Религиозные эпидемии
В настоящее время такое медицинское понятие, как эпидемия у читателя вызывает неприятные ассоциации в свете последних событий. Однако в истории человечества известны эпидемии другого типа: психические...
Упоминание о психических эпидемиях имеется уже в работах Геродота и Плутарха. Особенно же широкое распространение они имели в Средние века. Наиболее ярко эти массовые истерические явления выражались в различного рода конвульсиях, известных как пляска св. Витта, народного итальянского танца тарантеллы и, наконец, так называемого квиэтизма.
Другим видом психических эпидемий можно считать религиозные, имевшие место во многих местах планеты.
В качестве примера этого явления можно назвать эпидемию самобичевания, распространившуюся из Италии по Европе в 1266 году, о которой историк сообщает следующее:
«Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».
Латинское «flagellum» означает «бич, кнут», а движение носило название флагеллантов или «бичующихся»
Первое известное истории шествие самобичевателей относится к 1260 году. Оно возникло в Италии во время междоусобных войн между папой и императором. Пустынник Райнер из Перуджи собрал тысячные толпы экзальтированных людей всех возрастов и классов, чтобы «словом и примером призывать людей к покаянию и добрым делам». Они предавали себя взаимному бичеванию, взаимно возбуждая друг друга, в течение 33 дней, в «память лет, прожитых на земле Христом».
Вскоре, однако, зараза самобичевания проникла далее и распространилась на огромную территорию. По словам хроники 1261 года, самобичевание наблюдалось повсюду, пока, наконец, церковь, чтобы предотвратить опасные последствия, вместе со светской властью не остановила эту эпидемию.
Однако наивысшего своего расцвета эпидемия бичевания достигла в годы «черной смерти» — чумы, опустошавшей Европу. Под влиянием этого страшного всемирного бедствия резко повысилась религиозность населения всех стран, что привело к возникновению ряда психических эпидемий на религиозной почве, в том числе и эпидемии флагеллантов. Общественное мнение видело в чумной эпидемии ниспосланное свыше наказание за прегрешения людей и находило способ их искупления в виде грубого, потрясающего самоистязания.
«Один из кнутов заканчивался острым крюком, выдиравшим куски плоти каждый раз, когда тот соприкасался с телом. Он бил себя так сильно, что кнут разломился на три части, отлетевшие в сторону стены».
Нет, это не отрывок из очередного тома «Пятидесяти оттенков серого». Это описание принадлежит Генриху Сузо, средневековому немецкому мистику, и речь в нем идет об опыте флагеллантства.
В конце 1349 года самобичеватели, или «крестовые братья», массами стали появляться в различных странах Европы. Полагают, что первые их шествия появились в Австрии и Германии. Переходя из города в город, из селения в селение, они разносили психическую заразу по стране. Вскоре самобичеватели начали массами появляться в городских поселениях Нидерландов и Франции.
Из ранее бывших, менее крупных эпидемий самобичевания можно указать на эпидемии 1296, 1333—1334 годов, имевших место в Страсбурге и Бергамо. Наконец, последнее шествие самобичевателей относят к 1414 году. Впрочем, это не совсем точно. Еще при Генрихе III (1551 — 1589 годы) во Франции случались небольшие эпидемии флагелляции, которым, якобы, покровительствовал сам король, которому история приписывает педерастические наклонности.
Из этого типа эпидемий достойны внимания также американские религиозные движения, известные под именем «Великого Американского возрождения».
Так, в 1800 году религиозная мания распространилась практически по всей стране, приняв наибольший размах в так называемых «Кентукских возрождениях». Первый митинг под открытым небом начался 22 мая и продолжался четыре дня и три ночи. Крики, песни, молитвы, возгласы, припадки конвульсий превратили это место в огромную арену. Пытавшиеся покинуть сборище или вынуждены были вернуться, словно влекомые некой таинственной силой, или падали в судорогах на дороге.
Язва распространялась, свирепствуя с не утихающей яростью. Семьи приезжали из дальних местностей, чтобы присутствовать на митингах, которые порой собирали десятки тысяч граждан.
