимости, с ростком маиса. Ацтекскому богу дождя - Тлалоку высоко в горах приносились детские жертвы с предсказуемой целью предотвращения засухи и вызова дождя. Бог огня Шиутекутли «предпочитал» сердца жертв, предварительно обоженных в костре. Обряд «вымытых рабов» предпочитало «сословие» торговцев и купцов для улучшения успехов своих торговых дел. После участия хозяина, раба и других лиц в ритуальном строительстве, празднестве с танцами, раба приносили в жертву с дальнейшим ритуальным поеданием приготовленного мяса жертвы всей семьей торговца. В жертву приносили не только людей, но и птиц и животных (перепелов, собак и т.д.).
Но и этого было мало ацтекам. Жречество (и не только они) не гнушались членовредительством дабы дополнительно умилостивить богов: надрезали мочки ушей, наносили мелкие порезы кожи, рассекали крайнюю плоть. Таким образом, представления ацтеков требовали денно и нощно проливать кровь живых существ, для того чтобы Солнце исправно двигалось по небосводу способствуя росту империи ацтеков, а другие природные силы и стихии «не гневились» и гармонично обеспечивали этот процесс.
Естественно, наибольшее количество жертв для ритуалов поставляла война. Ацтеки за свою непродолжительную историю выработали своеобразный «культ» войны, пронизывающий всю жизнь ацтекского общества. А в действительности – систему представлений позволяющую обеспечить бесперебойное снабжение жертвенников человеческим «материалом» что, одновременно, держало в страхе вновь завоеванные племена и вождества и устрашало еще не завоеванных соседей. Мешики верили, а правящая верхушка, включая жречество, укрепляло веру в то, что вся жизнь человека – это война. Поэтому с детства, буквально с рождения, всем членам ацтекского общества прививалась мысль о нормальности такого явления как смерть. С тем лишь условием, что наиболее достойной считалась смерть в борьбе или в честь своих многочисленных богов. Так, принимающие роды бабки-«поветухи» сопровождали это словами о временности вновь пришедшего человека-«воина», удел коего только борьба и смерть. Детям ацтеков дарили игрушечное оружие, почти все подростки проходили военное обучение, проводимое опытными воинами, юноши участвовали в военных походах и делали первые попытки сначала группой взять пленника, а с ростом навыка доблестно делать это самостоятельно. В схватках на войне ацтеки, по понятным причинам, при любой возможности, стремились взять как можно больше пленников, причем желательно не увечных и способных к передвижению. Взятие живьем пленников не только снабжало жрецов новыми жертвами, но и обеспечивало почестями, содержанием и привилегиями воина сделавшего это, гарантировало повышение его социального статуса вне зависимости от его социальной принадлежности.
Ацтекские поэты и ораторы своими речами и стихами воспевали достойность смерти в сражении. Обычная смерть от болезней и старости не считалась у ацтеков «правильной» и по их верованиям обрекала умершего на продолжительные скитания его души, вместо непосредственного направления в «слуги» Солнца, с дальнейшей «реинкарнацией» на Земле в птичках, бабочек и пестрых колибри. Вне зависимости от того ацтек ты или представитель других народностей и племен, ацтеки были убеждены в наиболее почетной смерти в бою или на жертвенном камне. Сила ацтекской «идеологи» была такова, что бывали случаи, когда сами пленники при возможности не быть принесенными в жертву, тем не менее, сами об этом просили.
Возникает резонный вопрос об истоках этих представлений у ацтеков с тотальной системой жертвоприношений «затмившей» по своему размаху как своих соседей-индейцев, так и прочие народы. Где и когда мифические ацтекские боги «прописали» такой образ существования?
Мифы о сотворении мира ацтеков содержат множество разрозненных сюжетов и представлений, в которых ацтеки первостепенную важность придают крови, называемой ими «драгоценнейшей или живительной водой» не только питающей организм ее носителя, но и всенепременно необходимой всем почитаемым ими богам.
Современные научные знания о строении и функциях организма человека и животных сухо «сообщают» о транспортной роли крови, снабжающей организм питательными веществами и выводу веществ балластных. Сердце в кровеносной системе представляет собой ритмично сокращающуюся мышцу приводящую кровь организма в движение. Таким образом, сердце приводит в движение субстанцию, обеспечивающую ежеминутный метаболизм организма. Эта ныне привычная картина знаний современного человека о его организме, сформированная поколениями лучших умов нескольких столетий, познавших клеточную структуру и биохимию.
Но попробуем посмотреть на функционирование организма «взглядом» средневекового ацтека с наглядным традиционно-магическим способом мышления. – Вот человек (или животное), которое наполнено загадочной красной жидкостью, находящейся в движении. Это легко проверить: если надрезать кожу – потечет кровь. А если надрезать глубже, то кровь может течь неравномерно, а «созвучно» ритму чего-то бьющегося в груди. Если то что бьется умолкает, а жидкость перестает течь – человек (или животное) быстро перестает двигаться и погибает. Опытным путем ацтеки установили, что это нечто в груди, что приводит в движение жидкость даже извлеченное из груди может некоторое время биться. А еще, некоторые раненые люди, стремительно теряющие эту жидкость, успевают поведать о том (если, конечно, в дальнейшем выживают), что окружающий свет меркнет и все сущее вокруг погружается во тьму. В таком разе, - сделали вывод ацтеки – это «бьющееся нечто» и есть средоточение силы тела, приводящее в движение ту загадочную жидкость, благодаря которой человек может двигаться, воевать, говорить, строить и т.д. Так импровизировано-схематически мог бы представлять ацтек тогда телесные процессы и вывести значимость для существования живых существ сердца и крови.
Современные научные знания о строении и функциях организма человека и животных сухо «сообщают» о транспортной роли крови, снабжающей организм питательными веществами и выводу веществ балластных. Сердце в кровеносной системе представляет собой ритмично сокращающуюся мышцу приводящую кровь организма в движение. Таким образом, сердце приводит в движение субстанцию, обеспечивающую ежеминутный метаболизм организма. Эта ныне привычная картина знаний современного человека о его организме, сформированная поколениями лучших умов нескольких столетий, познавших клеточную структуру и биохимию.
Но попробуем посмотреть на функционирование организма «взглядом» средневекового ацтека с наглядным традиционно-магическим способом мышления. – Вот человек (или животное), которое наполнено загадочной красной жидкостью, находящейся в движении. Это легко проверить: если надрезать кожу – потечет кровь. А если надрезать глубже, то кровь может течь неравномерно, а «созвучно» ритму чего-то бьющегося в груди. Если то что бьется умолкает, а жидкость перестает течь – человек (или животное) быстро перестает двигаться и погибает. Опытным путем ацтеки установили, что это нечто в груди, что приводит в движение жидкость даже извлеченное из груди может некоторое время биться. А еще, некоторые раненые люди, стремительно теряющие эту жидкость, успевают поведать о том (если, конечно, в дальнейшем выживают), что окружающий свет меркнет и все сущее вокруг погружается во тьму. В таком разе, - сделали вывод ацтеки – это «бьющееся нечто» и есть средоточение силы тела, приводящее в движение ту загадочную жидкость, благодаря которой человек может двигаться, воевать, говорить, строить и т.д. Так импровизировано-схематически мог бы представлять ацтек тогда телесные процессы и вывести значимость для существования живых существ сердца и крови.
Опубликовано 27 мая 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 1775
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: