Похоронные обряды зороастрийцев и кремация Варанаси
Похоронные обряды зороастрийцев и кремация Варанаси
В мире существуют погребальные обряды, которые нам кажутся жуткими. Однако там, где их проводят, никто не считает подобные «манипуляции» с трупами кощунственными. Наоборот, именно такие способы прощания с покойниками представляются в тех местах наиболее правильными.

Лишь рожки да ножки

Пример из глубокой древности — похоронные традиции зороастрийцев. По канонам их религии тела умерших необходимо было уничтожать без остатка, поскольку в них вселяются демоны и оскверняют всё и вся, включая четыре священные стихии — землю, огонь, воздух и воду. Получается, что покойника нельзя ни закапывать, ни топить, ни сжигать, ни даже подвешивать к ветвям деревьев. Что делать? Зороастрийцы нашли выход. Они придумали погребальные глиняные башни-дахмы (башни молчания). Это были высокие круглые сооружения без крыши. По периметру стены тянулись широкие платформы. Ниже под платформами в стене находились ниши для костей, а в центре башенного круга оставалось полое пространство с водой. Погребением занимались могильщики-насасалары. Они укладывали покойников на платформы и уходили. И тут налетали… стервятники! Их пир продолжался до тех пор, пока от тел не оставалось ничего, кроме обглоданных костей. И тогда возвращались насасалары, чтобы уложить эти кости в ниши башни. Со временем останки усыхали, и дождевая вода смывала их прямо в «бассейн» в центре башни. А оттуда ручьи, прорывшие себе пути под основанием стены, уносили их в реки и моря.
Варварский обычай, скажете. Однако представьте, что и в наши дни практикуют нечто подобное. Мало того: считают такие обряды весьма почётными для покойников. Например, на Тибете каждый верующий мечтает о «небесном погребении». Что это такое? А это когда, как у зороастрийцев, тело человека после смерти отдают на съедение птицам! Пусть они полакомятся, а заодно и душу умершего освободят от плотских пут.
Громадные грифы ожидают «раздачи милостыни», как называется обряд по-тибетски, на одной из 1100 специальных площадок для погребения, расположенных высоко в горах. Самой крупной площадкой считается пространство рядом с монастырём Дригунг Тил.
Родственники покойного привозят его на площадку и отдают в руки людей, ответственных за проведение обряда. Это монахи-рогьяпы. Они освобождают тело от покрывала, в которое оно завернуто, укладывают на землю лицом вниз и привязывают за шею к колышку. Их дальнейшие действия напоминают работу мясников… Вооружившись ножами, рогьяпы начинают разрезать кожу трупа, чтобы обнажить мясо для грифов. И как только люди с ножами отходят в сторону, на искромсанного мертвеца налетает стая пернатых хищников. Трапеза проходит бурно. Грифы толкаются, «ругаются», долбят друг друга клювами — только перья летят. Наконец от тела остаются лишь «рожки да ножки». Но обряд ещё не закончен. Теперь рогьяпы, замотавшись в целлофановые плащи, приступают к работе с окровавленными костями. Они аккуратно их собирают, кладут на каменные плиты и принимаются бить их молотками. Задача — раздробить все это в мелкую труху. Под молоток идут даже черепа! Труху смешивают с ячменной мукой и маслом яка и получившуюся «кашку» снова оставляют на корм птицам, теперь уже более мелким. Вот и все. Закончив работу, рогьяпы возвращаются домой в свои юрты, где их ожидает семья для совместного чаепития.

Сгореть и очиститься

Считается, что каждый «правоверный» тибетец должен хотя бы раз в жизни стать свидетелем этого обряда, чтобы постигнуть смысл бытия. А простой турист? Он может и в обморок бухнуться… К счастью, обряд предназначен только для «своих». А если вы все же жаждете быть допущенным на какие-нибудь экзотические похороны? Тогда вам нужно в Катманду!
В столице Непала на берегах священной реки Багмати стоит храмовый комплекс бога Шивы под названием Пашу-патинатх. Здесь с незапамятных времён на глазах у всего народа сжигают покойников. Приверженцы индуизма считают, ' что огонь очищает карму умершего для следующей жизни.
Священная церемония проводится на западном берегу реки Багмати, где устроены гхаты — набережные со специальными площадками для погребения и ступеньками, ведущими к воде. На площадках в особом порядке уложены дрова для погребальных костров. Тело, завёрнутое в покрывало, приносят на носилках его родственники. Они читают молитвы, орошают покойника водой и кладут его на дровяное ложе. Специальные служители из касты неприкасаемых поджигают дрова от священного огня, и разгорается костёр. Одновременно вдоль реки могут полыхать несколько таких костров, и дым от них поднимается высоко в небо. А когда тело сожжено, неприкасаемые развеивают пепел над руслом. Течение священной реки Бахмати доставит прах умершего в воды ещё более священной реки Ганг.
Многие непальцы хотят быть похороненным в Катманду. Правда, это дорого, и не каждый может себе позволить такую роскошь. Особенно высока цена на дрова. Что же делать? Некоторые старики, узнав у астрологов дату своей смерти, сами приезжают в Катманду и селятся в приютах для ожидающих смерти прямо на территории храмового комплекса. Тогда их тоже кремируют в священном месте. Ведь дрова, не догоревшие на чужих кострах, беднякам раздают бесплатно.
Зрелище погребальных костров в Катманду вызывает у европейцев разные эмоции — от любопытства до ужаса. Особенно если их ноздри учуют запах горелого мяса. И как не ужаснуться, увидев, что здесь же, в водах священной реки, барахтаются дети, а их матери стирают бельё! И все же до настоящего «хоррора» тут ещё далеко. Чтобы испытать настоящий ужас, европейцу стоит отправиться в соседнюю Индию — в священный город Варанаси.

На пути к мокше

Именно здесь мечтают быть похороненным все на свете индуисты, даже те, кто живёт в Европе и США. Не говоря уже о необъятной Индии, чьи граждане массово съезжаются в главный город бога Шивы, чтобы совершить паломничество или доставить для кремации тела близких. В Варанаси тоже есть приюты для стариков, приезжающих сюда умирать, нередко в сопровождении родных. Считается, что если человек встретит смерть именно в этом городе, его ждёт мокша. Что такое мокша? Это окончание перерождений, то, к чему стремится каждый индуист. Некий рай, где душа наконец упокоится.
А потому костры Варанаси не тухнут никогда. Кремация идёт и днём, и ночью, и летом, и зимой. Даже в сезон дождей, когда по узким городским улицам текут реки мутной воды, люди всё равно привозят сюда своих покойников, чтобы провести такой нужный для их кармы обряд.
Круглосуточно на берегу Ганга трудится самый главный в Индии крематорий — гхат Маникарника. На его ступенях всегда суета. Тут и родственники с носилками, на которых лежат покойники, и служители гхата, колдующие над огнём, и отшельники садху, сидящие на ступеньках в позе лотоса. Ведущая к гхату улочка доверху заполнена дровами — их можно купить. А в особой галерее горит священный огонь, «жизнь» которого на протяжении столетий поддерживает одна и та же семья.
Недалеко от Маникарники есть ещё один погребальный гхат — Хариш Чандра. Но он менее почётен, поскольку предназначен ещё и для тех, кто умер «нечистой», то есть не своей смертью. В нём же работает электрический крематорий — современное изобретение, совсем не любимое народом. Так что по-хорошему нужно быть сожжённым именно на Ма-никарнике.

Золотой зуб на счастье

Этот гхат нельзя не заприметить, когда плывешь на кораблике по Гангу, — над ним всегда клубится дым. А чем ближе подплываешь, тем ощутимее становится характерный запах горелого мяса. Но самое страшное не это. Ваша лодка может вдруг наткнуться на… мёртвое тело! «Бедняге» не хватило дров, чтобы быть полностью испепеленным, и то, что не съел огонь, было выброшено в Ганг… Нередко останки, вместе с плавающим в воде мусором, прибивает к берегу, причём как раз к тем гхатам, где индуисты совершают омовения. Но верующих это не смущает! Они заходят в свою священную заводь прямо в гущу всего, что прибило к берегу, читают молитвы, обливают водой лицо, а потом в ней же чистят зубы и её же пьют. Они совершенно уверены, что река Ганг девственно чиста. А плавающие в ней трупы… ну, это явление вполне житейское.
В Ганг выбрасывают и тех мертвецов, которых не положено сжигать, — детей, беременных женщин, монахов. Считается, что они безгрешны, и после смерти кремация им не нужна — достаточно и утопления в Ганге! На воде можно увидеть вздувшиеся тела. А на берегах валяются выброшенные водой останки, которые азартно клюют вороны. Впрочем, такое бесконтрольное плаванье покойников все же не вполне допускается. Когда тела прибивает куда-нибудь в запруды, в дело вступают сборщики трупов из касты неприкасаемых. Они вытаскивают их из воды и грузят в свои лодочки. Если надо, то и сами прыгнут в воду, чтобы было сподручнее ухватить тело.
Совершая такую полезную работу, неприкасаемые, наверное, и сами надеются когда-нибудь сгореть в очистительном пламени здешних костров. Впрочем, и в нынешней жизни у них бывают минуты счастья. Например, если на выловленном из воды теле окажется украшение или просто золотой зуб, сохранившийся в истлевшем черепе. Родственникам нельзя снимать драгоценности со своих покойников. А вот неприкасаемым можно! Все найденное они продадут кому-нибудь в городе. Тем же туристам…Автор: Е.Галанова
Источник: "Тайны ХХ века" №51, 2019 г.
Опубликовано 18 декабря 2019 | Комментариев 0 | Прочтений 1195

Ещё по теме...
Добавить комментарий