Обыкновенно полевые митинги продолжались 4 дня, от пятницы до утра вторника, а иногда они тянулись целую неделю. Один быстро следовал за другим. Народ оживлял леса и дороги, ведущие к местам сборищ. Кабатчик бросал свою работу, старик хватался за костыль, юноша забывал свои развлечения, плуг был оставлен в борозде. Все дела остановились. Смелые охотники и солидные матросы, молодые люди, девушки и малые дети стекались к общему центру притяжения.
Известны также большие религиозные эпидемии среди евреев, основанные на предсказании о вторичном пришествии Мессии. Наиболее значительной из таких мессианских эпидемий является Саббатайская эпидемия.
В 1665 году один еврей по имени Саббатаи Зеви (Шабтай Цви) всенародно объявил себя долгожданным мессией. Евреи возликовали от этой радостной вести и в пылу веры в безумии религиозного опьянения пламенно восклицали: «Да здравствует царь иудейский, наш мессия!»
Маниакальный экстаз овладел их умами, мужчины, женщины, дети стали истеричными. Дельцы бросали свои предприятия, работники — свои ремесла для того, чтобы отдаться молитве и покаянию.
Днем и ночью в синагогах раздавались вздохи, крики, рыдания. До такой силы дошла религиозная мания, что все раввины, противящиеся ей, должны были спасать бегством свою жизнь.
Среди персидских евреев возбуждение дошло до того, что все иудеи-землепашцы прекратили свои работы в полях. Даже христиане смотрели на Саббатаи со страхом, потому что подобное явление предсказано на апокалипсический год. Молва о Саббатаи разошлась по всему свету.
В Польше, в Германии, в Голландии и в Англии самые серьезные евреи забывали свои дела на бирже для того, чтобы толковать об этом удивительном событии.
Амстердамские иудеи посылали в Левант запросы своим торговым агентам и получали краткий выразительный ответ: «Это не кто иной, как Он»!
Везде, куда приходили послания мессии, иудеи устанавливали посты по кабалистическим наставлениям пророка Натана, а потом предавались диким неистовствам. Еврейские общины Амстердама и Гамбурга отличались нелепостью религиозных сумасбродств. В Амстердаме евреи ходили по улицам со свитками торы, пели, скакали и плясали, как одержимые.
Мужчины и женщины, мальчики и девочки извивались в истерических судорогах, выкрикивая хвалу новому мессии. Многие бродили в безумном пророческом восторге, восклицая: «Саббатаи Зави истинный мессия племени Давида, ему даны венец и царство»!
Евреи, казалось, совсем потеряли голову. Богачи отовсюду стекались к Саббатаи, отдавая в его распоряжение свои богатства. Многие продавали свои дома и все имущество и отправлялись в Палестину. Так велико было число пилигримов, что стоимость путешествия значительно возросла. В больших коммерческих центрах торговля совсем остановилась: большинство иудейских купцов и банкиров ликвидировали дела.
Вера в божественную миссию Саббатаи стала религиозным догматом, столь же важным, как догмат о единстве Божием. И когда Саббатаи был принужден султаном принять магометанство, даже тогда мистическая мессианская эпидемия не ослабела.
Многие упорно отрицали самый факт вероотступничества: это не он, это его тень приняла мусульманство. Даже после смерти Саббатаи его учение продолжала еще долгое время тревожить умы евреев, несмотря на его явную нелепость.
Детские крестовые походы
Своеобразной формой средневековых психических эпидемий следует считать и детские крестовые походы.
Первым толчком к возникновению детского крестового похода в 1212—1213 годах послужил, согласно некоторым источникам, религиозное ритуал, совершавшийся в то время по всей Франции для разжигания среди населения ненависти против неверных.
Другие источники утверждают, что значительная часть дела была сплошным обманом восточных купцов, преследовавших коммерческие цели.
Хроникеры полагают, что начало первого детского крестового похода положил некий францисканский пастух Этьенн из села близ Вандома. Этому пастуху якобы однажды было божественное видение, давшее ему письмо к французскому королю. После этого Этьенн начал появляться в различных местностях и петь песни, в которых призывал детей сплотиться воедино для возвращения святой земли из рук сарацин.
К нему примыкали сотни и тысячи последователей, и вскоре таким образом составилась армия, численность которой доходила до нескольких десятков тысяч детей. Несмотря на принятые Парижем строгие меры, потушить это детское религиозное движение не удалось. Ни к чему не привели также и увещевания родителей, ибо детская возбужденность превысила всякие границы.
Движение постепенно все разрасталось, избрав себе направление в сторону Средиземного моря. Наконец оно достигло Марселя. Рассказывают, что два марсельских купца посадили юных крестоносцев на заранее приготовленные корабли и вышли в море. Но возле Сардинии эти корабли потерпели крушение, часть детей погибла, а остальные были увезены ловкими предпринимателями в Буджию и Александрию, где и проданы в рабство.
Почти аналогичное явление одновременно имело место в Германии. Полчище детей направилось из Кёльна через Альпы к Адриатическому морю, руководимое 10-летним мальчиком Николаем. Ему удалось при помощи ряда выступлений и обещаний привлечь по дороге тысячи детей Мужского и женского пола при сочувственном отношении населения, которое видело в этом массовом детском движении повеление неба.
В Германии в большей степени, чем во Франции, к этому шествию присоединялись взрослые мужчины и женщины, преследовавшие различные цели и, главным образом, возможность удовлетворить свои сексуальные желания. Исход германского крестового похода детей был столь же трагичен, как и результат французского детского похода.
Большинство детей погибли на материке от утомления, голода и болезней. Незначительная часть их вернулась домой по настоянию папы Иннокентия III (1198—1216). Другая часть дошла до Генуи и Рима, откуда некоторые были возвращены на родину. Когда этих детей спрашивали, зачем они шли в поход, они уверяли, что сами не знают этого. Настолько велика была сила психической инфекции, что сознание и рассудок были подавлены в корне.
Вторым детским походом считается поход 1237 года. Он был отнесен по своему проявлению к эпидемии пляски. Наконец, о третьем походе 1458 года стало известно из некоторых латинских и немецких хроник. Целью этого детского похода было паломничество к св. Михаилу в Нормандию. Никто из детей, принимавших участие в походе, не вернулся: часть погибла от холода и голода, остальные были проданы в рабство.
Упоминание о психических эпидемиях имеется уже в работах Геродота и Плутарха. Особенно же широкое распространение они имели в Средние века. Наиболее ярко эти массовые истерические явления выражались в различного рода конвульсиях, известных как пляска св. Витта, народного итальянского танца тарантеллы и, наконец, так называемого квиэтизма.
Другим видом психических эпидемий можно считать религиозные, имевшие место во многих местах планеты.
В качестве примера этого явления можно назвать эпидемию самобичевания, распространившуюся из Италии по Европе в 1266 году, о которой историк сообщает следующее:
«Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».
Латинское «flagellum» означает «бич, кнут», а движение носило название флагеллантов или «бичующихся»
Первое известное истории шествие самобичевателей относится к 1260 году. Оно возникло в Италии во время междоусобных войн между папой и императором. Пустынник Райнер из Перуджи собрал тысячные толпы экзальтированных людей всех возрастов и классов, чтобы «словом и примером призывать людей к покаянию и добрым делам». Они предавали себя взаимному бичеванию, взаимно возбуждая друг друга, в течение 33 дней, в «память лет, прожитых на земле Христом».
Вскоре, однако, зараза самобичевания проникла далее и распространилась на огромную территорию. По словам хроники 1261 года, самобичевание наблюдалось повсюду, пока, наконец, церковь, чтобы предотвратить опасные последствия, вместе со светской властью не остановила эту эпидемию.
Однако наивысшего своего расцвета эпидемия бичевания достигла в годы «черной смерти» — чумы, опустошавшей Европу. Под влиянием этого страшного всемирного бедствия резко повысилась религиозность населения всех стран, что привело к возникновению ряда психических эпидемий на религиозной почве, в том числе и эпидемии флагеллантов. Общественное мнение видело в чумной эпидемии ниспосланное свыше наказание за прегрешения людей и находило способ их искупления в виде грубого, потрясающего самоистязания.
«Один из кнутов заканчивался острым крюком, выдиравшим куски плоти каждый раз, когда тот соприкасался с телом. Он бил себя так сильно, что кнут разломился на три части, отлетевшие в сторону стены».
Нет, это не отрывок из очередного тома «Пятидесяти оттенков серого». Это описание принадлежит Генриху Сузо, средневековому немецкому мистику, и речь в нем идет об опыте флагеллантства.
В конце 1349 года самобичеватели, или «крестовые братья», массами стали появляться в различных странах Европы. Полагают, что первые их шествия появились в Австрии и Германии. Переходя из города в город, из селения в селение, они разносили психическую заразу по стране. Вскоре самобичеватели начали массами появляться в городских поселениях Нидерландов и Франции.
Из ранее бывших, менее крупных эпидемий самобичевания можно указать на эпидемии 1296, 1333—1334 годов, имевших место в Страсбурге и Бергамо. Наконец, последнее шествие самобичевателей относят к 1414 году. Впрочем, это не совсем точно. Еще при Генрихе III (1551 — 1589 годы) во Франции случались небольшие эпидемии флагелляции, которым, якобы, покровительствовал сам король, которому история приписывает педерастические наклонности.
Из этого типа эпидемий достойны внимания также американские религиозные движения, известные под именем «Великого Американского возрождения».
Так, в 1800 году религиозная мания распространилась практически по всей стране, приняв наибольший размах в так называемых «Кентукских возрождениях». Первый митинг под открытым небом начался 22 мая и продолжался четыре дня и три ночи. Крики, песни, молитвы, возгласы, припадки конвульсий превратили это место в огромную арену. Пытавшиеся покинуть сборище или вынуждены были вернуться, словно влекомые некой таинственной силой, или падали в судорогах на дороге.
Язва распространялась, свирепствуя с не утихающей яростью. Семьи приезжали из дальних местностей, чтобы присутствовать на митингах, которые порой собирали десятки тысяч граждан.
Обыкновенно полевые митинги продолжались 4 дня, от пятницы до утра вторника, а иногда они тянулись целую неделю. Один быстро следовал за другим. Народ оживлял леса и дороги, ведущие к местам сборищ. Кабатчик бросал свою работу, старик хватался за костыль, юноша забывал свои развлечения, плуг был оставлен в борозде. Все дела остановились. Смелые охотники и солидные матросы, молодые люди, девушки и малые дети стекались к общему центру притяжения.
Известны также большие религиозные эпидемии среди евреев, основанные на предсказании о вторичном пришествии Мессии. Наиболее значительной из таких мессианских эпидемий является Саббатайская эпидемия.
В 1665 году один еврей по имени Саббатаи Зеви (Шабтай Цви) всенародно объявил себя долгожданным мессией. Евреи возликовали от этой радостной вести и в пылу веры в безумии религиозного опьянения пламенно восклицали: «Да здравствует царь иудейский, наш мессия!»
Маниакальный экстаз овладел их умами, мужчины, женщины, дети стали истеричными. Дельцы бросали свои предприятия, работники — свои ремесла для того, чтобы отдаться молитве и покаянию.
Днем и ночью в синагогах раздавались вздохи, крики, рыдания. До такой силы дошла религиозная мания, что все раввины, противящиеся ей, должны были спасать бегством свою жизнь.
Среди персидских евреев возбуждение дошло до того, что все иудеи-землепашцы прекратили свои работы в полях. Даже христиане смотрели на Саббатаи со страхом, потому что подобное явление предсказано на апокалипсический год. Молва о Саббатаи разошлась по всему свету.
В Польше, в Германии, в Голландии и в Англии самые серьезные евреи забывали свои дела на бирже для того, чтобы толковать об этом удивительном событии.
Амстердамские иудеи посылали в Левант запросы своим торговым агентам и получали краткий выразительный ответ: «Это не кто иной, как Он»!
Везде, куда приходили послания мессии, иудеи устанавливали посты по кабалистическим наставлениям пророка Натана, а потом предавались диким неистовствам. Еврейские общины Амстердама и Гамбурга отличались нелепостью религиозных сумасбродств. В Амстердаме евреи ходили по улицам со свитками торы, пели, скакали и плясали, как одержимые.
Мужчины и женщины, мальчики и девочки извивались в истерических судорогах, выкрикивая хвалу новому мессии. Многие бродили в безумном пророческом восторге, восклицая: «Саббатаи Зави истинный мессия племени Давида, ему даны венец и царство»!
Евреи, казалось, совсем потеряли голову. Богачи отовсюду стекались к Саббатаи, отдавая в его распоряжение свои богатства. Многие продавали свои дома и все имущество и отправлялись в Палестину. Так велико было число пилигримов, что стоимость путешествия значительно возросла. В больших коммерческих центрах торговля совсем остановилась: большинство иудейских купцов и банкиров ликвидировали дела.
Вера в божественную миссию Саббатаи стала религиозным догматом, столь же важным, как догмат о единстве Божием. И когда Саббатаи был принужден султаном принять магометанство, даже тогда мистическая мессианская эпидемия не ослабела.
Многие упорно отрицали самый факт вероотступничества: это не он, это его тень приняла мусульманство. Даже после смерти Саббатаи его учение продолжала еще долгое время тревожить умы евреев, несмотря на его явную нелепость.
Детские крестовые походы
Своеобразной формой средневековых психических эпидемий следует считать и детские крестовые походы.
Первым толчком к возникновению детского крестового похода в 1212—1213 годах послужил, согласно некоторым источникам, религиозное ритуал, совершавшийся в то время по всей Франции для разжигания среди населения ненависти против неверных.
Другие источники утверждают, что значительная часть дела была сплошным обманом восточных купцов, преследовавших коммерческие цели.
Хроникеры полагают, что начало первого детского крестового похода положил некий францисканский пастух Этьенн из села близ Вандома. Этому пастуху якобы однажды было божественное видение, давшее ему письмо к французскому королю. После этого Этьенн начал появляться в различных местностях и петь песни, в которых призывал детей сплотиться воедино для возвращения святой земли из рук сарацин.
К нему примыкали сотни и тысячи последователей, и вскоре таким образом составилась армия, численность которой доходила до нескольких десятков тысяч детей. Несмотря на принятые Парижем строгие меры, потушить это детское религиозное движение не удалось. Ни к чему не привели также и увещевания родителей, ибо детская возбужденность превысила всякие границы.
Движение постепенно все разрасталось, избрав себе направление в сторону Средиземного моря. Наконец оно достигло Марселя. Рассказывают, что два марсельских купца посадили юных крестоносцев на заранее приготовленные корабли и вышли в море. Но возле Сардинии эти корабли потерпели крушение, часть детей погибла, а остальные были увезены ловкими предпринимателями в Буджию и Александрию, где и проданы в рабство.
Почти аналогичное явление одновременно имело место в Германии. Полчище детей направилось из Кёльна через Альпы к Адриатическому морю, руководимое 10-летним мальчиком Николаем. Ему удалось при помощи ряда выступлений и обещаний привлечь по дороге тысячи детей Мужского и женского пола при сочувственном отношении населения, которое видело в этом массовом детском движении повеление неба.
В Германии в большей степени, чем во Франции, к этому шествию присоединялись взрослые мужчины и женщины, преследовавшие различные цели и, главным образом, возможность удовлетворить свои сексуальные желания. Исход германского крестового похода детей был столь же трагичен, как и результат французского детского похода.
Большинство детей погибли на материке от утомления, голода и болезней. Незначительная часть их вернулась домой по настоянию папы Иннокентия III (1198—1216). Другая часть дошла до Генуи и Рима, откуда некоторые были возвращены на родину. Когда этих детей спрашивали, зачем они шли в поход, они уверяли, что сами не знают этого. Настолько велика была сила психической инфекции, что сознание и рассудок были подавлены в корне.
Вторым детским походом считается поход 1237 года. Он был отнесен по своему проявлению к эпидемии пляски. Наконец, о третьем походе 1458 года стало известно из некоторых латинских и немецких хроник. Целью этого детского похода было паломничество к св. Михаилу в Нормандию. Никто из детей, принимавших участие в походе, не вернулся: часть погибла от холода и голода, остальные были проданы в рабство.
Опубликовано 30 марта 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 1499
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: