Таинство: древние мистерии
«Мисте́рии» — «таинство», что значит «быть закрытым», «быть с закрытыми глазами», «молчать». Самый древний текст о мистериях – священная египетская «Книга мёртвых», автором которой, по легендам, был Бог Тот.
Адепт, посвящаемый в мистерии, проходил ряд испытаний, которые символизировали его смерть и последующее воскрешение из мёртвых. «Посвященные» должны были хранить всё, что происходило во время мистических церемоний, под строжайшим секретом.
«Самое прекрасное из всех доступных нам переживаний — переживание непостижимого…
Тот, кому незнакомо это чувство, кого ничто более не удивляет и не приводит в трепет, все равно что мертвец», - Альберт Эйнштейн.
Древние «книги мертвых» не только описывают предполагаемые посмертные странствия души, но и передают состояния, переживаемые посвященными во время священных ритуалов — мистерий и углубленных духовных практик. В древних мистериях смерти и возрождения, в священных и тайных обрядах, применялись психотехники, изменяющие сознание.
Мистерии существовали во многих частях света, но особенно были распространены в Средиземноморье. Инициация основывалась на мифах о божествах, символизирующих смерть и возрождение: вавилонских Иштар и Таммузе, египетских Исиде и Осирисе, греческих Дионисе, Аттисе и Адонисе. Считалось, что опыт смерти и возрождения, переживаемый на этих таинствах, освобождал посвящённых от страха смерти и коренным образом преображал их жизнь.
Самыми знаменитыми и важными из мистерий были Элевсинские таинства, основанные на истории о похищении Персефоны богом подземного царства мертвых Аидом, увлёкшим её в свой подземный мир, и периодических возвращениях Персефоны на землю. Таинства проводились через четыре года на пятый в Элефсисе, городке неподалеку от Афин, на протяжении почти двух тысяч лет, с 1400 г. до н.э. до 395 н.э. Последний император Римской империи Флавий Феодосий своим указом запретил участие в мистериях и всех прочих языческих культах.
Называя Грецию колыбелью европейской цивилизации, историки подчеркивают, что древние греки были необычайно талантливый народ, породивший множество идей, оказавших большое влияние на остальную Европу. Должно быть, роль мистерий — самая тщательно оберегаемая тайна всех времен и народов. Сведения о методах и процедурах, которые использовались в этих таинствах, затерялись в веках.
Обряды, культовые действия держались втайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. В главном зале храма Деметры одновременно проходили инициацию до трех тысяч неофитов.
Какие методики, изменяющие сознание, использовались в этих тайных обрядах, достоверно неизвестно. Установлено лишь, что участники мистерий употребляли напиток кикеон – содержащий алкалоиды спорыньи, сходный по воздействию с ЛСД, а вино для вакханалий содержало сильнодействующие психоделические ингредиенты.
Древние греки не знали перегонного куба и не делали спирта, однако вина, применяемые при дионисийских обрядах, нужно было разбавлять водой в три, а то и двадцать раз, всего три кубка приводили на грань «истинного безумия». Единственным объяснением столь мощного воздействия опьяняющих напитков на душевное состояние может быть добавление психоделических веществ.
В различных духовных философских и мистических традициях: веданта, буддизм, даосизм, суфизм, гностицизм, христианский мистицизм, каббала описывались переживания, которые в повседневной жизни мы не осознаем. Многие из духовных систем являются продуктом многовекового изучения человеческой психики и сознания. Эти приемы изменения сознания сыграли важную роль в духовной истории человечества. Различные мистические традиции и великие духовные учения Востока представляют особый интерес для исследователей трансперсональной психологии.
Результаты современных исследований сознания подтверждают позицию древних учений. При помощи ряда древних «священных» способов, можно вызвать у человека, так называемое, холотропное состояние. Эти технологии сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, монотонное пение, ритмичные танцы, изменения ритма дыхания и особые формы бодрствования. Особенно эффективной «технологией» было ритуальное употребление психоделических растений.
Холотропные состояния были неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов и церемоний. Они представляли собой ключевой элемент древних мистерий смерти и возрождения. Важную роль холотропные переживания сыграли в мистических ветвях мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы усиления таких переживаний.
К ним относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое монотонное пение, кружение дервишей и многие другие методы. Этими системами были разработаны эффективные виды молитв, медитаций, дыхательных гимнастик для введения человека в состояние изменённого сознания.
Основой мистерий смерти и возрождения были мифологические истории, где действовали различные божества, которые умирали и воскресали, либо спускались в подземное царство мёртвых и благополучно оттуда возвращались. Мифы о смерти и возрождении были основой священных мистерий, во время которых неофиты испытывали смерть, возрождение и глубокое духовно-психическое преображение. Переживания, возникающие у посвящаемых, рассматривались в качестве возможности вступить в контакт с божествами.
Существуют также свидетельства, что добровольное вхождение в подобные крайние состояния сознания рассматривалось как защита от потери рассудка. Об этом свидетельствует древнегреческий миф о Дионисе, который пригласил жителей Фив присоединиться к нему в ритуале, называемом им Малой пляской.
Данным термином обозначался восторг вакханалий – обрядов, включавших в себя принятие опьяняющих напитков, дикие танцы и высвобождение сильных эмоций и инстинктивных позывов. Дионис пообещал фиванцам, что Малая пляска перенесёт туда, где они никогда прежде не бывали. Когда же они отвергли его приглашение, Дионис разгневался и наслал на них Большую пляску. В приступе безумия они приняли Диониса за дикого зверя и убили его.
Этот известный миф указывает, что древние греки сознавали необходимость давать в соответствующей обстановке выход опасным мощным силам, таящимся в человеческой психике. Те сильные переживания, которые посвящаемые испытывали во время мистерий, в особенности духовно-психическую смерть и возрождение, имели целительный и преображающий потенциал.
Об этом свидетельствует диалог «Федр» древнегреческого философа Платона, в котором обсуждается четыре типа безумия, вызываемого божественными влияниями: эротическое, когда человеком овладевают Афродита и Эрос, пророческое под влиянием Аполлона, художественное безумие, вдохновляемое одной из Муз, и ритуальное или безумие мистических таинств, вызываемое Дионисом. Платон даёт описание терапевтического потенциала мистического безумия, приводя в качестве примера менее известные древнегреческие мистерии, посвящённые Кибеле.
Согласно его свидетельству, дикие пляски под звуки флейт и барабанов, достигающие своей кульминации во взрыве, высвобождении эмоций, приводили к состоянию глубокого расслабления и покоя. Среди наиболее древних мистерий смерти и возрождения – вавилонские и ассирийские обряды, связанные с Иштар и Таммузом. Миф, лежащий в основе ритуального действа – это история богини — матери Иштар и ее нисхождения в подземный мир, где правила её сестра, богиня Эрешкигаль. Иштар спустилась в царство мёртвых в поисках священного эликсира, который мог бы вернуть к жизни ее мертвого сына и мужа, бога растительности Таммуза.
В друидических мистериях Британии, граница между символической и физиологической смертью была весьма зыбкой. Посвящаемого помещали заживо в гроб, укладывали в открытую лодку и сталкивали в море, изображая, таким образом, смерть бога Солнца. В этом необычном и тяжелом испытании гибли многие посвящаемые. К тем, кто переживал этот суровый ритуал, относились как к заново рожденным.
В Древнем Египте — в святилищах Карнакского храма, в царской комнате Великой Пирамиды, в храмах Исиды и Осириса, Хатхор в Дендере, Абидосе, проводились «Мистерии Осириса и Исиды». Кандидат в посвященные под руководством иерофантов проходил через ряд тяжелых испытаний с целью преодолеть страх смерти и обрести доступ к эзотерическому знанию о природе, Вселенной и человеке.
Мифологической основой для ритуала трансформации служила история убийства Осириса его братом Сетом и последующего возвращения к жизни с помощью сестер Нефтис и Исиды. Осирис затем стал правителем подземного мира. В этих мистериях тема смерти и возрождения связывалась с циклом чередования дня и ночи и странствием солнечного бога Амона по небу и через подземный мир.
Степень важности мистерий для культуры древнего мира и их значение для развития европейской цивилизации очевидно, поскольку среди прошедших посвящение было множество знаменитых людей древности. В Элевсинские таинства были посвящены Платон, Аристотель, Еврипид, Софокл, Марк Аврелий.
Римский государственный деятель и философ Марк Туллий Цицерон принял участие в мистериях и изложил восторженную оценку их воздействия, а также влияния на цивилизацию древнего мира в книге «О законах».
«Нет ничего выше этих мистерий. Они улучшили наш характер и смягчили обычаи, заставили нас перейти от дикости к истинному гуманизму. Указали не только как радостнее жить, но и как умирать, не теряя надежды», - Марк Туллий Цицерон об Элефсинских мистериях.
Адепт, посвящаемый в мистерии, проходил ряд испытаний, которые символизировали его смерть и последующее воскрешение из мёртвых. «Посвященные» должны были хранить всё, что происходило во время мистических церемоний, под строжайшим секретом.
«Самое прекрасное из всех доступных нам переживаний — переживание непостижимого…
Тот, кому незнакомо это чувство, кого ничто более не удивляет и не приводит в трепет, все равно что мертвец», - Альберт Эйнштейн.
Древние «книги мертвых» не только описывают предполагаемые посмертные странствия души, но и передают состояния, переживаемые посвященными во время священных ритуалов — мистерий и углубленных духовных практик. В древних мистериях смерти и возрождения, в священных и тайных обрядах, применялись психотехники, изменяющие сознание.
Мистерии существовали во многих частях света, но особенно были распространены в Средиземноморье. Инициация основывалась на мифах о божествах, символизирующих смерть и возрождение: вавилонских Иштар и Таммузе, египетских Исиде и Осирисе, греческих Дионисе, Аттисе и Адонисе. Считалось, что опыт смерти и возрождения, переживаемый на этих таинствах, освобождал посвящённых от страха смерти и коренным образом преображал их жизнь.
Самыми знаменитыми и важными из мистерий были Элевсинские таинства, основанные на истории о похищении Персефоны богом подземного царства мертвых Аидом, увлёкшим её в свой подземный мир, и периодических возвращениях Персефоны на землю. Таинства проводились через четыре года на пятый в Элефсисе, городке неподалеку от Афин, на протяжении почти двух тысяч лет, с 1400 г. до н.э. до 395 н.э. Последний император Римской империи Флавий Феодосий своим указом запретил участие в мистериях и всех прочих языческих культах.
Называя Грецию колыбелью европейской цивилизации, историки подчеркивают, что древние греки были необычайно талантливый народ, породивший множество идей, оказавших большое влияние на остальную Европу. Должно быть, роль мистерий — самая тщательно оберегаемая тайна всех времен и народов. Сведения о методах и процедурах, которые использовались в этих таинствах, затерялись в веках.
Обряды, культовые действия держались втайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. В главном зале храма Деметры одновременно проходили инициацию до трех тысяч неофитов.
Какие методики, изменяющие сознание, использовались в этих тайных обрядах, достоверно неизвестно. Установлено лишь, что участники мистерий употребляли напиток кикеон – содержащий алкалоиды спорыньи, сходный по воздействию с ЛСД, а вино для вакханалий содержало сильнодействующие психоделические ингредиенты.
Древние греки не знали перегонного куба и не делали спирта, однако вина, применяемые при дионисийских обрядах, нужно было разбавлять водой в три, а то и двадцать раз, всего три кубка приводили на грань «истинного безумия». Единственным объяснением столь мощного воздействия опьяняющих напитков на душевное состояние может быть добавление психоделических веществ.
В различных духовных философских и мистических традициях: веданта, буддизм, даосизм, суфизм, гностицизм, христианский мистицизм, каббала описывались переживания, которые в повседневной жизни мы не осознаем. Многие из духовных систем являются продуктом многовекового изучения человеческой психики и сознания. Эти приемы изменения сознания сыграли важную роль в духовной истории человечества. Различные мистические традиции и великие духовные учения Востока представляют особый интерес для исследователей трансперсональной психологии.
Результаты современных исследований сознания подтверждают позицию древних учений. При помощи ряда древних «священных» способов, можно вызвать у человека, так называемое, холотропное состояние. Эти технологии сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, монотонное пение, ритмичные танцы, изменения ритма дыхания и особые формы бодрствования. Особенно эффективной «технологией» было ритуальное употребление психоделических растений.
Холотропные состояния были неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов и церемоний. Они представляли собой ключевой элемент древних мистерий смерти и возрождения. Важную роль холотропные переживания сыграли в мистических ветвях мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы усиления таких переживаний.
К ним относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое монотонное пение, кружение дервишей и многие другие методы. Этими системами были разработаны эффективные виды молитв, медитаций, дыхательных гимнастик для введения человека в состояние изменённого сознания.
Основой мистерий смерти и возрождения были мифологические истории, где действовали различные божества, которые умирали и воскресали, либо спускались в подземное царство мёртвых и благополучно оттуда возвращались. Мифы о смерти и возрождении были основой священных мистерий, во время которых неофиты испытывали смерть, возрождение и глубокое духовно-психическое преображение. Переживания, возникающие у посвящаемых, рассматривались в качестве возможности вступить в контакт с божествами.
Существуют также свидетельства, что добровольное вхождение в подобные крайние состояния сознания рассматривалось как защита от потери рассудка. Об этом свидетельствует древнегреческий миф о Дионисе, который пригласил жителей Фив присоединиться к нему в ритуале, называемом им Малой пляской.
Данным термином обозначался восторг вакханалий – обрядов, включавших в себя принятие опьяняющих напитков, дикие танцы и высвобождение сильных эмоций и инстинктивных позывов. Дионис пообещал фиванцам, что Малая пляска перенесёт туда, где они никогда прежде не бывали. Когда же они отвергли его приглашение, Дионис разгневался и наслал на них Большую пляску. В приступе безумия они приняли Диониса за дикого зверя и убили его.
Этот известный миф указывает, что древние греки сознавали необходимость давать в соответствующей обстановке выход опасным мощным силам, таящимся в человеческой психике. Те сильные переживания, которые посвящаемые испытывали во время мистерий, в особенности духовно-психическую смерть и возрождение, имели целительный и преображающий потенциал.
Об этом свидетельствует диалог «Федр» древнегреческого философа Платона, в котором обсуждается четыре типа безумия, вызываемого божественными влияниями: эротическое, когда человеком овладевают Афродита и Эрос, пророческое под влиянием Аполлона, художественное безумие, вдохновляемое одной из Муз, и ритуальное или безумие мистических таинств, вызываемое Дионисом. Платон даёт описание терапевтического потенциала мистического безумия, приводя в качестве примера менее известные древнегреческие мистерии, посвящённые Кибеле.
Согласно его свидетельству, дикие пляски под звуки флейт и барабанов, достигающие своей кульминации во взрыве, высвобождении эмоций, приводили к состоянию глубокого расслабления и покоя. Среди наиболее древних мистерий смерти и возрождения – вавилонские и ассирийские обряды, связанные с Иштар и Таммузом. Миф, лежащий в основе ритуального действа – это история богини — матери Иштар и ее нисхождения в подземный мир, где правила её сестра, богиня Эрешкигаль. Иштар спустилась в царство мёртвых в поисках священного эликсира, который мог бы вернуть к жизни ее мертвого сына и мужа, бога растительности Таммуза.
В друидических мистериях Британии, граница между символической и физиологической смертью была весьма зыбкой. Посвящаемого помещали заживо в гроб, укладывали в открытую лодку и сталкивали в море, изображая, таким образом, смерть бога Солнца. В этом необычном и тяжелом испытании гибли многие посвящаемые. К тем, кто переживал этот суровый ритуал, относились как к заново рожденным.
В Древнем Египте — в святилищах Карнакского храма, в царской комнате Великой Пирамиды, в храмах Исиды и Осириса, Хатхор в Дендере, Абидосе, проводились «Мистерии Осириса и Исиды». Кандидат в посвященные под руководством иерофантов проходил через ряд тяжелых испытаний с целью преодолеть страх смерти и обрести доступ к эзотерическому знанию о природе, Вселенной и человеке.
Мифологической основой для ритуала трансформации служила история убийства Осириса его братом Сетом и последующего возвращения к жизни с помощью сестер Нефтис и Исиды. Осирис затем стал правителем подземного мира. В этих мистериях тема смерти и возрождения связывалась с циклом чередования дня и ночи и странствием солнечного бога Амона по небу и через подземный мир.
Степень важности мистерий для культуры древнего мира и их значение для развития европейской цивилизации очевидно, поскольку среди прошедших посвящение было множество знаменитых людей древности. В Элевсинские таинства были посвящены Платон, Аристотель, Еврипид, Софокл, Марк Аврелий.
Римский государственный деятель и философ Марк Туллий Цицерон принял участие в мистериях и изложил восторженную оценку их воздействия, а также влияния на цивилизацию древнего мира в книге «О законах».
«Нет ничего выше этих мистерий. Они улучшили наш характер и смягчили обычаи, заставили нас перейти от дикости к истинному гуманизму. Указали не только как радостнее жить, но и как умирать, не теряя надежды», - Марк Туллий Цицерон об Элефсинских мистериях.
Опубликовано 26 февраля 2020
| Комментариев 0 | Прочтений 1198
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: