Славянское Царство Небесное
Древние славяне представляли себе смерть образно. Образы были разные: то страшилище, в котором сочетались человеческие и звериные черты, то человеческий скелет… Часто представляли её в виде птицы — либо чёрного ворона, либо сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы считали предвестием кончины кого-то из близких.
Иногда смерть могла принимать и человеческий облик — обычно костлявой старухи. У славян-великоруссов она держала в левой руке факел, а в правой — косу. У белорусов это была худая и бледная старая женщина в белом саване. Как вариант — в руках она могла держать грабли.
«Угостить» покойника
По поверьям, после того как человек умирал, из его тела уходила душа. В некоторых местах над умирающим разбирали потолок или приподнимали матицу (основную балку, — прим. ред.), чтобы душа могла беспрепятственно покинуть тело. При этом на окно ставили чашку с водой и вешали полотенце — чтобы она умылась и утерлась. Душа в представлении наших предков могла есть, пить, перемещаться с места на место. Поэтому возник обычай «угощать» покойников. Для этого был установлен специальный «навий» день. В словаре В.И. Даля говорится: «Навь — это день поминовения предков. В Южной Руси — понедельник, в Средней и Северной — вторник на Фоминой неделе» (Фомина — неделя, следующая за Пасхальной, — прим. ред.). В некоторых регионах в поминальные дни оставляли кушанья на столах, чтобы усопшие подкрепились. В Витебской губернии клали на стол «для покойных» по ложке каждого блюда, что подавалось живым, — это называлось «дзедоу». В Олонецком крае выставляли вино и пиво.
В то же время душа была чем-то вроде ветра, поскольку ветер родственен дыханию, а «дуновение», «дыхание», «дух», «душа» — слова однокоренные. Когда человек умирал, он переставал дышать. Славяне верили, что бури и вихри происходят потому, что кто-то покончил с собой и душа самоубийцы стремительно вылетела из тела… В Ушицком и Проску-ровском уездах считали, что ветер — это умерший мужичок, который бегает по белу свету, «моргая» одним усом. Могла душа существовать также в виде дыма, пара или облака, которое можно было увидеть после её выхода из тела.
Между тем у славян бытовало ещё и представление о душе как об огне. Ведь тело после смерти становилось холодным, из него уходил внутренний огонь. Люди верили, что огоньки, которые иногда можно увидеть близ могил, это души усопших.
Достаточно распространено было в некоторых областях Древней Руси представление о том, что душа превращается в некое крылатое существо. Так, в Ушицком уезде её представляли в виде мухи, в Грубешовском — летучей мыши, в Ярославской и Олонецкой губерниях — в виде бабочки, её даже называли душечкой. Она могла летать и превращаться и в птицу — утку, галку, голубку, сокола, лебедя, кукушку… Именно поэтому по кукованию кукушки узнают, сколько осталось жить. Согласно славянским верованиям, душа могла переселиться в животное, стать кустом или деревом, которое вырастало на могиле.
Куда она уходит?
Арабский путешественник Ибн Руста, побывавший на Руси в X веке, в своей «Книге драгоценных ожерелий» писал: «Когда (у русских) умирает какой-то знатный, для него вырывают могилу в виде просторной комнаты, кладут туда мертвеца, кладут туда одежду, золотые обручи, которые он носил, много яств, кружки с напитками и другие предметы и ценности. Жена, которую он любил, живою помещается в погребальной комнате; затем затворяют двери, и она там умирает».
Бытовала вера и в переселение душ. Возьмём, например, древнюю пословицу: «Из рода в род такой же урод». Фольклорист Ю.П. Миролюбов в работе «Сакральное Руси» пишет, что жители центральных российских губерний верили: человек перерождается в своих правнуков. Поэтому и принято было называть детей в честь умерших предков. Но если человек жил недостойно, непочтительно относился к своим родителям и за это его не любили в семье, цикл перерождения мог прерваться. Такой индивид возвращался в мир в виде животного, насекомого или растения, но не в облике человека.
По представлениям славян, живые люди обитали в так называемой Яви. Потусторонний мир же делился на три царства: Правь, Навь и Славь. Правь предназначалась для ожидающих перерождения душ праведников, Навь — для грешников. Но Навь не была аналогом ада, душу можно было извлечь оттуда, если живые родственники проводили определённые обряды. В Славь же попадали души героев, которые после кончины обитали рядом с богами. Миром мёртвых у славян правил бог Велес. Чтобы оказаться на той стороне, нужно было пересечь реку Смородину по Калинову мосту, связывающему царства живых и мёртвых.
Зачем нужны похоронные обряды
После того как Русь в X веке была крещена, в обиход вошла христианская концепция рая и ада вместе с идеей посмертного воздаяния. Исследователи считают, что она органично соединилась с языческими верованиями. Так, сохранилась вера в странствия души, которые происходили в несколько этапов. До дня похорон душа обитала в доме, с третьего по девятый день после кончины она облетала вокруг него, а до сорокового дня скиталась по земле. И только после этого, если все обряды были соблюдены, уходила в потусторонний мир.
На Руси практиковался целый комплекс обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. Например, считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то это к скорой кончине ещё кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза — в старину для этого клали на опущенные веки медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож — это не давало покойнику навредить живым. До самых похорон никому и ничего не давали в долг — даже соль. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порог — это могло плохо сказаться на ребёнке…
В гроб в старину положено было класть исподнее усопшего, а также пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что эти вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мёртвых. Правда, в начале XIX века этот обычай обрёл иной смысл. Если во время похорон случайно задевали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки — «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребёнок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду.
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад, ногами на восток. Так, по преданию, лежало в пещере тело Иисуса Христа.
Христианская традиция предписывает также, чтобы над могилой был непременно установлен крест. У православных он должен располагаться в ногах усопшего, а у католиков и протестантов — над головой. Это делается для того, чтобы, когда, по поверью, все умершие воскреснут в день Страшного суда, они могли бы сразу же поцеловать крест — символ христианства.
Во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую кусочком хлеба, — для усопшего. Есть ещё поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, её нельзя подбирать — это грех.
В старину на сороковины перед иконами ставили мёд и воду, чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной в аршин (71 сантиметр), чтобы помочь усопшему подняться на небо…
Русские крестьяне опасались, что покойнику захочется после похорон вернуться домой. Абсурд, казалось бы, но кто знает? Чтобы мертвец не влез через трубу (существовало поверье, что умершие могут летать в виде змеев), жилище окропляли святой водой, а в устье печи насыпали освящённую рожь или пшеницу. На каждое из окон клали по два хлебца и яблока, а также ставили кружку воды или рюмку водки. Расчёт был на то, что если незваный гость захочет войти в дом через окно, он отведает угощения и оставит живых в покое.
Иногда смерть могла принимать и человеческий облик — обычно костлявой старухи. У славян-великоруссов она держала в левой руке факел, а в правой — косу. У белорусов это была худая и бледная старая женщина в белом саване. Как вариант — в руках она могла держать грабли.
«Угостить» покойника
По поверьям, после того как человек умирал, из его тела уходила душа. В некоторых местах над умирающим разбирали потолок или приподнимали матицу (основную балку, — прим. ред.), чтобы душа могла беспрепятственно покинуть тело. При этом на окно ставили чашку с водой и вешали полотенце — чтобы она умылась и утерлась. Душа в представлении наших предков могла есть, пить, перемещаться с места на место. Поэтому возник обычай «угощать» покойников. Для этого был установлен специальный «навий» день. В словаре В.И. Даля говорится: «Навь — это день поминовения предков. В Южной Руси — понедельник, в Средней и Северной — вторник на Фоминой неделе» (Фомина — неделя, следующая за Пасхальной, — прим. ред.). В некоторых регионах в поминальные дни оставляли кушанья на столах, чтобы усопшие подкрепились. В Витебской губернии клали на стол «для покойных» по ложке каждого блюда, что подавалось живым, — это называлось «дзедоу». В Олонецком крае выставляли вино и пиво.
В то же время душа была чем-то вроде ветра, поскольку ветер родственен дыханию, а «дуновение», «дыхание», «дух», «душа» — слова однокоренные. Когда человек умирал, он переставал дышать. Славяне верили, что бури и вихри происходят потому, что кто-то покончил с собой и душа самоубийцы стремительно вылетела из тела… В Ушицком и Проску-ровском уездах считали, что ветер — это умерший мужичок, который бегает по белу свету, «моргая» одним усом. Могла душа существовать также в виде дыма, пара или облака, которое можно было увидеть после её выхода из тела.
Между тем у славян бытовало ещё и представление о душе как об огне. Ведь тело после смерти становилось холодным, из него уходил внутренний огонь. Люди верили, что огоньки, которые иногда можно увидеть близ могил, это души усопших.
Достаточно распространено было в некоторых областях Древней Руси представление о том, что душа превращается в некое крылатое существо. Так, в Ушицком уезде её представляли в виде мухи, в Грубешовском — летучей мыши, в Ярославской и Олонецкой губерниях — в виде бабочки, её даже называли душечкой. Она могла летать и превращаться и в птицу — утку, галку, голубку, сокола, лебедя, кукушку… Именно поэтому по кукованию кукушки узнают, сколько осталось жить. Согласно славянским верованиям, душа могла переселиться в животное, стать кустом или деревом, которое вырастало на могиле.
Куда она уходит?
Арабский путешественник Ибн Руста, побывавший на Руси в X веке, в своей «Книге драгоценных ожерелий» писал: «Когда (у русских) умирает какой-то знатный, для него вырывают могилу в виде просторной комнаты, кладут туда мертвеца, кладут туда одежду, золотые обручи, которые он носил, много яств, кружки с напитками и другие предметы и ценности. Жена, которую он любил, живою помещается в погребальной комнате; затем затворяют двери, и она там умирает».
Бытовала вера и в переселение душ. Возьмём, например, древнюю пословицу: «Из рода в род такой же урод». Фольклорист Ю.П. Миролюбов в работе «Сакральное Руси» пишет, что жители центральных российских губерний верили: человек перерождается в своих правнуков. Поэтому и принято было называть детей в честь умерших предков. Но если человек жил недостойно, непочтительно относился к своим родителям и за это его не любили в семье, цикл перерождения мог прерваться. Такой индивид возвращался в мир в виде животного, насекомого или растения, но не в облике человека.
Знаете ли вы что… На Руси была примета: если во время похорон пойдёт дождь, то душа усопшего благополучно улетит на небо. Мол, если небо плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком.
По представлениям славян, живые люди обитали в так называемой Яви. Потусторонний мир же делился на три царства: Правь, Навь и Славь. Правь предназначалась для ожидающих перерождения душ праведников, Навь — для грешников. Но Навь не была аналогом ада, душу можно было извлечь оттуда, если живые родственники проводили определённые обряды. В Славь же попадали души героев, которые после кончины обитали рядом с богами. Миром мёртвых у славян правил бог Велес. Чтобы оказаться на той стороне, нужно было пересечь реку Смородину по Калинову мосту, связывающему царства живых и мёртвых.
Зачем нужны похоронные обряды
После того как Русь в X веке была крещена, в обиход вошла христианская концепция рая и ада вместе с идеей посмертного воздаяния. Исследователи считают, что она органично соединилась с языческими верованиями. Так, сохранилась вера в странствия души, которые происходили в несколько этапов. До дня похорон душа обитала в доме, с третьего по девятый день после кончины она облетала вокруг него, а до сорокового дня скиталась по земле. И только после этого, если все обряды были соблюдены, уходила в потусторонний мир.
На Руси практиковался целый комплекс обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. Например, считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то это к скорой кончине ещё кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза — в старину для этого клали на опущенные веки медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож — это не давало покойнику навредить живым. До самых похорон никому и ничего не давали в долг — даже соль. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порог — это могло плохо сказаться на ребёнке…
В гроб в старину положено было класть исподнее усопшего, а также пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что эти вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мёртвых. Правда, в начале XIX века этот обычай обрёл иной смысл. Если во время похорон случайно задевали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки — «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребёнок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду.
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад, ногами на восток. Так, по преданию, лежало в пещере тело Иисуса Христа.
Христианская традиция предписывает также, чтобы над могилой был непременно установлен крест. У православных он должен располагаться в ногах усопшего, а у католиков и протестантов — над головой. Это делается для того, чтобы, когда, по поверью, все умершие воскреснут в день Страшного суда, они могли бы сразу же поцеловать крест — символ христианства.
Во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую кусочком хлеба, — для усопшего. Есть ещё поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, её нельзя подбирать — это грех.
В старину на сороковины перед иконами ставили мёд и воду, чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной в аршин (71 сантиметр), чтобы помочь усопшему подняться на небо…
Русские крестьяне опасались, что покойнику захочется после похорон вернуться домой. Абсурд, казалось бы, но кто знает? Чтобы мертвец не влез через трубу (существовало поверье, что умершие могут летать в виде змеев), жилище окропляли святой водой, а в устье печи насыпали освящённую рожь или пшеницу. На каждое из окон клали по два хлебца и яблока, а также ставили кружку воды или рюмку водки. Расчёт был на то, что если незваный гость захочет войти в дом через окно, он отведает угощения и оставит живых в покое.
Опубликовано 19 февраля 2019
| Комментариев 0 | Прочтений 1700
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: