Адам: сколько раз, по Библии, создавали человека?
Благодаря научным достижениям сегодня мы знаем, что все люди происходят от одной женщины – «митохондриальной Евы» – и что «эволюционный скачок» человечества произошел в одном месте и за короткий промежуток времени. Предпосылки, которые вполне согласуются с самыми неортодоксальными гипотезами, согласно которым Элохим – библейские «боги», в которых многие видят просто инопланетян, – как-то резко вмешались в развитие нашего вида.
«В начале создал Элохим небеса и землю...». Как все знают, именно так начинается первый стих Книги Бытия, то есть так начинается Библия или, еще точнее, начинается правильный перевод Библии, основанный на оригинальных текстах на иврите, а не на греческих, латинских или других языковых версиях, где регулярно хотят перевести первый стих как «В начале Бог сотворил небо и Землю...».
Мы не собираемся вступать в семантические дискуссии о том, что Элохим – это слово, которое на самом деле относится к богам (множественное число от Элохах, на иврите), поскольку это уже хорошо известно. С другой стороны, мы будем ссылаться на сотворение человека или, точнее, на двойное сотворение человека Элохимами, что, возможно, осталось незамеченным многими читателями. Нет необходимости прибегать к эзотерическим или символическим интерпретациям, чтобы понять это.
Все читатели Библии знают, что создание мира и живых существ, населяющих его, было делом семи кропотливых дней, начиная с «Да будет свет» и был свет, и видел Элохим, что свет хорош». Так продолжалось до тех пор, пока на шестой день Элохим не сказал: «Давайте сделаем человека по образу и подобию нашему, чтобы он мог господствовать над рыбами морскими и птицами небесными, и над скотом, и над всеми дикими зверями и над всеми рептилиями, которые ползают по Земле».
И далее следует текст: «И создал Элохим человека по образу Своему, по образу Элохима он создал его, мужчину и женщину создал (Бытие 1, 27)» Затем наступает седьмой день, когда Элохим отдыхал «от всей проделанной работы», и в заключение сказал: «Это история небес и земли в их творении» (Бытие 2, 4). То есть нам говорят, что всё творение подошло к концу и что с этого момента мы будем говорить о чем-то другом.
Второе творение Адама
Пока проблем нет. Эта история, более или менее подробно, известна как тем, кто прочитал Библию, так и тем, кто услышал её из уст священника в полной проповеди. Но тот, кто немного пороется в своей памяти, поймёт, что чего-то не хватает. Разве вы не читали где-нибудь, что Адам был создан из праха земного...? А Ева?
Конечно, Бытие не является хронологическим повествованием, потому что несколькими стихами позже поднимается вопрос сотворения человека: «Тогда Яхве Элохим создал человека (Адама) из праха земного и, вдохнув в его ноздри дыхание жизни, и сделал человека живой душою» (Бытие 2, 7). А затем он посадил «сад в Эдеме, на востоке», и поместил его там, в раю, где также росли два символических дерева: древо жизни и древо познания добра и зла.
Но, видимо, Яхве Элохим не всё еще сделал, поэтому он сказал: «Нехорошо человеку быть одному; создадим ему помощников подобных» (Бытие 2, 18), и после, показав ему всех животных полевых и всех птиц небесных (момент, когда человек воспользовался возможностью, чтобы назвать их), он решил, что такой помощи человеку недостаточно. Посему Яхве Элохим ввел человека в сон, и тот уснул; затем он взял одно из ребер, закрывая то место плотью. Яхве Элохим превратил ребро, которое он взял у мужчины, в женщину и привел ее к мужчине. Затем мужчина воскликнул: «Это [да] на этот раз кость моих костей и плоть моей плоти. Ее назовут женой, потому что от мужчины она взята». (Бытие 2, 21-23).
Разве мы не согласны, что Элохим (не Яхве Элохим) создал мужчину и женщину одновременно? Какое толкование тогда могут иметь эти два отрывка из одной книги?
То ли речь идет о двух различных творениях, которые были вставлены в текст при досадном недосмотре со стороны летописца, либо, наоборот, основываясь на предположении, что ничто в Бытии не вводит в заблуждение, мы должны предположить, что оно передает нам какое-то глубокое и скрытое послание.
Первоначально текст, по-видимому, относится к созданию андрогинного Адама Элохимом, с мужскими и женскими качествами одновременно, то есть к интегрированному и гермафродитному Адаму. Но этот Адам не удовлетворяет Яхве Элохима (одну из десяти божественных воплощений, которая появляется только в этом рассказе) и он разделяет эти две природы, создавая Адама и Еву с их двумя существенными полярностями – мужской и женской. Некоторые библейские толкователи видят в этой «хирургической операции» первый дьявольский акт творения (так как слово diabollein означает «отделить»).
В этом втором творении также вводит в заблуждение то, что Ева рождается из ребра Адама. Некоторые ученые считают это простой ошибкой перевода. Шумерское слово ti означает и «ребро», и «дающий жизнь», последняя интерпретация значительно прояснила бы отрывок. Составитель Бытия, похоже, выбрал это второе значение, хотя в более поздних переводах предпочтение было отдано ребру.
Однако из анализа этих текстов, по-видимому, следует, что было несколько этапов создания человека Элохимами, манипулирующими генами ДНК... гоминидов?
Генетическое наследование
Как правило, если история повторяется в Библии два или более раз, это означает, что подчеркивается её важность. Вот почему мы должны читать между строк, когда в Бытие 5, 2 нам снова говорят: «В тот день, когда Элохим сотворил Адама, по божественному образу сотворил его. Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: Адам (Адам = человек), в день сотворения их».
И сразу же после этого мы можем прочитать: «У Адама было жизни сто тридцать лет, когда он родил сына по образу и подобию своему, которого он назвал Сет». Зачем так настаивать на «по образу и подобию»?
Терминология идентична той, которая использовалась для описания сотворения Адама божеством, но Сет родился от Адама в результате нормального биологического процесса.
Это терминологическое сходство предполагает, что мог существовать идентичный процесс, то есть, что Адам был создан Элохимом благодаря процессу оплодотворения женской яйцеклетки (у самки гоминида) мужской спермой – генетическим материалом – бога.
Но давайте пойдем дальше. Перестанем толковать легенды и перейдем к науке. Библейский текст указывает нам, что в некоем закрытом месте, называемом Садом (из нескольких географических мест), происходит серия генетических испытаний для создания Homo sapiens, достаточно умного, чтобы служить Элохимам в их целях.
С этой точки зрения это было бы «недостающее звено», которое так ищут антропологи: окончательный скачок от звероподобного примата к разумному человеку.
Но если общепринятая антропология достигла своего пика в отношении этой проблемы, то придется обратиться к другим научным дисциплинам, таким как генетика или молекулярная антропология, которые подтверждают, что в прошлом какая-то генетическая мутация произошла в очень конкретной части планеты – на «востоке» Африки.
Для этого боги должны были манипулировать ДНК животного, которое было наиболее похоже на нынешнего человека из всех тех, что существовали в то отдаленное время.
Сегодня мы знаем, что ДНК является хранилищем генетической информации, с помощью которой живые существа порождают других, похожих на них. По этой причине, если бы существовала система, способная протянуть нить, мы могли бы добраться до наших первых предков. И эта система существует.
Последние открытия окаменелостей и самые сложные методы исследований подтверждают так называемую «африканскую теорию» происхождения человека, которая утверждает, что наше происхождение было сосредоточено в одной точке – в Юго-Восточной Африке, и примерно в одно время – около 200 000 лет назад.
Это, по крайней мере, следует из открытия, сделанного еще в марте 1986 года Ребеккой Кэнн, генетиком, которая работала вместе с Алианом Уилсоном из Университета Беркли, Калифорния. Исследование было основано на том факте, что генетический характер каждого ребенка объединяет гены их отца и матери в своих клетках.
Митохондриальная Ева
Но есть определенные гены, которые находятся вне ядра клетки, в органеллах, называемых митохондриями, которые производят практически всю жизненную энергию клетки. Вот почему она называется митохондриальной ДНК и имеет своеобразную особенность: наследуется только от матери, что привело к отслеживанию древних семейных генеалогических деревьев.
Сравнивая эту ДНК в клетках людей по всему миру, был сделан вывод, что все люди сегодня происходят от одной женщины – митохондриальной Евы – которая жила на африканском континенте примерно 190 000 лет назад. Должно быть, она была похожа на мускулистую женщину с черными волосами и кожей. К сожалению, профессор Алиан Уилсон умер в 1991 году от лейкемии, и его команда не смогла продолжить исследование, хотя с тех пор ученые продвинулись далеко вперед, приблизив дату рождения библейской Евы.
В 1995 году группа японских генетиков во главе с С. Хораи проанализировала полную последовательность в митохондриальной хромосоме трех мужчин (один африканец, один европеец и один японец) и сравнила ее с последовательностями четырех приматов.
Результат: дата рождения этой Евы – 143 000 лет назад с довольно малой погрешностью. Это исследование считается самым полным и самым безопасным, которое было проведено на сегодняшний день на митохондриальной ДНК.
Другими словами, около 143 000 лет назад произошла «мутация», которая привела к «рождению» и совершенствованию современного человека.
Наиболее спорным доказательством этого исследования стало то, что современное человечество не является результатом медленной эволюции в различных частях планеты, как предполагали многие дарвинистские антропологи, но эволюция, по-видимому, произошла в одном месте и за короткий промежуток времени.
В Южной и Восточной Африке найдены черепа Homo sapiens, возрастом 100 000 лет, которые можно спутать с современными. Палеонтологи добавляют, что несколько видов гомининов (в том числе Homo erectus, Homo sapiens и Homo neanderthalensis) сосуществовали во времени и наверняка в пространстве. Таким образом, легко сделать вывод, что вид Homo sapiens был выбран богами для «изготовления» своего Адама, а остальные виды гомининов вымерли на протяжении веков.
Адам действительно ждал Еву
Современная молекулярная генетика – и, в частности, анализ генома человека – породила множество открытий.
Например, что неандерталец не является нашим прямым предком (как считалось до недавнего времени), это вид, отличный от человеческого, хотя оба они, кажется, происходят от общего предка, который жил полмиллиона лет назад.
Еще одно довольно удивительное открытие заключается в том, что предки, которые передали свой геном остальному человечеству, физически пересекались в эволюционное время. Последний вывод сделан учеными Стэнфордского университета, опровергая тот факт, что митохондриальная Ева должна была ждать Адама, как предполагалось в предыдущем исследовании.
Короче говоря, как явствует из Бытия, так и из самых современных научных генетических данных, Адам и Ева появились почти одновременно.
Принимая во внимание, что библейский рассказ по этому вопросу – хотя упрощенный и символический – имеет право на существование... кто был Элохим, ответственный за то, что привел в этот мир первого мужчину и первую женщину? Что произошло с момента создания первого анатомически современного человека до 80 000 лет назад, в разгар палеолита, когда Homo sapiens решил расширить географию планеты?
Эти вопросы мы лучше оставим для более подходящего случая...
«В начале создал Элохим небеса и землю...». Как все знают, именно так начинается первый стих Книги Бытия, то есть так начинается Библия или, еще точнее, начинается правильный перевод Библии, основанный на оригинальных текстах на иврите, а не на греческих, латинских или других языковых версиях, где регулярно хотят перевести первый стих как «В начале Бог сотворил небо и Землю...».
Мы не собираемся вступать в семантические дискуссии о том, что Элохим – это слово, которое на самом деле относится к богам (множественное число от Элохах, на иврите), поскольку это уже хорошо известно. С другой стороны, мы будем ссылаться на сотворение человека или, точнее, на двойное сотворение человека Элохимами, что, возможно, осталось незамеченным многими читателями. Нет необходимости прибегать к эзотерическим или символическим интерпретациям, чтобы понять это.
Кем были эти Элохимы, способные манипулировать генами гоминида, чтобы превратить их в современных "Homo sapiens"?
Все читатели Библии знают, что создание мира и живых существ, населяющих его, было делом семи кропотливых дней, начиная с «Да будет свет» и был свет, и видел Элохим, что свет хорош». Так продолжалось до тех пор, пока на шестой день Элохим не сказал: «Давайте сделаем человека по образу и подобию нашему, чтобы он мог господствовать над рыбами морскими и птицами небесными, и над скотом, и над всеми дикими зверями и над всеми рептилиями, которые ползают по Земле».
И далее следует текст: «И создал Элохим человека по образу Своему, по образу Элохима он создал его, мужчину и женщину создал (Бытие 1, 27)» Затем наступает седьмой день, когда Элохим отдыхал «от всей проделанной работы», и в заключение сказал: «Это история небес и земли в их творении» (Бытие 2, 4). То есть нам говорят, что всё творение подошло к концу и что с этого момента мы будем говорить о чем-то другом.
Второе творение Адама
Пока проблем нет. Эта история, более или менее подробно, известна как тем, кто прочитал Библию, так и тем, кто услышал её из уст священника в полной проповеди. Но тот, кто немного пороется в своей памяти, поймёт, что чего-то не хватает. Разве вы не читали где-нибудь, что Адам был создан из праха земного...? А Ева?
Конечно, Бытие не является хронологическим повествованием, потому что несколькими стихами позже поднимается вопрос сотворения человека: «Тогда Яхве Элохим создал человека (Адама) из праха земного и, вдохнув в его ноздри дыхание жизни, и сделал человека живой душою» (Бытие 2, 7). А затем он посадил «сад в Эдеме, на востоке», и поместил его там, в раю, где также росли два символических дерева: древо жизни и древо познания добра и зла.
«Элохим, создающий Адама», Уильям Блейк, 1795 год. Картина из лондонской галереи Tate Britain, Великобритания
Но, видимо, Яхве Элохим не всё еще сделал, поэтому он сказал: «Нехорошо человеку быть одному; создадим ему помощников подобных» (Бытие 2, 18), и после, показав ему всех животных полевых и всех птиц небесных (момент, когда человек воспользовался возможностью, чтобы назвать их), он решил, что такой помощи человеку недостаточно. Посему Яхве Элохим ввел человека в сон, и тот уснул; затем он взял одно из ребер, закрывая то место плотью. Яхве Элохим превратил ребро, которое он взял у мужчины, в женщину и привел ее к мужчине. Затем мужчина воскликнул: «Это [да] на этот раз кость моих костей и плоть моей плоти. Ее назовут женой, потому что от мужчины она взята». (Бытие 2, 21-23).
Разве мы не согласны, что Элохим (не Яхве Элохим) создал мужчину и женщину одновременно? Какое толкование тогда могут иметь эти два отрывка из одной книги?
То ли речь идет о двух различных творениях, которые были вставлены в текст при досадном недосмотре со стороны летописца, либо, наоборот, основываясь на предположении, что ничто в Бытии не вводит в заблуждение, мы должны предположить, что оно передает нам какое-то глубокое и скрытое послание.
Первоначально текст, по-видимому, относится к созданию андрогинного Адама Элохимом, с мужскими и женскими качествами одновременно, то есть к интегрированному и гермафродитному Адаму. Но этот Адам не удовлетворяет Яхве Элохима (одну из десяти божественных воплощений, которая появляется только в этом рассказе) и он разделяет эти две природы, создавая Адама и Еву с их двумя существенными полярностями – мужской и женской. Некоторые библейские толкователи видят в этой «хирургической операции» первый дьявольский акт творения (так как слово diabollein означает «отделить»).
Создание Евы. Мозаика в соборе, Сицилия, Италия
В этом втором творении также вводит в заблуждение то, что Ева рождается из ребра Адама. Некоторые ученые считают это простой ошибкой перевода. Шумерское слово ti означает и «ребро», и «дающий жизнь», последняя интерпретация значительно прояснила бы отрывок. Составитель Бытия, похоже, выбрал это второе значение, хотя в более поздних переводах предпочтение было отдано ребру.
Однако из анализа этих текстов, по-видимому, следует, что было несколько этапов создания человека Элохимами, манипулирующими генами ДНК... гоминидов?
Генетическое наследование
Как правило, если история повторяется в Библии два или более раз, это означает, что подчеркивается её важность. Вот почему мы должны читать между строк, когда в Бытие 5, 2 нам снова говорят: «В тот день, когда Элохим сотворил Адама, по божественному образу сотворил его. Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: Адам (Адам = человек), в день сотворения их».
И сразу же после этого мы можем прочитать: «У Адама было жизни сто тридцать лет, когда он родил сына по образу и подобию своему, которого он назвал Сет». Зачем так настаивать на «по образу и подобию»?
Терминология идентична той, которая использовалась для описания сотворения Адама божеством, но Сет родился от Адама в результате нормального биологического процесса.
Это терминологическое сходство предполагает, что мог существовать идентичный процесс, то есть, что Адам был создан Элохимом благодаря процессу оплодотворения женской яйцеклетки (у самки гоминида) мужской спермой – генетическим материалом – бога.
«Адам и Ева в саду Эдема», Иоганн Венцель Питер (ок.1829)
Но давайте пойдем дальше. Перестанем толковать легенды и перейдем к науке. Библейский текст указывает нам, что в некоем закрытом месте, называемом Садом (из нескольких географических мест), происходит серия генетических испытаний для создания Homo sapiens, достаточно умного, чтобы служить Элохимам в их целях.
С этой точки зрения это было бы «недостающее звено», которое так ищут антропологи: окончательный скачок от звероподобного примата к разумному человеку.
Но если общепринятая антропология достигла своего пика в отношении этой проблемы, то придется обратиться к другим научным дисциплинам, таким как генетика или молекулярная антропология, которые подтверждают, что в прошлом какая-то генетическая мутация произошла в очень конкретной части планеты – на «востоке» Африки.
Для этого боги должны были манипулировать ДНК животного, которое было наиболее похоже на нынешнего человека из всех тех, что существовали в то отдаленное время.
Сегодня мы знаем, что ДНК является хранилищем генетической информации, с помощью которой живые существа порождают других, похожих на них. По этой причине, если бы существовала система, способная протянуть нить, мы могли бы добраться до наших первых предков. И эта система существует.
Последние открытия окаменелостей и самые сложные методы исследований подтверждают так называемую «африканскую теорию» происхождения человека, которая утверждает, что наше происхождение было сосредоточено в одной точке – в Юго-Восточной Африке, и примерно в одно время – около 200 000 лет назад.
Это, по крайней мере, следует из открытия, сделанного еще в марте 1986 года Ребеккой Кэнн, генетиком, которая работала вместе с Алианом Уилсоном из Университета Беркли, Калифорния. Исследование было основано на том факте, что генетический характер каждого ребенка объединяет гены их отца и матери в своих клетках.
Митохондриальная Ева
Но есть определенные гены, которые находятся вне ядра клетки, в органеллах, называемых митохондриями, которые производят практически всю жизненную энергию клетки. Вот почему она называется митохондриальной ДНК и имеет своеобразную особенность: наследуется только от матери, что привело к отслеживанию древних семейных генеалогических деревьев.
Сравнивая эту ДНК в клетках людей по всему миру, был сделан вывод, что все люди сегодня происходят от одной женщины – митохондриальной Евы – которая жила на африканском континенте примерно 190 000 лет назад. Должно быть, она была похожа на мускулистую женщину с черными волосами и кожей. К сожалению, профессор Алиан Уилсон умер в 1991 году от лейкемии, и его команда не смогла продолжить исследование, хотя с тех пор ученые продвинулись далеко вперед, приблизив дату рождения библейской Евы.
Реконструкция митохондриальной Евы, далекой от художественных интерпретаций
В 1995 году группа японских генетиков во главе с С. Хораи проанализировала полную последовательность в митохондриальной хромосоме трех мужчин (один африканец, один европеец и один японец) и сравнила ее с последовательностями четырех приматов.
Результат: дата рождения этой Евы – 143 000 лет назад с довольно малой погрешностью. Это исследование считается самым полным и самым безопасным, которое было проведено на сегодняшний день на митохондриальной ДНК.
Другими словами, около 143 000 лет назад произошла «мутация», которая привела к «рождению» и совершенствованию современного человека.
Наиболее спорным доказательством этого исследования стало то, что современное человечество не является результатом медленной эволюции в различных частях планеты, как предполагали многие дарвинистские антропологи, но эволюция, по-видимому, произошла в одном месте и за короткий промежуток времени.
В Южной и Восточной Африке найдены черепа Homo sapiens, возрастом 100 000 лет, которые можно спутать с современными. Палеонтологи добавляют, что несколько видов гомининов (в том числе Homo erectus, Homo sapiens и Homo neanderthalensis) сосуществовали во времени и наверняка в пространстве. Таким образом, легко сделать вывод, что вид Homo sapiens был выбран богами для «изготовления» своего Адама, а остальные виды гомининов вымерли на протяжении веков.
Адам действительно ждал Еву
Современная молекулярная генетика – и, в частности, анализ генома человека – породила множество открытий.
Например, что неандерталец не является нашим прямым предком (как считалось до недавнего времени), это вид, отличный от человеческого, хотя оба они, кажется, происходят от общего предка, который жил полмиллиона лет назад.
Еще одно довольно удивительное открытие заключается в том, что предки, которые передали свой геном остальному человечеству, физически пересекались в эволюционное время. Последний вывод сделан учеными Стэнфордского университета, опровергая тот факт, что митохондриальная Ева должна была ждать Адама, как предполагалось в предыдущем исследовании.
Короче говоря, как явствует из Бытия, так и из самых современных научных генетических данных, Адам и Ева появились почти одновременно.
Принимая во внимание, что библейский рассказ по этому вопросу – хотя упрощенный и символический – имеет право на существование... кто был Элохим, ответственный за то, что привел в этот мир первого мужчину и первую женщину? Что произошло с момента создания первого анатомически современного человека до 80 000 лет назад, в разгар палеолита, когда Homo sapiens решил расширить географию планеты?
Эти вопросы мы лучше оставим для более подходящего случая...
Опубликовано 11 мая 2020
| Комментариев 1 | Прочтений 9031
Ещё по теме...
Комментарии
1 |
Владимир
12 мая 2020 10:48:33
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: