Как технологии контролируют вашу жизнь и что с этим делать?
В 1960-х годах эксцентричный и противоречивый профессор предсказал рост популярности Интернета.
Маршалл Маклюэн большую часть своей жизни проработал в Университете Торонто, где он изучал культуру и технологии: что именно они собой представляют, как они взаимодействуют и как они влияют на то, как мы воспринимаем прошлое и настоящее.
В своей знаменитой книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» (а также в предыдущей работе под названием «Галактика Гутенберга») он предсказал, что в скором времени мы перейдём от визуальной культуры, диктуемой такими технологиями, как телевидение и печатные журналы, к электронным медиа.
По его словам, это создаст «глобальную деревню», новый вид социальной организации, который поможет нам переключиться с индивидуализма на трайбализм, что облегчит общение.
Основная причина, по которой Маклюэн сделал такое впечатляющее предсказание, заключалась в том, что у него было весьма фундаментальное понимание того, что такое технологии и как люди их используют.
Сегодня, когда мы сталкиваемся с данным термином, мы, прежде всего, думаем об информационных технологиях — таких как телефон или компьютер. Возможно, если мы расширим определение, тогда к технологиям мы также сможем отнести такие древние инструменты, как колесо и топор. Но, как однажды сказал Маклюэн в одном из своих интервью, технологии — это нечто большее: «Я думаю о технологиях как о продолжении наших собственных тел, наших собственных способностей, будь то одежда, жильё или знакомые виды технологий, такие как колёса, стремена, которые расширяют функции тела и усиливают возможности людей, необходимые, чтобы справляться с различными условиями окружающей среды. Именно это усиление человеческих возможностей я рассматриваю как технологии».
Суть личных технологий
И хотя иногда Маклюэн пессимистично относился к тому, как технологии влияют на условия жизни человека, он в основном был беспристрастен, часто предполагая, что технологии, как правило, являются агностическими. Если вы грамотно используете их, они превращаются в рычаг; если вы этого не делаете, тогда они начинают вас контролировать.
Когда мы слышим термин «киборг», мы думаем о науяно-фантастических фильмах, где люди слились с компбютерами в физическом смысле. Но, согласно определению Маклюэна, мы стали киборгами с тех самых пор, как научились добывать огонь, создавать орудия труда и одеваться в одежду.
Каждая из этих технологий, так же как и компьютер, каким-то образом улучшает наше тело и его органы чувств, чтобы мы могли лучше перемещаться по различным зонам пространства и времени.
Когда вы создаёте автомобиль и используете его в повседневной жизни, вы заменяете часть функциональности ваших ног; вам больше не нужно использовать их для преодоления больших расстояний, как раньше.
Таким образом, автомобиль становится частью или расширением вашего тела, которое позволяет вам покорять больше пространства, чем вы могли ранее.
Такое определение технологий превращает всё, что мы бездумно используем ежедневно, либо в рычаги, которые улучшают наше тело, либо в то, что мешает нам.
Если вы целый день проводите за компьютером, переключаясь с одного уведомления на другое, пока ваша жизнь проходит мимо, то в данном случае это расширение, скорее всего, сдерживает ваше тело.
В то же время, однако, тот факт, что вы можете использовать тот же самый компьютер для отправки электронных писем близким, которые находятся далеко от вас, даёт вам огромный рычаг для манипулирования пространством-временем, на что ваше биологическое тело само по себе не способно.
Та же самая динамика присутствует в наших отношениях с одеждой, кроватью, домом и всем, что, по вашему мнению, обеспечивает функциональность нашему телу, не будучи им.
Путь к максимальной полезности
Одна из самых вдохновляющих культурных тенденций последних лет — минимализм: идея о том, что чем меньше у вас вещей, тем лучше, поскольку большая часть из того, чем мы владеем сегодня, нам попросту не нужна.
По сути, если у вас есть пища, крыша над головой и стремление повысить ценность своего времени, то вам формально больше ничего не нужно.
Во-первых, это правда: нам действительно нужно не так много. На самом деле большая часть из того, чем владеют люди, мешает им. Если мы посмотрим на это с точки зрения Маклюэна, то эти вещи действуют как компьютер, который мешает вам жить своей жизнью, а не компьютер, который позволяет вам общаться со своими близкими.
С другой стороны, однако, если вы владеете теми или иными вещами с намерением, цените то, что технологии расширяют ваше тело и добавляют рычаги (то есть приносят пользу) то они могут многое вам дать.
Такого рода мышление требует, чтобы человек оценивал свои фактические отношения, источник связи, с технологиями, которыми они владеют и с которыми взаимодействуют. Какой смысл они получают от чего-либо? (Это также касается приложений или веб-сайтов в рамках каждой технологии.)
Хороший способ оценить полезность — посмотреть, легко и плавно ли вещь взаимодействует с вашим телом, позволяя вам больше контролировать окружение, а не наоборот.
Автомобиль, к примеру, способен доставить вас, куда вы хотите, при этом отпадает необходимость идти пешком. Это лёгкое и плавное взаимодействие, и в большинстве случаев оно не управляет вашей жизнью.
Тем не менее, социальные сети устроены таким образом, чтобы подталкивать мозг к формированию зависимого поведения. Вы не контролируете своё тело и жизнь, это делают за вас.
Люди придают смысл связи. Мы живём, неосознанно наделяя значимостью различные технологии, начиная от одежды и заканчивая телефонами.
Максимизировать пользу — значит снять маску, чтобы увидеть, действительно ли технология имеет ценность или мы предполагаем, что это так.
Заключительные мысли
Как сказал Маршалл Маклюэн: «Среда — это суть».
Учитывая современное отношение к технологиям, среда, которую вы используете, чтобы потреблять контент (будь то новости или какая-либо другая польза, которую вы получаете от технологий), влияет на усвоение информации больше, чем фактическое содержимое.
Существует разница между получением новостей из газеты, что является весьма индивидуальным актом, и получением новостей с веб-сайта, что является племенным актом.
Причина кроется в том, что технологии становятся частью наших тел, и эта симбиотическая связь выполняет определённую функцию, которая выходит за рамки поверхностных отношений.
Сегодня нами всё чаще управляют технологии, а не наоборот. Отчасти это связано с тем, как мы создаём их на протяжении последних десятилетий. Также причина заключается в том, что мы просто недостаточно грамотны, чтобы управлять нашими отношениями.
Любая технология, начиная от одежды и заканчивая компьютером, либо расширяет тело благотворным образом, либо мешает ему, отделяя его намерение от того, что хочет разум.
Если вы способны дать оценку вашим отношениям с различными технологиями в вашей жизни и целям, которым они служат, вы можете максимизировать их полезность.
Большая часть смысла в жизни проистекает из связей, которые мы формируем с технологиями, расширяющими наши тела. Чтобы они приносили пользу, мы должны лучше их понимать.
Маршалл Маклюэн большую часть своей жизни проработал в Университете Торонто, где он изучал культуру и технологии: что именно они собой представляют, как они взаимодействуют и как они влияют на то, как мы воспринимаем прошлое и настоящее.
В своей знаменитой книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» (а также в предыдущей работе под названием «Галактика Гутенберга») он предсказал, что в скором времени мы перейдём от визуальной культуры, диктуемой такими технологиями, как телевидение и печатные журналы, к электронным медиа.
По его словам, это создаст «глобальную деревню», новый вид социальной организации, который поможет нам переключиться с индивидуализма на трайбализм, что облегчит общение.
Основная причина, по которой Маклюэн сделал такое впечатляющее предсказание, заключалась в том, что у него было весьма фундаментальное понимание того, что такое технологии и как люди их используют.
Сегодня, когда мы сталкиваемся с данным термином, мы, прежде всего, думаем об информационных технологиях — таких как телефон или компьютер. Возможно, если мы расширим определение, тогда к технологиям мы также сможем отнести такие древние инструменты, как колесо и топор. Но, как однажды сказал Маклюэн в одном из своих интервью, технологии — это нечто большее: «Я думаю о технологиях как о продолжении наших собственных тел, наших собственных способностей, будь то одежда, жильё или знакомые виды технологий, такие как колёса, стремена, которые расширяют функции тела и усиливают возможности людей, необходимые, чтобы справляться с различными условиями окружающей среды. Именно это усиление человеческих возможностей я рассматриваю как технологии».
Суть личных технологий
И хотя иногда Маклюэн пессимистично относился к тому, как технологии влияют на условия жизни человека, он в основном был беспристрастен, часто предполагая, что технологии, как правило, являются агностическими. Если вы грамотно используете их, они превращаются в рычаг; если вы этого не делаете, тогда они начинают вас контролировать.
Когда мы слышим термин «киборг», мы думаем о науяно-фантастических фильмах, где люди слились с компбютерами в физическом смысле. Но, согласно определению Маклюэна, мы стали киборгами с тех самых пор, как научились добывать огонь, создавать орудия труда и одеваться в одежду.
Каждая из этих технологий, так же как и компьютер, каким-то образом улучшает наше тело и его органы чувств, чтобы мы могли лучше перемещаться по различным зонам пространства и времени.
Когда вы создаёте автомобиль и используете его в повседневной жизни, вы заменяете часть функциональности ваших ног; вам больше не нужно использовать их для преодоления больших расстояний, как раньше.
Таким образом, автомобиль становится частью или расширением вашего тела, которое позволяет вам покорять больше пространства, чем вы могли ранее.
Такое определение технологий превращает всё, что мы бездумно используем ежедневно, либо в рычаги, которые улучшают наше тело, либо в то, что мешает нам.
Если вы целый день проводите за компьютером, переключаясь с одного уведомления на другое, пока ваша жизнь проходит мимо, то в данном случае это расширение, скорее всего, сдерживает ваше тело.
В то же время, однако, тот факт, что вы можете использовать тот же самый компьютер для отправки электронных писем близким, которые находятся далеко от вас, даёт вам огромный рычаг для манипулирования пространством-временем, на что ваше биологическое тело само по себе не способно.
Та же самая динамика присутствует в наших отношениях с одеждой, кроватью, домом и всем, что, по вашему мнению, обеспечивает функциональность нашему телу, не будучи им.
Путь к максимальной полезности
Одна из самых вдохновляющих культурных тенденций последних лет — минимализм: идея о том, что чем меньше у вас вещей, тем лучше, поскольку большая часть из того, чем мы владеем сегодня, нам попросту не нужна.
По сути, если у вас есть пища, крыша над головой и стремление повысить ценность своего времени, то вам формально больше ничего не нужно.
Во-первых, это правда: нам действительно нужно не так много. На самом деле большая часть из того, чем владеют люди, мешает им. Если мы посмотрим на это с точки зрения Маклюэна, то эти вещи действуют как компьютер, который мешает вам жить своей жизнью, а не компьютер, который позволяет вам общаться со своими близкими.
С другой стороны, однако, если вы владеете теми или иными вещами с намерением, цените то, что технологии расширяют ваше тело и добавляют рычаги (то есть приносят пользу) то они могут многое вам дать.
Такого рода мышление требует, чтобы человек оценивал свои фактические отношения, источник связи, с технологиями, которыми они владеют и с которыми взаимодействуют. Какой смысл они получают от чего-либо? (Это также касается приложений или веб-сайтов в рамках каждой технологии.)
Хороший способ оценить полезность — посмотреть, легко и плавно ли вещь взаимодействует с вашим телом, позволяя вам больше контролировать окружение, а не наоборот.
Автомобиль, к примеру, способен доставить вас, куда вы хотите, при этом отпадает необходимость идти пешком. Это лёгкое и плавное взаимодействие, и в большинстве случаев оно не управляет вашей жизнью.
Тем не менее, социальные сети устроены таким образом, чтобы подталкивать мозг к формированию зависимого поведения. Вы не контролируете своё тело и жизнь, это делают за вас.
Люди придают смысл связи. Мы живём, неосознанно наделяя значимостью различные технологии, начиная от одежды и заканчивая телефонами.
Максимизировать пользу — значит снять маску, чтобы увидеть, действительно ли технология имеет ценность или мы предполагаем, что это так.
Заключительные мысли
Как сказал Маршалл Маклюэн: «Среда — это суть».
Учитывая современное отношение к технологиям, среда, которую вы используете, чтобы потреблять контент (будь то новости или какая-либо другая польза, которую вы получаете от технологий), влияет на усвоение информации больше, чем фактическое содержимое.
Существует разница между получением новостей из газеты, что является весьма индивидуальным актом, и получением новостей с веб-сайта, что является племенным актом.
Причина кроется в том, что технологии становятся частью наших тел, и эта симбиотическая связь выполняет определённую функцию, которая выходит за рамки поверхностных отношений.
Сегодня нами всё чаще управляют технологии, а не наоборот. Отчасти это связано с тем, как мы создаём их на протяжении последних десятилетий. Также причина заключается в том, что мы просто недостаточно грамотны, чтобы управлять нашими отношениями.
Любая технология, начиная от одежды и заканчивая компьютером, либо расширяет тело благотворным образом, либо мешает ему, отделяя его намерение от того, что хочет разум.
Если вы способны дать оценку вашим отношениям с различными технологиями в вашей жизни и целям, которым они служат, вы можете максимизировать их полезность.
Большая часть смысла в жизни проистекает из связей, которые мы формируем с технологиями, расширяющими наши тела. Чтобы они приносили пользу, мы должны лучше их понимать.
Опубликовано 18 ноября 2018
| Комментариев 0 | Прочтений 1506
Ещё по теме...
Добавить комментарий
Из новостей
Периодические издания
Информационная рассылка: